Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Главные

события

классовой

борьбы

Красный Первомай в Якутии: «Хватит терпеть!»
Будем достойными наследниками Победы!

Прогнозы стали сбываться практически сразу. К настоящему моменту в отставку по собственному желанию уже ушли глава Бурятии Вячеслав Наговицын, губернаторы: новгородский – Сергей Митин, рязанский – Олег Ковалев, Пермского края – Виктор Басаргин. СМИ Карелии утверждают, что Александр Худилайнен еще на прошлой неделе написал заявление об отставке, а официально объявлено об этом будет уже со дня на день. Называют даже имя его преемника – Артур Парфенчиков, нынешний глава Федеральной службы судебных приставов, уроженец Карелии (в его послужном списке также работа прокурором города Петрозаводска). 
Что же объединяет всех нынешних отставников, и почему они вдруг решили покинуть свой пост? У всех четверых уже ушедших (и у пока еще не сложившего полномочий Худилайнена) срок полномочий истекал в этом году. До очередных выборов, намеченных на 10 сентября, остается всего несколько месяцев. Разве в жизни этих регионов произошло что-то экстраординарное, что с точки зрения президента потребовалась срочная замена руководителей? Явно нет, в противном случае глава государства лишил бы их своего доверия, что в последнее время происходило неоднократно. Ничего подобного. Более того, Виктор Басаргин уже получил новое назначение: он возглавит Ространснадзор – ведомство, которое отвечает за безопасность и соблюдение законов на всех видах транспорта. 
Что касается добровольности ухода, здесь также есть сомнения. Напомним, летом 2012 года, как только Госдума приняла закон о выборности губернаторов, Олег Ковалев досрочно подал в отставку. Но вовсе не для того, чтобы уйти. Он, как и Сергей Митин, полномочия которого истекали, тут же испросил себе «ярлык на княжение». В Средневековье это была жалованная грамота, а ныне испрашивают приставку «врио» и президентскую поддержку на ближайших выборах. В последующие годы такая практика досрочных условных отставок использовалась очень широко. И всегда говорились высокие слова: мол, хотим заручиться народной поддержкой. Теперь же за каких-нибудь полгода до выборов даже отчитаться перед народом за свою деятельность не хотят – уходят по-английски. 
Но еще больше таких отчетов не желает власть федеральная, ибо провалы и нищета регионов волей-неволей падут и на нынешних президента и премьера. Все на «регионалов» не спишешь. Так, Олег Ковалев возглавляет Рязанскую область с 2008 года, на эту должность тогда был назначен Владимиром Путиным. А президент Медведев и не подумал лишить своего доверия Ковалева, например, после катастрофических для Рязанщины пожаров 2010-го, когда областные власти показали свою полную недееспособность. 
Так же дела обстоят и с губернаторской карьерой Сергея Митина, назначенного руководить Новгородской областью в августе 2007 года Путиным и поддержанного им на выборах 2012-го. Арест год спустя вице-губернатора Арнольда Шалмуева, а в 2015-м – вице-губернатора Виктора Нечаева за взятки положение самого губернатора тоже не подорвал. Не говоря уже о таких «мелочах», как сгоревший психоневрологический интернат «Оксочи» и гибель 37 пациентов. Ведь если лишать глав регионов президентского доверия за массовую гибель людей, то делать это придется едва ли не повсеместно, и не раз. 
К слову, слухи о скорой отставке Митина ходили относительно давно, но еще в минувшем декабре он комментировал их так: «Конечно, некоторым лицам интересно было бы взбудоражить обстановку. На мой взгляд, это провокационная деятельность, на которую я, откровенно говоря, мало обращаю внимания. Мы идем вперед, развиваемся, и все делается в соответствии с законом. Вот придут выборы, тогда мы и заявим об участии в них». 
Не прошло и двух месяцев, как заявления Митина изменились на противоположные: «Почти 10 лет моя жизнь неразрывно связана с Новгородской землей. Я принял решение – не выдвигать свою кандидатуру на выборах губернатора. Заранее поставил в известность об этом президента, обратился к главе государства с просьбой дать мне новое поручение».
Вячеслав Наговицын возглавлял Бурятию с 2007 года (и тогда, и в мае 2012-го он получил свой пост через назначение президентом – сначала Путиным, потом Медведевым). В его прощальных словах явно звучит сожаление: мол, хорошие были годы: «Формально есть повод пойти на третий срок, но есть позиция, что Бурятии нужны перемены. И я принял для себя, наверное, единственно верное решение: не баллотироваться еще на один срок». В местной же прессе пишут, что Наговицыну помогли прийти к такому выводу. Как сообщает infpol.ru, на днях в Бурятию приехали федеральные чиновники – из администрации президента России, которые провели с ним соответствующий разговор. 
Между тем Виктор Басаргин (он, как и другой возможный отставник – Худилайнен, не проработал и одного срока, а в губернаторы они оба пришли через президентские назначения в мае 2012-го), можно сказать, проговорился. Объяснил, почему ну никак нельзя было доработать до скорого окончания полномочий. По его словам, сменщику понадобится время на подготовку к сентябрьским выборам. 
Иными словами, все тот же президентский «ярлык на княжение» (как прежде условные отставники) получили назначенные Путиным врио глав регионов. С одной стороны, они будут восприниматься «на новенького» – все накопившиеся «усилиями» прежних администраций острые проблемы новых назначенцев вроде бы и не касаются. Конечно, у партии власти огромный опыт разными способами сохранять у власти дискредитировавших себя политиков. Но во время выборов такие усилия все же вызывают раздражение граждан. Порой значительное. В канун президентской кампании Кремль хочет избежать таких локальных обострений регионального масштаба. 
Ну а реальные губернаторские полномочия (и публичная поддержка Путина при назначении) ставят новичков-врио в абсолютно привилегированные условия по сравнению с другими кандидатами на сентябрьских выборах. Фактически смена власти в этих регионах уже произошла – и без всякого участия народа. Выборы (да еще отфильтрованные) постфактум, после утверждения на должностях президентских назначенцев, – фарс и декорация. 
Но чтобы спектакль был реалистичным, сменщикам нужно хоть немного войти в роль. Тем более большинство из них – представители молодого поколения чиновников, люди без лица и репутации за пределами узкого круга. 
На пост исполняющего обязанности губернатора Рязанской области назначен 45-летний депутат Госдумы от «Единой России» Николай Любимов. Он имеет некоторый опыт в публичной политике, но в Калуге, где был несколько лет городским головой. Для Рязанской области человек неизвестный. 
Врио губернатора Новгородской области назначен Андрей Никитин – 37-летний генеральный директор Агентства стратегических инициатив. 
Максим Решетников, ставший врио губернатора Пермского края, родился в 1979 году в Перми. Однако его карьера связана со столицей. В последнее время был министром правительства Москвы. 
Карьера 42-летнего Алексея Цыденова, возглавившего Бурятию, связана с чиновничьими должностями в транспортных структурах. А в губернаторы он идет с поста замминистра транспорта РФ. 
Что касается отставников, все они находятся в самом конце так называемого рейтинга эффективности губернаторов, который составляет близкий к Кремлю Фонд развития гражданского общества (ФоРГО). Но это вовсе не означает, что в возглавляемых ими регионах дела обстоят хуже всего. На самом деле сложно сказать, в каких из субъектов ситуация хотя бы относительно приемлемая. 
Среди 25 российских регионов с самым большим процентным отношением государственного долга к доходам Карелия – 348 млн долларов (119%) и Рязанская область – 410 млн долларов (93%). У Новгородской области долг 15,37 млрд, у Пермского края – около 21 млрд рублей, у Бурятии – 10,1 млрд рублей. Много, конечно, но в упомянутый антирейтинг-25 они не входят. Да и в целом, по данным Минфина России, только 10 из 85 регионов России сумели сохранить экономическую или финансовую стабильность. 
Коррупционные скандалы, техногенные катастрофы, долги по зарплатам, разваленная коммуналка – повседневная реальность для всей России. Но в регионах, чьи губернаторы скоропалительно ушли в отставку (и, очень вероятно, эта череда продолжится), в этом году выборы. Последние перед президентскими. Вот и надо обезопасить себя – в очередной раз замаскировать социально значимые проблемы. 
Грех отставников перед федеральным центром не в том, что они неспособны решить эти проблемы, они виноваты именно в недостаточно умелой их маскировке. О том, что власть здесь не слишком-то любят, свидетельствуют и результаты выборы в Госдуму. При объявленной в целом по стране явке в 47,8% и результате «ЕР» 54,2% в Бурятии, Карелии и Новгородской области явка недотянула и до 40%, в Пермском крае и вовсе – 35%, на Рязанщине – чуть более 43%. 
В Карелии «ЕР» в который раз демонстрирует один из худших результатов – 37%. В Новгородской области, Пермском крае и Бурятии ее результаты на 10–14% ниже средних. И только в Рязанской области дела обстоят приемлемо (54,5%). Но, вероятно, «наверху» известно, какими способами их добились, осознают, что способы эти лишь подогревают недовольство граждан. 
Вот и понадобилось путем «добровольных отставок» заменить тех, кто выдохся, на более ловких, еще ничем в общественном мнении себя не дискредитировавших. Не ради пользы регионов, а для обеспечения безопасности выборов-2018. 

* * *

Карельский губернатор объявил об отставке. Александр Худилайнен, возглавляющий Карелию с 2012 года, объявил о своей досрочной отставке. По его словам, он уже направил президенту соответствующее обращение.
«Сегодня проходит большая работа по ротации кадров на региональном и федеральном уровне, и это обдуманное, взвешенное мной решение не идти на выборы, до которых осталось 207 дней», – заявил Худилайнен. 
Глава региона добавил, что тем самым хочет «дать возможность кандидату президента показать себя в Карелии, предложить жителям достойный путь ее развития».

Екатерина ПОЛЬГУЕВА