Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Главные

события

классовой

борьбы

Красный Первомай в Якутии: «Хватит терпеть!»
Будем достойными наследниками Победы!

…Не все знают, что 28 августа, в день траура по восьми погибшим шахтерам, скончался еще один работник этой алмазодобывающей компании – водитель самосвала Николай Алексеев. Напомним, за несколько дней до крупной аварии, а именно 29 июля, в штрек-ленте его погрузочную машину засыпала порода. В тот же день Николая санрейсом доставили в Якутск, в Центр экстренной медицинской помощи. Врачи четыре недели боролись за его жизнь, но травма шейного отдела позвоночника оказалась не совместимой с жизнью… 
Официальный сайт АК «АЛРОСА» тогда же, в конце августа, информировал, что для расследования произошедшей 4 августа аварии компания привлекла международных экспертов SRK Consulting и DMT Group. Мы, прочитав эту новость, возмутились: «Неужели у нас в стране не осталось ученых и инженеров горнодобывающего производства, подземной разработки месторождений полезных ископаемых? Насколько здесь будут объективны и профессиональны иностранцы?» 
Но руководитель Ростехнадзора в своем докладе, озвученном на днях, ни одного слова не упомянул об иностранных экспертах. Он сказал, что в состав комиссии по проведению технического расследования причин случившегося для экспертной оценки были сформированы четыре экспертные группы из ведущих специалистов и ученых России. 
К какому заключению пришла комиссия? 
Причины аварии – ошибки в проектных решениях и нарушения правил промышленной безопасности. 
Члены комиссии отметили, что «проект «сухой консервации» карьера, реализованный в начале 2000-х годов, не учитывал возможность размыва руды и пород. В нем не было предусмотрено длительное поддержание работоспособности насосов, установленных на дне карьера для откачивания поступающей воды. В технологическом регламенте и проектах на разработку отсутствовала технология закладки промоин в выработках. Складирование соли на борту карьера способствовало преждевременному выходу из строя водоперепускных штолен системы «сухой консервации». 
Комиссия также отмечает, что гидрогеологические наблюдения велись только в пределах рудного тела, а за притоками рассолов никто не наблюдал. Это привело к неправильной оценке изменения гидрогеологической ситуации на руднике. 
– Условия, приведшие к аварии, развивались не одномоментно, а в течение нескольких лет, – сказал Алексей Алешин. – Признаков аварийной ситуации специалисты АЛРОСА не заметили. Система мониторинга также не спрогнозировала аварийную ситуацию. 
И как бы опять оправдывая руководство АЛРОСА, отметил, что «в настоящее время в России и за рубежом нет надежных систем контроля, позволяющих выявлять развитие образований пустот в породах». 
Алешин пояснил, что основу для аварии положило событие, произошедшее еще в 2011 году: тогда из строя вышли два насоса, которые откачивали воду из карьера, и в течение шести месяцев был превышен критический уровень рассола в карьере – практически в десять раз. Вследствие этого вода размывала породу, отметил глава Ростехнадзора. 
Исполнительный директор АЛРОСА Игорь Соболев в интервью агентству «Прайм» еще в 2012 году говорил: «Мы заменили насосы, заказали новые, при поставке они еще задержались на таможне – в общем, решение этой проблемы заняло около пяти месяцев, до октября». Но когда насосы наконец привезли и воду в карьере откачали до нужного уровня, приток воды, по его словам, все равно не упал. Пока карьер был затоплен, вода размыла соляные включения в породах, из-за которых возникли большие трещины. «Сейчас скорость водопритока в рудник порядка 170 куб. м в час, то есть в четыре раза больше предусмотренного проектом», – отмечал он еще пять лет назад. 
Некоторые местные специалисты утверждают, что просто-напросто привезли непригодные насосы – вместо мощных насосов для откачки горной грязевой массы – насосы для выкачивания воды… 
Члены комиссии определили 16 должностных лиц, ответственных за нарушения, приведших к возникновению аварии. Их имена Алексей Алешин не назвал, но добавил, что материалы расследования передадут заинтересованным ведомствам, в том числе Следственному комитету. 
На сайте АК «АЛРОСА» фамилии виновных должностных лиц не приведены. Никто, кроме членов комиссии и руководства компании, пока не знает, работают ли они сейчас. 
Президент АЛРОСА Сергей Иванов 10 ноября сего года обещал принять кадровые решения. Сразу после оглашения причин аварии глава проектировщика рудника «Мир» «Якутнипроалмаз» Александр Чаадаев, занимавший должность вице-президента по инновациям, уволен или сам подал заявление на увольнение из АК «АЛРОСА» (неизвестно). Директором института «Якутнипроалмаз», который входит в структуру АЛРОСА, назначен Андрей Зельберг. Он ранее возглавлял техническое управление этой компании. 
Как известно, сегодня эксплуатация рудника прекращена. Комиссия экономический ущерб оценила в 10,216 млрд рублей. А до этого президент АК «АЛРОСА» Сергей Иванов оценил ущерб от аварии в 10–12 млрд рублей. 
Трагедия, произошедшая на руднике «Мир», хотим мы этого или нет, требует еще более детального осмысления: что произошло? Что нас ждет дальше? 
Она еще раз доказала, что мы идем неправильным путем. Капиталистический способ производства предусматривает прежде всего извлечение прибыли. Она обогащает не основную массу трудящихся, а лишь отдельных лиц – высшее руководство, которое владеет контрольным пакетом акций. 
Именно отказ от социалистического пути развития привел Россию к глубочайшему кризису, в том числе к аварии на руднике «Мир» АК «АЛРОСА». 
Сегодняшняя ситуация поразительно напоминает последние годы существования Российской империи. Характеризуя дореволюционную Россию, Ленин писал, что она «…остается невероятно, невиданно отсталой страной, нищей и полудикой, оборудованной современными орудиями производства вчетверо хуже Англии, впятеро хуже Германии, вдесятеро хуже Америки».