Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Главные

события

классовой

борьбы

Красный Первомай в Якутии: «Хватит терпеть!»
Будем достойными наследниками Победы!

 

Государственное Собрание (Ил Тумэн), в частности, постоянный комитет парламента по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики, народные депутаты республики уделяют большое внимание работе с территориями, где проживают коренные малочисленные народы Севера. А в нашей республике, как вы знаете - 5 национальных районов, более 70 поселений, где живут представители КМНС. Но если на районном уровне у нас существует система в отношении законодательства, нормативно-правовых актов, то на местах хотелось, чтобы эта работа стала более активной и последовательной.

Поэтому на местах хотелось бы, чтобы местные депутаты-представители КМНС не просто ставили вопросы, а более настойчиво добивались принятия нормативно-правовых актов, которые могли бы облегчить эту ситуацию. Конечно, мы понимаем, что нужно обеспечить, в первую очередь, вопросы северного завоза, ценообразования, вопросы тарифов на авиационное обеспечение. Все это, конечно же, требует решения центра, но и на местах можно, при утверждении бюджетов, думать и ставить, скажем, вопросы строительства тех же овощехранилищ, воссоздания системы транспортного обеспечения, контроля над зимними перевозками, ведения зимников и т.д. - вот такие практические вопросы. Это с одной стороны.

С другой, можно до бесконечности ставить вопросы, а их решения так и не добиться. Поэтому Ассамблея ставит своей задачей, чтобы обязательно ее решения были рассмотрены на высшем государственном уровне в республике – в Госсобрании (Ил Тумэн) и Правительстве РС (Я).

В первую очередь, Ассамблея создана для того, чтобы приблизить власть к народу, дать возможность коренным малочисленным народам Севера, в лице их народных избранников, донести актуальные вопросы, наболевшие проблемы до законодательных и исполнительных органов государственной власти республики. Как известно, депутатам районного, поселкового, наслежного уровней редко, когда удается приехать в столицу республики, ведь многие живут в отдаленных северных и арктических улусах. В свою очередь, региональные законодатели не всегда могут побывать в тех наслегах, где проживают коренные малочисленные народы Севера. Поэтому когда депутаты-представители КМНС будут приезжать на заседания Ассамблеи, они смогут не только принять участие в проводимых мероприятиях, но и лично встретиться и пообщаться с депутатами Госсобрания (Ил Тумэн), представителями различных министерств и ведомств республики, озвучить свои проблемы, что поможет в их разрешении.

К тому же, заседания Ассамблеи – это и взаимный обмен мнениями, опытом работы, в результате которого, возможно, решение коллективным разумом каких-то вопросов, это и практическая, взаимная помощь в реализации, казалось бы, нерешаемых вопросов.    

Во-вторых, здесь есть и мотивационный момент. Приняв участие в Ассамблее, депутаты увидят, как работают региональные законодатели, депутаты представительных органов других муниципальных образований, выяснят для себя непонятные моменты, а главное - получат мотивацию, вдохновение и с новыми силами примутся за работу на местах.

И, в-третьих, создание Ассамблеи, я думаю, позволит повысить роль и ответственность депутатов - представителей КМНС, расширит их знания и возможности, что повысит эффективность депутатской работы на местах.

Сегодня коренные малочисленные народы Севера проживают в 18 районах Якутии. Если по республике более 4 тысяч депутатов местного уровня, то 225 из них являются представителями КМНС, что составляет всего 5 %. Поэтому одной из задач Ассамблеи является расширение представительства КМНС в представительных органах муниципальных образований.

 

  1. Надо сказать, что проблемных вопросов много. Один из них касается отметки о национальной принадлежности в охотничьем билете. Насколько известно, и в федеральном, и республиканском законах об охоте есть статьи, которые предусматривают возможность отметки в охотничьем билете представителям КМНС об их национальной принадлежности. По существу, этими статьями дается право КМНС на охоту и рыбалку в целях пропитания без необходимости получения каждый раз в райцентре разрешения или лицензии. Но поскольку эти статьи не работают уже несколько лет, оленеводов и рыболовов из числа КМНС часто штрафуют.

По этому вопросу в ноябре нынешнего года в правительстве республики прошло совещание под председательством Дениса Белозерова. Зампред правительства поставил задачу перед Министерством экологии, охраны природы и природопользования РС (Я) до 20 декабря разработать и внести ему на рассмотрение проект постановления о механизмах реализации статьи республиканского закона об отметке в охотбилет представителям КМНС, дающий им право на добычу объектов животного мира.

Здесь надо отметить, что до 2015 года орган федеральной миграционной службы давал коренным малочисленным народам Севера вкладыш к паспорту о принадлежности к представителям КМНС. Но с 2015 года это было отменено. Таким образом, сегодня свою национальную принадлежность коренные малочисленные народы Севера могут доказать только свидетельством о рождении. Поэтому этот вопрос является одним из самых актуальных.

Кроме этого, остро стоят вопросы транспортной доступности, развития телемедицины. Конечно, жизненно важным вопросом остается вопрос по зимникам. Из-за того, что они поздно открываются, на Север не успевают завезти продукцию производственно-технического назначения, продукты питания. Поэтому в районах ставят вопрос о том, чтобы зимники открывались постепенно, по тоннажу, как это делается на переправе «Хатассы – Павловск».

Еще одним важным вопросом, касающимся КМНС, является реализация республиканского закона «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера РС (Я)», принятого в 2010 году. Этот закон может заработать в полную силу в том случае, если будет прописана ответственность за его неисполнение, в том числе, недропользователями федерального уровня, которые приходят работать в республику извне. Казалось бы, ответственность недропользователей прописана в КоАП, но штрафы там копеечные. Для федеральных недропользователей легче этот небольшой штраф заплатить, чем по итогам этнологической экспертизы они будут платить миллионы рублей.

Кроме этого, в перечень документов для получения недропользователями лицензии на разработку месторождения на территории нашей республики необходимо внести обязательное предоставление готового заключения об этнологической экспертизе. Пока эти изменения не будут на уровне федерального законодательства, мы не дождемся значимых результатов. Депутатам Гос. Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) надо работать в этом направлении.

  1. Закон о любительском рыболовстве принят Государственной Думой 12.12.2018. Правительственная инициатива гарантирует свободный бесплатный доступ граждан к любительской рыбалке, запрещает оборот жаберных сетей, вводит понятие «суточной нормы» вылова, а также ограничивает подводную охоту в местах массового отдыха.

Председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев напомнил, что первое чтение документа было в декабре 2013 года. «С тех пор не прекращаются споры, дебаты относительно того, какие нормы и как должны быть отражены в этом законопроекте», — отмечал он. Сейчас документ подготовлен, достигнут компромисс со всеми заинтересованными сторонами. Закон учитывает интересы рыболовов-любителей, которых в России насчитывается более 20 млн., подчеркнул Николай Николаев.

Закон гарантирует свободный бесплатный доступ граждан к любительской рыбалке. Она может быть ограничена только на:

- землях обороны и безопасности; 

- участках, выделенных для производства аквакультуры; 

- на особо охраняемых природных территориях.

Николай Николаев напомнил о спорах, связанных с так называемыми промысловыми участками, которые были выделены для любительского рыболовства. К 31 декабря 2020 года они должны быть закрыты. Исключения будут только для некоторых участков на территории бассейнов Севера, Сибири и Дальнего Востока. 

         «Это участки, которые, по факту, выполняют природоохранные функции: занимаются культивацией и охраной особо ценных пород рыб и допускают рыбалку исключительно по принципу «поймал — отпусти». Перечень таких участков будет определен Правительством по представлению глав регионов», — пояснил парламентарий.

Ко второму чтению из документа были исключены положения о введении именных разрешений, так как выдача любых разрешений — это риск новых платежей и поборов. 

         Вводится понятие «суточной нормы» вылова — мера нацелена на сохранение рыбы в водоемах средней полосы, особенно вблизи больших городов, где нагрузка на водоемы повышена.

         В документе определен порядок и вопросы оборота сетей — запрещается оборот жаберных сетей и вылов рыбы с помощью сетей. 

         Исключения сделаны для регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока, где рыбалка с помощью сетей может быть открыта в определенные периоды времени. При этом каждая сеть должна получить индивидуальную маркировку и пройти регистрацию.

         Предусматривается запрет на рыбалку с использованием взрывчатых, химических веществ, электротока.

  • Основными проблемами коренных малочисленных народов Севера являются:

1) снижение рождаемости,

2) низкая продолжительность жизни (в сравнении со средней продолжительностью жизни всего населения),

3) рост числа заболеваний,

4) высокий уровень смертности,

5) безработица, низкий уровень жизни, алкоголизм,

6) ограниченный доступ к учреждениям здравоохранения,

загрязнение окружающей среды;

а также такие проблемы в сфере традиционного природопользования, как: 7) сокращение пастбищных угодий для оленеводства,

8) недостаток финансовых средств,

9) отсутствие материально-технической базы,

10) удаленность общин,

11) нехватка квалифицированных кадров и отсутствие в профессиональной заинтересованности молодежи ориентации на занятость в традиционных сферах деятельности.

Все имеющиеся на сегодня проблемы наших избирателей надо решать на всех уровнях представительной власти, в том числе и Вам - депутатам наслежных и районных собраний депутатов.

Наш народ - мудрый. Есть такие народные поговорки: 1) Под лежачий камень вода не течет, 2) Кто ищет, тот найдет, кто хочет, тот добьется!

 

Для решения вышеуказанных и других имеющихся проблем в Ваших наслегах, районах (улусах), призываю Вас смело обращаться с заявлениями в органы прокуратуры, суды, министерства и ведомства республики, в аппараты уполномоченных Республики Саха (Якутия) по:

и в Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС (Я).

Благодарю за внимание и желаю вам, депутатам — представителям коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), успехов в вашей работе на благо избирателей — жителей нашей республики!