Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Главные

события

классовой

борьбы

Красный Первомай в Якутии: «Хватит терпеть!»
Будем достойными наследниками Победы!


Апрель – месяц проведения «Тотального диктанта», эта ежегодная акция призвана обратить внимание россиян на свою грамотность, помочь в развитии культуры грамотного письма. О том, какие ошибки сегодня чаще всего делают россияне, кто чаще всего их совершает и как журналисты влияют на их распространение, телеграфному агентству рассказала ведущий научный сотрудник Института русского языка имени В.В. Виноградова РАН, ведущая программы «Говорим по-русски» на радио «Эхо Москвы» Ольга Северская.
Далее идет рассказ: у НТВ 13 ошибок в час, у Первого канала – 11 ошибок, у «России-1» – три ошибки в час. Много это или мало? Информационные агентства – «Россия сегодня», «Интерфакс» и, извините, ТАСС – тоже неграмотные. 
Образовательная акция «Тотальный диктант» прошла 13 апреля 2019 года в 80 странах мира, 1112 населенных пунктах (в России – свыше чем в 800). Цель проведения диктанта – обратить внимание россиян на свою грамотность... 
Итак, какие ошибки были сделаны. Вместо названия «Моцарт и Сальери» писали «Моцарт и Савелий», вместо Плюшкин – Клюшкин, вместо «обаяние» – «обоняние». В предложении «Васька поймал леща» писали про «клеща». Вместо «трагическая развязка» писали «тропическая». И вот как пошутил главный редактор портала «Грамота.ру» Вл. Пахомов: «Видимо, весна, и мысли о предстоящем отпуске пишущих отвлекали». 
Горько сознавать, но это очевидно: Вл. Пахомову, как и остальным организаторам этого действа, все равно, что отпуск, что написание диктанта, что калым, что Колыма. О каком отпуске может идти речь в безработной России?! И при чем тут отпуск и написание диктанта?!

***

Прежде всего, наверное, надо определиться с понятием грамотность. То, о чем идет речь, к грамотности имеет отношение, мы сказали бы, косвенное: это всего-навсего констатация фактов. 
По порядку. «Тотальный диктант»  – это из модного сегодня набора: «Точь-в-точь», «Ледниковый период», «Без страховки» и т.п. Помните, артист (чаще артистка) выходит на сцену и исполняет, как… С. Ротару, К. Шульженко, Ф. Шаляпин и др., считая это действо величайшим достижением, по-современному, писком моды. На самом деле – это не искусство, это уже было, это вторично, эрзац своего рода. Твоей заслуги здесь – никакой. В «Ледниковом периоде» фигуристами становятся за две недели, хотя фигурному катанию Е. Плющенко отдал всю жизнь. 
Почему это делается? Всё просто – на это отпускают хорошие деньги. Министерству отчитаться есть чем. В министерстве (как они считают) день и ночь думают о грамотности граждан. Это грандиозно. Такого нигде нет. А последствия не в счет, прокукарекал, а там… 
О «Тотальном диктанте» и грамотности. Более 145 тысяч человек из 68 стран и 732 городов приняли участие в международной акции по проверке грамотности «Тотальный диктант», которая прошла 16 апреля прошлого года. По всей России текст Андрея Усачева «Это древний-древний-древний мир» написали 113 859 человек. Число «отличников» из всех, принявших участие в диктанте, составило 1% с небольшим, иными словами, показатель ничтожен. 
В этом году текст «Тотального диктанта» для проверки знания русского языка написал Павел Басинский. О процентах пока сведений нет, однако мы заранее скажем, что процент будет невелик, видимо, как в прошлом году, – 1–2%: из ста тысяч примерно тысяча. 
Удивляет то, что в таинство «Тотального диктанта» профессура педагогических вузов, учителя не допускаются, дикторы – это Дмитрий Ливанов, Сергей Безруков, Михаил Боярский, Владимир Познер и др. – поступают шоу­об­разно: знай наших! 
По нашему убеждению, к любому мероприятию надо готовиться – психологически, физически, интеллектуально и т.д. По мановению волшебной палочки ничего не делается. Чтобы диктант писать, надо в первую очередь иметь натренированный фонематический слух, начитанность. 

***

Из опыта. К пятому диктанту человек только вникает в существо дела. Писать диктант – сложное мероприятие. Писать правильно слова – должно. Но по большому счету это еще не грамотность. Словарь данное слово объясняет так: «Грамотность – умение читать и писать». Заметим, слово читать стоит первым, т.е. грамотность начинается с чтения, с общения со словом, мыслью, с умения правильно строить высказывание, с осознания своей принадлежности к великому творению природы – русской нации, русскому языку. 
Русский язык – язык наш (мой), нашей великой Родины. В советское время его знали, на нем говорили около 500 миллионов человек на земном шаре. Русский язык – один из рабочих языков ООН. На сегодняшний день эта цифра уменьшилась в разы, и нет-нет да и возникает вопрос: а не упразднить ли его как рабочий язык ООН? 

***

О полемике. 
По мнению лингвиста Максима Кронгауза, нынешние учебники опираются на традицию XX века и во многом устарели, поэтому необходима разработка пособий нового поколения. 
– Естественно, нужно какое-то обновление, связанное с реформами в школе и, собственно, с изменениями русского языка, который стал более многофункциональным, – пояснил Максим Кронгауз. – Появились новые сферы его употребления. Прежде всего – интернет, конечно. Для школьников это социальные сети, в которых они общаются. То есть возникло использование письменной формы языка для общения. Раньше школьники тоже общались письменно, это были записочки, которыми они перекидывались в классе. Но понятно, что по масштабам записки не сравнимы с тем, что мы имеем сегодня… В интернете все языки развиваются иначе, чем вне Сети. Это новая реальность, которую нельзя презирать, делать вид, что ее не существует.
А конкуренция учебников? Это от здравого или от лукавого? Конкуренция будет развивать эту область. Какую? Издание учебников? Уважаемый Мэтр (с большой буквы даже)! Заметим, конкуренция учебников и развитие русского языка – это что-то фантастическое, неземное по крайней мере. 
А как понимать раньше школьники тоже общались письменно, а теперь, что, через дупло? 
Уважаемый Максим, в интернете, соцсетях русский ли язык? Может быть, это новый эсперанто, новояз, иероглифическое письмо? И то, что в школьном расписании пишут «Русский язык», – это Русский (напишем с большой буквы) язык? Мы склонны называть это «Инструкцией для письма». 
В интернете все языки развиваются иначе? А как? В интернете, как мы полагаем, язык (уже готовый) используется, но не развивается, помните, от простого созерцания к абстрактному мышлению, а потом к практике… Здесь только практика. 
В сегодняшних условиях, считает эксперт Максим Кронгауз, во всех учебниках необходим раздел «Развитие речи», причем это развитие должно проходить не на выдуманных примерах и не только на классике, а на основе реальной коммуникации. 
– Мы привыкли в школе видеть отдельные предложения из Толстого. Но нельзя русский язык учить по предложениям. Нужны тексты, нужна живая коммуникация… Поэтому ученики воспринимают школьный русский язык как нечто, не имеющее отношения к действительности. Этот разрыв нужно устранить, – подчеркнул Максим Кронгауз. 
Как ни странно, развитие речи как на уроках русского языка, так и литературы всегда было, сошлемся хотя бы на Ф.И. Буслаева. Есть и сейчас. Так что Ваше заявление на сей счет – некорректно. 
Мы привыкли в школе видеть отдельные предложения из Толстого. Мы – это кто? Я с Вами в данном случае не соглашусь. Л. Толстой – величайшее откровение, если хотите, – это икона, божество, наше национальное достояние. Если бы на уроках часто звучал Л. Толстой, мы были бы грамотнее, духовно богаче, патриотичнее. Всего один пример: «Какая-то сверхъестественная сила притягивала глаза Кити к лицу Анны. Она была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны грациозные легкие движения маленьких ног и рук, прелестно это красивое лицо в своем оживлении; но было что-то ужасное и жесткое в ее прелести». (Анна Каренина. – ч. 1, гл. 23). Кстати, в мировом рейтинге издательств Толстой занимает четвертое место. 
На наш взгляд, учебник русского литературного языка должен быть единым, по типу книги «Русский язык (грамматическое учение о слове)» академика В.В. Виноградова, с фамилиями ученых, с соответствующими терминами. А «руководств» для письма много. Русский язык – един во времени и пространстве, на газетной полосе, в стенгазете, на заборе и в соцсетях, и никак по-другому. 
Вызывает недоумение написание «Всенаматч». Видимо, это по образцу «олбанского», по Кронгаузу. Ни заумь, ни другие эксперименты по существу не влияли на русский язык, поскольку имели довольно ограниченную сферу применения. Сегодняшние языковые игры уже повлияли на язык гораздо сильнее, потому что – благодаря интернету – получили широкое распространение. В отличие от зауми, язык падонков активно использовался в реальной коммуникации… Всевозможные интернет-клише: аццкий, сотона, аффтар, жжот и убейсибяапстену – безусловно, выразительны, они задерживают взгляд читателя, привлекают к себе. (Самоучитель Олбанского, с. 121). Вот так! А мы тут о какой-то орфографии. О грамотности! О русском языке! О диктанте!

***

Творчество 
неграмотеев

(из копилки школьных сочинений о Пушкине)

* Арина Родионовна воспитывала Пушкина на сказках, как Шехеразада султанов и бабаев.
* Вдруг Герман услыхал скрип рессор. Это была старая княгиня.
* Гринев очень долго ехал в санях и смотрел на метель. Он бы не доехал, если бы не появился ящик. (Девочка не совсем понимает слово ямщик, поэтому она заменила его на более привычное, хотя и не близкое по смыслу.)
* Гринев сказал Маше, что она самая красивая голубка, которая только есть в природе.
* Дубровский лежал на диване и смотрел телевизор.
* Швабрин хотел выйти замуж за капитанскую дочку, но был этого недостоин.
* Если бы Дантес разбирался в поэзии, то не стал бы стрелять в гениального поэта, а выбрал бы для дуэли какого-нибудь графомана, и потомки были бы ему только благодарны.
* Здесь он впервые узнал разговорную русскую речь от крепостного дядьки и няни Арины Родионовны, от простых мужиков и баб.
* Златая цепь на дубе том, и днем, и ночью «новый русский» балдеет от цепи, козел!
* Как мы знаем, Пушкин – один из великих писателей XX века.
* Капитанша рассказала о Пете Швабрине, которого отправили сюда за самоубийство.
* Когда Дубровский убил медведя, Кирилл Петрович не рассердился, а велел содрать с него шкуру.
* Когда к поэту являлась муза, он прекращал бездельничать и хватался за перо.
* Швабрин ранил Гринева, как настоящий подлец, в бок и слева.
* Мне нравится то, что с таким талантом Пушкин не побоялся стать народным поэтом.
* Мое знакомство с Пушкиным состоялось со «Сказки о рыбаке и рыбке», когда маленькая курносая девчонка залезла на диван и, сжавшись калачиком, начала по складам читать первые строки сказки. И начиная с этого момента у меня завязалась крепкая дружба с поэтом. Но, беззаветно любя его стихи, ценила ли я их по заслугам?
* Но Дубровский не струсил: когда медведь пошел на него, Дубровский молча достал свой «ТТ».
* Обеспокоенный похищением Людмилы, Руслан ложится спать...
* Поэтому Пушкин повлиял на свое поколение даже больше, чем Терминатор на наше.
* Пушкин, как и все поэты XIX века были легкоранимыми людьми: их часто убивали на дуэлях.
* Пугачев пожаловал шубу и лошадь со своего плеча.
* Пугачев помогал Гриневу не только в работе, но и в любви к Маше.
* Пугачев сидел в клетке, как мышь в мышеловке, прищемленный за лапу.
* Пушкин – один из талантливых людей своего времени. И я его ценю и уважаю как поэта и человека. Но в прошлом году наши ребята побывали в музее А.С. Пушкина. И выясняется, что наш любимый поэт; кроме своей жены Гончаровой, имел еще 130 любовниц. Это дар и талант, когда в наше время практически этого сделать невозможно.
* Пушкин был старинного дворянского рода из бедной крестьянской семьи.
* Пушкин был чувствителен во многих местах.
* Пушкин для меня – человек, ушедший не в землю, а в осень.
* Пушкин вращался в высшем свете и вращал там свою жену.
* Стихотворение написано в быстром ритме сплошным текстом.
* Пушкин писал не только стихи про любовь, но и со звездочками...

***

г. Шуя,
Ивановская обл.

профессор