Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Главные

события

классовой

борьбы

Красный Первомай в Якутии: «Хватит терпеть!»
Будем достойными наследниками Победы!

 

Австралия – это Мельбурн, Сидней, столицы былых Олимпиад прошлого века, точнее 1956-го и 2000-го годов. Австралия - это еще и капитан Джеймс Кук, первооткрыватель восточной части этого материка. Австралия - это еще и кенгуру, и коалы, но нам не довелось их встретить, хотя на трассах то тут, то там предупреждающие знаки. Паруса Сиднейской оперы как символ современной Австралии – всем нам это известно, но все же это так далеко от нашей страны и нашей действительности. Оказавшись на австралийской земле, чувствуешь, что жизнь здесь течет размеренно, не спеша. Как и должно быть на другом конце света и там, где все «перевернуто». Солнце и луна совершают свой другой для нас круговорот. Зима и лето. У нас лето, а там, в Австралии, зима. Мы летели из последних дней лета Якутска в знойное лето Сеула и Тайбэя, а потом в зиму Брисбена. Обратно с весны Брисбена через лето Тайбэя и Сеула в осень Якутска. Но их зима как наша осень. Но без дождей и пронизывающего ветра.

Итак, в общей сложности мы в полете были в одну сторону 17-18 часов. Утомительно, но еще и растянулся наш перелет из-за пересадок около двух суток. По маршруту курсируют современные воздушные судна, особенно на самом длинном маршруте «Тайбэй-Брисбен» – аэробус А350 900, в котором, удобно расположившись в кресле, можно включить фильмы или послушать музыку, начиная от Эрика Клэптона и Синатры до звезд азиатского мира, как Фэй Сян (Fei Hsiang, Kris Philips), Джеки Чунг (Jacky Cheung)… Или классическую музыку, джаз… На любой вкус, как говорится. Не только для услады слуха и чтобы коротать эти 8 часов полета в комфорте нирваны или полузабытьи сна, но и для поднятия духа и придаче соответствующего настроения, например, мне писать свои заметки о настоящем, а, может, и о прошлом (кстати, в которое непременно превращается наш этот настоящий миг).

…Подлетаем к Брисбену. Что нас ждет? После Тайбэя оказываемся в городе, сочетающем старую добрую Европу королевы Виктории, суперсовременные здания, то есть с условным западным миром и экзотический юг с буйством зелени пальм и цветов, омываемого волнами безбрежного Тихого океана. Город назван по имени шотландца генерал-майора сэра Томаса Макдугалл Брисбена (1773—1860), бывшего в 1821-1825 годах губернатором Нового Южного Уэльса и астронома. Город переименовали в его честь в 1860-х годах. Его портрет украшает музей в городской ратуше.

 

В порту нас встречает прибывший несколькими часами ранее из Чикаго Владимир Рязанский, успевший арендовать машину, оказавшуюся практичной и удобной для наших поездок по городам. Владимир заслуживает отдельного рассказа о нем. Вкратце здесь скажу, что он на сегодня фактически единственный из мне известных якутских ученых, занимающихся серьезными исследованиями в ведущем исследовательском центре США – Чикагском университете. Предмет его исследований в области биомедицины и клеточной иммунологии.

Мы выбрали наш долгий путь на зеленый континент не ради отдыха или новых ощущений, а нас позвала та миссия, которую выбрал Василий Харысхал вот уже без малого более четверти века назад. С 1993 года, как писатель, исследователь. Найти затерявшиеся следы якутских эмигрантов, таких, как Гаврил Никифоров-Манньыаттаах уола, Георгий Ефимов и другие.

В далекой Австралии оказался Асклипиодот Рязанский в 1950-х годах. Нам предстояло найти новые сведения об этом удивительном человеке. В городе Голд Кост живет супруга младшего сына Асклипиодота Ирена Келси-Рязанская, и первая встреча в день прилета состоялась с ней в ее уютной квартире с видом на океан. Но об ее истории в следующем материале. Скажу только, что по результатам встречи она передала экспедиции все имеющиеся у нее документы и фотографии А.А.Рязанского, в том числе касающиеся ее мужа Евгения.

Мы поблагодарили Ирену Келси за то, что она сохранила семейный архив, и передали видеопослание и памятные подарки от родственников Рязанских в Амгинском улусе. Ирене также были подарены фотоальбом о родном для Рязанских Амгинском улусе и журнал «Илин» за 2015 год со статьей Василия Харысхала об Асклипиодоте Рязанском, на что Ирена заметила: «Как было бы хорошо, если бы Евгений дожил до этого дня. Он был бы очень рад, ведь безмерно любил свою семью, уважал отца».

1 сентября вместе с Иреной посетили кладбище г.Брисбен и почтили память Асклипиодота и Елизаветы Рязанских, а также их сына Евгения. Это событие знаменательно тем, что до этого момента нам не было известно место захоронения Рязанских.

Асклипиодот Рязанский ушел из жизни после тяжелой болезни на 71-м году жизни, в 1968 году. В эмиграции он проявил свои таланты в разных сферах, в том числе в таких областях, как журналистика, публицистика, политология, предпринимательство. Всего им было опубликовано около 350 статей в разных изданиях Китая, США, Австралии на английском языке. Как он сам отметил в своих воспоминаниях, написанных в форме дневника, большинство статей были подписаны псевдонимами.

3 сентября по нашей просьбе настоятель Свято-Николаевского собора Русской православной церкви в г.Брисбен протоиерей Гавриил (Макаров) совершил заупокойное богослужение (литию) в честь якутян-эмигрантов Гавриила Никифорова-Манньыаттаах уола, Анатолия Никифорова, Григория Кузьмина, Георгия Ефимова, Асклипиодота и Елизаветы Рязанских, Евгения Рязанского.

Василий Харысхал со знатоком истории русской эмиграции Константином Дроздовским и протоиереем Гавриилом (Макаровым).

Исследователь истории интеллигенции и якутской эмиграции, народный писатель Якутии Василий Харысхал подчеркнул, что «в эти дни в Австралии нами проведена большая работа в семейном архиве, библиотеке Брисбена и уточнены многие детали жизни семьи Рязанских. Когда и как они прибыли в Австралию, как они здесь жили, судьба сыновей Асклипиодота Афанасьевича и другое. Мы привезли поклон от якутской земли и совершили наш национальный обряд на месте захоронения Рязанских».

На всех встречах в Брисбене Василий Егорович рассказывает о своих поисках по всему миру, посвященных выяснению судеб якутян-эмигрантов, знакомит с имеющимися у него документами, что вызывает живой интерес у слушателей.

В Брисбене много мест, которые хотелось бы посетить. Но наш маршрут пролегал там, где возможно были наши герои – семья Рязанских. Непременно, как нам подтвердил отец Гавриил, они посещали службы в православной церкви, и, конечно же, не могли не побывать в ратуше – сердце Брисбена и на площади перед ним. С тех пор, как они приехали и проживали вплоть до кончины последнего Рязанского – младшего сына Евгения в 2014 году.

Здание ратуши, построенное в 1920-1930-х годах, венчает башня с часами высотой 92 метра, которая была самым высоким строением в городе до 1973 года. Когда мы поднимались на оригинальном подъемнике 1930-х годов на смотровую башню, бережно сохраняемую, сотрудник увлеченно рассказывал историю башни и подъемника. На несколько минут сделали остановку внутри гигантского циферблата.

По плану наших поисков сведений о Рязанских мы посетили и библиотеку, которая вместе с музеем и концертным залом создают уютный комплекс. Конечно же, это современные здания, скорее, здесь бывал только Евгений. Скажу, что сам Евгений Рязанский очень интересная личность, оставивший свой след в этом городе как инженер-строитель. В свободное время писал картины. Историю его жизни еще предстоит кому-то описать, возможно, даже исследовать.

Судьба уготовила Асклипиодоту, любознательному и талантливому мальчику из маленькой точки на карте мира – нынешнего Соморсунского наслега Амгинского улуса, удивительную жизнь, где чередовались взлеты и тернии, открывались новые пути-дороги, но всегда его сопровождал поиск истины, в чем я теперь твердо убежден. Он из сохранившегося дневника предстоит человеком сильной воли и не побеждаемого духа. Теперь предстоит искать и находить его опубликованные статьи – интеллектуальный труд всей жизни Асклипиодота Рязанского.

…Мы сидели в кафе перед ратушей и в наших мыслях были они, люди самого неспокойного и трагического века – ХХ-го, который, с другой стороны, дал нам примеры подвига духа и воли. Иногда и, возможно, за не сбываемые мечты. Он, Асклипиод Афанасьевич, ходил по этим мостовым, поднимался на башню и любовался видом центра города… Мы уверены, тосковал по родине… В архиве сохранился рисунок юрты, родной и теперь такой далекой, когда он выводил карандашом эти воспоминания на листочке...

В завершающий день нашей экспедиции мы еще раз встретились с Иреной Келси-Рязанской, и она подписала дарственное письмо о передаче республике документов, фотографий и семейных реликвий. В нем, в частности, говорится: «…я считаю, что они должны храниться на Родине Рязанских и быть достоянием якутского народа».

Теперь в Брисбене есть место, которое могут посещать и где могут поклониться якутяне. Кладбище Маунт-Граватт, где покоится прах Асклипиодота Афанасьевича Рязанского (26.04.1898 – 11.10.1968), прожившего беспримерно мужественную жизнь на чужбине и сумевшего раскрыть свой талант философского склада.

Олег СИДОРОВ.