Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Главные

события

классовой

борьбы

Красный Первомай в Якутии: «Хватит терпеть!»
Будем достойными наследниками Победы!

 

Вдвоем – и Андрей Владимирович, и Маргарита Степановна – очень интересно рассказали гостям об основах эвенкийской культуры, о легендарных шаманах современности. Так же они рассказали об истории строительства этнокультурного центра «Эян», который стал средоточием культурной жизни эвенков, центром возрождения и развития, популяризации национальной духовной культуры уникального села.

Торжественное открытие этнокультурного центра «Эян» в селе Иенгра состоялось 12 июля 2002 года, а в 2003 году он получил статус юридического лица. Учредителем этнокультурного центра стала администрация муниципального образования «Нерюнгринский район».

Архитектурный дизайн этнокультурного центра имеет выдержанный этнический стиль. Внутри помещения – уютно и комфортно. Всего здесь 18 помещений, в четырнадцати из них проводится культурно-массовая работа, занятия в кружках и коллективах, в четырех располагаются кабинеты директора, методический, хозяйственные помещения. Гордостью этнокультурного центра «Эян» является обрядовый зал, в котором располагается ритуально-обрядовая экспозиция. Здесь же разместились филиал районной библиотеки и мини-музей. В универсальном зале 250 посадочных мест. Предусмотрены помещения для неформального отдыха и общения людей.

Разумеется, культурная жизнь в Иенгре была и задолго до появления в селе этнокультурного центра «Эян». Поэтому штат этнокультурного центра был сформирован путем объединения культурных подразделений села: агиткультбригады, народного фольклорного ансамбля, сельского дома культуры.

В первую очередь культурная жизнь Иенгры связана с легендарным ансамбля «Юктэ», который основала Валентина Енохова. Её портрет сегодня помещен в небольшим музее, который также подробно показали журналистам из разных городов гостеприимные хозяева «Эяна» - Андрей Владимирович и Маргарита Степановна Кирилловы.

ЮКТЭ

Эвенкийский народно-фольклорный ансамбль «Юктэ» («Родник») существует уже 33 года! Все эти долгие десятилетия он пользуется большой популярностью и известностью далеко за пределами родного села. Зрителей покоряет не только талант и мастерство самодеятельных артистов, но и их национальные костюмы, сохранивший чистоту язык древнейшего народа. Концертные маршруты самобытного ансамбля протянулись не только по Якутии, но и далеко за пределами Российской Федерации.

История ансамбля «Юктэ» начиналась в 1986 году. В то время собирательница и хранительница эвенского фольклора Валентина Степановна Енохова начала собирать вокруг себя рабочую молодежь. Все участники ансамбля владели эвенкийским языком и являлись знатоками обычаев, традиций. Фольклорный ансамбль, получивший название «Юктэ», начал работать в сельском доме культуры.

В 1987 году в селе Иенгра проводился смотр самодеятельных коллективов села, где впервые на сцену вышел детский состав ансамбля, как танцевальный коллектив. Еще год спустя при Золотинской средней школе-интернате Валентина Енохова создала детский фольклорный ансамбль «Юктэ». В течение десяти лет Валентина Степановна посредством песни и танца передавала детям любовь к родной земле и интернациональной культуре. При ее руководстве в 1991 году ансамбль получил звание «народного», которое потом защищал много раз.

С 2000 года ансамблем «Юктэ» руководит Александра Игнатенко. С 1996 года постановкой танцев занималась хореограф Наталья Максимова, принявшая «эстафету» от Валентины Еноховой.

«Юктэ» по-прежнему находится в постоянном творческом поиске, работает в тесном контакте со старейшинами села, собирателями фольклора. В репертуаре ансамбля - обрядовые и хореографические постановки по легендам и сказкам национальной эвенкийской культуры. Большую помощь оказывает обрядовая группа, в которую входят многие уважаемые жительницы села, в том числе и принимавшая в этот день гостей Маргарита Кириллова.

Ансамбль «Юктэ» не только хранит уникальные образцы народной музыкально-танцевальной культуры, но и сам является творческой лабораторией, в которой познается богатство эстетической мысли и духовности эвенкийского народа.

Гостям из разных городов, разумеется, было интересно посмотреть на традиционные обряды, которые пришли в быт и культуру современных эвенков из глубины веков. Все эти обряды, конечно, прекрасно знают все жители Нерюнгринского района, но для наших гостей они были в новинку.

Это обряды Улгани (очищения), Имты (кормления огня), Сэвэк Мо (умасливания ритуального столбика), Обряд-просьба (обращение к реке), Еллувка (обряд приобщения ребенка к семейному очагу, родовому огню), свадебный обряд, обряды встречи родов, приобщения невесты к роду жениха. Это национальные игрища - хороводы «Одера» и «Дэвэйдэ», выраженный в танце миф о создании эвенкийской земли Дулин Буга. Это и весенние игры птиц и зверей, встреча солнца и картинки национальных праздников.

Среди танцев, которые показывал в разные годы и демонстрирует сегодня ансамбль «Юктэ» - «Северное сияние», танец шамана, танец с бубнами, «Нельки», танец оленей, «Гудей Дуннэ», «Капалухи», «Стерхи», «Орончикан», танец с саламой, «Таежные дали», «Хозяйка тайги», «Аяврив», «Монкорук», якутские танцы «Девушка с урасы», с чоронами, танец «Хоровод дружбы», турецкий, корякский, восточный танцы. Эвенкийские народные хороводы «Ехарье», «Дяляинча», «Дялигер», «Осорай», «Гошунго», «Гор-гор-госигор», «Манчора», «Дэвэйдэ», «Одера» и другие. Материалы для постановок находятся в легендах и преданиях, в народной мифологии, в общении с представителями старшего поколения и, конечно же, в самой природе. Через искусство прокладывается «мостик» от природы к человеку, одухотворяя и облагораживая его внутренний мир.

САВЕЙ

Особый интерес гостей вызвали эвенкийские шаманы, о которых они задали немало вопросов. Тем более, что в музее, который показал гостям учитель национальной культуры Золотинской школы-интерната Андрей Семенов, как и в этнокультурном центре «Эян», размещены портреты легендарного Савея - Семена Васильева. Савей ушел из жизни в 2013 году. Его знали лично многие из нас, включая автора этих строк. Тем не менее, даже для современников этот удивительный человек остался загадкой.

Основой шаманизма является посредничество между людьми и духами, которое осуществляют особые люди, называемые шаманами. Шаманизм нельзя обойти стороной, говоря о жизни и мировосприятии эвенков. За многие тысячи лет своего существования в гармонии с природой эвенки выработали целую систему правил в виде заповедей и запретов, которые должен был соблюдать каждый житель таежных просторов.

Шаманизм - не только вера в сверхъестественное. Это особая форма мировоззрения, в которой содержится очень много рационального по отношению к природе, к животным, миру, к людям. Шаманом становится разносторонне талантливый, умный, мудрый человек. Шаманом может быть только глубокий носитель духовной культуры народа, знаток старины, обычаев, традиций. Шаман – это певец и сказитель, особый человек, обладающий мощной энергетической силой, хорошо знающий скрытые секреты культовых обрядов, владеющий тайнами и опытом народной медицины.

Деятельность шаманов опирается на вековую мудрость народа, сохранение традиций, знание секретов народной медицины и ценностей духовной культуры. И несмотря на это, в ней остается немало загадок для современников, тем более, относящихся к другим этносам.

Семен Степанович Васильев (Савелий, Савей) родился 10 января 1936 года в поселке Нюкжа в семье потомственной династии эвенкийских шаманов из рода Иниалас (Инытыл). Название этого рода в буквальном переводе означает «маленький совенок, который начинает летать вечером».

Семен Степанович много лет работал в Иенгре оленеводом, охотником, каюром. Шаманом он стал весной 1975 года на маленькой речке Арылак. Савей, каким мы его знали, был одним из современных шаманов, практикующих все обрядовые виды и методы шаманского лечения. К нему обращались люди, страдающие патологиями почек, остеохондрозом, эпилепсией, сердечно-сосудистыми и эндокринными заболеваниями, и он действительно исцелял их.

Как именно – остается загадкой, которую, видимо, еще необходимо глубоко изучать.

СЭВЭК МО

Показывая гостям ритуальный столбик – Сэвэк Мо - Андрей Владимирович и Маргарита Степановна Кириловы рассказали гостям о представлении мира эвенками. Три мира отражаются на этом ритуальном столбике, который мы видим каждый раз на празднике Икэнипкэ.

Вселенная, по поверьям эвенков, делится на Верхний мир, включающий Солнце, Луну, звезды, Нижний мир (злые духи, подземная река в царстве смерти) и Средний мир, в котором обитают люди. У каждого обитателя Среднего мира своя жизнь и свои интересы, требующие уважения. По поверью эвенков, у каждого растения и животного есть душа, которая может отомстить человеку за причиненное зло.

В мифах и преданиях эвенков существует множество животных и птиц, которые являлись прародителями эвенкийских родов. Например, из исторических сказаний известно, что, наблюдая сходство в строении конечностей медведя и человека, древние эвенки пришли к выводу, что медведь раньше был человеком. Природа для эвенков – это живой организм, проявляющий ответные чувства, когда эвенк соприкасается с ней.

Гостям из Москвы, Санкт-Петербурга, Томска и других городов было очень интересно узнать о жизни и удивительных людях уникального эвенкийского села на карте Якутии – Иенгры. Сегодня только здесь сохраняются культура и язык народа эвенков, имеющего самую богатую историю на нашей северной земле.

Весь Нерюнгринский район и Южная Якутия в целом неразрывно связаны с культурой и языком эвенков. И глядя на свой район глазами приезжих людей, мы тоже вправе гордиться этой уникальностью.

Олег СОЛОДУХИН.

г. Нерюнгри

Фото автора