Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Главные

события

классовой

борьбы

Красный Первомай в Якутии: «Хватит терпеть!»
Будем достойными наследниками Победы!

 

***

11 мая 2020 года одной из главных новостей в стране стало объявление президента Владимира Путина о единовременных выплатах семьям с детьми от 3 до 15 лет — по 10 тысяч рублей на каждого ребенка. Казалось бы, прямая помощь людям, стремительно теряющим деньги из-за коронавируса, — это именно то, чего все хотели от государства. Критика пришла откуда не ждали.

В тот день в группе «Подслушано Энгельс» соцсети «ВКонтакте» под постом, посвященном этой новости, появился раздраженный комментарий.

На поверку оказалось, что под ником Прозоровой скрывалась исполняющая обязанности директора Центра молодежных инициатив администрации Энгельсского района Лидия Бузовчук. То есть представительница власти, которая сама же и отвечает за работу с детьми тех самых рожениц.

Без внимания общественности этот факт не остался. На чиновницу обрушился гнев пользователей соцсети, она в ответ закрыла доступ к странице, а потом и вовсе ее удалила. Через СМИ высказывания Бузовчук дошли и до вышестоящего начальства, которое назначило служебную проверку и провело ее буквально за полдня. К вечеру 12 мая Бузовчук отстранили от должности.

Служение самим себе

Назвать этот случай одиночным и курьезным нельзя, скорее это оставшаяся с советских времен привычка власть имущих смотреть свысока на сограждан. Региональные чиновники средней руки в последние годы с завидной частотой демонстрируют, что простые люди для них — холопы, а не их наниматели, как это есть на самом деле.

Так, в 2019 году начальницу управления пресс-службы губернатора Иркутской области Ирину Алашкевич обвинили в том, что она обозвала «быдлом» и «бичами» жителей региона, к которым после наводнения приехал с визитом Путин.

Отличился в прошлом году и депутат Волгоградской областной думы от «Единой России» Гасан Набиев. Поспорив со своим коллегой из КПРФ, заявившим, что на пенсию в семь-восемь тысяч рублей невозможно прожить, он возразил, что ее получают только «тунеядцы и алкаши».

По его мнению, условия «стать нормальным человеком» у всех были, но они ими не воспользовались, потому что «нормально не работали». Сам Набиев, вероятно, считает, что работал хорошо (на должности гендиректора волгоградской структуры «Газпрома» он получил в общей сложности 14 миллионов рублей и заработал на три квартиры, находящиеся в его собственности).

Впрочем, желание пофилософствовать на социальные темы часто посещает и слуг народа федерального масштаба. Неоднократно этим отличался депутат Государственной Думы от Брянской области, бывший боксер Николай Валуев. На реплику жительницы города Ленинска-Кузнецкого, что ей стыдно жить бедно в богатой России, он решил ответить словами Василия Шукшина: «Бедным быть не стыдно, стыдно быть дешевым». А в 2017 году Валуев посчитал нужным отметить, что проведение чемпионата мира по футболу важнее повышения пенсий. «Ну и съели бы эти пенсии, вот и все», — отметил депутат, официальный доход которого составляет чуть меньше миллиона рублей в месяц.

 Не отставала от него и сенатор Совета Федерации от той же Брянской области Екатерина Лахова, которая решила порассуждать о том, как прожить на 3500 рублей. В связи с этим она почему-то вспомнила жителей блокадного Ленинграда, которые «выживали как могли» и не думали о потребительской корзине. «И при этом, пройдя столько всего, какие они разумные, какая голова у них светлая! Может, как раз стрессы и лишения тому причиной», — предположила Лахова.

Ее образ мыслей идеально совпал с размышлениями на ту же тему министра труда и занятости Саратовской области Натальи Соколовой, которыми она поделилась с общественностью незадолго до Лаховой. Соколова не вспоминала блокадников, однако заверила общественность, что на 3500 рублей в месяц вполне можно жить, если отовариваться в магазинах, где есть скидки. Благодаря «сбалансированному, но диетическому» питанию, по мнению чиновницы, можно стать «моложе, красивее и стройнее».

Продолжать можно почти бесконечно. Директор коммунального предприятия Брянской области «Суземкакомсервис» Сергей Цуканов обещает «хлопнуть в рыло» жительнице поселка Суземка, которая жалуется на плохую уборку снега.

Губернатор Чувашии Михаил Игнатьев (теперь уже бывший) заставляет пожарного попрыгать за ключами от новой техники. Глава департамента молодежной политики Свердловской области Ольга Глацких произносит знаменитое «государство не просило вас рожать».

«Миссия служения гражданам у них уже давно не на первом месте, а лишь декларируется как должная», — объясняет сложившуюся ситуацию политолог Константин Калачев в интервью сайту «Сибирь. Реалии». Ее заменяет служение государству и номенклатуре как неотъемлемой его части — то есть самим себе, рассуждает Калачев, в прошлом тоже политик и чиновник.

Для многих представителей власти, таким образом, эта самая власть замыкается на самой себе. Меньше полагайтесь на государство, как бы говорят они, отстаньте от нас, не мешайте нам работать и зарабатывать. Мы — отдельно, вы — отдельно, разбирайтесь со своими проблемами сами. Как будто эти чиновники вдруг узнали о концепции либертарианства, анархического капитализма, и применяют ее только по отношению к себе, снимая с себя все обязанности и оставляя только право зарабатывать деньги, не задумываясь, из чьих налогов им платят зарплату. В странах, где выборы работают лучше, чем в России, такие политики и чиновники наверняка поплатились бы голосами и лишились своего места на ближайших выборах (в США, например, даже шериф — выборная должность), но в России к этому еще только предстоит прийти.

Зеркальные меры

Параллельно с этим растет ответственность как раз людей обычных, от власти далеких. В марте 2019 года были подписаны законы, устанавливающие ответственность за публикацию информации, выражающей «явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в РФ». По-настоящему тот самый «закон об оскорблении власти» состоит из двух: один определяет возможность блокировки ресурсов, на которых подобные высказывания публиковались, а второй — ответственность в виде штрафов или административного ареста (в случае повторного нарушения).

Зеркального закона при этом не существовало. Получалось, что если граждане не могут выказывать явное неуважение к чиновникам, то те могут это делать, причем сколько угодно — по крайней мере с точки зрения буквы закона, — и без вмешательства СМИ, блогеров и медийных личностей от любой ответственности уходить. Большая часть политиков, упомянутых выше, либо быстро были уволены со своих постов, либо переведены на другие должности, но на юридическом уровне оценку их действиям было дать практически невозможно.

 
 

Инициативы по введению ответственности для представителей властей за оскорбление граждан вносились в Госдуму на рассмотрение неоднократно, но регулярно отклонялись. Например, в мае 2019 года депутаты от КПРФ внесли на рассмотрение подобный законопроект, который был отклонен Комиссией правительства России по законопроектной деятельности. Объяснили это тем, что в статье 5.61 КоАП («Оскорбление») уже содержится «состав правонарушения, объектом которого являются общественные отношения, связанные с гарантированным Конституцией РФ правом граждан на защиту чести и достоинства».

Однако в декабре 2019 года идею наказывать чиновников за чванство и хамство поддержал Владимир Путин. «Если человек пришел на работу в органы власти, да еще хамит и людей оскорбляет, то ему там не место», — согласился президент и предложил «подумать и реально выступить с законодательной инициативой» в этой сфере.

И 12 мая этого года в Госдуме был зарегистрирован новый законопроект. На этот раз его авторами стали вице-спикер Совфеда Андрей Турчак (секретарь генсовета «Единой России») и глава комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн (бывший советник главы Росгвардии).

По словам Хинштейна, когда представитель государственной власти оскорбляет человека, группу лиц, это проецируется на всю систему власти. «Однако на сегодняшний день в России оскорблением считается лишь оскорбление, выраженное в неприличной форме, что затрудняет процесс привлечения к ответственности тех чиновников, которые оскорбляют граждан», — объяснил депутат в эфире программы «Время покажет».

Ожидается, что это будет учтено в поправках к закону. По словам члена СПЧ, председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, законопроект очень четко проработан, ведь «чиновники не просто хамят и матерятся, они делают это по-другому».

Хинштейн и Турчак предлагают наказывать представителей власти, совершивших подобный проступок в первый раз, административным штрафом в размере от 50 до 100 тысяч рублей либо дисквалифицировать на срок до одного года. Повторное оскорбление предусматривает штраф от 100 до 150 тысяч рублей либо дисквалификацию на два года. Совсем недавно, 28 апреля 2020 года, поправки к статье 5.61 КоАП были поддержаны правительственной комиссией по законопроектной деятельности. Впрочем, это ожидаемо, раз уж о проблеме вслух заговорил президент.

По словам президента организации «Фонд информационной демократии» Ильи Массуха, такие крупные штрафы позволят уравнять права между сторонами, и дебаты граждан с чиновниками в соцсетях в конечном итоге станут спокойнее. «Это одно из зерен в общую картину по коммуникации в сети. Интернет важно сделать не отхожим местом для обычного общения людей, а таким, чтобы люди подходили с ответственностью», — рассуждал он в интервью Life.ru.

Как сказал в интервью «Газете.ру» директор Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Сергей Гребенников, «человек на государственной службе должен отдавать себе отчет в том, что он делает, каждый день». «Этот закон нужен для того, чтобы он был — чтобы чиновники понимали, что в случае чего их могут наказать штрафом, увольнением, служебным разбирательством и так далее. Страна у нас большая, люди разные, но оскорблять граждан чиновники не должны», — подытожил он.