Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Главные

события

классовой

борьбы

Красный Первомай в Якутии: «Хватит терпеть!»
Будем достойными наследниками Победы!

 

После публикации моей статьи «Тайна жизни и смерти Платона Ойунского» в 2018 году на портале «СахаНьюс», а потом и в других изданиях, ко мне начали приходить письма, кто-то звонил на работу, в Нерюнгринскую библиотеку, каждый хотел донести что-то интересное о поэте и писателе.

Из всей этой информации меня заинтересовало одно письмо, его написал историк, краевед, Почётный гражданин Олёкминского улуса, Отличник культуры РС(Я), автор книги «Пушкин и Якутия» Иван Петрович Алексеев.

Иван Петрович высказал свои предположения о месте захоронения Ойунского и упомянул о двух тетрадях писателя, в которых были его последние записи:

«Я – историк, краевед, тоже интересовался историей смерти и захоронения нашего великого писателя, выдающегося якутского политика Платона Алексеевича Ойунского.

Я с 1969 года по 2005 год жил в Олёкме, работал историком в школе. Часто видел и несколько раз общался с Ефремом Ивановичем Кузьминым из Олёкмы, из села Иннях, который в 1938-1939 годах находился в тюрьме вместе с П.А.Ойунским. Кузьмин до ареста был сотрудником ГПУ, работал министром здравоохранения ЯАССР.

И вот совпадение: в тюрьме он оказался рядом с самим Ойунским, больным, избитым, умирающим. Ойунский перед смертью передал Кузьмину Е.И., как более надежному человеку из заключенных, свои драгоценные две общие тетради, где были его последние записи. После выхода из тюрьмы кому отдал эти две тетради Платона Ойунского Кузьмин Е.И., я не помню, забыл…

А то, что Ойунского захоронили близ Никольской церкви, как рассказывал Кузьмин Е.И., находившийся тогда, в 1939 году, в тюрьме, я помню. Кузьмин об этом мне рассказывал в 70-е годы 20 века. Мне сейчас 82 года».

Вот такую информацию получила я. Попыталась связаться с сотрудниками библиотеки Олёкмы, музейными работниками, но мои попытки не увенчались успехом…

Загадка и судьба последних записей Платона Ойунского осталась неразгаданной.

Вдруг таинственный звонок от загадочной незнакомки сбил меня с толку. Конечно, этот звонок не пролил свет в разгадке исторической тайны и не дал каких-то достоверных зацепок, но все же в этом что-то есть…

После новогодних праздников в 2019 году сидела на работе, вызвали к телефону. Приятный женский голос приветствовал меня. Разговор был на якутском языке. Женщина представилась Марией, не сказала откуда она звонит, просто спросила:

- Варвара, вы написали статью «Тайна жизни и смерти Платона Ойунского»?

- Да. Я написала, - ответила я.

- Очень хорошо. Я знаю, где точно захоронен великий Ойунский. Действительно, он лежит близ Никольской церкви, не под магазинами, а дальше, где остались дома от исчезающей улицы Шавкунова. Там раньше, вроде, подальше от храма, за церковной оградой хоронили знатных самоубийц. Найдут могилу, найдут и последние записи поэта. Они плотно завернуты в бересту. Содержание этих записей не всем понравится…

Пока я приходила в себя от услышанного, на том конце быстро положили трубку...

Загадка великого творца, отмеченного Высшими силами, потомка знатного рода ойуунов, так и остается неразгаданной и волнует нас, потомков, по сей день…

Варвара КОРЯКИНА,

г.Нерюнгри.

Справка:

Ойунский (Слепцов) Платон Алексеевич родился 11.11.1893 г. в крестьянской семье в Жехсонском наслеге Таттинского улуса Якуцкой области.

В начале 1917 г. вступил в социал-демократический кружок, организованный Е.Ярославским.

С 1914 по 1917 гг. учился в Якутской учительской семинарии.

С 1918 г. член ВКП(б).

В 1921 г. – председатель Губревкома Якутии, в 1922 – председатель Совнаркома, в 1923 г. – председатель ЦИК Якутской АССР.

В 1928-1931 гг. – нарком просвещения и здравоохранения Якутии, с 1935 г. – директор НИИ языка и культуры при СНК Якутской АССР.

С 1934 по 1938 гг. член правления СП СССР.

Автор стихов "Песня свободы" (1922); "На смерть вождя" (1924); "Железный конь" (1926); "Власть Советам" (1927) и др., поэмы "Красный шаман" (1918, 2-я редакция 1925).

Автор рассказов "Сон кожемяки" (1926), "Александр Македонский" (1935) и др., повести "Выход из тины" (1936), мемуаров "Минувшие дни и годы" (1928), повествующих о революционных событиях в Якутии.

Написал ряд драматургических произведений — "Большевик" (пост. 1926), "Туйаарыма-Куо" (пост. 1928) и др.

Автор научных работ "Якутская сказка (олонхо), её сюжет и содержание" (1927), "О теории якутского стихосложения" (1928), "Якутский язык и пути его развития" (1935).

Собрал и подготовил к изданию якутские эпосы олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур» (Нюргун Бо́тур Стремительный) и «Туналыйбыт ньуурдаах Туйаарыма Куо» (Прекрасная Туйа́рыма Куо). Обосновал использование силлабо-тонического стиха в якутском языке. Переводил на якутский язык классику русской и мировой литературы.

Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.

Арестован по ложному обвинению 03.02.1938 г.

Скончался от туберкулеза в пересыльной тюрьме в Иркутске 31.10.1939 г.

Реабилитирован посмертно 15.10.1955 г.

В 1966 г. в Якутии была учреждена Государственная премия им. П.А.Ойунского.

Его имя носит Саха академический драматический театр. В столице республики открыт Литературный музей имени поэта.