Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Главные

события

классовой

борьбы

Красный Первомай в Якутии: «Хватит терпеть!»
Будем достойными наследниками Победы!

 

«Я всегда в такие моменты думаю о своей бабушке Нине Иннокентьевне Протопоповой, легендарном журналисте, редакторе, которая в 2015 году ушла из жизни. Я не особо радовал ее своими успехами. Победы случились позже. В сентябре 2016 года я впервые принял участие в международном конкурсе и стал финалистом The LensCulture Street Photography Awards. Моя первая победа — итоги объявили в день ее годовщины. Я и сейчас сожалею об этом, что она не стала свидетелем моих успехов. До 2015 года я вел такую обыкновенную, непримечательную жизнь. Она никогда не требовала от меня какой-то успешности, чтобы я чего-то достиг. Она всегда говорила мне, как все любящие бабушки: „Ты должен быть хорошим человеком, Лека“. Так она меня называла, и, кстати, отсюда и Lekon в инстаграме. Она всегда любила меня таким, какой я есть. Но сам лично всегда хотел, чтобы она мной гордилась», — вспоминает Васильев. 

 Бабушка за ноутбуком пишет очередную книгу. 85 лет. 2013 год

В его копилке международных призов это 20-я — главная — награда с надписью Winner. За World Press Photo Алексей следит с 2014 года. Три года подряд участвовал и с третьей попытки вышел победителем. 

«Я учился фотографированию благодаря этому конкурсу, учился фотожурналистике, часами просматривая удивительные работы победителей прошлых лет. Благодаря этому конкурсу познакомился с работой Елены Чернышевой о Норильске, которая вдохновила меня на создание первого моего фотопроекта о родной земле My Dear Yakutia (2017 год). Честно, я мечтал сам когда-нибудь оказаться среди них, но все никак не мог представить, что это когда-нибудь произойдет: слишком крутая конкуренция („Парень из Якутии, куда ты лезешь?“). Но это произошло. Поэтому мечтайте, занимайтесь любимым делом, получайте удовольствие от процесса, не верьте, когда вам говорят, что вы занимаетесь ерундой, и совсем не обязательно куда-то уезжать», — написал он сразу после оглашения результатов на своей странице в инстаграме.

2018 год разделил жизнь Алексея Васильева на «до» и «после». Он бросил стабильную работу, чтобы заняться настоящим искусством документального фотографирования. С одной стороны, он уже фотограф с мировым именем, с другой — нехватка денег. Он встал на учет по безработице, работал курьером. За эти два с половиной года Алексей сделал два больших проекта: «Моя дорогая Якутия» и «Сахавуд», которые открыли миру Якутию.

Алексей знакомит с Якутией весь мир через ведущие мировые издания, такие как Time, National Geographic, Guardian, Gup, Wired, China Newsweek и многие другие. Его самый известный проект — «Моя дорогая Якутия». «Это практически магический реализм», — пишут издания. В работах фотографа люди, дома и природа сливаются в одно целое и словно становятся героями какого-то мистического фильма.

Путь к фотографированию у меня начался, когда был обычным корреспондентом «Юности Севера». Просто купил камеру, думал: буду делать семейные фотки. У меня не было никакой мысли, что буду заниматься когда-либо фотографированием профессионально. Я фоткал все подряд, без никакой претензии, что занимаюсь искусством. Мне нравилось ходить и так убивать время после работы: отработаю до 18 и иду гулять по городу с камерой. Это было обыкновенное хобби, которое меня спасало от рутины, безделья. Должен сказать, что во время работы в газете никогда не чувствовал себя хорошим журналистом. Я был таким середнячком, не мог похвастать потрясающими текстами. Вел тихую, будничную, спокойную жизнь.

Впервые меня заметили, когда мою фотографию опубликовали в официальном инстаграм-аккаунте. Это было очень неожиданно. Потому что со мной никто не общался, не спрашивал, можно ли взять. Просто увидел большой наплыв подписчиков со всего мира. Смотрю: оказывается, мою фотографию опубликовали в инстаграме. В те времена Instagram был единственной площадкой, где я делился своим творчеством, фотографиями из жизни Якутии.

Если бы в 2018 году не ушел с работы, может быть, никогда бы и не ушел. Просто понял, что надо попробовать пожить мечтой. Отказался от стабильного завтра, заработка. С другой стороны, я ушел не с самой большой зарплаты, но все же. Ради фотографирования, которое мне абсолютно ничего не обещало. Я ведь ушел не в коммерческое направление, свадебное, где еще как-то можно заработать в Якутске, а в документалистику, которая у нас отсутствует. И пока все получается. 

Хочу сказать, что в «Юности Севера» произошли основные события, которые привели меня к сегодняшнему дню. Это была спокойная работа, которая позволяла заниматься своим любимым делом. Благодарен судьбе, что в моей жизни была «Юность Севера». Благодарен судьбе, что родился и живу именно в Якутске. Якутия — это уникальный регион, где живут потрясающие люди с удивительными историями.

Я сейчас фотограф-фрилансер. До восемнадцатого года не искал своих героев, они мне попадались случайно, к примеру, это были фотографии из командировок. На моих фотографиях часто можно увидеть детей, поскольку я работал детским журналистом.

После я начал относиться к этому более серьезно и уже работал с проектами, тут серьезная работа журналиста: поиск тем, подбор героев, ответы на вопросы, что я этим хочу сказать. Теперь для поиска я обращаюсь к тем же самым СМИ, узнаю, какие события происходят, которые будут интересны не только жителям Якутии, но и за ее пределами. И одна из таких тем — это, конечно же, якутское кино. Это мой второй проект после «Моя дорогая Якутия», над которым я работал в полную силу. И он выиграл World Press Photo.  

Когда ты выбираешь тему, ты должен найти то, что тебе интересно, иначе выйдет картинка ради картинки, которая никого не зацепит. Мне было интересно узнать эту кухню изнутри. До 2015 года я слышал что-то о якутском кино, но прямо не интересовался. Когда в моей жизни появилось фотографирование, оно в какой-то степени изменило и меня. Я включился в жизнь, которая меня окружает. Не в свои хлопоты, внутренний мир, а в то, что происходит вокруг. И в этот момент якутский кинематограф стал больше и больше о себе заявлять. Все чаще в федеральных и зарубежных СМИ стали говорить о феномене якутского кино. Мне захотелось рассмотреть этот феномен, понимал, что это будет интересно не только мне, но и зрителям. И все, я начал заниматься этим делом. 

Я хотел бы и сам когда-нибудь снять свое кино. Но пока не готов: увидел, какой это колоссальный труд, большая коллективная работа. На самом деле, командная работа не мой конек. Мне проще делать что-то самому.

Работа над проектом началась в феврале 2018 года, я тогда поехал к Степану Бурнашеву на съемки фильма «Хара хаар». В течение года ходил и снимал на разных съемочных площадках. Был у Кости Тимофеева, на съемках второй части «Бэйбэрикээн», был у молодого, начинающего режиссера Никандра Федорова на «Потанцуй со мной», который вышел 25 марта. Потом — снова к Степану Бурнашеву на «Сэттээх сир. Ыйаах» и на спортивную драму Валентина Макарова «Дьулуур». 

Эта фотография разлетелась по всему миру. На ней близнецы Семен и Степка во время съемок якутской сказки «Старушка Бэйбэрикээн». Я редко отказываю в публикации своих фотографий изданиям и журналистам. Главное — попросите и спросите разрешения. Может, вы и не платите, просто попросите разрешения и укажите авторство, что не все делают. И это сильно бесит. Ведь за любой фотографией лежит огромный труд. Этот момент, который ты зафиксировал на фото, может никогда не повториться в твоей жизни. Понимаете? «Пойду-ка я сделаю классную фотку». Это не так работает, по крайней мере со мной такого не случалось. Это всегда происходит либо случайно, либо благодаря каким-то обстоятельствам. В мою задачу входит, чтобы я увидел, заметил, скомпоновал все это. 

Я не говорю, что закончил с проектом, будет продолжение «Сахавуда» и «Моей дорогой Якутии». Сейчас работаю над третьим фотопроектом, который посвящен жизни оленеводов, эвенам. Также мне интересна тема глобального потепления в Якутии, она меня волнует, мне хочется знать, понять, что будет с Якутией через 20-50 лет. Хочу в этом разобраться: стоит ли нам беспокоиться?

Мой путь к фотографии идет достаточно просто, мне повезло, что меня поддерживают известные фотографы, такие как Дима Марков, и мои работы достаточно известны. В прошлом году я был на ярмарке фотокниг и был удивлен, что меня узнают. 

Нет любимой фотографии, они все как дети... Ладно, не буду лукавить. Кадр, которым я горжусь, — с ларьком на улице Лермонтова. Люблю фотографии пожилого мужчины в библиотеке под лампой и бабушки на остановке. На самом деле, не люблю говорить, какая фотка мне нравится. Как-то неловко. В обсуждении своих фотографий нет смысла.

Немного страшно у вас публиковаться, поскольку только у вас пишут плохие комментарии к моим работам. Читая их, думаю: лучше совсем ничем не заниматься. А у меня на странице очень много позитивного. Много в личку пишут: «Потрясающие фотографии, хочу в Якутию приехать». Вот это воодушевляет. Может быть, именно благодаря поддерживающим комментариям я и стал фотографом. Когда тебя хвалят, говорят, что ты хороший фотограф, ты начинаешь сам в это верить. Ты хочешь быть хорошим фотографом. А то, что я снимаю какую-то чернуху, — это полная чушь. Это обычные люди, обычные декорации — реальная жизнь. Я не понимаю, чего от меня хотят. Чтобы я фотографировал фитоняш, фэшн-блогеров? Я фотографирую то, что мне интересно. Я не обязан радовать кого-то своими фотографиями, я не свадебный фотограф, вот у него задача — радовать клиентов, своих заказчиков. Я делаю документальную фотографию, приближенную к жизни. Это жизнь, какой я ее вижу. 

Что дальше после этой победы? Буду продолжать работать над своими проектами, придумывать разные темы. По сути, ничего в корне не изменилось в жизни. Это просто войдет в мою историю, биографию. Это очень ценно для меня, что я стал победителем World Press Photo, но вместе с тем это накладывает определенную долю ответственности. Я доказал себе и людям, что можно завоевывать крупные международные награды, не живя где-то там, в Америке, а живя в своем родном регионе, находить интересные темы именно у себя дома и рассказывать об этом. Это действительно прикольно, когда тебе удается рассказать о своих родных местах через фотографию. Это интересно зрителям во всем мире, и это ценят.