Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Главные

события

классовой

борьбы

Красный Первомай в Якутии: «Хватит терпеть!»
Будем достойными наследниками Победы!

 Но если же приехать непосредственно в Мирнинский район, где добываются алмазы, и пообщаться с его жителями, вдруг понимаешь, что “все смешалось в доме Облонских” (цитата из романа “Анна Каренина” Льва Толстого). Нужно отметить, что в Мирнинском районе теперь, кроме “АЛРОСА”, еще семь крупных недропользователей ведут разработки месторождений полезных ископаемых. Они круглосуточно в немыслимых объемах качают нефть в ВСТО и газ в “Силу Сибири”.

И только алмазная компания по-прежнему остается градообразующим предприятием, основным работодателем для жителей Мирнинского района и основным вкладчиком в местный бюджет за счет налогов, отчисляемых алмазодобытчиками. Парадокс времени.

Мирный уже не впечатляет красотой улиц и домов, как раньше. Все построено в основном в прошлом веке, дома обшарпаны, улицы грязноваты и, главное, люди, проходящие по улицам, неулыбчивы. В чем причины? Их много, но, я думаю, что упомянутый в начале статьи лозунг перестал соответствовать реальности.

Люди уже не дороже алмазов. И многие из живущих в городах и поселках Мирнинского района, родившиеся здесь, создавшие семьи, родившие новое поколение, состоявшиеся как профессионалы на этой земле, сомневаются теперь в своей необходимости. Мы видим, как из года в год наращиваются процессы так называемой оптимизации, когда вымывается на материк местный кадровый потенциал.

Работа по “усушке” шла исподволь. Так, сначала была проведена на основном производстве “специальная оценка условий труда”, в результате которой вдруг оказалось, что условия работы в алмазных шахтах и не так уж вредны. Тут же часть льгот для шахтеров испарилась в воздухе.

Далее началась активная реализация программы отчуждения, можно сказать — избавления от непрофильных активов. Вот с какой гордостью сообщается на официальном сайте о продаже санатория “Голубая волна”, принадлежавшего компании, в Геленджике:

“Наиболее крупной сделкой в 2019 году стала продажа 100% акций АО “Санаторий “Голубая волна”, находившихся на балансе АЛРОСА. Акции были реализованы в феврале на открытом аукционе по цене 1,21 млрд рублей”.

Вот как! Социально ориентированная компания продает социальный объект на Черном море, предназначенный для оздоровления ее работников и членов их семей?! Выручено 1,2 млрд рублей.

Кажется, много. А почему при этом не сказать бы сколько денег вложено АК “АЛРОСА” в этот “непрофиль”?

Позвольте спросить: продажа своих санаториев — тоже элемент социальной ориентированности? А продажа страховой компании “АЛРОСА”, негосударственного пенсионного фонда “Алмазная осень”?

Крутится колесо истории и отлетают в разные стороны (но в частную собственность) созданные трудом десятков тысяч алмазодобытчиков “алмазные куски алмазной собственности”. Наверняка это отличные новости для получателей дивидендов. Но чем хорошо для Якутии и России? Кому будет интересен через 20 — 30 лет безлюдный регион?

Вот еще пример. В 2018 году АЛРОСА реализовала “газовые активы” (АО “Геотрансгаз” и ООО “Уренгойская газовая компания”). Интересно, какие ресурсы обрела “АЛРОСА”, когда сегодня стоимость газа на мировом рынке увеличилась почти на 650%? А ведь в бытность Вячеслава Штырова АЛРОСА приобретала и вкладывала серьезные финансы в развитие этих активов (теперь якобы “непрофильных”) по программе диверсификации, то есть для создания надежной устойчивости компании в условиях нестабильности мирового алмазного рынка. Как же нам менеджмент компании объясняет нынешнюю политику?

Вот строки из официального сайта АЛРОСА:

— Реализация Программы отчуждения непрофильных активов должна положительно отразиться на экономической эффективности Группы АЛРОСА и качестве управления, позволит менеджменту АЛРОСА сконцентрировать усилия на развитии профильного для компании алмазодобывающего бизнеса.

Оказывается, непрофильные активы не позволяют топ-менеджменту эффективно трудиться в профильном алмазном бизнесе. Тогда почему и при Советской власти, когда начали буквально на пустом месте в якутской непроходимой тайге создавать алмазную компанию, и потом, когда она стала акционерной, топ-менеджмент успевал уделять внимание созданию социальной инфраструктуры и расширять поле деятельности, в том числе и в других отраслях промышленности?

Может, чтобы обеспечить устойчивость компании? Кстати, АЛРОСА прошла мощную проверку на выносливость в 90-х, когда Чубайс, будучи Председателем Правительства РФ, почти год не подписывал компании разрешение на реализацию алмазов на внешнем рынке. Тогда компания выстояла, трудовой коллектив был сохранен, и с новыми силами алмазный бизнес России поднялся на небывалую высоту. Нужно отдать должное мужеству и решимости тогдашнему президенту АК “АЛРОСА” Вячеславу Штырову, который взял на себя всю ответственность за судьбу многотысячного коллектива и членов их семей, за судьбу алмазодобывающей промышленности России в целом. Коллектив компании ему безоговорочно верил!

А что же сейчас? Люди сжались в кулак, люди боятся потерять работу, а значит, и средства к существованию себя и членов своих семей.

Кадровая политика проста: не нравится — увольняйся. И увольняются. Уходят лучшие рабочие и специалисты, которым в других компаниях с удовольствием предоставляют работу. Уходят заслуженные пенсионеры. А молодые работники не очень-то стремятся устраиваться на работу в компанию, так как нет уверенности в том, что через год, а может, и через месяц не потеряешь работу.

Госкомитет РС(Я) по занятости населения предоставил следующую информацию.

В 2020 году в Центр занятости населения Мирнинского района о предстоящем увольнении работников заявили 56 организаций, из них 31 — структурные подразделения АК “АЛРОСА” (очевидно, другие 25 — ее дочерние предприятия, не являющиеся структурными подразделениями. — Авт.). По итогам 2020 года уволено 5,6 тысячи работников (пять тысяч шестьсот работников! — Авт.), из них трудоустроено 4,4 тысячи человек, том числе во вновь созданные структуры АК “АЛРОСА” (ПАО) — 4,3 тысячи человек (78%), трудовая пенсия по старости назначена 0,4 тысячи (400 человек. — Авт.).

Только вдумайтесь: 4,5 тысячи работников компании были уволены! Это значит, что тысячи семей, в основном проживающих в Мирнинском районе, были поставлены перед фактом сложного дальнейшего существования. А 1200 (одна тысяча двести) человек при этом растворилась на просторах нашей необъятной Родины.

Да, из этих 4,5 тысячи уволенных, в основном специалисты из числа бухгалтерских и планово-финансовых служб, потом были приняты на дочерние предприятия, которые создали, но уже в Новосибирске. Но мы-то прекрасно понимаем, что в этих службах трудятся в основном женщины. Получается так, если муж работает на основном производстве, а жена — бухгалтер, то их поставили перед сложнейшей жизненной задачей, у которой есть только три решения — либо жена остается в Мирнинском районе с мужем и без работы; либо муж увольняется и едет в Новосибирск с женой, где с работой тоже как-то не очень; либо жить порознь в разных городах. Но ни одно из этих решений не оставляет шансов семье на дальнейшую спокойную жизнь! И это тоже “сильная” социальная политика?

Сейчас более чем тысячный коллектив авиакомпании “АЛРОСА” живет в предчувствии больших жизненных перемен. Мне сообщают, что, мол, принято решение о перемещении персонала авиакомпании в Новосибирск. Полторы тысячи человек находятся в ужасном состоянии. Какое решение из тех предложенных выбрать? А ведь почти четверть из числа уволенных в 2020 году не устроилась на работу. Где теперь эти люди? Отряд не заметил потери бойца...

И таких коллективов в Мирнинском районе много, почти все. Уверенности в завтрашнем дне практически нет ни у одного работника многотысячной АЛРОСА, увольнение может постигнуть каждого в любой момент.

Другим немаловажным результатом такой кадровой и социальной политики АЛРОСА становится снижение налоговых поступлений в бюджет Мирнинского района. Ведь бюджет района и его поселений в большей своей части формируется от отчислений из налогов на доходы физических лиц, то есть от подоходного налога, который платит каждый работник, проживающий и работающий на территории Мирнинского района. Таким образом, чем меньше работников, тем меньше налогов. При этом нужно учитывать и тот факт, что уровень оплаты труда для части работников снижается.

Сегодня многие семьи алмазодобытчиков живут менее обеспеченно, чем это было ранее, хотя и трудятся в алмазной компании. Получается, что люди действительно дороже алмазов, только уже в качестве “непрофильного актива”?

А вот что мне пишет Министерство имущественных и земельных отношений РС(Я):

“В последние годы АК “АЛРОСА” (ПАО) проводит ряд мероприятий, целью которых является оптимизация и сокращение затрат компании, в том числе в части организационно-структурных изменений внутренних подразделений. Данные изменения также могут включать перевод штатных единиц в другие регионы присутствия.

Компанией отмечается, что перевод работников в рамках данных мероприятий осуществляется только с их согласия и желания переехать из районов Крайнего Севера, с возмещением расходов на переезд и релокационных выплат (выделено автором).

Однако действительно для Республики Саха (Якутия) указанные мероприятия носят негативный характер ввиду оттока высококвалифицированных кадров, снижения численности платежеспособного населения и сокращения рабочих мест, что соответствующим образом влияет на социально-экономическую ситуацию в Мирнинском районе. Таким образом, кадровая политика АК “АЛРОСА” (ПАО) в части перевода штатных единиц в другие регионы является нежелательной для Республики Саха (Якутия) и не может быть поддержана (выделено автором).

Дополнительно сообщаем, что мероприятия по недопущению дальнейшего перевода подразделений АК “АЛРОСА” (ПАО) в другие регионы проводятся Республикой Саха (Якутия) в рамках согласования и подписания на новый период Договора о социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия), заключаемого между республикой и АК “АЛРОСА” (ПАО), Соглашений о сотрудничестве компании с улусами “алмазной провинции”, а также через представителей Республики Саха (Якутия) в Наблюдательном совете компании при рассмотрении вопросов планирования финансово-хозяйственной деятельности”.

Данное письмо подписано первым заместителем министра имущественных и земельных отношений РС(Я) Владимиром Степановым. Как говорится, комментарии излишни. Число “желающих” покинуть Мирнинский район превысило все мыслимые и немыслимые ожидания.

А в завершение хотелось бы понять роль “Профалмаза” под председательством Александра Басырова (ныне по совместительству лидера “народного актива”), которую профсоюзы играли при оптимизации алмазной компании и целенаправленной миграции ее работников в Новосибирск. Может, “Профалмаз” кого-то защитил? Может, все-таки добился того, что в Мирном создали массу новых или хотя бы сохранили “старые” рабочие места? Я об этом не слышал...

Зато перед выборами в Госдуму РФ “профсоюзный актив” совершал вояжи по населенным пунктам Мирнинского района, предлагая построить кучу социальных объектов, улучшить жизнь алмазников за счет покупки аппарата МРТ в Центральную районную больницу, и еще много что обещал.

Только вот что странно, все стройки, которые якобы выбрал народ своим голосованием, списаны из Программы “Стратегия 2030”, которая была разработана администрацией Мирнинского района и утверждена депутатами Мирнинского районного Совета депутатов еще 25 апреля 2018 года на XXXI сессии (решение и программа размещены на официальном сайте администрации Мирнинского района “алмазный-край.рф”).

Мало того, часть этих вопросов уже была решена до организации народного голосования. Какой-то аппарат МРТ еще осенью прошлого года был приобретен и установлен в Мирнинскую центральную районную больницу? Кем-то строительство Дворца детства уже было начато весной этого года? Да и договоренности с инвесторами, как я помню, были достигнуты куда как ранее. А уж снос ветхого и аварийного жилья реализуется по разным программам не первый год. Первый дом для расселения по договоренности между республикой, АЛРОСА и муниципалитетом построили еще при Федоре Андрееве. И так по всем пунктам “свежей” программы якобы “народного” якобы “актива”.

Но наш народ не проведешь. “Активная полуправда" “Единой России” была народом сразу понята. Ведь не зря, на организованных “активом” встречах выступавшим задавали один и тот же вопрос: а для кого это все будет строиться, если нас здесь уже не будет? Ответ был невнятным.

И ярчайшим примером народной оценки стали итоги недавних выборов в Госдуму. 19 сентября текущего года по итогам голосования в Мирнинском районе безоговорочно и убедительно победил список кандидатов от КПРФ. А кандидат от КПРФ Петр Аммосов одержал победу по одномандатному округу. Так жители Мирнинского района ответили Александру Басырову, “народному активу” от “Единой России” и “потемкинским обещаниям”.

Но хочу сказать жителям Мирнинского района — ничего еще не закончилось. 28 ноября состоятся выборы главы Мирнинского района. Вам опять будут обещать “равноценный обмен” ваших голосов на щедрые подачки хозяев, предназначенные тем, кого они решат оставить на производстве. Я против такого будущего для алмазодобытчиков. И уверен, что земляки доверят пост главы Мирнинского района кандидату от КПРФ Сергею Кирову — проголосуют за честность, справедливость и опыт. Уверен, что мы вместе сможем изменить безысходную сегодня ситуацию. В том числе сможем влиять на кадровую политику АЛРОСА, ведь Мирнинский район является акционером компании. Как и остальные ваши соседи — улусы алмазной провинции, заинтересованные в сохранении рабочих мест, создании новых производств, развитии перспективных отраслей.

Вы и есть настоящая АЛРОСА! Мы вместе будем строить, поднимать новые месторождения, создавать достойное настоящее и надежное будущее вашим семьям. И чтобы уверенно смотреть в завтрашний день, вам нужно сейчас совершить рациональный и честный выбор. Сергей Киров — народный кандидат!

Виктор ГУБАРЕВ,

первый секретарь

Якутского рескома КПРФ,

заместитель председателя

Госсобрания (Ил Тумэн)

Республики Саха (Якутия).