12 июня, 21:00
ИА SakhaLife
Многие из нас уже, наверное, позабыли, что вплоть до начала «нулевых» годов Конституция Якутии давала ее президенту право «принимать решения о дислокации воинских формирований»(!) на территории республики. А земля, недра, воды, леса, воздушное пространство и даже континентальный шельф(!) являлись «собственностью республики и неотъемлемым достоянием народа Республики Саха».
Накануне принятия очередных знаковых поправок на сессии Ил Тумэна 8 июня мы совершили экскурс в недолгую историю Основного закона «суверенного» субъекта Российской Федерации, чтобы понять и оценить, что от него осталось за двадцать лет.
Верхняя мертвая точка
Первые поправки к Конституции Якутии, принятой 4 апреля 1992 года, были инициированы через два года, в 1994 году. В январе 1994 года, из текста Основного закона исчез последний рудимент советской эпохи – понятие «Верховный совет», как высший представительный и законодательный орган республики. Его заменили на «Государственное собрание (Ил Тумэн)». Позднее, в апреле 1994 года, был принят следующий пакет поправок к Конституции, описывающих статус и двухпалатное устройство законодательного органа.
Таким образом, весной 1994 года Конституция РС(Я) достигла пика в своем развитии. Этот период можно назвать «расцветом суверенитета» - с точки зрения степени автономности, размеров собственности и перечня полномочий субъекта. Дальнейшие изменения Конституции можно рассматривать как медленное отступление по всем фронтам. Впрочем, до прихода к власти в Кремле Владимира ПУТИНА, вольница в национальных республиках продолжалась.
Например, в январе 1995 года, пока Российская армия неумело и кроваво воевала с бандформированиями в Чечне, президент Михаил НИКОЛАЕВ издал указ, позволявший гражданам Якутии отказываться от участия в боевых действиях в случае их призыва на воинскую службу. Были в эти годы и другие «экзотические» указы.
Отобрали армию и алмазы
Назначенный Борисом ЕЛЬЦИНЫМ в преемники, энергичный 47-летний Путин впервые избран президентом России 26 марта 2000 года, и вступил в должность 7 мая 2000 г. С этого времени в стране началось строительство вертикали власти, сопровождающееся регулярным приведением конституций республик в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами (которые сами по себе весьма изменчивы).
Одним из первых своих указов – «О признании утратившими силу некоторых указов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации» - Путин фактически отменил эксклюзивные экономические права национальных республик, в том числе и Республики Саха. Речь идет о денонсации заключенного в марте 1992 года соглашения между Россией и Якутией, согласно которому 20 процентов ювелирных алмазов, добываемых в республике, оставались в ее распоряжении. С потерей экономической самостоятельности, Якутия продолжила терять и политическую силу.
Через два месяца после инаугурации Путина, 7 июля 2000 года, тогда двухпалатный Ил Тумэн (во главе которого стояли Василий ФИЛИППОВ и Николай СОЛОМОВ) принял пакет из первых девяти «федеральных» поправок. Во многие статьи текста Конституции РС(Я) были внедрены упоминания Конституции РФ и ее главенствующей роли.
Кроме того, поправками от 7 июля 2000 года установлен контроль МИДа РФ над всей международной активностью республики и упразднены одиозные полномочия президента Якутии по воинским формированиям. Также исключена важная статья, подпиравшая экономическую самостоятельность – отныне Ил Тумэн потерял право самостоятельно определять размер взносов республики в бюджет РФ: бюджетная и налоговая политики стала прерогативой федеральных властей.
Суверенитет «прожевали», но не съели
Летом 2001 года, за несколько месяцев до третьих президентских выборов в Якутии, Михаил Ефимович был на пике популярности, даже катастрофическое наводнение в Ленске не сильно подмочило его репутацию. На свой первый срок в 1991 году Николаев шел под флагом суверенитета, однако спустя десять лет, по иронии судьбы, он стал одним из инициаторов первых поправок, ущемлявших интересы республики.
Важнейшей потерей, на наш взгляд, стала статья 5, которую переписали под юрисдикцию РФ. Теперь недра, природные богатства, леса, поля, звери, рыбы и воздушное пространство перестали быть собственностью Якутии и ее народа, и перешли в «совместное ведение» Российской Федерации и Якутии. К чему это привело сегодня – всем известно: распоряжение всеми видами ценных природных ресурсов осуществляется из Москвы.
В это же время началась борьба федералов с «суверенитетами». Из преамбулы Конституции республики удалили милый сердцу якутского патриота пассаж - «нашего суверенного государства». Вместо этого в финале написано «государства в составе Российской Федерации». Еще несколько словосочетаний с прилагательным «суверенный» в составе, лишились его, отныне функцией президента вместо «защиты суверенитета» стала «защита государственного статуса». В качестве слабого утешения в статью 1 впервые вошло чисто экономическое определение термина «суверенитет». После такого выхолощенного толкования, суверенитет стал вещью в себе, и его последующее исключение из текста Основного закона было вопросом времени.
Что заставило «суверенного» Николаева пойти за полгода до выборов на такие жертвы, догадаться нетрудно. Скорее всего, он пытался таким образом засвидетельствовать свою лояльность крепнущей федеральной власти и заодно заручиться ее поддержкой на выборах президента.
Штырову хватило одного русского
Однако осенью 2001-го Москва неожиданно сделала ставку на русского кандидата Вячеслава ШТЫРОВА. Он и победил во втором туре выборов, и 27 января 2002 г. вступил в должность президента республики.
Одновременно специально «под Штырова» в Конституцию 28 января 2002 года внесли поправки, которые отменили некоторые дискриминационные требования к Президенту РС(Я): например, обязательное владение (помимо русского) якутским языком и ценз оседлости в 15 лет. Позднее парламент упразднил аналогичные требования Конституции и спикеру Ил Тумэна.
Новый удар был нанесен по экономической самостоятельности Якутии: из статьи 38 Конституции исключено полномочие по формированию валютного фонда. Еще один случайно затерявшийся в тексте «суверенитет» исключили из ст. 49, заменив его на «национально-государственный статус». Раздел о внешних связях насытили ссылками на Конституцию РФ и федеральное законодательство.
В 2002 году Ил Тумэн еще дважды – в марте и в апреле - собирался для поправления Конституции. Так, якутский парламент потерял право прямо приостанавливать действие федеральных законов на своей территории, а мог лишь ставить вопрос перед Москвой об их «неправильности». Из ст. 65 (о президенте) убрали еще одно слово «суверенитет» и заменили его на «государственный статус».
А в апреле 2002 ст. 65 была еще раз жестко «сиквестирована», исходя из количества слов примерно в четыре раза: «Президент является главой Республики Саха (Якутия) и высшим должностным лицом, возглавляет исполнительную власть в республике». Таким образом, в тексте Основного закона и появился термин «глава республики». В 2002 году была утверждена редакция текста Конституции, которым мы руководствуемся по сей день.
Беслан приостановил выборы
Но это случилось только в апреле 2006 года - через полтора года после озвучивания Владимиром Путиным новой схемы отбора и назначения глав субъектов федерации, поводом для которых стал теракт 1-3 сентября 2004 года в бесланской школе.
Депутаты Госсобрания Якутии и правда «проявили мудрость»: за несколько месяцев до окончания срока полномочий Вячеслава Штырова не стали переписывать статьи о порядке выборов Президента РС(Я), а приостановили их действие на неопределенный срок. (В пятницу, 8 июня 2012, они снова вступят в силу, прим. «НВ»). Вместо них народные избранники приняли «временный порядок» наделения полномочиями Президента РС(Я). После нескольких неудачных попыток модификации ст. 12 – о гражданстве РС(Я) – она была окончательно исключена их текста Конституции.
Таким образом, Вячеславу Штырову в январе 2007-го посчастливилось стать первым президентом-назначенцем в новейшей истории Якутии.
Преамбула с историческим уклоном
В последние годы правления Штырова, в 2008-2009 гг. Конституцию поправляли еще четырежды. Большинство корректив были вызваны изменениями в соответствующих федеральных законах о выборах, о местном самоуправлении и т.д. Однако часть из них снова затронула государственно-национальный статус. Так, была поправлена статья 69, отныне Президентом РС(Я) может стать любой гражданин РФ, «соответствующий требованиям федерального законодательства». Раньше возглавить Якутию имел право лишь гражданин Якутии.
Хронологически последние изменения Основного закона датируются 17 июня 2009 года. Они затронули преамбулу Конституции: сюда был добавлен обширный исторический пассаж, описывающий историю появления государственности республики, начиная с 17 века, времени прихода русских казаков. Кроме того, из текста преамбулы убрали словосочетание «граждане республики», заменив его на безликое «каждый».
Таким образом, за двадцать лет от Конституции республики - если отталкиваться от оригинального варианта образца 1992 года - остались «рожки да ножки». Причем в этом поправочном «пире» самое деятельное участие приняла (да и продолжает принимать) вся якутская политическая элита – руководители исполнительной, законодательной власти, Конституционного суда РС(Я) и, разумеется, народные депутаты.
***
В эту пятницу, 8 июня, депутаты Ил Тумэна будут в 16-й раз править Конституцию Якутии. На этот раз из текста уберут понятие «президент», заменив его на «главу», также будут вычеркнуты все статьи, касающиеся вице-президента республики.
В стране действительно должен быть один президент, в этом с Рамзаном КАДЫРОВЫМ не поспоришь. Однако спешка, с которой осуществляются манипуляции с Основным законом республики, выглядит, как минимум, неприлично. Товарищи государственные мужи, вы ведь не в школьном сочинении ошибки исправляете, а Конституцию правите!
Источник:
Роман МАНДЗЯК, «Наше время».