Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Главные

события

классовой

борьбы

Красный Первомай в Якутии: «Хватит терпеть!»
Будем достойными наследниками Победы!

Большинство населения России удерживают в нищете искусственно

 

 

Весьма отчётливо масштабы паразитического «проедания» нефтедолларов и запаса прочности советского наследства, которыми удавалось вплоть до недавнего времени компенсировать усиливающуюся деградацию структуры отечественной экономики, архаизацию производства и падение уровня жизни 60% населения, проявляется в качественной примитивизации структуры роста экономики, пишет издание "Гипотезы и факты". За последние 20 лет реализации в России псевдо-рыночных преобразований, вылившихся в либеральный погром отечественной экономики, уничтожение высокотехнологичных производств и социальной сферы, подрыв научно-технического потенциала и геноцид населения, были уничтожены базовые предпосылки и фундамент для развития экономики.

"Гипотезы и факты" 2013-05-23 11:28
С формальной точки зрения у нынешних властей есть повод для радости – по итогам 2011 года совокупный объём добавленной стоимости в российской экономике превысил отметку 1990 году на 12,2% (здесь и далее данные за 1990 год приводится по РСФСР). Однако огромные опасения вызывает качественная деградация самой структуры экономического роста и примитивизация его источников, которая провоцирует усиление процесса деиндустриализации экономики и закладывает фундамент для поддержания системы суженного воспроизводства в рамках модели «сырьевой колонии». Согласно официальным данным Росстата, за период с 1990 по 2011 годы конечное потребление домашних хозяйств в реальном выражении (с учётом официальной оценки дефлятора ВВП) выросло в 2,65 раз, что в 2,5 раза превышает прирост совокупного ВВП за аналогичный промежуток времени. При том, что за аналогичный промежуток времени совокупный объём накопления капитала в экономике в виде нефинансовых инвестиций в основные фонды и капитальных вложений в обновление и расширение производственно-сбытовых мощностей не только не вырос и не достиг отметок 20-летней давности, но даже сократился на 51,4%. Другими словами, за период 1990-2011 годов произошёл более чем 5-кратный разрыв между потреблением домашних хозяйств (которое финансировалось за счёт притока нефтедолларов и стремительного расширения долгового бремени на население) и нормой накопления капитала (т.е. инвестициями в основные фонды и развитие производства). В условиях загнивания отечественной обрабатывающей промышленности и деградации научно-технического потенциала наблюдается беспрецедентный и постоянно усиливающийся наплыв импорта машин, оборудования, станков и прочей наукоёмкой продукции. При вывозе необработанного минерального сырья и продукции первичных переделов в объёме 3,44 трлн долларов (в 2 раза превышает объёма ВВП России по итогам 2011 года) за период 2000-2012 годов совокупный импорт преимущественно готовой продукции (продовольствия, медикаментов, транспортных средств, бытовой техники и электроники и т.д.) составил свыше 2 трлн долларов. Объёмы выпуска высокотехнологичной продукции ниже отметок 20-летней давности в 3-5 (а порой и в 20) раз, загрузка производственных мощностей не поднимается выше 45-50%, износ основных фондов зашкаливает за 55% по официальным данным Росстата (и за 75-80% по экспертным оценкам), объём капитальных вложений в основные фонды упал в 3-5 раз, а коэффициент обновления основных фондов сократился в 2-2,5 раза по сравнению с уровнем 1990 года. Одновременно с этим наиболее тяжёлая ситуация складывается в наукоёмких отраслях обрабатывающей промышленности, не встроенных в производственно-технологические цепочки крупных сырьевых компаний и инфраструктурных монополий. В станкостроении, приборостроении, сельхозмашиностроении, производстве вычислительной техники, а также авиационной и ракетно-космической промышленности, объёмы выпуска продукции в 10-20 раз ниже отметок 20-летней давности, а объём инвестиций сократился в 4-7 раз. На фоне скачка импорта высокотехнологичной продукции иностранных товаропроизводителей в 5-20 раз произошёл сопоставимый по масштабу обвал выпуска отечественной наукоёмкой продукции. За период 1990-2010 годов производство грузовых автомобилей в России сократилось в 2,7 раз (до 220 тыс. штук), крупных электромашин в 4,2 раза (до 4 тыс. штук), гусеничных тракторов – в 20 раз (с 121 до 6 тыс.), бульдозеров – в 4,5 раза (с 14,1 до 3,1 тыс.), экскаваторов – в 4,3 раза (с 23,1 до 5,5 тыс.), металлорежущих станков – в 15,4 раз (с 74,1 до 4,8 тыс.), кузнечно-прессовых машин – в 21,5 раз (с 27,3 до 1,26 тыс.), кормоуборочных комбайнов – в 12,2 раза (с 10,1 до 840 тыс.), колёсных тракторов – в 9,2 раза (с 92,6 до 10 тыс.), машин для внесения удобрений – в 47 раз (с 21129 до 450 штук), мостовых и автомобильных кранов – в 6,6 и10 раз соответственно. Неудивительно, что доля России на мировом рынке наукоёмкой продукции за период 1990-2011 годов сжалась с 7,5% до 0,3%, а 65% ВВП, 73% капитальных вложений и 85% совокупных прибылей экономики оседают в карманах сырьевых олигархов, перекупщиков, естественных монополий и металлургов. Одновременно с этим, по итогам 2011года доля машин и оборудования в совокупном объёме экспорта товаров опустилась ниже 3,9%, тогда как даже в даиндустриализированных экономиках Египта и Эфиопии аналогичный показатель превышает 4,6% и 4,8% соответственно. Россия медленно, но верно сползает в системный социально-экономический кризис, который обусловлен компрадорским характером проводимой в стране социально-экономической политики, превратившей Россию в сырьевую колонию, финансовый резервуар и рынок сбыта для продукции глобальных ТНК. Без кардинального отказа от ультра-либеральной и откровенно людоедской социально-экономической политики (негативный эффект которой многократно усиливается повсеместной коррупцией и монополизмом, а также последними инициативами властей по втягиванию России на Титаник ВТО, приватизацией бюджетной сферы (поправки в ФЗ-83 и монетизация льгот), разрушением системы образования и т.д.) Россия уже в ближайшие 1,5-2 года рискует свалится в системный кризис, на фоне которого даже 1998 год покажется легким испугом. Уже сегодня можно смело говорить о том, что на протяжении последних 20 лет наблюдается процесс ускоренного и беспрецедентного в истории России проедания сырьевого и инфраструктурного потенциала и богатства страны, в рамках которого деградация структуры экономики и уничтожение отечественной обрабатывающей промышленности компенсировалось ускоренным наплывом импорта и расширением потребления 20% наиболее обеспеченных граждан. Динамика основных макроэкономических индикаторов России в реальном выражении (в постоянных ценах с учётом инфляции) Именно за счёт неконтролируемого наплыва нефтедолларов и брызг от «нефтяного дождя» удавалось наращивать потребление 20-25% населения России, выигравших от превращения России в «сырьевую колонию» Запада и рынок сбыта для продукции транснациональных корпораций, тем самым, поддерживая иллюзию повышения уровня жизни населения и преодоления кризисного обвала 1990-х годов. При этом разрыв между объёмом созданной добавленной стоимости в промышленности (сократившейся на 20%) и притоком импортной продукции (прирост на 58,7%) расширился практически в два раза. Другими словами, практически целиком и полностью рост потребления домашних хозяйств в лице 20% их наиболее состоятельной части обеспечивался за счёт масштабного наплыва дешёвого китайского и субсидируемого европейского импорта, который с успехом выдавливал продукцию отечественных товаропроизводителей. Реализуемая в стране финансово-экономическая политика искусственно удерживает в нищете более 60% населения с доходами ниже 17 тыс. руб., которые не смогли встроиться в существующую модель олигархическо-криминальной «экономики трубы» и не имеют никакого будущего в рамках сложившейся модели паразитического проедания нефтедолларов. В условиях загнивания отечественной обрабатывающей промышленности и деградации научно-технического потенциала наблюдается беспрецедентный и постоянно усиливающийся наплыв импорта машин, оборудования, станков и прочей наукоёмкой продукции. При вывозе необработанного минерального сырья и продукции первичных переделов в объёме 3,44 трлн долларов (в 2 раза превышает объёма ВВП России по итогам 2011 года) за период 2000-2012 годов совокупный импорт преимущественно готовой продукции (продовольствия, медикаментов, транспортных средств, бытовой техники и электроники и т.д.) составил свыше 2 трлн долларов. Объёмы выпуска высокотехнологичной продукции ниже отметок 20-летней давности в 3-5 (а порой и в 20) раз, загрузка производственных мощностей не поднимается выше 45-50%, износ основных фондов зашкаливает за 55% по официальным данным Росстата (и за 75-80% по экспертным оценкам), объём капитальных вложений в основные фонды упал в 3-5 раз, а коэффициент обновления основных фондов сократился в 2-2,5 раза по сравнению с уровнем 1990 года. Одновременно с этим наиболее тяжёлая ситуация складывается в наукоёмких отраслях обрабатывающей промышленности, не встроенных в производственно-технологические цепочки крупных сырьевых компаний и инфраструктурных монополий. В станкостроении, приборостроении, сельхозмашиностроении, производстве вычислительной техники, а также авиационной и ракетно-космической промышленности, объёмы выпуска продукции в 10-20 раз ниже отметок 20-летней давности, а объём инвестиций сократился в 4-7 раз. На фоне скачка импорта высокотехнологичной продукции иностранных товаропроизводителей в 5-20 раз произошёл сопоставимый по масштабу обвал выпуска отечественной наукоёмкой продукции. За период 1990-2010 годов производство грузовых автомобилей в России сократилось в 2,7 раз (до 220 тыс. штук), крупных электромашин в 4,2 раза (до 4 тыс. штук), гусеничных тракторов – в 20 раз (с 121 до 6 тыс.), бульдозеров – в 4,5 раза (с 14,1 до 3,1 тыс.), экскаваторов – в 4,3 раза (с 23,1 до 5,5 тыс.), металлорежущих станков – в 15,4 раз (с 74,1 до 4,8 тыс.), кузнечно-прессовых машин – в 21,5 раз (с 27,3 до 1,26 тыс.), кормоуборочных комбайнов – в 12,2 раза (с 10,1 до 840 тыс.), колёсных тракторов – в 9,2 раза (с 92,6 до 10 тыс.), машин для внесения удобрений – в 47 раз (с 21129 до 450 штук), мостовых и автомобильных кранов – в 6,6 и10 раз соответственно. Неудивительно, что доля России на мировом рынке наукоёмкой продукции за период 1990-2011 годов сжалась с 7,5% до 0,3%, а 65% ВВП, 73% капитальных вложений и 85% совокупных прибылей экономики оседают в карманах сырьевых олигархов, перекупщиков, естественных монополий и металлургов. Одновременно с этим, по итогам 2011года доля машин и оборудования в совокупном объёме экспорта товаров опустилась ниже 3,9%, тогда как даже в даиндустриализированных экономиках Египта и Эфиопии аналогичный показатель превышает 4,6% и 4,8% соответственно. Россия медленно, но верно сползает в системный социально-экономический кризис, который обусловлен компрадорским характером проводимой в стране социально-экономической политики, превратившей Россию в сырьевую колонию, финансовый резервуар и рынок сбыта для продукции глобальных ТНК.

Без кардинального отказа от ультра-либеральной и откровенно людоедской социально-экономической политики (негативный эффект которой многократно усиливается повсеместной коррупцией и монополизмом, а также последними инициативами властей по втягиванию России на Титаник ВТО, приватизацией бюджетной сферы (поправки в ФЗ-83 и монетизация льгот), разрушением системы образования и т.д.) Россия уже в ближайшие 1,5-2 года рискует свалится в системный кризис, на фоне которого даже 1998 год покажется легким испугом.

В защиту исторической памяти! С.М. Сокол по просьбе ветеранов обратился с открытым письмом к Путину

 
2013-05-23 18:53 По материалам сайта горкома КПРФ г. Санкт-Петербурга
Необходимо незамедлительно прекратить политику обливания грязью на федеральных телеканалах героического подвига советского народа, под руководством И.В. Сталина победившего в Великой войне. Нам нужен подлинный патриотизм!   Ниже представлены письмо на имя С.М. Сокола от ветерана Великой Отечественной войны Николая Михайловича Беляева и открытое  обращение к президенту Путину от имени депутата-коммуниста.

Иллюстрации к материалу:

Слухи о предстоящей отставке некоторых министров не имеют

под собой оснований, говорят в правительстве

 

Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов не писал и не собирается писать заявление об уходе в отставку. Об этом сам замглавы правительства сообщил журналистам, комментируя неофициальную информацию о том, что он якобы написал заявление об уходе.

РБК.ру 2013-05-23 19:48
"Глупости! Не слушайте! Ничего я не писал и писать не буду. Я не из слабонервных, никакие заявления я писать не буду", - заявил он. Напомним, с конца апреля 2013г. слухи о тех или иных отставках в правительстве звучат постоянно. А 8 мая 2013г. президент РФ Владимир Путинподписал указ об освобожденииВладислава Суркова от должности заместителя председателя правительства РФ - руководителя аппарата правительства РФ по собственному желанию. После этого о грядуших новых отставках в правительстве заговорили с новой силой. В середине мая 2013г. слухи о своей скорой отставке опроверг глава Министерства экономического развития (МЭР) Андрей Белоусов. "Бред полный, это ахинея. Я не писал заявления об уходе и не собираюсь. Не было никаких предложений написать заявление об уходе", - сказал он. Позднее, комментируя громкую отставку главы аппарата правительства В.Суркова, российский премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что "списка на выбывание" не существует. "Министров, которых я готов отдать на заклание, нет", - подчеркнул глава правительства. Впрочем, он не исключил, что в скором времени в команде правительства и других госструктурах появятся вакантные должности. Причиной тому может стать закон о контроле за расходами чиновников, по которому госслужащие уже отчитываются о своих доходах, а вскоре начнут подавать и отчеты о тратах.

"Это будет определенный сигнал об эффективности новых правил. Наша цель не в том, чтобы обеспеченных людей из правительства (включая регионы и муниципалитеты) или парламента выдавить. Мы хотим видеть в правительстве в числе депутатов успешных людей, а не людей, которые что-то спрятали и говорят: "Нет-нет, у нас все хорошо, все тихо, не волнуйтесь, мы зарабатываем три копейки", - разъяснил Д.Медведев. Читать полностью:http://top.rbc.ru/politics/23/05/2013/858927.shtml

Виктор Губарев: Продвигать федеральный закон будем вместе!

 

 

На «правительственном часе» в Государственном Собрании ( Ил Тумэн)  22 мая 2013 года был обсужден вопрос реализации закона об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера  РС(Я). Мероприятие провёл председатель постоянного комитета по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера Виктор Губарев. С информацией о ходе исполнения вышеуказанного закона выступила первый заместитель руководителя Департамента по делам народов республики Лена Иванова.
 
В работе «правительственного часа» приняли участие народные депутаты республики Дмитрий Горохов, Альбина Поисеева, Афанасий Софронеев, Георгий Артемьев, Саргылана Гоголева, Вячеслав Куличкин, руководитель Департамента по делам народов республики Алексей Сергучев, руководитель Департамента охотничьего хозяйства республики Николай Сметанин, начальник организационно-правового отдела Департамента по делам народов республики Михаил Николаев, главы муниципальных районов Анабарского национального долгано-эвенкийского улуса, Верхоянского, Жиганского и Нерюнгринского районов, председатели Ассоциаций и Советов старейшин коренных малочисленных народов Севера республики.
 
Напомним, что данный закон был принят постановлением Госсобрания (Ил Тумэн) республики три года назад, в апреле 2010 года и является законодательной инициативой группы народных депутатов республики — Виктора Губарева, Александра Крылова, Юрия Дойникова, Дмитрия Горохова, Андрея Кривошапкина, Сергея Ларионова, Елены Голомаревой, Семена Иванова.
 
Открыл мероприятие вице-спикер парламента Андрей Кривошапкин. Он подчеркнул, что «законы принимаются для того, чтобы облегчить жизнь народа, но если проверять, как они исполняются, то чаще всего, это слабая реализация закона или ее отсутствие вообще".
 
Первый заместитель руководителя Департамента по делам народов республики Лена Иванова начала свое выступление с предистории вопроса организации и проведении этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
 
Докладчик отметила, что на IV съезде коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) в апреле 2007 года была принята Декларация, в которой были заложены основные принципы сотрудничества коренных малочисленных народов Севера Якутии с промышленными компаниями на территориях традиционного природопользования. 
 
«При поддержке Президента РС(Я) В.А. Штырова, Правительством Республики Саха (Якутия) во время вышеуказанного Форума народов Севера 12 апреля 2007 года была организована встреча делегатов съезда – представителей АКМНС РС(Я), национальных муниципальных образований, кочевых родовых общин Алданского, Олекминского, Нерюнгринского районов с представителями транснациональных компаний участвующих в освоении Южной Якутии, в частности ОАО «АК Транснефть» и ОАО «ГидроОГК», где были обсуждены вопросы заключения Генеральных соглашений о сотрудничестве, проведения этнологической экспертизы, компенсации ущерба и убытков от сокращения объемов продукции оленеводства, охотпромысла и рыболовства в связи с предоставлением промышленным компаниям земельных участков, используемых под пастбища, охотничьи и рыболовные угодья народами Севера, а также компенсации затрат на обустройство новых территорий»,- сообщила Лена Степановна.
 
Она также подчеркнула, что законодательство нашей республики об этнологической экспертизе может послужить примером для разработки федерального законодательства об оценке воздействия про­мышленного развития на исконную среду обитания и традиционный образ жиз­ни коренных малочисленных народов.
 
В своем докладе Лена Иванова подробно осветила первый опыт организации и проведении этнологической экспертизыпо проекту строительства Канкунской ГЭС на реке Тимптон. В результате строительства водохранилищем будут частично затоплены территории традиционного природопользования родовых общин Нерюнгринского и Алданского районов, маршруты перегона стад оленей, охотничьи угодья и священные места народов Севера, расположенные в районе затопления.
 
«Заказчиком экспертизы выступило ОАО «Южно-Якутский гидроэнергетический комплекс». На экспертизу были представлены материалы и документации в составе проектной документации на строительство, включая документацию по Оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) и Оценке воздействия на этнологическую среду (ОВЭС), Отчеты по оценке размера убытков, понесенных пользователями земель и других природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) (по каждой родовой общине, всего 8 томов), Корректирующая записка по замечаниям Экспертной комиссией этнологической экспертизы к Оценке воздействия  на этнологическую среду (ОВЭС)», - сообщила докладчик.
 
Рассматриваемый объект это территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Алданского и Нерюнгринского районов, восьми общин: СХПК «Хатыстыр», родовых общин «Тимптон», «Курунг-Кунку», «Сеемжи», «Бугат», «Нюрмаган», «Анамджак» и «Бытаа».
 
В представленных материалах и документации была выполнена оценка традиционного природопользования территории, в том числе дана характеристика земель традиционного природопользования, где описаны состав земель, их общая площадь, дана оценка стоимости земель общинно-родовых хозяйств Алданского (49 хозяйств) и Нерюнгринского (28 хозяйств) районов. Расчеты убытков формировались по каждой родовой общине отдельно с учетом качества охотничьих угодий, оленьих пастбищ, их зонирования по зонам воздействия, выпасаемого числа оленей и множества других существенных параметров.
 
По данным выступающего, по итогам экспертизы компенсационные платежи в сумме должны составить 238 407 367,00 рублей в случае единовременной выплаты и 409 665 200,00 рублей в случае годовых выплат в течение 49 лет.
 
Была сформирована экспертная группа Экспертной комиссии этнологической экспертизы, которая рекомендовала заказчику доработать и представить материалы проектной документации с учетом Итогов предварительного рассмотрения материалов.
 
На основании заключения экспертной группы был подготовлен проект Заключения Экспертной комиссии этнологической экспертизы, который был принят в мае 2012 года, а в августе утвержден Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия).
 
Завершая доклад, Лена Степановна подчеркнула, что положительный опыт Республики Саха (Якутия) по организации и проведении этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера отмечен на семинаре по взаимодействию с промышленными компаниями, организованном Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока РФ в августе 2012 г. в г. Хабаровск и опубликован в сборнике Совета Федерации Федерального Собрания РФ «Современное состояние и пути развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
 
Тем не менее, она высказала озабоченность в связи с тем, что  утвержденная Минрегионом России Методика исчисления размера убытков, не может быть инструментом оценки социальных и культурных последствий промышленного освоения. Поскольку Методика носит рекомендательных характер, многие промышленные компании в России не считают для себя обязательным ее примене­ние, пока она не будет утверждена Правительством Российской Федерации.
 
Также, по мнению экспертов, в целях совершенствования нормативной базы необходимо инициировать разработку на федеральном уровне Методики, которая бы учитывала не только хозяйственные последствия, но и по­следствия воздействия на социальную, демографическую, языко­вую, культурную ситуацию в малочисленных этнических группах.
 
Народными депутатами республики были заданы уточняющие вопросы об инициации проведения этнологической экспертизы, механизме возмещения ущерба, порядке формирования Совета по этнологической экспертизе, о возможных функциях Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера республики в составе данного Совета.
 
 Выступивший с заключительным словом инициатор мероприятия председатель постоянного комитета по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера  Виктор Губарев положительно отозвался о первом опыте организации и проведении этнологической экспертизы, подчеркнул отсутствие в Российской Федерации подобного опыта.
 
Он  также отметил, что  «продвигать  федеральное законодательство об оценке воздействия про­мышленного развития на исконную среду обитания и традиционный образ жиз­ни коренных малочисленных народов нужно  нам всем вместе» и обратился к участникам «правительственного часа» с призывом брать на себя больше инициативы в этом вопросе.   
 
Пресс-служба Ил Тумэна

"Советская Россия": Рудокопы отступили перед нацпарком

Сама природа «встает в пикеты» на пути «добытчиков» и расхитителей 

 

Экологи отстояли горный массив Хибины: промышленники отказались от строительства трассы на месте будущего национального парка
 
 
В понедельник официально получил развязку конфликт между экологами, защищающими природу горного массива Хибины на Кольском полуострове, и промышленниками, планирующими добывать там руду. Руководство «Северо-Западной фосфорной компании» (СЗФК) отказалось от планов по строительству технологической дороги, разрезавшей горы и ломавшей планы по созданию в Хибинах национального парка. А директор Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Игорь Честин провел переговоры с губернатором Мурманской области, обсудив дальнейшее развитие Хибин. «Благодаря взвешенной позиции областной власти мы вместе смогли найти компромиссное решение и вопрос не перерос в открытый конфликт», – заявил Честин.
 
Хибины – самая доступная для российских туристов живописная часть Арктики: полтора дня на поезде из Москвы до города Апатиты, 15 минут до городских окраин, где начинается подножие гор. Летом здесь полярный день, зимой полярная ночь. Ежегодно горы посещает около 50 тысяч туристов. Кроме того, Хибины известны как месторождение апатито-нефелиновой руды: здесь добывается примерно 70% от мирового объема добычи этой руды.
Противостояние длилось более года. СЗФК получила лицензию от Роснедр на разработку двух апатито-нефелиновых рудников, один из которых – Партомчорр, находится на севере Хибин. Параллельно местные власти планировали (слишком медленно, по мнению экологов из Кольского центра охраны дикой природы и WWF России) создать на территории горного массива природный парк – особо охраняемую природную территорию (ООПТ), которую впоследствии можно было бы перевести в разряд национального парка. Нацпарками управляет уже не местная власть, а министерство природы РФ.
Эти планы нарушало решение СЗФК о строительстве через Умбозерский перевал промышленной дороги, разрезающей горный массив пополам. В этом случае размеры будущего парка пришлось бы существенно уменьшить, экология территории оказалась под угрозой, а туристы лишились одного из любимых маршрутов. При этом руководство области не могло добиться от промышленников обоснования сделанного выбора – у компании было несколько вариантов перемещения руды, но они предпочли самый прямой и наиболее вредный для экологии.
«Переговоры сдвинулись с мертвой точки только после вмешательства в ситуацию министерства природы России, – пояснил «Газете.Ru» председатель совета Кольского центра охраны дикой природы Виктор Петров. – Этой зимой эксперты географического факультета МГУ изучили все варианты строительства дороги через Хибины и подтвердили, что выбранный компанией – самый опасный для окружающей среды». Нацелились на поиски иных вариантов.
Экологи отмечают, что в этот промежуток времени своей должности лишился гендиректор СЗФК, входящей в химический холдинг «Акрон», Сергей Фёдоров, настаивавший на строительстве трассы, а новое руководство компании предложило выход из конфликта.
В итоге стороны пришли к договоренности, что на самой территории рудника будет построен горно-обогатительный комбинат (ГОК) полного профиля, а уже затем обогащенная руда будет транспортироваться по железной дороге в обход Хибин. Компания отказалась от своего проекта отправлять добытую руду по дороге через горы, решив вывозить уже готовую продукцию. Рассчитали: экономически выгоднее возить ее на железную дорогу в районе станции Имандра, до которой компания будет строить специальную железнодорожную линию. Таким образом, исчезает вредное воздействие на территорию парка.
На днях эта информация была официально сообщена на заседании рабочей группы, которую возглавлял первый вице-губернатор Алексей Тюкавин. СЗФК обратилась в минприроды с просьбой пересмотреть условия лицензионного соглашения, чтобы отодвинуть сроки начала разработки рудника: теперь им необходимо разработать проект строительства ГОК и затем его построить. Компания гарантировала, что не будет размещать на территории, предназначенной для парка, свои технологические объекты, – сообщил региональный министр Алексей Смирнов. «Хочется подчеркнуть, что решение принято не под чьим-либо давлением, а является наиболее приемлемым, разумным и взвешенным», – сказал новый гендиректор СЗФК Владимир Куницкий, отметив при этом, что первоначальная позиция компании была очень жесткой.
«ГОК будет строиться на территории малоценного молодого сосняка, зато в состав парка войдет часть Симбозерского заказника, который является «родильным домом» лосей», – пояснил директор WWF России.
С новыми планами компания начнет добывать руду на семь лет позже, чем это было предусмотрено выданной лицензией, говорит эколог Петров.
Он добавляет, что итоговое соглашение также не идеальный вариант: в Хибинах все-таки появится дорога – не технологическая, а строительная, которая после завершения возведения ГОК будет передана парку. Кроме того, для строительства комбината потребуется вырубить больше деревьев, чем было предусмотрено ранее. «Но это позволяет и сохранить производство, и создать парк», – говорит Петров.
После разрешения конфликта правительство Мурманской области решило пересмотреть концепцию создания парка в Хибинах, сообщил Смирнов.
Если ранее предполагалось сначала создать природный парк, а затем уже национальный, то теперь документы будут готовиться сразу на нацпарк, говорит Смирнов. «На разработку документов нужны большие средства. Всемирный фонд дикой природы (WWF) России выступил с предложением поучаствовать финансово в этом процессе, – пояснил министр природы Мурманской области. – Плюс наши компании, горнодобывающие и горно-обогатительные, не отказываются поучаствовать. Может быть, к концу этого года мы получим уже какие-то документы. В 2014 году будем резервировать территорию под нацпарк». По словам Смирнова, пока что в федеральном бюджете не предусмотрены деньги на новый нацпарк.
 
И на Хопре надо решать дела грамотно, с уважением к земле и к человеку!