Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Главные

события

классовой

борьбы

Красный Первомай в Якутии: «Хватит терпеть!»
Будем достойными наследниками Победы!

НА РАЗВАЛИНАХ…

(мысли о пьянстве и алкоголизме)

Заходил я как-то по делу в Якутский наркологический диспансер, которой занимает часть снесенного здания санатория «Красная Якутия», где раньше проходили курс оздоровления наши деды и отцы, бабушки и матери. То, что осталось от былого величия, снаружи напоминает развалины, оставшиеся после прямого попадания авиабомбы (прямо как в кино про войну!). Внутреннее состояние оставляет впечатление не из лучших – всё покосилось, покривилось. Стены, видимо, держатся лишь потому, что построены были на совесть лучшими плотниками, собранными со всех районов мастерами своего дела. Полы ушли вниз, как будто их затягивает земля. Общая картина на-вевает лишь печаль и уныние.

И на этих развалинах (кстати, характерных для всей бывшей РСФСР) посетили меня горькие мысли…

Со времен Древнего Рима цивилизованное человечество считало чрезмерное употребление спиртного истинным злом, неизменно ведущим к деградации личности, утрате им здоровья и благополучия. И предпринимало меры, дабы внушить людям мысли о вреде, несущем вином (водка появилась намного позднее), и оградить свое потомство от злоупотреблений им. Всё: и философия, и медицина, и «опыт, сын ошибок трудных» - было брошено на борьбу с «зеленым змием». Но тщетно. Перефразируя великого баснописца, можно смело заявить: «Уж сколько раз твердили миру, что «пьянь» гнусна, вредна! Но только всё не впрок!».

В Россию вино или, как провозглашалось издревле в просвещенной Европе - «солнечный напиток богов», пришло позже, но легко вошло в сознание и плоть россиян, ибо была в ходу у русичей и других племен великой Ру-си уже брага, потому население было уже «алкоголизировано». Да так, что вопрос о потребителях, о качестве даже не стоял, народ интересовало лишь количество спиртного. Вначале браге придавалось значение особого напитка, питье которого связывалось с какими-либо торжествами – ведь недаром слово «праздник» произошло от слов «бражник», «бражничать». Потому прими-тивно организованная борьба с этим злом привилась на Руси позже, когда вред пьянства стал очевиден. Ей вынужденно начали уделять внимание лишь со времен Петра Великого, но особых успехов не было достигнуто. Надо отметить – до сих пор! Причина, видимо, в том, что борьбу с пьянством, как водится в России, превращали в кампанейщину и на том дело глохло. Римляне уделяли профилактике алкоголизма особое внимание и пред-принимали иногда довольно оригинальные методы. Как известно из истории Римского права, сенат Рима принимал решение вести борьбу с этим злом путем примерного показа последствий пьянства. Назначался для данной профилактической работы весьма успешный и уважаемый гражданин Рима, ко-торому выделялись деньги на «питье» и ему в обязанность вменялось постоянно шляться по улицам города в непотребном виде.  Для наглядности, вид этого известного народу лица можно, наверно, сравнить с нашими «алкашами», своим видом вызывающими отвращение. И на этом «живом примере» римляне учили своих отпрысков обходить вниманием винопотребление. В других государствах (особо мусульманских) с пьяницами и алкого-ликами поступали намного «круче» - их просто забивали камнями или вешали. Короче, пытались избавиться от «великого зла» публичным порицанием и даже казнями. Потом делались оставившие след в новейшей Истории неудачные попытки борьбы с пьянством путем ограничений и даже полного запрета продаж алкогольной продукции – вспомним хотя бы так называемый «сухой закон» времен Великой депрессии в Америке и «эксперимент» по преодолению пьянства и алкоголизма в пору «горбачевской перестройки», сопровождавшийся вырубками виноградников, талонами на спиртное и рас-цветом браговарения.

Но ничто не стало панацеей от пьянства и алкоголизма. Люди как пили, так и пьют. И, видимо, будут пить. Ведь ничто так неистребимо, как порок, полученный в наследство.

Как говаривал в своё время великий философ Сократ, пьянство не есть причина совершения людьми правонарушений и преступлений. Оно лишь пробуждает тлеющий в сознании «уголёк» антиобщественного поведения, порожденного отсутствием воспитания человека в духе уважения законов и обычаев народа. Потому профилактика девиантного (преступного) поведения, проявляющегося на фоне злоупотребления алкоголем, прежде всего заключается в надлежащем воспитании детей и молодёжи. Этой же цели служит своевре-менное лечение болезненного влечения к спиртному.

Но что делать, если этот порок уже завладел душей и телом индиви-дуума? Путь один – заставить его излечиться от него. А для этого необходимо возродить хотя бы то, что было. А именно государственные учреждения, называвшиеся в свое время ЛТП (лечебно-трудовыми профилакториями). Ведь от них была несомненная польза. Пусть даже десяток-другой процентов алкоголиков излечится – бросит пить, то и это уже позитив. А лиц, отдалившихся от этого порока – пьянства, было гораздо больше.

Как, возможно, помнят многие работники прокуратуры, милиции, не-которые пьяницы и алкоголики даже сами просились в ЛТП, чтобы с помощью государства избавиться от алкогольной зависимости, излечиться от этой болезни духа.

Не отходя далеко, посмотрим, что имеется у нас в Республике по дан-ной теме. Если говорить правду, то смотреть практически нечего – организованной на государственном уровне системы лечения от алкоголизма нет. В Республике имеется несколько медицинских учреждений, находящихся, как ранее это называлось, на хозрасчете – существуют они лишь на том, что заработают. Проще – зависят от добросовестности медперсонала и, что важнее, от «кармана» больного. А между тем, этот «карман» не такой уж вместитель-ный – платежеспособных алкоголиков, то есть больных, имеющих заботли-вых родственников, очень мало. Их количество (по приблизительным под-счетам) составляет в лучшем случае лишь треть всех лиц, больных алкоголизмом. Основная масса «контингента» неплатежеспособна, потому остается за бортом и лишена всякой медицинской помощи. А ведь среди них имеется множество людей, желающих вырваться из порочного круга и вернуться к активной жизни. Почти все не имеют медицинской страховки и им путь в общие медучреждения «заказан». Потому среди этих членов общества – большой семьи народов России, обладающих с рождения всеми правами че-ловека, смертность очень высока – даже обычная простуда ведет их к «братской могиле» неопознанных и невостребованных трупов.

Отсюда простой вывод – пора властям озаботиться медицинскими учреждениями типа ЛТП. Разумеется, они должны быть модернизированы, то есть в них реально повышен уровень медицинского обслуживания, сроки пребывания больных сокращены и ограничены лишь периодом активного и эффективного лечения, надежного закрепления его результатов. И название должно быть изменено соответственно. Наркологическая лечебница, напри-мер. Такие учреждения давно существуют в цивилизованном мире.

Поскольку алкоголик есть больной, зависимый человек, он практически не дееспособен. В этом случае в соответствии со ст.30 ГК РФ, в которой прямо говорится, что гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит семью в тяжелое материальное положение, может быть судом ограничен в дееспособности, то есть в своем праве приобретать и осуществлять гражданские права. Это законоположение дает право близким родственникам ставить вопрос перед судом об ограничении дееспособности больного и направлении его на принудительное лечение от алкоголизма. В отношении же лиц, не имеющих родственников, вопрос перед судом может ставиться администрациями муниципальных образований. Разумеется, все алкоголики будут направляться лишь после соответствующего медицинского обследования.

Так что закон вполне способствует, более того – требует, применять к алкоголикам и пьяницам при угрожающем семье поведении применять к ним меры принуждения. Думаю, что это относится и к обществу, ибо оно, как во все времена говорили, большая наша семья. Вспомним определение Ф.Энгельса о том, что семья - ячейка общества! Это - вопрос, решаемый на уровне местной власти и обычных меди-цинских учреждений. Гораздо сложнее разрешить вопрос о материальной стороне лечения. Здесь, естественно, основную нагрузку должно принять на себя государство (содержание помещений, обеспечение медицинским оборудованием и лекарствами, транспортом, оплата труда медперсонала и т.д.), по-скольку речь идёт о его гражданах. Наверно, какую-то часть расходов могут компенсировать родственники больных. Как это делается сейчас в случае оказания медицинской помощи алкоголикам в наркологических больницах города Якутска и районов, где они есть. Но как быть, если лечение требуется бездомному человеку, ныне назы-ваемому коротко - «бич» или «бомж? Ответ прост – всё полностью ложится на плечи государства и общества. А что делать?! Или лечить, неся расходы. Или оставить всё как есть: пусть эти чьи-то родные (слабые, безвольные, опустившиеся, да как угодно их назови!) люди продолжают умирать в техэтажах «кэпэдышек» и иных домов, в разного рода «бичарнях», не имея эле-ментарного медицинского обслуживания. Их ведь даже в больницу не поло-жишь на излечение, поскольку у них нет страховых медицинских докумен-тов. В лучшем случае на пару дней положат белолаг на больничную койку, дабы спасти их от неминуемой смерти. Да и такую помощь получают лишь те, кому еще как-то повезло. Большинство же умирает даже от элементарной простуды. Если не верите, спросите у своих участковых, оперативных работников милиции и следователей, чьими руками их бездыханные, порой прогнившие, тела вытаскиваются из техэтажей, разного рода «хижин» и «земля-нок». Да еще у медицинских экспертов, которые исследуют их трупы, чтобы исключить или, наоборот, установить чужую криминальную причастность к смерти несчастных. И они скажут вам, что многие умирают просто от отсутствия медицинской помощи. Короче, от безразличия государства к этой категории своих граждан. А представители правоохранительных структур и су-дебно-медицинские эксперты занимаются ими лишь в силу своей профессии. Это и еще захоронение тел (это нельзя назвать похоронами – в траншею, вырытую экскаватором, сбрасывают т.н. «невостребованные тела» с бирками на ногах иль где и закапывают бульдозером) и есть последнее вынужденное участие государства в судьбе своих граждан. И ни та, ни эта сторона при этом не испытает каких-либо чувств. Как сказал великий Есенин – «И ничто души не потревожит! И ничто не бросит её в дрожь!»… Это при том, что нынешняя власть на словах декларирует: «Для России важен каждый!». Помните, перед и во время переписи населения? Но и тогда «бичи» и «бомжи» остались вне поля зрения государства. Их как бы нет, они не существуют…

Как многие, конечно, знают, в России великой и неделимой (пока еще?) отрицательная демографическая ситуация – умирает больше, чем рождается! Причем смертность от криминализации и алкоголизации общества заняла преобладающие позиции. К этому прибавилась смертность от наркомании. Но на государственном уровне алкоголизм и наркомания до сих пор не признаны опасными болезненными изменениями человеческого тела и духа. На-пример, как онкологические или сердечно-сосудистые заболевания, вошед-шие в число приоритетов национальной программы по здравоохранению. Эта реальная опасность, впрочем, как и криминализация общества, практически не признается властью угрозой для существования государства. И потому борьба или хотя бы противодействие ей находится на низком уровне.

И всё это издержки российской «дикой демократии». Как сказал какой-то умник, «у них» (в западных демократиях) действует принцип: Как хочешь – так и живи! А у нас: Живи как хочешь!» Чувствуете разницу? В первом случае государство помогает жить как хочет его гражданин. А в России повсеместно государству безразлично как живет его «дорогой россиянин». Вот и пустило оно всё на самотёк – можно делать всё, что душе угодно. Пей, ню-хай, потребляй, что хочешь или можешь. Колись, глотай, что достанешь (купишь, украдешь, выпросишь)! Жизнь – твоя, сам распоряжайся им! Лучшее оправдание для бездеятельности. Вместо того, чтобы решительно искоренять причины негатива, власть бросается из одной крайности в другую – то разрешено всё, что не запреще-но, то запрещено всё, что не разрешено. Если что-то делается, то половинча-то, в виде очередной кампании – призывы, плакаты, наставления. И всё впустую. Как, например, прошедшая недавно кампания по очистке города Якутска от мусора…

Рассмотренный вопрос очень важный и соответственно сложный. Проблему не решить с наскоку, кампанейщиной или введением синей униформы (как некоторые предлагают - сатиновых «семейных» трусов) для больных. Нужна целеустремленная работа по разработанной национальной программе. Но займется ли этой работой существующая власть? Будем надеяться, уповая на высказанные уже неоднократно указания Президента и Премьера прави-тельства России повсеместно применять на практике лучшее, что внедрялось Советской властью.

Вот такие печальные мысли породили развалины бывшей «Красной Якутии». И не только они. Развалины некогда великой страны – разрушен-ной, обобранной и оставленной тихо умирать. Естественным путем - ведь смертность выше рождаемости! Рано или поздно страна погибнет, если не принять уже сейчас меры по возрождению всего того лучшего, доброго, гу-манного, что было при Советской власти. В том числе и по реальному пре-одолению пьянства и алкоголизма. Важнейшей стороной этой работы являет-ся его медицинская составляющая. Пора государству повернуться лицом к имеющейся проблеме и решать её, а не стыдливо отводить взгляд в сторону. Думаете, если их не видеть, проблем не существует? Напрасные надежды и ожидания. Рано или поздно «Дамоклов меч» падет…

Леонид ДИОДОРОВ.