Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

АНТИМИРЫ

Тем не менее это не кажимость – их Антимир вовсе не фантастичен и существует на самом деле. Дело в том, что далеко не все показатели катятся под гору – есть и другие, которые невзирая ни на что стремительно растут. Существует особый, классовый, Антимир капиталистических прибылей, скандально растущих вот уже второй год подряд на фоне общего упадка и обнищания большинства населения. Это Антимир, в котором обитает ничтожное меньшинство наших «соотечественников», которые и образуют российский государственно-олигархический господствующий класс – господствующий не только в экономике, но и в умах и душах оболваненного большинства граждан. Поэтому не удивительно, что наши правители полны оптимизма. 
Мир и Антимир движутся в диаметрально противоположных направлениях. В прошлом году при снижении ВВП на 3,6% капиталистические прибыли выросли в полтора раза. Механизм и структура этого роста, его связь с внешней политикой и военными расходами были подробно разобраны в статье «Под знаком Марса» («Советская Россия», 26.05.16). Аналогичные данные за три квартала текущего года, по сообщению Росстата, таковы. В январе-сентябре 2016 года сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых организаций и бюджетных учреждений) в действующих ценах составил +8171,4 млрд рублей и по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года увеличился на 20,6%. В январе-сентябре 2015 г. сальдированный финансовый результат составил +6773,5 млрд рублей. Следует также добавить, что, по данным Банка России, прибыль банковского сектора выросла за 9 месяцев в пять раз – с 127 до 632 млрд рублей – и практически вернулась к докризисному уровню. 
Здесь требуется пара методических уточнений. Во-первых, год назад апологеты режима пытались (безуспешно) объяснить полуторакратный рост прибылей девальвацией рубля. Но ныне ссылаться на это невозможно, поскольку бОльшую часть текущего года курс рубля оставался стабильным. Во-вторых, рост прибылей в этом году, на первый взгляд, более скромный, чем в прошлом: мол, двадцать процентов это все же не пятьдесят. Однако сравнивать нужно сопоставимые данные. За девять месяцев прошлого года прибыли выросли на 29,7%, а это уже довольно близко к нынешнему росту на 20,6%. Так что не исключено, что по итогам текущего года мы увидим новый рекорд. 
На сказанном можно было бы и закруглиться, но так получилось, что когда я принялся за эту колонку, подоспели данные за третий квартал от департамента (министерства) торговли США, привлекшие повышенное внимание экономических аналитиков. Оно вызвано тем, что прибыль американских компаний выросла в третьем квартале 2016 года на 5,5% в годовом выражении. Как отмечают аналитики, повышение прибыли зафиксировано впервые с 2014 г., причем динамика роста оказалась рекордной с четвертого квартала 2012 года. ВВП США в третьем квартале повысился на 3,2% – также максимальными темпами за два года. Что же это получается? Рост прибыли на 5,5% в Штатах воспринимается как сенсация, а рост на 20% в России даже не заслужил внимания Путина. Очевидно, это совсем разные экономики. Вот я и решил сопоставить некоторые ключевые показатели экономического развития России и США в этом году (см. таблицу). 

Выходит, Россия и США – тоже антимиры не только объективно, но и субъективно. Россияне упадок воспринимают восторженно и не видят никакой альтернативы любимому президенту – 63% хотят видеть Путина президентом после 2018 года. А американцы рекордный за четыре года рост воспринимают пессимистически и избирают президентом не слишком уважаемую личность. 
Чем же недоволен 61 процент американцев, считающих, что дела в стране идут в неправильном направлении? Они недовольны ростом социального неравенства, и для этого у них есть серьезные основания. Вот три важные вехи в истории американской экономики XX–XXI в. В 1928 г., в канун Великой депрессии, доля верхней одной десятой процента населения в общем доходе страны достигла 11,5%. Вслед за этим пришел экономический обвал и начался длительный период выравнивания доходов. К середине 70-х годов указанная доля снизилась до 2,6%. Но затем рост неравенства возобновился, и к концу нулевых годов нашего века доля богатейшей одной десятой процента превысила 12%, после чего вновь разразился экономический кризис. Вот и вся арифметика недовольства: нужды нет, что наблюдается общий рост – важнее то, что этот рост непропорционален, углубляет социальное неравенство и ведет к экономическому кризису.
А как обстоят дела в России? По данным исследовательской компании New World Wealth, 152 тысячи российских долларовых миллионеров (это как раз 0,1% населения) контролируют 62% национального богатства, что делает Россию страной с самым высоким в мире имущественным неравенством. Доля в богатстве – это несколько иное, нежели доля в доходе, но все равно показательно. Для сравнения, в США миллионеров 1,4% населения, и контролируют они 32% национального богатства. 
«Любая несправедливость и неправда воспринимаются очень остро. Это вообще особенность нашей культуры», – сказал Путин в Послании. Считает ли президент двадцатипроцентный рост прибылей на фоне пятипроцентного падения жизненного уровня народа – несправедливым? Воспринимает ли он эту проблему «очень остро»? Ответственный лидер обязан был бы выстроить свое послание народу вокруг этих двух цифр и хотя бы попытаться проанализировать, почему эти «ножницы» раскрываются все шире, грозит ли это очередным экономическим крахом, как исправить положение. Но Путин и его спичрайтеры как бы и «не в курсе». Вместо анализа – совершенно хлестаковское обещание «уже на рубеже 2019–2020 годов выйти на темпы экономического роста выше мировых» под рукоплескания 86% нищающего народа, в котором якобы «укрепляется иммунитет к популизму и демагогии». Нет, не укрепляется – он, наоборот, полностью утрачен.