Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Главные

события

классовой

борьбы

Красный Первомай в Якутии: «Хватит терпеть!»
Будем достойными наследниками Победы!

Корысть

(детективный рассказ, основанный на подлинных событиях)

Вместо пролога

Усталый путник ехал, возвращаясь по лесной дороге из районного центра. Скрипели сани, слышался стук копыт. Тихо шел снег. И вдруг сквозь дрему в его сознание прорвались звуки выстрелов, прогремевших поодаль со стороны автотрассы. Раз выстрел, два, еще и еще. Последний раздался чуть погодя. Затем всё стихло. «Охотники, наверное…» - подумал путник. Тихо падал снег…

Эпизод первый: Страшная находка 

«На обоих трупах на частях одежды,
соответствующей расположению грудной
клетки, усматриваются следы выстрелов...»
(из протокола осмотра места происшествия)

20 ноября 2000 г. в дежурную часть Мегино-Кангаласского улусного отдела милиции поступило телефонное сообщение от жителя села Павловска Скрыбыкина П.П. о том, что им в лесном массиве неподалеку от автотрассы Нижний Бестях – Большой Невер обнаружено два засыпанных снегом трупа неизвестных лиц.

На допросе Скрыбыкин показал, что накануне после обеда, совершая объезд полян и аласов в поисках пропавшего жеребенка, увидел следы на снегу, вызвавшие его подозрение. Он подумал, что злоумышленники застрелили жеребенка и утащили подальше от дороги, чтобы разделать. А следы привели к забросанным снегом трупам людей. 

При осмотре места обнаружения трупов было установлено, что в 73 м. от проселочной дороги, ведущей напрямую от села Павловска в улусный центр с. Майя, в километре от развилки на Неверской автотрассе, рядом лежат два трупа с огнестрельными ранениями в области грудных клеток. Снег на трупах и под ними уплотненный, от проселочной дороги, где имелись следы разворота легковой автомашины, к ним ведут следы волочения в виде узкой, в ширину туловища человека, борозды, по бокам которой заметны дорожки следов ног человека. Было видно, что трупы приволокли сюда, таща за руки, двое лиц. На трупах была достаточно добротная зимняя одежда и обувь. Никаких документов, указывавших бы на их личности, при них не оказалось. 

В тот же день было возбуждено уголовное дело. Немедленно была создана следственно-оперативная группа во главе со следователем прокуратуры улуса. 

Эпизод второй: Путь к раскрытию преступления 

«Смерть ...наступила
в результате огнестрельных ранений
с повреждением внутренних органов...»
(из заключения судебно-медицинской экспертизы)

Общеизвестно, что по делам об обнаружении трупов неизвестных лиц первоочередной задачей следствия является установление их личности. Это, как говорится, та печь, откуда «надо плясать». За дело взялись специалисты розыска сначала Мегино-Кангаласского улуса, затем подключились их коллеги из соседних районов, а также города Якутска и Управления уголовного розыска МВД республики.

Для быстрейшего установления личности потерпевших их фотографии были показаны по республиканскому телевидению. Результаты проявились незамедлительно. С помощью приехавших из сельского района родственников личности погибших были установлены. Ими оказались работники потребительских обществ «Алаас» и «Лена» села Борогонцы Фомин Я.М. и Никифоров Р.Р., убывшие 16 ноября 2000 г. в командировку за товаром в Амурскую область. 

Шаг за шагом радиус поисков сужался. И вот, наконец, появилась ниточка, постепенно превратившаяся в начало клубка. Судебно-медицинская экспертиза дала однозначное заключение, что обе жертвы убиты выстрелами из гладкоствольного оружия, вероятнее всего – из обреза охотничьего ружья. Притом было установлено, что у одного из потерпевших имелась рана, причиненная пулей, выпущенной из маломощного нестандартного оружия.

Потому оперативники группы связались со своими коллегами из соседних районов и предложили проверить наличие обрезов у лиц, имеющих автотранспорт. Вскоре у них появилась информация, что в производстве участкового инспектора Усть-Алданского УОВД имеется материал о применении неким Кирилловым обреза при совершении хулиганских действий. Вместе с ним по этому материалу проходил его зять Альберт Мыреев. В качестве очевидца упоминался двоюродный брат последнего Мыреев Максим. Все они жили в селе Борогонцы и постоянно общались между собой. 

На совещании опергруппы было решено начать работу с Максима Мыреева. Он был вызван в отдел уголовного розыска Мегино-Кангаласского улуса, где ему было объявлено, что он подозревается в совершении двойного убийства. Тот сразу же заявил, что он людей не убивал и изъявил желание изложить в протоколе обо всем известном ему по данному факту. Следователь и оперативники, которые в то время не располагали фактическими данными, но делали вид, что они располагают достаточной информацией, дали ему такую возможность, разъяснив, что чистосердечное признание вины является смягчающим вину обстоятельством и будет учтено судом. Максим, который в недавнем прошлом сам являлся работником милиции, об этом прекрасно знал и действительно дал почти полный расклад преступных действий участников убийства и ограбления коммерсантов. При этом он изложил такие подробности, которые раскрыли, как говорят криминалисты, его «преступную осведомленность» и уже сами по себе указывают на правдивость показаний подозреваемого. 

Ну, а дальше, как говорится – дело техники. Известно, что успех раскрытия любого преступления, а тем более  преступных деяний группы лиц, зависит от быстроты и слаженности действий следователя и оперативников. Недаром существует пословица – куй железо пока горячо!

Немедленно были установлены и задержаны основные виновники злодеяния  Кириллов и Альберт Мыреев, проведены следственные действия, закрепляющие полученные на начальном этапе следствия показания подозреваемых. После их проведения уголовное дело было передано в производство отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры республики. При этом учитывался, кроме особой тяжести совершенных деяний, тот факт, что все основные «фигуранты» дела в прошлом работали в милиции и имели возможность оказания сильного противодействия расследованию. 

Эпизод третий: Сговор 

«Достать деньги любой ценой.
Пусть даже ценой убийства»
(цель преступления)

В октябре 2000 года водитель автомашины марки КАМАЗ-5320 Кириллов Дмитрий договорился с работниками потребительских обществ села Борогонцы Фоминым Я.М. и Никифоровым Р.Р. выехать с ними в рейс за пределы республики за товаром, однако ввиду того, что он не смог вовремя получить соответствующую лицензию, поездка откладывалась. Поэтому в середине ноября коммерсанты собрались выехать на попутном транспорте.

Узнав об этом, Кириллов решил любым путем не упустить возможность обогатиться. Поскольку ранее ездил за товаром с указанными снабженцами, он знал, что они обычно берут с собой большие суммы наличных денег. Своими мыслями он поделился с Альбертом Мыреевым – мужем своей младшей сестры. Пригласив его к себе домой, он предложил ограбить коммерсантов. Зять тотчас согласился. В сентябре он приобрел в долг под проценты у своего знакомого автомашину марки ВАЗ-21099, а также наличные деньги и был озабочен поисками путей возврата долга, так как срок уплаты займа уже наступал. И сам Кириллов  был заинтересован в этом, поскольку выступил тогда поручителем своему зятю. Кроме того, он лелеял мечту купить автомашину – такси, чтобы основать «свою фирму».

Таким образом, оба родственника испытывали нужду в больших деньгах. Потому они сразу же нашли общий язык и тем самым соорганизовались в банду. Оставались детали осуществления замысла, но и тут не возникло проблем.

- Как только «торгаши» соберутся поехать за товаром, - предложил Дмитрий, который сразу же взял руководство в свои руки. -  Мы на твоей машине поедем вслед за ними до Бестяха. Там они будут ловить попутку, стоя на автотрассе. Мы скажем им, что нам нужно до Павловска и предложим подвезти их до развилки, где обычно выезжают на большую дорогу автомашины, переправившиеся по льду реки из Якутска. Если они откажутся, предложим им посидеть с нами в автомашине, немного выпить «для сугреву». Они, вот увидишь, согласятся. По пути ты остановишь машину, скажешь, что якобы мотор барахлит. Мы выйдем, откроем капот, возьмем оттуда обрезы и застрелим их. А дальше увезем в тайгу…

Альберт ни в чем не сомневался, только спросил:

- Откуда возьмем второй ствол?

- А я вчера сделал его из своего старого ружья 32 калибра. Нашел патроны от винтовки, они подходят. Только пуля будет болтаться в стволе, да это ерунда. Думаю, с близкого расстояния он неплохо послужит.

Поскольку Мыреев знал, что у главаря уже есть двуствольный обрез 12-го калибра, у него других вопросов не возникло. 

Вот так в одночасье была решена судьба двоих ни в чем не повинных людей. Ради чужих денег два молодых человека легко решились на тяжкое преступление – лишение жизни себе подобных. Блеск золотого тельца затмил им разум.

По их замыслу, коммерсантов, которые будут считаться уехавшими за пределы республики, не сразу станут искать. А если и будут потом искать, то за пределами республики. Время работало в их пользу. Это обстоятельство укрепило их в уверенности в своей неуязвимости. 

Эпизод четвертый: Убийство 

«От проселочной дороги к северу
к местонахождению трупов ведет
борозда волочения...»
(из протокола осмотра места происшествия) 

15 ноября Кириллов встретился с Фоминым и Никифоровым, которые вполне доверяя ему, поделились своими планами. Они рассказали, что завтра спозаранку выедут на такси своего знакомого, который направляется в Якутск, до Бестяха и там найдут попутку до Алдана или Нерюнгри. Затем они из добрых намерений предложили Кириллову привезти ему что-либо по заказу. Тот тогда же сделал заказ на продукты и проследил, чтобы один из коммерсантов вписал его фамилию и сумму переданных денег в свою записную книжку. Таким путем он рассчитывал потом отвести подозрения от себя.

В тот же вечер он встретился со своим зятем и они еще раз обсудили план ограбления коммерсантов. При их разговоре присутствовал и Максим Мыреев, который напросился с ними до Бестяха, а там дальше после «мероприятия» они должны были подбросить его до города.

Рано утром злоумышленники на автомашине Альберта выехали по автотрассе Борогонцы – Тюнгюлю – Нижний Бестях для исполнения своей задумки. По пути на пустынной дороге бандиты опробовали свое оружие и спрятали обрезы опять под капот автомашины, предварительно их зарядив. За руль сел Кириллов.

В поселке Нижний Бестях Максим остался у своих знакомых ждать родственников, а те поехали искать намеченных жертв. На свою беду Фомин с Никифоровым стояли на развилке дороги в сторону села Майя и ждали попутку. Они слегка замерзли и потому с радостью приняли предложение подвезти их до Павловска. По дороге поговорили о том, о сем. Говорил больше Кириллов, Мыреев молчал. Потом, подъезжая к пустующей стоянке, Дмитрий стал притормаживать, говоря, что отчего-то мотор барахлит. Альберт вышел за ним и они оба из-под открытого капота выхватили обрезы, одновременно подошли с двух сторон к своим пассажирам, открыли дверцы и сразу же начали стрелять. Их жертвы даже не успели испугаться. Один из коммерсантов, в которого дважды стрелял главарь банды, погиб сразу. А второй, в которого выстрелил Мыреев, был еще жив и порывался выйти из салона автомашины. Видимо, пуля, выпущенная из малого обреза, только ранила его. Кириллов быстро перезарядил свой обрез и стоя там же выстрелил в него. Жертва сразу поникла, но убийца быстро перебежал на другую сторону автомашины и еще раз в упор выстрелил в него.

Убедившись, что оба коммерсанта неподвижны, бандиты быстро сели в автомашину и свернули по первой же проселочной дороге в лес. Дорога была хорошая, снега было мало и он не мешал езде. Отъехав как можно дальше вглубь тайги, найдя полянку, водитель развернул машину. Оба вытащили свои жертвы из автомашины, обыскали их. Взяли у них все найденные документы, по которым можно было бы идентифицировать убитых, ну и конечно, деньги. Из салона подобрали барсетки коммерсантов. Подсчитали свою добычу. Сумма хотя и была внушительная, но слегка разочаровала убийц – они рассчитывали на большее. Да в такой ситуации даже миллионы бы их не удовлетворили: они ведь выполнили такую тяжкую и грязную работу – и на тебе какую-то мелочь!

Потом они в два захода оттащили трупы подальше от дороги и забросали снегом, чтобы они не были видны издали. Убийцы рассчитывали, что в дальнейшем снег скроет все следы – зима ведь только начиналась.

Бандиты ничего из вещей своих жертв в лесу не оставили, всё увезли, чтобы уничтожить в другом месте. Они, как бывшие милиционеры, знали, что иногда на преступников наводят взятые ими, безразлично - для себя или для продажи, вещи и ценности жертв. Потому ничто их не соблазнило. Только деньги – вожделенные деревянные рубли. По ним нельзя вычислить грабителей, это точно им было известно. 

Эпизод пятый: Изобличение 

«Шила в мешке не утаишь»
(пословица)

Как уже указано, Максим Мыреев, правильно оцененный оперативниками и следователем как «слабое звено в цепи», дал показания, изобличающие родственников, но этого было явно недостаточно. Арестованные Кириллов и его зять Альберт Мыреев на начальной стадии следствия вообще отрицали вину, но потом под давлением улик изложили свою «версию» совершенного преступления. Не надо забывать, что они оба ранее служили в милиции и потому были достаточно полно «подкованы», их позиции так просто нахрапом штурмовать было нельзя. Потому следователю и розыскникам прежде всего следовало получить веские, неоспоримые доказательства.

Было видно, что Мыреев Альберт настроен всё отрицать, пусть даже голословно. Ведь никакого алиби он представить не мог.

Более опытный Кириллов понимал, что просто отрицать вину бесполезно, потому предпочел в какой-то степени сознаться. В частности, когда ему были представлены убедительные доказательства того, что он ранее демонстрировал многим, причем неоднократно, свой двуствольный обрез, Кириллов рассказал, что выбросил его в прорубь на озере недалеко от своего дома. При проверке его показаний на месте, с помощью специального магнитного подъемника криминалистам удалось достать этот обрез. При этом был поднят также и второй обрез, сделанный из одностволки 32 калибра. При обыске у Кириллова были изъяты патроны, в том числе и от нарезного оружия.

В ходе следствия было установлено, что после совершения преступления Альберт Мыреев успел рассчитаться со своим кредитором, а Кириллов купил «Уазик». Следствием  были предприняты попытки найти документы и вещи потерпевших, однако обнаружить их не удалось. Кириллов, а также Максим Мыреев показали, что документы и вещи убитых, находившиеся в автомашине, они уничтожили. Автомашина «ВАЗ-21099», на которой ездили преступники, была тщательно осмотрена. Хотя до этого виновными были предприняты меры к уничтожению изобличающих их следов крови потерпевших, удалось всё же найти мелкие брызги крови на спинках сидений, которые был соответствующим образом изъяты и направлены на экспертизу. Преступниками шины на колесах автомашине были на всякий случай заменены, чтобы рисунок их протекторов не совпал со следами, оставшимися на месте обнаружения трупов.

Короче говоря, знания, приобретенные бандитами во время службы в милиции, не пропали даром. Ими было сделано всё, чтобы скрыть следы преступления и избежать ответственности.

В ходе расследования, несмотря на имевшиеся доказательства совершения убийства группой, главарь банды Кириллов, проявив своего рода «благородство», принял убийство и ограбление коммерсантов на себя. Однако «благородство» главаря объяснялось не просто желанием оградить своего зятя, но и стремлением смягчить себе ответственность -  ведь кара за совершение преступления группой лиц намного строже, чем за совершение его одиночкой. Несмотря на очевидные факты, Кириллов придерживался избранной позиции как на следствии, так и на суде. Хотя, конечно, он осознавал, что всё было голословно, напрасно и достаточно глупо.

Вот один пример, мягко говоря, неадекватного поведения обвиняемого. Кириллову было предложено пояснить, каким образом ему одному удалось утащить оба трупа по лесу на довольно большое расстояние и еще при этом умудриться оставить две дорожки следов по обеим сторонам борозды волочения. Он не смог это объяснить. Затем ему было предложено подтвердить свои показания в ходе следственного эксперимента - оттащить по заснеженному лесу человека примерно такой же комплекции и веса, как у одного из потерпевших – довольно крупного мужчины. Но тщедушный Кириллов сразу отказался от этого заведомо провального для него следственного действия.

А подельник Кириллова – его зять Альберт Мыреев - вообще всё отрицал и, несмотря на бессмысленность такого поведения, вплоть до вынесения приговора не признал себя виновным в соучастии в совершении убийства коммерсантов. Было очевидно, что, находясь в следственном изоляторе, бандиты сговорились и скорректировали свое поведение на следствии и суде. 

В ходе расследования были проведены несколько сложных экспертиз, установлены и допрошены множество лиц, показания которых так или иначе опровергали позиции обвиняемых. И вне зависимости от показаний обвиняемых, вся совокупность доказательств, добытых в результате квалифицированного расследования, не вызвала у суда сомнений в их виновности. 

Эпилог 

К уголовной ответственности были привлечены, кроме убийц, лица, помогавшие им сокрыть следы преступлений. Все они были признаны судом виновными во всем объеме предъявленных им обвинений и осуждены. Основные обвиняемые Кириллов и Альберт Мыреев получили длительные, свыше 20 лет, сроки заключения. И до сих пор находятся в местах, не столь отдаленных.

Вот так закончилась для них погоня за «золотым тельцом». Корысть, подвигшая их на совершение особо тяжких преступлений, в который уже раз привела виновных к печальному исходу.