Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Главные

события

классовой

борьбы

Красный Первомай в Якутии: «Хватит терпеть!»
Будем достойными наследниками Победы!

 

«Правовое государство» – приоритет времени? 

Читатель, возможно, удивлен тем, что на первых местах в перечне приоритетов, своего рода доктриной №1, оказались такие понятия, как «правовое государство», «главенство права», «социалистическая демократия». Более того, акцент на этом ощущался даже в процедуре сессии: она, эта сессия, ведь первая, где глава КНР, будучи переизбран на высший пост, торжественно произнес с трибуны клятву на верность конституции. Тем самым китайцы как бы воздали дань принятым в мире «демократическим» церемониалам. Впрочем, они пошли дальше: вслед за председателем КНР клятву принялись зачитывать новоизбранный вице-председатель КНР Ван Цишань, переназначенный премьер Госсовета Ли Кэцян, члены Постоянного комитета ВСНП, министры и т.д. Не курьезно ли для иностранцев, что в ряде случаев клятва зачитывалась «хором», коллегиально. Сие позволило чуть сэкономить время, и все-таки сессия оказалась (из-за этих, в частности, процедур) длиннее предыдущих.
...Судя по ряду признаков (например, по неусыпности интереса к ней со стороны South China Morning Post и иных гонконгских газет, по откликам на ее закрытие, появившимся вдруг в наших интернет-порталах при участии людей именитых, да и по реакции наших форумчан на публикацию в «Совраске» о ее открытии), нынешняя сессия ВСНП заинтересовала куда сильнее, чем ее аналоги когда-либо в прошлом. Главным образом из-за принятой на ее старте поправки в конституцию КНР, отменившей возрастной ценз: 10-летний лимит пребывания у власти высших руководителей страны. Для многих это было как ушат холодной воды на голову. Судите по тогдашним откликам форумчан на упомянутую статью от 13 марта: 

wowik. По-моему, зря они (китайцы) это сделали.... 
avva1. Даже в КНР не удается наладить систему четкой подготовки и смены лидеров. Жаль. 
Роза. Стоит только уповать на т.н. китайскую специфику, которая не позволит лидеру управлять страной пожизненно. 
малышев. К войне готовятся? От хорошей жизни таких решений не принимают. 
Quercus. Это предпосылки конца китайского чуда. До этого немудрого решения сицзиньпины после правления не изгонялись на пенсию, а входили в «совет старейшин», где по мере авторитетности влияли на руководство. А теперь что?

Благодаря аналитическим материалам из гонконгской печати я, однако, обнаружил, что упомянутая корректива в конституции КНР (как и «внезапное» выдвижение на второй в государстве пост малоизвестной вне Китая личности, Ван Цишаня) оказались ушатом воды не для всех. Кто-то предвидел нечто такое в ноябре 2017 года, когда в Пекине проходил 19-й съезд Компартии Китая, а кое-кто усматривает исходную точку в событиях 2012-го (причем и то и другое непосредственно связано с доктриной о становлении КНР как «правового государства»). 

«Облава на тигров», конфликт «принцев» с «комсомольцами» 

«…Не прошло и двух лет проведения курса внешней открытости и оживления экономики страны, а уже довольно-таки много кадров поддалось разложению… По степени серьезности с этими преступлениями несопоставимы те, что имели место в период кампаний против «трех» и «пяти» злоупотреблений в 1950-х годах... Тогда присвоившего тысячу с лишним юаней называли «малым тигром», а расхитителя более десяти тысяч – «большим тигром», а сейчас появились «тигры-гиганты»... Этот вихрь налетел  стремительно. Если не наладить борьбы, то «четыре модернизации», политика открытости вовне и оживления экономики потерпят крах». 
В апреле 1982 года на заседании Политбюро ЦК КПК, посвященном разгулу преступной деятельности в хозяйственной сфере, Дэн Сяопин кипел от негодования, но не он ли тому «вихрю» посодействовал своим афоризмом, что мол, «неважно, какого цвета кошка»? А «вихрь» не утихал, оказавшись одной из причин трагедии на площади Тяньаньмэнь в 1989 году: ведь студенты в ту пору восстали против воцарившегося тогда в Китае социального неравенства и разгула коррупции. 
...Не только в Китае, но и в России во множестве стран мира вызвала восхищение изобретенная «патриархом» китайских реформ формула периодической смены верховной власти в стране, но 6 лет назад она не только не помешала, но скорее способствовала острейшим конфликтам в среде политических элит: борьбе «принцев» с «комсомольцами».
...Главной интригой 18-го съезда Компартии Китая, прошедшего в ноябре 2012 года, как отмечали многие эксперты, было распределение мест в Постоянном комитете Политбюро между неформальными группировками внутри КПК – «принцами» и «комсомольцами». 
Первая из них состоит из детей и иной родни видных китайских революционеров, героев гражданской войны, некогда являвшихся сподвижниками Мао Цзэдуна и представителей первого (после его кончины) поколения китайского руководства. Причем они в подавляющем большинстве были не аристократы-белоручки, а люди с тяжелым детством, чьи отцы подверглись опале, были замучены в хаосе маоистской «культурной революции» (очевидцем первого этапа которой довелось быть автору данной статьи). После кончины Мао и разгрома инициаторов «культурной революции» многие из так называемых «принцев» получили благоприятные шансы для успешной партийно-государственной карьеры. 
«Комсомольцы» – это группа партийных функционеров, в основном выходцев из низов, сложившаяся в недрах 80-миллионного китайского комсомола, когда им руководил Ху Цзиньтао, предшественник Си Цзиньпина на посту председателя КНР.
О накале противостояния можно судить по ряду серьезных скандалов, в частности, поставивших крест на головокружительных карьерах двух крупных партийных функционеров – по одному от каждой группировки. В марте 2012 года был снят со всех постов и задержан по обвинению в коррупции глава города центрального подчинения Чунцина, один из самых влиятельных «принцев» Бо Силай (его жена получила 20 лет тюрьмы за соучастие в убийстве британского бизнесмена). И тогда же, в марте, на одной из пекинских улиц на огромной скорости разбился роскошный феррари: за рулем оказался полураздетый, в компании двух обнаженных девиц, сын Лин Цзихуа, одного из видных «комсомольцев» и сподвижников Ху Цзиньтао. Наконец, за неделю до съезда New York Times сообщила, что семья тогдашнего премьера Госсовета Вэнь Цзябао будто бы владеет состоянием... в 2,7 млрд долларов... 
Как видите, обстоятельства смены китайского руководства (в последний, как оказалось, раз прошедшей по формуле Дэн Сяопина) была отнюдь не благостной. Следовательно, весь его жизненный опыт, начиная от правового беспредела «культурной революции» и кончая неутихающими вихрями коррупции в пореформенном Китае, его акцент на необходимость построения подлинно правового государства выглядит вполне логичным.
Примерно к такой точке зрения склоняется один из видных российских оппозиционеров и литераторов Эдуард Лимонов, написавший в одном из веб-порталов в день закрытия сессии ВСНП следующее:
«Китай все плохо знают, и я в том числе. Мы можем только предугадывать. Одним из предметов хвастовства китайского режима была бескровная передача власти от поколения к поколению. А теперь ничего такого не предвидится. Мы находимся в полном тумане. Но это ничего не значит. Потому что мы привыкли судить по западным стандартам. Смена власти – хорошо. А несменяемость власти долгое время – плохо. А на самом деле надо ценить по эффективности – насколько власть продвигает страну, делает ее слабее или сильнее. А мы не знаем, что будет делать Си Цзиньпин. Я видел его по «ящику», когда он приезжал в Америку. Такой невозмутимый конфуцианский здоровый китаец. Что касается возможных конфликтов с США, американцы могут только сидеть и подвывать. Они даже с Северной Кореей не смогли справиться. И я бы на месте китайцев глубоко бы презирал мнение США, которые живут с мыслью о том, что все привыкли, что они сильные и им все поклоняются. Но на самом деле это не так. Китай уже впереди планеты всей. Это могучая страна. А Си Цзиньпин, может быть, желает блага своему народу».

***

Закончить статью мне хочется заключительным пассажем из речи Си Цзиньпина: 
«Сегодня творческий потенциал китайского народа высвобождается с такой силой, как никогда раньше, что позволяет нашей стране динамично развиваться и продвигаться вперед в авангарде мира. Китайский народ наделен великим духом сплоченности: на протяжении тысячелетий он строил единую страну, развивая гармоничные отношения между ее 56 национальностями, в которой все помогают и поддерживают друг друга. Китайский народ с древних времен осознавал, что нельзя бить баклуши, вкушая плоды чужих трудов, счастье обретается лишь собственными усилиями», – этими словами председатель Си Цзиньпин как бы отмежевывался от распространенных в мире версий об угрозах политической и экономической экспансии КНР.