Раньше, когда становилось известно, что некто совершил кражу государственного имущества, то многие воспринимали весть почти как личную обиду — ведь государственное имущество было действительно общенародное.
В свое время крупнейший русский историк и литератор XIX века Николай Карамзин одним словом объяснил суть происходящего в России. Будучи за границей, на вопрос русских эмигрантов: “Ну, как там, в России?”, он ответил: “Воруют!”. При этом он имел, конечно, в виду распространенность лихоимства , то есть греховной страсти чиновников по приобретению выгоды за счет затруднительного положения ближнего (вымогательство взяток), а также разного рода хищений казенных денег — действий, ныне объединенных понятием коррупция.
Так что чиновники, обвиненные в совершении вышеперечисленных преступлений, по своей сути — тоже воры, ведомые низменными побуждениями и стоящие на самой низкой и позорной ступени криминальной иерархии.
Отличие их от обычных воров, которых толкают на кражи их незавидные жизненные обстоятельства, лишь в том, что они при совершении воровства умышленно пользуются своим положением и властью, что по уголовному закону признается квалифицирующим (подчеркивающим особую опасность и циничность) признаком деяния, отягчающим ответственность.
Вот простые примеры, освещенные в СМИ. Не так давно наши чиновники, как отмечено журналистами, “теплой компанией” ездили в г. Красноярск “дружно поболеть на турнире Ярыгина” за якутских борцов, которые, кстати, не оправдали надежд истинных болельщиков. Видимо, ВИП-команда “болельщиков” не смогла должным образом поддержать спортсменов и, возможно, по причине того, что они сами болели в прямом смысле слова из-за обильных возлияний в перерывах турнира. Как стало известно, все они ездили за счет бюджета, оформив свой вояж под командировки.
Никто из них, кроме Павла Пинигина, не имеет отношения к вольной борьбе. Мне трудно представить, например, председателя Контрольного комитета Ил Тумэна Александра Уарова (кстати, призванного контролировать расходы власти) на борцовском ковре, разве только на татами по сумо.
Это далеко не первый случай оформления важными персонами своих поездок для развлечений под командировки. Сколько было, например, таких поездок в северные районы на охоту (на уток, турпанов, горных козлов и т.п.) депутатов Ил Тумэна, ВИП-чиновников правительства за счет госбюджета. Не сосчитать наверняка сумм бюджета, израсходованных (точнее, уворованных) ими на удовлетворение своих прихотей, а также оплаченных им в качестве командировочных и возмещения расходов, подтвержденных сфальсифицированными документами.
Если посмотреть на все эти “забавы” тойонов и тойончиков со стороны уголовного права, то открывается отвратная изнанка действий — скрытое (тайное) пользование чужими (государственными) средствами в личных целях, а попросту — кража, узаконенная липовыми командировками.
Далее. Все наслышаны о высоких зарплатах руководителей многих учреждений, практически всех министерств. Известно также об их “13-х зарплатах” и осуществляемых самим себе и своим приближенным высоких премиальных выплат. К числу таковых, приближенных к кормушке (бюджету) лиц, относятся и многие высокопоставленные чиновники, греющие свои “пятые точки” в мягких креслах Домов правительства республики — чистоплюев, которых в “просвещенной” Европе и США называют “белыми воротничками”.
По закону им уже начисляются надбавки за категорию сложности и напряженности труда, а также за квалификацию. Так зачем начислять себе разного рода премии, устанавливать повышенную оплату труда?
Многим памятны публикации в СМИ об ежегодных повышениях себе выплат, принимаемых всегда единогласно “слугами” народа — депутатами Ил Тумэна. Причем за счет бюджета. Хотя они не руководители или топ-менеджеры всяких там ОАО-ЗАО, которым собраниями акционеров выделяются огромные вознаграждения, наши “законодатели” практически не отстают от них.
Но чем бы это ни оправдывали, сверхвысокие доходы депутатов и больших чиновников выходят далеко за пределы разумного и за рамки социальной справедливости, потому вызывают обоснованные нарекания людей. А если вникнуть в эту тему, то в конечном счете все запредельные доходы госчиновников носят признаки тайного хищения бюджетных средств, то есть обычной кражи, совершенной с использованием ими своего должностного положения.
Во все времена и у всех народов кража была и осталась греховным явлением. Издавна по законам всех народов она наказывалась довольно жестко. Так, например, в Римском праве в отношении виновных превалировал принцип Талиона (Lex talonis) — закон равного возмездия, выражавшийся в просторечии формулой “Око за око, зуб за зуб”. В соответствии с ним было узаконено и применялось к виновным соразмерное содеянному причинение вреда (Culpa poena par esto — наказание должно соответствовать вине) — убийца принудительно, в основном — публично, лишался жизни, насильник — детородного органа, причинитель телесного вреда — соответствующего органа (глаза, руки, ноги и т.д.). А в Исламе до сих пор существует Закон шариата — несколько видоизмененный аналог принципа Талиона. В частности, у воров могут быть отсечены руки, а в случаях краж, принесших большой вред, дело может кончиться и смертью вора.
Такие наказания имели очень большое профилактическое значение. И иногда, знаете, закрадывается мысль — а ведь правы были предки, реализуя принцип: “чтоб другим неповадно было”. Нам бы так, а? Так и представляешь себе однорукого бывшего депутата или чиновника…
Коррупционеры — те же воры, но ими причиняется больший вред государству и обществу. Потому не удивительно, что в некоторых странах мира (в частности в Китае и на Кубе) действующими законами установлена и применяется смертная казнь, в том числе за преступления коррупционного характера (чиновничье воровство).
Вот совсем недавно в интернете прозвучала информация, что в Китае были казнены миллиардер Лю Хань и четверо сообщников из ближайшего окружения, обвиненные в совершении особо тяжких преступлений (создание ОПГ, убийства, торговля оружием и др.). Было установлено, что с ними был связан бывший руководитель учреждения госбезопасности КНР Чжоу Юн Кан, который обвинен в коррупции (получение взятки, продвижение родственников и друзей во власть, так называемое у нас “крышевание”). Теперь этот чиновник ожидает суда. Думается, что его публичный расстрел неминуем.
В странах Европы и США их законами предусмотрены в качестве наказания лишение свободы на длительные сроки. Например, во Франции, Великобритании, Италии вор-взяточник сможет видеть “небо в клеточку” на срок от 7 до 12 лет. А в США этот срок увеличен до 15 лет. Ну а в Китае и Кубе жизнь коррупционера вообще может прервать обычная пуля в затылок.
Из вышесказанного следует вопрос, связанный с высшей мерой наказания — смертной казнью. В прежней редакции Уголовного кодекса она была предусмотрена и за хищение (читай — за кражу) в особо крупных размерах статьей 93-1 УК РСФСР. Потому в СССР хищения в особо крупных размерах было редкостью. Не то что сейчас — воруют уже миллиардами, а краденые деньги измеряются в центнерах!
Уверен, если бы смертная казнь за коррупционные хищения государственных средств в особо крупных размерах применялась и поныне, их количество не выросло бы до ужасающих размеров.
По указанному вопросу я был и остаюсь сторонником отмены в России моратория на смертную казнь и ее введения за особо тяжкие коррупционные преступления. По той простой причине, что у нашей страны есть свои особенности, давно отмеченные поэтом, и никакая Европа нам не поможет:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Хотя эти строки известный русский поэт Федор Тютчев написал еще полтора с лишним века назад, вороватые депутаты Госдумы и олигархи их не читали или не считают нужным учитывать “особенную стать” родной страны при законотворчестве. Ведь не надо напрягаться — легче идти по проторенному Европой пути. И хотя бы казаться цивилизованно “продвинутыми”.
Но на самом деле они заранее “постелили соломки” (вспомните пословицу: “Знал бы где упасть — постелил соломки”) — установили мораторий (совсем отменить её побоялись) на смертную казнь. Конечно же, они осознавали, что смертная казнь в перспективе может коснуться и их. По такому же основанию наши “законники” время от времени проявляют милость в отношении лиц, совершивших преступления экономической направленности с коррупционной составляющей. А их ссылки при принятии подобных решений на курс России на европейские ценности — лишь отговорки.
По тому же принципу “постелить соломки” законодатели делают всё, чтобы в России не ввели ответственность за незаконное обогащение. Однако от конкретного решения вопроса об установлении ответственности за незаконное обогащение, раскрытого в Конвенции как “увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которые оно не может разумным образом обосновать”, наши законодатели до сих пор уклоняются, невнятно ссылаясь на презумпцию невиновности, а также на закон об обязанности чиновников представлять декларации о доходах.
Между тем никаких помех для введения в уголовное законодательство страны состава “незаконное обогащение” не имеется. Ссылки на то, что якобы этим обязанность доказывать свою невиновность перекладывается на обвиняемого, несостоятельны.
На основании вышеуказанного можно сделать следующие выводы и предложения.
В вероисповедальных законах христиан, католиков, исламистов и других конфессий красной нитью проходит утверждение о том, что Творец создал всех людей равными. Все государства признают равенство всех своих граждан в правах и обязанностях. Потому издавна существует принцип справедливости, который был введен в число принципов судоустройства нашей страны не так давно.
Однако указанный принцип, как выражаются на воровском жаргоне, “не катит в натуре”. То есть в России, в том числе у нас в республике, нет справедливости. Да и как она может быть, если даже сам якутский “вождь” партии, провозгласившей себя “справедливой”, и его активные соратники замечены в деяниях, носящих признаки криминального поведения — антипода справедливости, о чем указано в моих публикациях, посвященных Федоту Тумусову, Борису Попову и другим деятелям “СР”?
И думаю, нет нужды напоминать о той вопиющей несправедливости, когда у огромного большинства людей заработок в разы, даже в десятки раз ниже, чем у чиновников, которые практически не в ответе за незаконное обогащение.
А также о том, что “благодаря” высшей власти, в частности депутатам и чиновникам, “стелющим соломку” под себя, преступники, совершившие такие особо тяжкие преступления, как убийства, насилие в отношении детей, воровство на миллионные суммы, вместо того, чтобы понести справедливое наказание, “сажаются” на деньги налогоплательщиков. Ежегодно на охрану и содержание каждого преступника, осужденного на пожизненное лишение свободы, государство расходует минимум полтора миллиона рублей, а их количество в стране превысило две тысячи!
Потому считаю, что властям необходимо предпринять меры по отмене моратория на смертную казнь и ввести в уголовное законодательство ответственность за незаконное обогащение, предусматривающую в особых случаях высшую меру наказания.
Только так можно остановить или хотя бы замедлить, загнать в разумные рамки вал преступности, в частности коррупции, захлестнувший Россию.
Леонид ДИОДОРОВ