Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Главные

события

классовой

борьбы

Красный Первомай в Якутии: «Хватит терпеть!»
Будем достойными наследниками Победы!

Общее число депутатских мандатов дано по расчету РИА «Новости» и может еще поменяться, но это уже не отменит того факта, что «Единая Россия» получила не просто конституционное большинство, наибольшее число мандатов за всю свою историю.
Особенность в том, что это произошло на фоне самой низкой за всю историю думских выборов явки – 47,9% (на прошлых выборах она составляла 60,2%). Причем даже эта низкая явка, как мы сейчас убедимся, явно «накрученная». Причин падения электоральной активности несколько. Это, в первую очередь, политическая апатия, порожденная обстановкой экономического кризиса. В который уже раз продемонстрировано, что экономический спад вовсе не стимулирует общественно-политический подъем, а прямо наоборот – глушит его. Так, по опросам Левада-центра, в канун предыдущих выборов число интересующихся ими составляло 60%, а в канун нынешних выборов это число снизилось до 46%. Особенно стремительно политическая апатия стала нарастать в этом году. Всего за пять месяцев – с марта по август – число людей, считающих, что они могут влиять на принятие государственных решений в стране, уменьшилось с 18 до 13%, а число готовых лично более активно участвовать в политике – с 23 до 18%. Сказался и перенос выборов на раннюю осень – «огородная» партия явно предпочла остаться на огородах.  
Что касается вбросов и приписок, то они буквально лезут из всех щелей электоральной статистики. О них свидетельствуют даже обычно комплиментарные  опросы на выходе. Так, ФОМ насчитал «Единой России» 48,4% голосов, а ВЦИОМ и того меньше: 44,5%. Расхождения с протокольным результатом никак не укладываются в рамки статистической погрешности.  Как же могло так случиться, что лояльные к власти социологические службы ошиблись столь грубо? Но, скорее всего, они не ошиблись. Дело в том, что они опрашивали выходящих с участков избирателей, а тех, кто «обеспечил» «ЕР» более высокий результат, просто не было в числе выходивших – это были мертвые души. 

Оценить масштаб накрутки позволяет график, показывающий зависимость протокольных результатов партий (в абсолютных процентах) в 225 избирательных округах от величины указанной в протоколах явки. Результаты «Единой России» обозначены квадратными маркерами. Треугольными маркерами обозначены суммы КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России». Результаты этих последних практически не зависят от уровня явки, что и демонстрирует горизонтальная линия тренда. Тренд же «Единой России» чем дальше, тем круче загибается вверх: весь прирост явки сверх уровня 35–40% целиком попал в «копилку» «ЕР». 
Однако накрутки в пользу «ЕР» никоим образом не объясняют и не оправдывают падения абсолютных результатов трех остальных парламентских партий. Вклад этих партий в общее уменьшение явки очень весом – 11 из 12%. И причина тому заключается вовсе не в фальсификациях и не только в общем понижении общественно-политического тонуса, сколько в пресловутом предвыборном «марковском консенсусе» (См. статью «К лозунгам», «Советская Россия»,  28.07.16). Лозунги всех партий по наиболее занимающим общество внешнеполитическим вопросам оказались тождественны. Но если все «системные» партии и кандидаты одинаковы в поддержке Путина, то тогда нет и необходимости кого-то из них специально поддерживать или кому-то специально противодействовать. Отсюда и неизбежное снижение явки – причем преимущественно за счет политически высокомотивированной части населения. Эта часть и учинила пассивный бойкот выборов – бойкот инстинктивный и абсолютно непродуктивный. В строю же остался более «дисциплинированный» и конформистский избиратель, традиционно поддерживающий любую действующую власть, основной и легче всего внушаемый потребитель телевизионной продукции. 
Так, в частности, и произошло крайне неприятное стирание в обывательском сознании грани между КПРФ и ЛДПР, которая в ходе подсчета голосов долго даже опережала коммунистов. Причем не ЛДПР поднялась до уровня Компартии, а Компартия спустилась до ЛДПР. Есть над чем задуматься. Можно, конечно, сослаться на то, что спойлером, откусившим у КПРФ частицу голосов, стала партия «Коммунисты России», получившая свыше миллиона голосов и набравшая 2,3%. Но, во-первых, даже если сложить коммунистические голоса, результат все равно оказался бы не слишком впечатляющим. А во-вторых, если избиратель просто перепутал партии с похожими названиями и эмблемами, то сожалеть о потере такого неразборчивого избирателя не приходится. 
В целом же итоги выборов по партийным спискам, честно говоря, не слишком удивили. Я уже писал однажды, что гораздо больший интерес представляет не партийный, а социально-групповой, региональный и аппаратно-клановый расклад. Как распорядится «ЕР» со своим парламентским конституционным большинством, в котором внутреннее большинство (60%) составляют депутаты-одномандатники? И сколько из этих одномандатников останутся довольными проектом бюджета? Как это скажется на всей дальнейшей деятельности Думы? Вот это и будет теперь интересно.