Почему объективной истории Якутии не получится
ИА SakhaNews. Доктор исторических наук, член многих научных Академий Юрий Мочанов убежден, что подготовить объективную историю Якутии не получится, о чем он заявил в интервью газете «Наше время».Напомним, президент республики Егор Борисов поручил ученым заново написать историю Якутии. На состоявшемся 10 января этого года совещании, напутствуя членов редакционного совета по подготовке и изданию научного труда «История Якутии» он, в частности, сказал: «Все предшествующие работы по истории Якутии, написанные в середине прошлого века, к сожалению, характеризуются вольной интерпретацией исторических материалов в угоду идеологии». «Профессиональные историки имеют сегодня все условия для творчества. Нет никаких преследований со стороны власти, никто ничего не навязывает. Но желающих заниматься фундаментальными историческими исследованиями почему-то очень мало, ощущается дефицит молодых ученых в данной области знаний. Как результат, эту нишу заполняют псевдоисторики, выдумывающие все, что угодно».
В интервью в «НВ» Юрий Мочанов высказал ряд принципиальных суждений по этому поводу, фактически продолжая тему, поднятую главой республики. Предлагаем вашему вниманию несколько фрагментов из этого интервью:
«Считаю, что с озвученным составом редакционного совета по подготовке к изданию научного труда «История Якутии» не получится объективной истории. В лучшем случае получится наполненный компиляцией и плагиатом опус, написанный в угоду заказчикам, требующим «сбросить груз советского прошлого». Посмотрите, кто является членом совета?
Анатолий Алексеев, докторскую которого стоит еще тщательно проверить. Председатель Общественной палаты
Василий Иванов, который был в течение почти полувека парторгом и директором института языка, литературы и истории, затем и директором института гуманитарных исследований Якутского филиала Академии наук.
С 1986 по 1991 год Иванов возглавлял подготовку за счет бюджетных средств трехтомной истории Якутии. Она была сдана в виде
отчета, который был благополучно похоронен на архивных полках. Его взгляд на новейшую историю оказался «не в тему» во время горбачевской перестройки. Сделанный нами первый том, куда вошли вопросы и происхождения якутов, и их культуры, с тех пор лежит в архиве и используется кем ни попадя, без оглядки на авторские права.
Многие ученые помнят о том, как Василий Иванов обвинял меня в том, что я не применял методологию марксизма-ленинизма при раскопке шурфов и траншей. При Ельцине он стал демократом, а я, никогда не состоявший в КПСС, вдруг превратился, по его определению, в «ортодоксального марксиста». И этот беспринципный человек становится председателем Общественной палаты и входит в совет по истории Якутии!»
«НВ»: Вы согласны с тем, что, по мнению президента Борисова, «все предшествующие работы по истории Якутии, написанные в середине прошлого века, характеризуются вольной интерпретацией исторических материалов в угоду идеологии»?
Ю.М.: Конечно, согласен. Но, к сожалению, осуждать прошлое и каяться умеем только мы, россияне. Англичане в 1641 году отрубили голову королю Карлу Стюарту I, и живут себе нормально. Французы в 1793 году отрубили голову Людовику XVI, и не каются. Они свою историю уважают. А мы с каждым приходом нового правителя должны отрекаться от целых исторических периодов и, более того, приносить покаяние. Зачем в новой истории Якутии хотят «сбросить груз советского прошлого»?
Конечно, любая революция и перестройка не обходится без жертв. И в советское время было много ошибок и перегибов. В 1937 году был расстрелян умнейший ученый-этнограф Гавриил Васильевич Ксенофонтов. Так кто его уничтожил? Сталин, что ли? Его заложили свои же, вероятно, от зависти. Если рассуждать о якутской государственности, якуты должны боготворить советскую власть и благодарить вождя Ленина за создание якутской автономии.
«НВ»: А можно ли вообще написать объективную историю?
Ю.М.: Наверное, нельзя. История — это только набор объективных фактов, а любая ее интерпретация — это уже субъективные интересы, корысть, политика. Для того, чтобы написать объективную историю Якутии, надо опираться, прежде всего, на факты, на находки, сделанные здесь, на этой территории.
Наслышан, что в рамках новой работы над историей научных сотрудников отправляют в
длительные командировки в Японию. Планируют отправить их в Германию, чтобы изучить архивы Миллера, которые большей частью давно изданы и прокомментированы. Что они хотят там найти нового и как, если эти документы написаны по-немецки готическим шрифтом? Ну, узнают, что он имел в женах не двух местных женщин, а трех, или не трех, а двух. Конечно, интересно, но какое принципиальное значение это имеет для истории Якутии?
Самое важное для истории республики — это дописьменная история, имеющая общеисторическое и мировое значение, где таятся ключи к разгадке происхождения человечества. Интересно, например, сравнить истории народов Старого и Нового света. Доказано, что через берингийский сухопутный мост между Северо-Восточной Азией и Аляской, который в течение нескольких тысячелетий то появлялся, то исчезал при глобальных потеплениях и похолоданиях, шло проникновение жителей Северо-Восточной Азии на Американский континент...
«НВ»: К слову об источниках. Считается, что наша подлинная история зашифрована в нашем народном эпосе – Олонхо.
Ю.М.: Мне Олонхо не представляется однозначно надежным историческим источником. Это все-таки фольклор. Например, в олонхо рассказывается, как якуты завоевывали эту территорию — Тунгусию. А посмотрим на карту, составленную по письменным источникам крупнейшим этнографом Сибири Борисом Долгих. Судя по ней, когда в XVII веке на эту территорию пришли первые русские, якуты занимали
только Центральную Якутию и часть бассейна Вилюя. По-видимому, Центральная Якутия — это и есть колыбель народа саха.
При всем уважении к Олонхо, следует признать, что подобный эпос есть у каждого народа, а одинаковые фольклорные мотивы у всех повторяются. Чем должны гордиться якуты, так это тем, что смогли в крайне суровых таежных условиях, осушая озера, обеспечить кормовую базу, создать и развить самое северное скотоводство в мире. Потом народ саха воспринял у русских экстремальное земледелие и приспособил его к местным условиям. Якуты впервые на планете создали на вечной мерзлоте производящее хозяйство. Это требует невероятного мужества и смелости. Это огромный вклад во всемирную историю человечества.
«НВ»: Мы наблюдаем множественные разногласия относительно оценки ключевых моментов якутской истории. Устранимы ли они?
Ю.М.: Не понимаю, зачем нашим людям, ученым нужно тратить уйму времени и усилий на то, чтобы доказать, что якуты происходили от Чингисхана. Выясняют и спорят, течет ли в их жилах индоевропейская кровь. А чем тут было бы гордиться? Якуты — такой же народ, как другие, не лучше и не хуже. Китай — величайшая цивилизация, никто спорить не будет, но у них нет индоевропейских кровей, и они их не ищут. Другие идут по второму пути — хотят доказать, что якуты не пришлые, а жили здесь изначально.
«НВ»: Сторонники автохтонной теории ссылаются на ваши находки…
Ю.М.: Кто только на нас не ссылается. Есть такой ученый Кандыба, который пишет, что река Лена три миллиона лет назад называлась Рось, и, ссылаясь на наши находки, утверждает, что здесь жили русские. А мой знакомый, этнограф Семен Николаев-Сомоготто считал, что на Диринг-Юряхе мы нашли предков якутов.
«НВ»: А кто это были?
Ю.М.: Такой же вопрос мне задал Михаил Николаев в 1982 году. Я сказал ему, что это было то благословенное время, когда на земле не было ни якутов, ни русских, ни англичан, ни китайцев. На земле жили люди, просто люди.
«НВ»: Гомо сапиенсы?
Ю.М.: Раз делали орудия, то конечно, разумные. Это раньше считали, что после каждого удара камушком по камушку проходили миллионы лет. Раньше считалось, что это некие обезьяно-люди, предлюди. На самом деле, те, кто делал орудия, были такими же, как мы.
«НВ»: Так кого вы нашли, Юрий Алексеевич?
Ю.М.: Ну, например, дюктайцев, которые жили здесь 35-10,5 тысяч лет тому назад, а затем вслед за мамонтовой фауной ушли на Аляску и далее на юг в Южную Америку до Огненной земли. Белькачинскую культуру, существовавшую 4-5 тысяч лет тому назад. Их сменили ымыяхтахцы. А до них здесь жили предки индейцев семьи надене - навахо. Никого из перечисленных якутами я бы не назвал. А вот на Диринг-Юряхском могильнике возраста 3,5 тысячи лет, времени перехода от эпохи камня к эпохе ранних металлов, у найденных там шестерых людей антропологи Л.Томтосова и И.Гохман нашли черты, свойственные якутам.
«НВ»: Значит, Сомоготто не ошибался?
Ю.М.: Как все, в чем-то ошибался, в чем-то нет. До якутов здесь жило много носителей других культур. С самого начала были предки древних американских индейцев, эскимосов, алеутов, тунгусов, чукчей, коряков…
Ю.М.: Сколько помню, постоянно шли споры на тему, как Якутия вошла в состав России. Все спорили — «вхождение», «присоединение» или «завоевание». Как-то на совещании, где присутствовал Михаил Николаев, Василий Иванов опять выяснял, что это было. Я не выдержал и сказал, что когда решится вопрос, как Тунгусия стала Якутией, тогда вы поймете, как Якутия вошла и присоединилась к России.
Конечно, казаки угнетали, и жен брали, и коней отнимали. Было такое. Завоевание есть завоевание. Подождите, подождите, а что до этого было? Как якуты завоевали тунгусов? Позвольте, а тунгусы как завоевали юкагиров? Юкагиры, в свою очередь, оттесняли чукчей, чукчи – коряков, коряки – индейцев навахо, те – алеутов, которые вытесняли древнейших американских индейцев с их земель на север, в наименее благоприятные для жизни места.
Поэтому, фигурально выражаясь, история Якутии есть смена одних завоеваний другими. На что мне Василий Иванов ответил: «Карл Маркс и Фридрих Энгельс учат нас, что история есть смена одной общественно-экономической формации другой, осуществляемой путем классовой борьбы, а Мочанов нас учит, что история Якутии – это история завоевателей».
Помню, как Михаил Ефимович говорил в своей обычной манере, что якуты проводили толерантность, все жили мирно. Я ему ответил, что якуты были такими же людьми, как и все остальные. И завоевывали чужие земли, и защищали свою землю от пришельцев, как это делали люди везде и всегда по всему земному шару.
Полный текст интервью.
Справка:
Мочанов Юрий Алексеевич родился 8 ноября 1934 года.
В 1957 г. окончил исторический факультет Ленинградского государственного университета.
Трудовую деятельность начал в 1956 г. сотрудником Музея Арктики и Антарктики в г.Ленинграде и Ленинградском отделении Института археологии АН СССР.
Участвовал в экспедициях в Прибалтике, на Кольском полуострове, Таймыре, Кавказе, Памире, в Средней Азии, Приморье, на реках Амгуни, Уссури, Енисее, Ангаре, Амуре.
С 1963 г. работает в якутском Институте языка, литературы и истории Сибирского отделения АН СССР (ныне - Институт гуманитарных исследований АН РС(Я).
С 1964 г. и по настоящее время является начальником постоянно действующей Приленской археологической экспедиции (ПАЭ) ИГИ АН РС(Я).
По разработанной им программе и под его руководством за 40 лет работы ПАЭ охватила разведками и раскопками огромный регион Северо-Восточной Азии: от бассейна р.Енисея на западе до Тихоокеанского побережья на востоке и от островов Ледовитого океана на севере до бассейна р.Амур на юге. Открыто и исследовано более 1000 археологических памятников широчайшего хронологического диапазона - от древнейшего палеолита (3-2,5 млн. лет) до раннеякутской культуры (XVIII в.).
Ю.А.Мочановым создана культурно-хронологическая периодизация древних культур Якутии и Северо-Восточной Азии, обоснованы их связи с различными этапами заселения человеком Американского континента.
В настоящее время занимается проблемами основных этапов адаптации человека к экстремально холодной среде обитания, внетропической прародины человечества, видообразования и культурогенеза на окраинах обитания, заселения человеком Америки из Северо-Восточной Азии.
Главный научный сотрудник отдела археологии и палеоэкологии человека Института гуманитарных исследований АН РС(Я), доктор исторических наук по специальности археология, действительный член Российской академии естественных наук, Академии наук РС(Я), Нью-Йоркской академии наук, Географического общества России и США, Международного планетарного общества (США), член Международного координационного совета Проблемы историко-культурной среды Арктики, Бюро Национального Комитета ЮНЕСКО, заслуженный деятель науки РФ и РС(Я), председатель правления Якутского республиканского отделения Народно-патриотического Союза России.
Заслуженный деятель науки Якутской АССР; лауреат Государственной премии в области науки и техники Республики Саха (Якутия).
Фото: debri-dv.ru.
Читайте далее: http://www.1sn.ru/74200.html