Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Главные

события

классовой

борьбы

Красный Первомай в Якутии: «Хватит терпеть!»
Будем достойными наследниками Победы!

О пользе лингвистики при продаже АЛРОСА

 

 

На сегодня в правительстве РФ запланировано рассмотрение вопроса о внесении дополнений в программу приватизации. 
Это уже вторая попытка правительства Дмитрия Медведева решить этот вопрос – первоначально внесение изменений в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2011 -2013 годы должны были обсудить в пятницу, 31 мая. Но не получилось. По официальной версии вице-премьера Аркадия Дворковича, опубликованной РИА Новости: «Сегодня не обсуждался вопрос о внесении дополнений в план приватизации в связи с отъездом курирующего вице-премьера Шувалова в командировку. Мы решили перенести этот вопрос по техническим причинам на следующее заседание правительства 7 числа». Но, как особо подчеркнул вице-премьер: «Приватизация, как и говорил председатель правительства, на первой встрече правительства, является одним из семи приоритетов на ближайшие месяцы. Никакие планы не меняются. Все те заявления, которые делались на эту тему со стороны председателя правительства, остаются в силе».

Мне вот это, пожалуйста

  О том, какие это планы, чем они грозят Якутии и о роли в этих планов вице-премьера Игоря Шувалова и предпринимателя Сулеймана Керимова я уже писал в статье «Сможет ли президент Якутии Егор Борисов защитить интересы своего народа?». Как известно, план приватизации алмазодобывающей компании в долях основными собственниками (РФ и Якутия совокупно владеют свыше 90 % акций) давно уже согласован. В частности предполагалась, что первоначально будет приватизировано 14% акций АЛРОСА – 7% от республиканской и 7% от федеральной доли акций. В соответствии с этими договоренностями властями Якутии проведены все необходимые мероприятия. По методам приватизации остального пакета акций компании собственники пока не договорились – Минфин РФ настаивает на дальнейшей паритетной продаже, тогда как Якутия хочет оставить за собой блокпакет, а всю остальную приватизацию АЛРОСА предлагает провести за счет уменьшения федеральной доли. Естественно, федеральные власти с таким предложением пока не согласны и никаких подвижек в этом вопросе не наблюдается. 3 августа 2011 года правительством России был обнародованы планы расширенной приватизации крупнейших компаний, где приватизация АЛРОСА предполагалась провести «с использованием «золотой акции», а также с координацией продажи акций, находящихся в государственной собственности Якутии, с возможностью направления на развитие инфраструктуры субъекта РФ денежных средств в объеме, равном поступлениям от приватизации акций». Однако до сих пор никакого распоряжения правительства России о соответствующей корректировке прогнозного плана приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы не было. Неизвестно широкой публике и о каких-либо переговорах правительства республики с федеральными властями по «координации продажи акций, находящихся в государственной собственности Якутии». Также ничего неизвестно о перечне инфраструктурных объектов, на которые планируется направить деньги от приватизации АЛРОСА. Поэтому сейчас общественность республики пребывает в твердой уверенности, что приватизация алмазодобывающей компании пойдет в полном соответствии с ранее озвученными планами, а о ходе переговоров и предлагаемых решениях якутян известят заранее. Тем более что эта уверенность имеет под собой твердую почву – 16 марта 2012 года на своем заседании Наблюдательный совет АЛРОСА рассмотрел вопрос о подготовке к возможной приватизации акций компании, принадлежащих Российской Федерации и Республике Саха (Якутия). Набсовет принял решение «обратиться в правительство Российской Федерации с предложением учесть при подготовке решений о приватизации, находящихся в федеральной собственности акций АК “Алроса” (ОАО) позицию наблюдательного совета компании о необходимости обязательного сохранения в государственной собственности контрольного пакета акций (сохранение в собственности Российской Федерации 25%+1 акции и в собственности Республики Саха (Якутия) – 25%+1 акции)». Кроме того, НС просил «координировать подготовку приватизационных решений в отношении АК “Алроса” (ОАО) с Республикой Саха (Якутия)» с учетом ряда важных для компании и республики факторов. Но в опубликованных, к заседанию правительства, официальными российскими СМИ выдержках из плана ускоренной приватизации, этих ранее согласованных и утвержденных 14 процентов вдруг не оказалось. Это сразу породило мои опасения, что в этом вопросе федеральное правительство готовит какой-то сюрприз. Отчасти эти опасения подтвердились.

Друзья-товарищи

  1 июня газета «Коммерсант» опубликовала выдержки из презентации доклада министра экономического развития России Андрея Белоусова к заседанию правительства. В нем в частности сказано «… до 2013 года предлагается продажа 7,58% акций минус 1 акции ОАО “Сбербанк”, 10% ОАО “Роснано”, 25% минус 1 акции ОАО “Совкомфлот”, 49% ОАО ОЗК и до 50% акций ОАО АК АЛРОСА». Обратите внимание – у всех перечисленных компаний доля приватизируемых акций указано точно, тогда как у АЛРОСА вместо ранее согласованных 14 процентов стоит расплывчатое «до 50 %». Про «золотую акцию» вообще не упоминается. И как прикажите это понимать? О каких 50 % может идти речь? По республиканскому закону, при любом порядке приватизации в собственности Якутии должно оставаться не менее 25% +1 акция АЛРОСА (сейчас – 32%). Еще 8% акций находится у муниципалитетов «алмазной провинции» республики и к госсобственности республики никакого отношения не имеют. По закону, муниципалитеты сами определяют порядок распоряжения муниципальной собственностью. Согласно Указу Президента РФ №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» в редакции от 17 мая 2012 года 37 % федеральных акций АЛРОСА находятся в этом перечне. И поэтому, согласно п.2 Указа, могут быть внесены в план приватизации федерального имущества только «после принятия Президентом Российской Федерации решений об исключении предприятий из числа стратегических или об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами (доли государства в уставном капитале акционерных обществ)». Решения Президента РФ об исключении этих акций из перечня пока нет, следовательно, сейчас в распоряжении правительства России находится всего около 13 процента акций АЛРОСА. А теперь нетрудно посчитать, что сейчас (без решения Президента РФ, законодательного собрания и муниципалитетов Якутии), правительство России может внести в план приватизации не более 20% акций АЛРОСА. Это все, максимум. И еще недавно федеральные чиновники это прекрасно понимали. Как заявил РИА Новости 1 марта 2012 года директор департамента имущественных отношений Минэкономразвития РФ Алексей Уваров: «В списке (стратегических предприятий – ред.) у нас 38% АЛРОСА (чиновник ошибся – ред.), поэтому мы можем продавать 12% федеральных акций, не выводя из списка». Но если это понимание было в марте, то куда оно делось сейчас? О каких «до 50 %» акций АЛРОСА пишет в своем докладе новый министр экономического развития России Андрей Белоусов? Он не в курсе ситуации с приватизацией АЛРОСА или вообще не знаком с порядком приватизации стратегических предприятий? Откуда взялась эта цифра, какие закулисные переговоры и каких лиц она отражает? На странность предложения Андрея Белоусова по порядку приватизации АЛРОСА обратил внимание и известный западный финансовый аналитик Джон Хелмер. «Двое из ведущих диамантеров в Москве, – пишет он, – таким образом отреагировали на сообщение, связанное с Керимовым и Шуваловым. “Это все пустые разговоры. Ничего серьезного еще нет. Во-первых, для приобретения 51% акций всей компании должно быть изменено законодательство. Это невозможно. АЛРОСА также должна быть выведена из списка [государственных] стратегических предприятий. Насколько я знаю, за Керимовым стоит Шувалов. Он лоббирует интересы Керимова. Но это выходит за рамки его полномочий… ”. Второй источник признает, что за схемой продажи 51% акций стоят вместе Керимов и Шувалов. “В теории все это могло бы получиться. Но на практике это не совсем понятно, так как для того, чтобы забрать 51% акций АЛРОСА, нужно иметь очень мощный административный ресурс». Хотя может быть все еще проще – вскоре якутяне станут свидетелями нового скандала в духе «алмазного протокола» или «секретного договора»? Как видите, ситуация складывается непонятная, вопросов много, а ответов пока нет…

В раздумьях о главном

  А тем временем, пока в Москве разворачиваются все эти очень чувствительные для финансовой самостоятельности Якутии события, весь якутский политбомонд занят обсуждением более насущного вопроса – как будет называться должность будущего высшего должностного лица республики на якутском языке. На 8 июня, аккурат на следующий день после заседания правительства России по вопросам приватизации, назначено пленарное заседание Ил Тумэна, на котором депутаты должны решить этот вопрос. Идут бурные споры и обсуждения, предлагаются различные варианты, вносятся поправки, в общем, страсти кипят нешуточные. Такие, что о каких-то там акциях какой-то там бюджетообразующей компании Якутии никто и не помнит. Вопросы лингвистики затмили вопросы экономической самостоятельности. Я не спорю, наверное, это действительно крайне важно определить, как будет называться глава республики – «баhалык», «дархан», «ил дархан» или еще как. Но, при этом я хочу заметить, что в 1990 году Декларацию о государственном суверенитете Якутской-Саха Советской Социалистической Республики принял Верховный Совет, а подписал Председатель Верховного Совета Якутской АССР Михаил Николаев. Кроме Декларации Верховный Совет принял, а Председатель Верховного Совета подписал, много других законов о собственности и полномочиях ставших основой суверенитета. При всем моем уважении к депутатам и лично Егору Борисову, очень сильно сомневаюсь, что сегодняшний состав Ил Тумэна сможет принять подобные по смелости документы, а действующий Президент РС(Я) – их подписать. На мой взгляд, нет у них для такого поступка ни запала, ни полномочий. Поэтому и остается, пока в Москве решаются реальные вопросы экономической самостоятельности республики, выяснять, как лучше назвать будущее высшее должностное лицо Якутии. Оно, конечно, отдельным депутатам намного легче и безопаснее рвать на себе рубашку за «дархана» или «ил дарахана», чем предостеречь федеральных чиновников от попыток покуситься на республиканскую собственность. Да и для роста политического капитала такое рвение намного полезнее будет. А за АЛРОСА пусть другие отдуваются. С них потом спросим…

Владимир НИФОНТОВ.

 

  P.S. А для тех, кто кричит «без президента нет республики» напомню, что республика родилась не 20 лет назад и не с президентов начинала. У основателей якутской государственности Платона Ойунского, Максима Аммосова должности звучали так – Председатель Совнаркома или Председатель ЦИК ЯАССР. Исидор Барахов, Семен Борисов и Гавриил Чиряев были «рядовыми» Первыми секретарями Якутского обкома КПСС.

И за свой вклад в становление республики имена этих людей навечно вписаны в историю Якутии и якутской государственности. Имена, а не название должностей.

  Источник: yktimes.ru 

 

 

Станет ли Игорь Шувалов «Чубайсом наших дней»?

04 августа 2011 14:00:00 
В Кремль направлены предложения со сроками приватизации крупнейших госкомпаний России. Государство избавится от уставных капиталов к 2017 году, сохранив в части предприятий «золотую акцию».  К продаже готовятся такие гиганты, как «Роснефть», ВТБ, аэропорт «Шереметьево», АЛРОСА, «Интер РАО ЕЭС», «Совкомфлот», «Русгидро». Первый этап новой приватизационной волны планируется завершить уже в текущем году. Предполагается, что схема с сохранением «золотой акции» позволит правительству контролировать процесс, в то же время обеспечивая широкие возможности привлекаемых частных инвесторов. «Золотая акция» - государственная ценная бумага, удостоверяющая решающий голос и право правительства либо уполномоченного органа (например, Минэкономразвития или Росимущества) ветировать решения акционеров. Государство не намерено отпускать свою собственность в совсем уж свободное плавание. Так, «Шереметьево» и после приватизации останется в статусе национального перевозчика, а средства от продажи акций АЛРОСА частично направятся на республиканские нужды Якутии–Саха. «Российские железные дороги», которые должны быть приватизированы до 2017 года, начнут поэтапно отдавать в частные руки уже в следующем году (госпакет составит 75% + 1 акция компании). Это идёт несколько вразрез с мнением президента РЖД Владимира Якунина, который считает, что приватизацию следовало отложить минимум до 2013-го. Если к этому времени российская экономика восстановится  после кризиса, можно будет дать более точную оценку стоимости акций железнодорожного монополиста… Кроме того, Якунин говорил о целесообразности продажи только 10-15% акций перевозчика и предлагал – «для решения проблем российской пенсионной системы» - ввести в уставный капитал компании Пенсионный фонд. Короче, руководство РЖД явно имеет по вопросу особое мнение. К 2017 году приватизируется и «Роснефть». Президент Медведев уверен в экономической целесообразности: «Просто так, конечно, мы ничего продавать не будем». При этом заметно, что именно глава государства продвигает ускоренную приватизацию госкорпораций. Ещё недавно не предполагалось запускать в продажу контрольные активы ранее 2013-го, ограничиваясь реализацией лишь 25% акций (ещё 10% минус 1 акция могли быть использованы в операции по обмену активами). Теперь, как видим, график стал существенно другим. В таких случаях бессмысленно игнорировать явный политический фактор. Возможно, президент не только укрепляет свой либеральный имидж, но и посылает однозначный месседж частному бизнесу, демонстрируя весомость своего голоса в ключевых проблемах. Весомость, получается, даже большую, нежели в голосе Владимира Якунина... Впереди, однако, немало подводных камней. На случай непредвиденных ситуаций продумана система госконтроля. Но есть и объективные пределы рыночного «переваривания» - стоимость одной отдельно взятой «Роснефти» превышает $90 млрд. За пять лет правительство планирует приватизировать 21 крупную компанию. Одолеет ли российский рынок такие масштабы капитализации? Аналитики уже сопоставляют президентский план приватизации с экономической историей России середины 1990-х. Распродажа госсобственности на залоговых аукционах быстро сформировала в стране слой крупных частных собственников. Их имущественные интересы напрямую завязывались на власть, организовавшую приватизационный процесс. В 1996 году Анатолий Чубайс сумел мобилизовать ресурсы этого слоя на поддержку Бориса Ельцина. Станет ли вице-премьер Игорь Шувалов, курирующий нынешний приватизационный процесс, Чубайсом наших дней – и снова в преддверии президентских выборов? 
Марта Земцова, специально для «В кризис.ру»

Государство намерено продать весь свой пакет в «АЛРОСА» - Шувалов

07 июня 2012 15:39:00 

 

Первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что государство продаст весь свой пакет в «АЛРОСА», координируя продажу с региональными властями. «Мы имеем в виду весь пакет, мы будем координировать продажу с регионом и имеем в виду, что деньги, полученные от приватизации, в полном объеме или в каком-то другом оставим для развития инфраструктуры Якутии», - цитирует Шувалова «Финмаркет». Вице-премьер отметил, что для правительства Якутии этот вопрос чувствительный, «они не хотят продавать», однако в республике столько проблем в инфраструктуре и много новых месторождений, которые можно развивать, что деньги от продажи «АЛРОСА» значительно пополнят региональную казну. «И доходы от этих предприятий и месторождений могли бы быть совершенно иными. Сейчас мы не видим ни дивидендов, ни ничего другого», - констатировал Шувалов.
Фёдор Еремеев, специально для «В кризис.ру»

Андрей Кривошапкин провел заседание совета Ассамблеи народов и коллегии

Департамента по делам народов республики

 

Народный депутат Якутии, коммунист, заместитель председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Андрей Кривошапкин 7 июня 2012 года в Покровске принял участие в совместном выездном заседании совета Ассамблеи народов и коллегии Департамента по делам народов республики.   Участники заседания, которое провел Андрей Кривошапкин, рассмотрели ход реализации плана Года единения и дружбы народов в Якутии, обсудили итоги IV съезда Ассамблеи народов республики и план ее работы на 2012 год, религиозную ситуацию и меры по предупреждению конфликтов на национальной почве. Кроме того, был утвержден план работы коллегии Департамента по делам народов Якутии на 2012 год.   В рамках совместного выездного заседания был проведен «Час интернационализма» в Покровской средней школе №1, улусной библиотеке, Центре охраны материнства центральной улусной больницы. Также участники посетили православную церковь Покровска и картинную галерею.   Во второй половине дня состоялся концерт художественной самодеятельности участников городского фестиваля-смотра «В единении наша сила: мы разные, мы вместе». Фестиваль посвящен Годам духовности в Хангаласском улусе, Году единения и дружбы народов в республике и 330-летию образования города Покровска.   Пресс-служба Ил Тумэна

Якутский парламент возобновил нормы Конституции о выборах главы республики

 

Якутские парламентарии 8 июня 2012 года в ходе XXXV очередного пленарного заседания Госсобрания (Ил Тумэн) приняли поправки к Конституции Якутии.   Поправки, разработанные Конституционным судом РС(Я) и народным депутатом республики Виталием Басыгысовым были внесены в целях приведения Конституции Республики Саха (Якутия) в соответствие с федеральным законодательством.   Напомним, что 1 июня 2012 года вступили в силу федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», принятый в целях реализации послания президента РФ Федеральному Собранию РФ.   Изменения были внесены в части перехода к выборам высшего должностного лица субъекта Российской Федерации гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, определения основных требований к проведению данных выборов, установления института отзыва главы субъекта Российской Федерации.   Согласно изменениям приведение конституций (уставов) субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным законодательством должно быть осуществлено до 1 июля 2012 года.   Поэтому в Конституции Якутии признана утратившей силу статья, приостанавливающая установление порядка проведения выборов высшего должностного лица республики и назначения даты выборов. Признание утратившей силу указанной статьи возобновляет действие норм Конституции Якутии о выборах главы республики.   Пресс-служба Ил Тумэна