Начиная с июля, одна из постоянных тем многих республиканских средств массовой информации – ситуация в «Якутугле», где работники автобазы технологического транспорта выдвинули требования к работодателю по повышению заработной платы и улучшению условий труда.Один из тех, кто подписал эти требования -
Сергей Бурков, механик гаража автобазы технологического транспорта ОАО ХК «Якутуголь». Сергей - второй секретарь Нерюнгринского горкома КПРФ. Выдвинут от КПРФ кандидатом в депутаты Ил Тумэн по Промышленному округу № 17.
Это интервью – о его взгляде на ситуацию в Нерюнгри.
- Начну с главного: в эти дни весь Нерюнгринский район будет отмечать один из самых важных для его жителей праздников - День шахтера. Поэтому от всей души поздравляю своих коллег в Нерюнгри и республике, а также всех якутян! Все мы хорошо знаем, какого труда стоит добыть наш якутский уголек. Я работаю в «Якутугле» уже более
20 лет. Мои родители,
Александр Анатольевич и
Любовь Петровна Бурковы, тоже много лет отдали нашему родному предприятию.
В былые годы «Якутуголь» гремел на всю Россию, был хорошо известен за рубежом. Очень хочется, чтобы мое родное предприятие всегда оставалось таким же крепким и уважаемым, как в его лучшие времена. Здоровья, счастья, достатка всем шахтерам Якутии!
-Сергей, вы – коммунист, второй секретарь Нерюнгринского горкома КПРФ. Сейчас в Нерюнгри многие повторяют одно и тоже: предъявление требований 220-ти работниками АТА работодателю – это предвыборная пиар-акция коммунистов, которые решили заработать на этом дополнительные очки. Что вы на это скажете?
- Я хорошо знаю людей, которые подписали требования. Как механик гаража, сталкиваюсь с ними постоянно: выпускаю машины на линию, решаю вопросы ремонта и т.д. Все они – серьезные мужики, которых вряд ли какая партия может заставить делать то, чего они не хотят. Просто ситуация назрела, и, как мне кажется, это хорошо понимает и наше руководство.
Ведь требования (только тогда – через профсоюз) – были выдвинуты еще осенью прошлого года. Не буду много распространяться, поскольку на эту тему уже не раз писали. Водители считают, что работодатель их осенние требования не выполнил, и зарплата не только не повысилась, но и уменьшилась. Ничего не сделано и по другим пунктам требований – в частности, для повышения производительности труда работодателю предлагалось привести технологические дороги, отвалы, забои в соответствие с «Правилами безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом». Он сам обязан это делать. Но не делает.
Из-за этого в АТА высокий уровень аварийности. Только за лето было
шесть крупных аварий, хорошо хоть, без жертв. А дороги какими были, такими и остаются, никаких мер работодатель не принимает.
Мне непонятна позиция, занятая Федерацией профсоюзов Якутии: ее представитель
Н.Барковская, побывавшая в Нерюнгри, заявила о нелигитимности наших требований, но почему-то «не увидела» нарушений наших прав со стороны работодателя. Никто не видит, что мы требуем предоставить в полном объеме колдоговор, просим сделать прозрачным и разъяснить механизм формирования заработной платы, ознакомить нас с нормативными документами, согласно которым заработная плата, как мы считаем, в последнее время снизилась, обеспечить нам безопасные условия труда. Это те требования, которые работодатель сам обязан выполнять, без напоминания. Но он не выполняет! Он даже не счел нужным дать хоть какой-нибудь ответ на наши требования, не то что начать процедуру переговоров.
Получается любопытная вещь: никто не видит сути наших требований. Все уперлись в одно: а имели ли мы право их выдвигать?
-А действительно, имели?
-Я считаю, что да. Никакой закон не запрещает работникам выдвигать требования работодателю, выяснять непонятные вопросы, вносить свои предложения.
Мы сделали все официально, но нас проигнорировали. В связи с этим мы обратились в прокуратуру, в государственную инспекцию труда. Запрос генеральному прокурору сделали депутаты Госдумы
С.Обухов и
В.Рашкин, есть обращение от них и в государственную инспекцию труда. Депутат С.Обухов, который недавно побывал в Нерюнгри, в Якутске встретился с первым заместителем прокурора республики
А.Ивановым.
Официальный ответ он пока не получил, но предварительно ему было сказано, что прокуратура усматривает в действиях работодателя нарушение закона. Каковы будут официальные ответы – посмотрим. Но свои права мы в любом случае будем защищать.
- Депутаты, насколько помнится, просили генерального прокурора разобраться с фактами давления на рабочих…
-Да, просили. Ну разве это случайное совпадение, что после выдвижения требований у официально утвержденного представителя работников
Константина Новикова изъяли два техталона? А при изъятии трех техталонов водитель отстраняется от работы.
Я сам через все это проходил, поскольку уже не первый раз в своей жизни отстаиваю права работников коллектива. Меня тоже пытались «нагрузить» якобы выявленными нарушениями, а потом уволить. Я оспаривал вынесенные мне наказания в судебном порядке. И хорошо помню, как люди, свидетельствовавшие против меня в суде, потом извинялись, предлагали компенсировать премию, которой меня лишили… Я понимаю, что они выполняли указания работодателя, но от этого ничуть не легче.
А какое давление началось, когда была предпринята попытка создать в «Якутугле» отделение Южно-Якутского теркома регионального профсоюза работников горнодобывающей отрасли «Горпроф»! С людьми так «побеседовали», что большинство из них забрало свои заявления.
Сейчас мы снова создаем в «Якутугле» отделение «Горпрофа». И председатель профкома АТА
С.Рябко уже срочно распространил по предприятию письмо, где стращает работников тем, что они лишатся льгот, предоставляемых по коллективному договору. Хотя прекрасно знает, что действие коллективного договора распространяется на всех работников, в том числе и не членов профсоюза. Если на основании не членства в профсоюзе будет какая-то дискриминация – ее можно оспорить в суде.
Везде в своем письме С.Рябко прописными буквами выделил формулировку о том, что условия колдоговора применимы к тем работникам, которые уполномочили профсоюз представлять их интересы. Но их интересы может представлять и другой профсоюз! Человек вообще может состоять в нескольких профсоюзах! Нас,
220 работников автобазы, он по - прежнему называет «инициативной группой» в кавычках.
И одна очень нехорошая угроза звучит в его письме. Вы помните, пишет он, что мы, работники «Якутугля» воевали за оплату сверхурочных одновременно с работниками автобазы № 2 в Удачном, принадлежащей «АЛРОСА»? Но мы пошли по пути мирных переговоров, и добились результата. А в Удачном избрали путь пикетов, голодовок, забастовок – и в итоге автобазу попросту расформировали. Что это, как не угроза? Мы эти слова профсоюзного лидера, который должен бороться за права рабочих, расцениваем именно так.
-Может, он обиделся, что вы выдвинули свои требования в обход его и профсоюза?
-Так мы прямо заявляем ему о своем недоверии! Он защищает интересы работодателя, а не нас, работников. В своем письме он пытается убедить работников АТА, что мы намеренно дискредитируем профсоюзы, исполняя разработанную где-то первоначально «там, наверху» инструкцию каких-то анонимных работодателей. А мы никого не дискредитируем – мы просто не доверяем лидерам действующего ныне в «Якутугле» профсоюза. Если бы они были на нашей стороне – разумеется, мы все свои требования выдвигали бы только через профсоюз.
А так, ни на кого не надеясь, работники сами вынуждены защищать свои права. Через прокуратуру добивались индексации заработной платы (хотя по нашим расчеткам и сейчас не видно, в каком размере она производится), подают иски в суд, чтобы добиться досрочного выхода на пенсию.
Всё это очень не нравится работодателю. Так, с предприятия был уволен водитель
Р.Баймухаметов. Уволен вроде бы за нарушения, а по сути за то, что судился с предприятием, добивался права на дополнительный отпуск, индексацию заработной платы, досрочную пенсию. Помог ли ему и другим работникам профсоюз, где работает квалифицированный юрист? И пальцем не пошевелил, а потом и и вовсе согласился с увольнением Баймухаметова. Сейчас он оспаривает свое увольнение, дошел уже до Страсбургского суда.
Так как же после всего этого доверять нашим профсоюзным лидерам?
-Попытка создания отделения «Горпрофа» закончилась ничем?
-Да, хотя мы обращались в следственный комитет, писали письмо председателю Совета директоров «Мечела»
И.Зюзину… Зюзин, как и сейчас руководство «Якутугля», нам ничего не ответил. Видимо, это стиль в компании такой: в упор не замечать рабочих…
-Есть такой российский сайт «о работе нет», где высказываются мнения работников о разных компаниях. Так вот, о «Мечеле» там много негативных высказываний из разных уголков страны. И одна из претензий – высокомерие менеджмента, который не хочет снисходить до проблем простого работяги. Есть даже информация о том, что рабочие предприятий Мечела, находящихся в Европе, защищали свои права в суде, и суд выиграли. А менеджмент не жалел денег компании, чтобы доказать работникам, что они не правы…
-Я этот сайт не видел. Но очень грустно видеть неуважительное отношение руководства к работникам. Проигнорировав наши требования, оно прямо дало нам понять, что мы – рабочее быдло, «безответственные интриганы» и «политические авантюристы» (причем последние формулировки были озвучены в прессе). А сами наши действия управляющим директором названы провокацией.
Председатель профкома
С.Рябко пытается убедить всех, что с руководством не нужно конфликтовать – с ним нужно мирно договариваться. Но мы ведь так и делали! Выйти на пикет и пытаться провести митинг нас заставило только бездействие руководства. Так в чем же нас обвиняют?
-Руководитель АТА В.Н.Станиловский тоже баллотируется в депутаты Ил Тумэн?
-Да. И я, и он выдвигаемся по одному округу – Промышленному.
-Помнится, вам не дали отпуск, когда реском КПРФ делегировал вас на Съезд представителей трудовых коллективов России. А вот на встречу единороссов с премьером Д.Медведевым, которая проходила в Якутске, дружно отправились сразу несколько представителей АТА. В том числе и самый главный единоросс Нерюнгринского района, ваш непосредственный начальник В.Н. Станиловский…
-Да, было такое дело. Хотя мой отпуск по графику первоначально начинался еще до съезда, а потом его почему-то передвинули на пять дней…
-Не боитесь, что после выборов могут начаться репрессии?
-Всего можно ожидать. И худшего скорее, чем лучшего.
-Но все равно будете продолжать создавать в «Якутугле» отделение «Горпрофа»?
-Будем. Сейчас я являюсь председателем Южно-Якутского теркома профсоюза. Но когда профсоюз окрепнет, будем определяться с лидером. Приглашаем к нам в профсоюз работников всех горнодобывающих предприятий Южной Якутии.
Кстати, в нашей борьбе нас поддержал один из профсоюзных лидеров компании «Колмар» - председатель профкома филиала ОГР (открытых горных работ) ОАО УК «Нерюнгриуголь»
А. Целиков. Он, в отличие, от наших профсоюзных лидеров, считает, что водители большегрузных машин на Севере должны получать не меньше
100 тысяч рублей. Сейчас в «Колмаре» водители зарабатывают больше, чем в «Якутугле» – по
70-80 тысяч. Они добились этого повышения после акции протеста.
- Говорят, из ваших действий «торчат уши» хорошо известного в Якутии профсоюзного лидера одного из подразделений АЛРОСА В. Урусова, который недавно освободился из мест заключения…
-Нет, Валентин Урусов вышел на нас сам, прочитав в СМИ о выдвижении наших требований. Помог нам связаться с Конфедерацией труда России, дал ряд дельных советов. Конфедерация труда организовала пикет у здания «Мечел Майнинга» в Москве, официально обратилась к руководству компании. Ответа пока никакого…
-Как вы считаете, что сейчас главное для тех работников, которые выдвинули требования к работодателю?
-Нам нужно продолжать создавать новый профсоюз. Чем он будет сильнее - тем эффективнее будет работать. По одиночке работодатель может «успокоить» любого неугодного, а к мнению коллектива не сможет не прислушаться. Поэтому надо ясно понимать, что наша сила – в солидарности.
-Несколько слов о вас. Как вы оказались в Нерюнгри?
-Меня привезли в Южную Якутию родители. В Беркаките я закончил восемь классов, потом уехал в Новосибирск, поступил в электромеханический техникум транспортного строительства. После окончания техникума призвали в армию, направили в ВВС. Служил под Москвой, в Люберцах, в автороте при НИИ по расследованию авиакатастроф. К нашей части относился и знаменитый аэродром Кубинка.
После армии мне дали направление на поступление без экзаменов в МАДИ – Московский автомобильно-дорожный институт. Одновременно со мной обсуждали вопрос о возможности работать в КГБ. Но… После демобилизации за мной заехал отец, мы на машине отправились в отпуск и потом укатили в Нерюнгри.
Так я здесь и остался, устроился слесарем в «Якутуголь». А высшее образование получил уже в Хабаровске.
- Сергей, а почему вас зовут земляком Чингисхана? Это шутка такая, что ли?
- Мои родители в молодости работали на многих комсомольско-молодёжных стройках тех лет – на Колыме, в Хантайке, Норильске, Магадане, на БАМе... Поэтому мы с братом родились в разных местах. И он все время надо мной подсмеивался: то ли дело, говорит, у меня место рождения – поселок Ягодный Магаданской области, а у тебя какой-то непонятный Нижний Цасучей. Есть такой поселок в Ононском районе Забайкальского края. Позже я узнал, что, по гипотезе российских ученых, в восьми километрах от Нижнего Цасучея, в урочище Делюн-Болдок на реке Онон, родился Чингисхан. Так что, выходит, мы с ним земляки. А название «Цасучей» в переводе с монгольского звучит красиво: «дикий снег» или «снежная долина». Само село в восемнадцатом веке основали русские казаки как пограничный караул.
Но вся моя основная жизнь прошла в Нерюнгри и Нерюнгринском районе. Здесь родились и выросли двое моих сыновей. И я хочу, чтобы наш район процветал. Хочу, чтобы процветало мое родное предприятие.
Я помню, как в день 35-летия Нерюнгри выступал бывший министр угольной промышленности
М. Щадов, который очень много сделал для создания города и «Якутугля». Он просил угольщиков, руководство компании «Мечел» сохранить тот потенциал, который здесь есть. Он видел, насколько хуже стало в нашем городе.
Но договорить ему не дали: вежливо вручили цветы и проводили с трибуны. А ведь он был прав!
Вот сейчас у нас на РМЗ приостановили работу литейного цеха. А ведь обещали, что РМЗ перепрофилируют, он будет изготавливать колесные пары. Все эти обещания были сделаны после продажи «Якутугля» «Мечелу». Ну и где они? Получается, что менеджмент компании работает неэффективно, а страдают от этого люди, которые лишатся рабочих мест. Если не будет литейного цеха – тогда судьба всего РМЗ под вопросом.
Когда республика продавала «Якутуголь», здесь работало около девяти тысяч человек. В последнем интервью управляющего директора
И.Хафизова указана цифра: на предприятии работает более
пяти тысяч человек. Наш «Якутуголь» «похудел» почти вдвое! Причем ушли отсюда высококвалифицированные специалисты, для поиска которых по всем городам-весям России сейчас в штат предприятия введен специалист – этакий «охотник за головами». Разве это продуманная экономическая и социальная политика?
А ведь Нерюнгри имеет статус моногорода, ему нужно во что бы то ни стало сохранять градообразующее предприятие. Но городская власть, которая должна быть кровно в этом заинтересована, почему-то далека от наших проблем, запрещает проводить митинги… При этом население района тает у нас на глазах.
Мы все должны приложить усилия для того, чтобы сохранить наш замечательный город, развивать экономику Нерюнгринского района. Сейчас у нас очень много проблем: и в медицине, и в других отраслях хозяйства. И одна из главных - повсеместно низкая заработная плата.
Так что, добиваясь повышения зарплаты, работники АТА решают отнюдь не свой "шкурный" вопрос, как это пытаются представить. Если я войду в состав Ил Тумэн, я буду поднимать эти проблемы на уровне республики.
Мы, угольщики, можем и должны внести в развитие Нерюнгринского района немалый вклад. Еще раз поздравляю всех с Днем шахтера! Призываю жителей района на выборах 8 сентября голосовать за кандидатов от КПРФ.
Кстати, кандидатами в депутаты районного Совета по списку КПРФ баллотируется еще два работник «Якутугля» - водители АТА коммунист
О.Пустовой и
Р.Дудин. Они - из числа тех
220 работников, которые выдвинули требования работодателю. Так что, поддержав на выборах коммунистов, вы поддержите и работников АТА.
Интервью вел
Сергей НИКИТИН.
Справка:
Сергей Бурков родился 14 мая 1968 года в селе Нижний Цасучей Читинской области.
В 1982 году вступил в ВЛКСМ. В 1983 году окончил восемь классов средней школы № 7 посёлка Беркакит и поступил в Новосибирский электромеханический техникум транспортного строительства. В 1987 году окончил его, получил квалификацию «техник-механик».
С 1987 по 1989 год служил в рядах Советской армии. Был заместителем комсорга автомобильной роты. Службу окончил в звании «сержант», награждён знаком «Отличник Военно - Воздушных Сил».
В 1995 году окончил Хабаровский государственный университет, получил специальность инженера по эксплуатации автомобильного транспорта.
В 1989 году устроился слесарем по ремонту автомобилей в АТА производственного объединения «Якутуголь».
С 1990 года - инженер отдела безопасности движения.
С 2001 года - механик по выпуску на линию большегрузных автомобилей.
В 2008 году переведён механиком в службу главного инженера АТА.
Имеет нагрудный знак «За вклад в развитие профсоюзного движения Якутии», активно участвует в защите прав и отстаивании социальных гарантий наёмных работников. Один из организаторов регионального независимого профсоюза горняков «Горпроф».
На снимке: Сергей Бурков выступает на одном из митингов в Нерюнгри
Материал оплачен из фонда избирательного объединения ЯРО ПП КПРФ.