Слово Олега СМОЛИНА, предваряющее обсуждение в Госдуме
Заканчивается почти трехлетняя эпопея (или, как говорят, «опупея») работы над проектом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Можно подвести некоторые итоги. И они выражаются парадоксальной формулой: законопроект стал лучше, но закон будет хуже!
Действительно, на протяжении многих месяцев работы законопроект становился то лучше, то хуже. Предпоследнее ухудшение – «зачистка» минфином вопросов заработной платы и социальных гарантий перед внесением законопроекта в Государственную думу.
Затем последовало улучшение, причем значительное – работа над законопроектом думского комитета по образованию в сотрудничестве с минобрнауки.
Последнее ухудшение – решения комитета от 11 декабря, когда по требованию правительства были сделаны сразу четыре шага назад.
В соответствии с известным принципом «когда не знаешь, что говорить – говори правду», назову несколько сделанных комитетом улучшений, общее число которых более десяти.
Так, статья 104-я утверждает: «Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате работников, занятых в сфере экономики соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации».
Эта позиция частично соответствует требованиям профсоюза работников образования и науки и по сравнению с реальным положением является шагом вперед. Напомню: по данным минтруда, в настоящее время зарплата в образовании составляет около 70% от ее регионального уровня в целом.
Однако даже это главное достижение содержит в себе как минимум четыре изъяна.
Во-первых, оно относится только к школьным учителям и не касается других педагогов. По требованию правительства 11 декабря большинство комитета отступило от своих прежних намерений. Среди прочего это означает и внутриотраслевое напряжение отношений между педагогами, которые работают в учреждениях разных типов. Например, зарплата в техникумах никогда не была ниже, чем в школах. Теперь эта противоестественная позиция узаконивается.
Во-вторых, закон не включает положений Указа президента от 7 мая 2012 года № 599, согласно которому зарплата вузовских преподавателей хотя бы к 2018 году должна выйти на уровень двух средних по региону. Видимо, правительство не уверено, что оно сможет или собирается выполнить этой указ.
Между тем вузовское сообщество буквально взорвано заявлением министра образования и науки о том, что лишь плохие преподаватели получают 20–30 тысяч рублей в месяц. Заявление тем более странное, что, с одной стороны, бюджетную заработную плату профессорам и преподавателям устанавливает именно федеральное министерство, а с другой – что большинство вузовских работников в регионах даже 20 тысяч рублей не получают: бюджетная заработная плата доцента – а это большая часть преподавателей – составляет примерно 13 тысяч рублей. За такие проколы советников и спичрайтеров надо увольнять.
В-третьих, закон приравнивает к средней по региону заработную плату педагогов, но не уточняет, что эта зарплата должна выплачиваться за одну ставку. Между прочим, средняя нагрузка российского учителя составляет 26 часов, то есть полторы ставки, а средняя нагрузка преподавателя вуза вместо прежних 720 часов за одну ставку давно перевалила за 800, причем на одну ставку практически никто не работает. Какое уж тут качество образования, публикации в рейтинговых журналах, не говоря уже о научных открытиях!
Перефразируя Жванецкого, можно сказать про российского педагога: если работать на одну ставку, то жить на что? А если на две – то жить когда?
Предложенная норма будет заставлять чиновников и директоров школ увольнять часть учителей, а остальным увеличивать нагрузку.
В-четвертых, приравнивая зарплату педагогов к средней по региону и никак не увязывая ее со средней по стране, эта норма в очередной раз фиксирует курс на разрушение единого социального и образовательного пространства России.
Посещая школы не только в столице, но и в провинциальных городах, постоянно слышу вопросы:
– Чем наши дети и педагоги хуже московских?
– Почему разница в финансировании образования в разных регионах страны достигает 10 раз, а разница в зарплате учителей – 5–7 раз?
– Разве право ребенка на образование может зависеть от того, в каком регионе или республике ему посчастливилось или не посчастливилось родиться?
* * *
Однако вернемся к законопроекту.
Второе достижение комитета по образованию Государственной думы – возвращение в усеченном виде положения о коммунальных льготах для сельского учителя. В версии первого чтения эти льготы целиком передавались на усмотрение регионов. Теперь зафиксировано, что льготы должны быть, однако размер, порядок и условия их предоставления устанавливаются теми же регионами. Разница невелика, но шаг вперед все же есть: отменить льготы полностью регионы не смогут.
Однако и здесь в банку меда добавлена ложка дегтя: даже в первом чтении среди потенциальных льготников упоминались пенсионеры, отработавшие в школе не менее 10 лет. Теперь по требованию правительства они из закона исключены. Ведь взять с них уже нечего – свое они уже отработали. А власть у нас чувством благодарности себя унижать не привыкла.
Назову некоторые другие шаги вперед, предложенные ко второму чтению:
– практически целиком удалось перенести в новый закон положения Федерального закона № 11 от 28 февраля 2012 года, расширяющего возможности использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В редакции первого чтения этих положений не было;
– правительство Российской Федерации ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте правительства Российской Федерации.
Приняты следующие наши предложения в области образования инвалидов и других людей с ограниченными возможностями здоровья:
– право выбора родителями детского сада или школы для своего ребенка – коррекционного или инклюзивного;
– право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на раннюю коррекционную помощь, обязанность государства и органов местного самоуправления такую помощь организовывать;
– право инвалидов вследствие военной травмы и инвалидов с детства на внеконкурсное поступление в высшие учебные заведения в пределах 10-процентной квоты и на социальную стипендию и др.
Повторю то, что говорил на парламентских слушаниях 8 ноября:
17 октября, отклонив проект федерального закона «О народном образовании», Государственная дума упустила уникальный шанс принципиально изменить курс образовательной политики, который привел к падению качества нашего образования, особенно в последние 10 лет.
Созданная по предложению Людмилы Швецовой межфракционная депутатская группа, которая должна была принять ключевые решения по законопроекту, не собралась ни разу. В итоге, как и следовало ожидать, все четыре коренных недостатка законопроекта (чтоб не сказать: все четыре его порока) преодолеть не удалось.
Первый из них: закон будет исключительно рамочным. Говоря попросту, он «пустой». В тексте как было, так и осталось около 150 отсылочных норм. Например, есть статья про стипендии, однако из нее невозможно узнать ничего, кроме того, кем эти стипендии устанавливаются. Примерно такая же ситуация в отношении питания, учебников, образовательных кредитов и других социальных гарантий.
Закон по-прежнему представляет собой «паровоз для машиниста»: он мало что дает образовательному сообществу и лишь делит полномочия между чиновниками разных уровней власти.
Неслучайно массовые нарекания вызывает и «птичий» язык закона. Все это не случайно: как говорил Гегель, сущность формирована, а форма существенна. Язык закона отражает его содержание.
* * *
Второй системный недостаток закона – несоблюдение известного принципа «не навреди». По нашим оценкам, по сравнению даже с действующим плохим образовательным законодательством, закон делает менее десяти шагов вперед и почти двадцать – назад. Вот лишь некоторые.
Первое – идеология услуг. При обсуждении законопроекта в первом чтении нам говорили, что от нее отказались. Между прочим, даже президент В.Путин в недавнем Послании Федеральному собранию подчеркнул, что образование – это не услуга.
Однако загляните во все статьи, где речь идет об экономике и финансировании образования, и прочтете, что это государственная или муниципальная услуга. Не раз говорил: теория услуг разрушает все духовное содержание образовательных отношений; педагоги справедливо возмущаются тем, что их приравнивают к чистильщикам сапог или уборщикам мусора. Оттого что теперь это предлагается делать от имени государства, ничего не меняется: государственная «редька» частного «хрена» не слаще!
Второе – гарантии сохранения сельской школы. В действующем законе ликвидировать ее можно только с согласия сельского схода. Теперь нам предлагают создавать какие-то комиссии, которые будут оценивать последствия такой ликвидации. Понятно, что уломать (или сломать) комиссию несравненно легче, чем сход граждан. Берусь утверждать: при таком подходе призывы министра образования и науки остановить ликвидацию сельской школы исполнены не будут.
Третье – поддержка родителей дошкольников. По действующему закону плата за присмотр и уход за такими детьми в системе дошкольного образования не должна превышать 20%, а для многодетных родителей – 10% от реальных затрат. В новом законе такого положения не будет.
Последствия очевидны: формально бесплатное и доступное дошкольное образование большинству окажется не по карману. Зато проблема очередей в детские сады решится сама собой. Президент страны призывал сделать нормой нашей жизни семьи с тремя детьми. Но призывами за детский сад не заплатишь.
Четвертое – надбавки и выплаты. В результате принятия закона:
– все педагогические работники лишаются скромной выплаты на учебно-методическую литературу;
– доктора и кандидаты наук – надбавки за ученые степени;
– доценты и профессора – надбавки за ученые звания.
Правда, эти деньги обещают включить в оклад, однако ни гарантий, ни механизмов в законе нет.
Пятое – уменьшение числа бюджетных студентов. Законом предлагается отказаться от действующего положения, согласно которому в России на 10 тысяч населения должно приходиться не менее 170 бюджетных студентов, и заменить его новым: 800 студентов на 10 тысяч молодежи в возрасте от 17 до 30 лет. Однако расчеты показывают: через пять лет при таком подходе число бюджетных студентов в стране сократится не менее чем на 700 тысяч. А в расчете на 10 тысяч населения – примерно со 180 до 125. Напомню: в России и без того бесплатно учатся менее 40% студентов, тогда как во Франции – более 80%, а в Германии – более 90%. Про Советский Союз, где все студенты учились бесплатно, нечего и говорить.
Шестое – ограничение прав.
Пример: дети-сироты, согласно новому закону, лишатся льгот при поступлении в вузы. Как известно, и без того успешно социализируются лишь 10% выпускников детских домов. Ясно, что этот показатель станет еще хуже. Потери для экономики и прежде всего для человеческого потенциала страны очевидны. Не говорю уже о – извините за выражение – гуманности государственной политики, которая сначала порождает рекордное в мире количество социальных сирот на душу населения, а затем перекрывает социальные «лифты», способные вывести их в нормальную жизнь.
Седьмое – право студента на общежитие. Действующий закон утверждает, что плата за общежитие не должна превышать пяти процентов от расчетной стипендии. В новом законе это исчезло. Таким образом, не исполнено ни одно из ключевых требований профсоюза работников образования и науки.
Восьмое – просветительская деятельность. Из нового закона исчезла норма, согласно которой на просветительские организации распространяются права и обязанности образовательных учреждений. Анализ юристов не дал однозначного ответа по поводу того, смогут ли они продолжить работу в прежнем формате. Между тем уровень просветительской работы по сравнению с советскими временами и без того упал на порядок.
Девятое – потенциальные угрозы. Вот лишь два примера на эту тему.
Закон ликвидирует начальное профессиональное образование в качестве особого образовательного уровня. Правда, принято решение переименовать все учреждения НПО в учреждения среднего профессионального образования. Однако очевидно: многие из тех, кто сейчас получает начальное профессиональное образование, программы СПО освоить не способны. Эти подростки и молодежь будут переведены на профессиональное обучение, которое дает гораздо более низкую квалификацию, чем НПО, и не обеспечивает профессиональной карьеры.
Точно так же закон ликвидирует коррекционные образовательные учреждения в качестве особого типа. Мы предполагаем, и не без оснований, что их юридическая ликвидация приведет к фактической. Примеров достаточно и сейчас. Возможно, авторы думают, что проводят курс на инклюзивное образование, но на деле это приведет лишь к профанации инклюзии.
Десятое – отступление от принципов светского образования. В отличие от действующего законодательства, в этом смысле новый закон:
– фактически сводит всю духовно-нравственную культуру к религиозной. На самом деле наше духовно-нравственное наследие – это не только православные Аксаков и Достоевский, но не в меньшей степени нерелигиозные Пушкин и Чехов и отлученный от церкви Толстой;
– вводит фактическую цензуру централизованных религиозных организаций над курсами духовно-нравственной культуры, обязывая светскую власть привлекать эти организации к учебно-методическому обеспечению таких курсов;
– по сути, переводит курсы духовно-нравственной (читай – религиозной) культуры из факультативных (необязательных) в элективные (избираемые в обязательном порядке) или в обязательные, предлагая включить их в основные образовательные программы. Наше предложение изучать религиозную культуру на факультативной основе было отвергнуто профильным комитетом;
–предоставляет возможность частным образовательным организациям вводить религиозный компонент без согласия учащихся и родителей.
На заседании профильного комитета я говорил представителям Русской православной церкви, что не следует увлекаться принципом Черномырдина: хотели как лучше, а получилось как всегда! В итоге мы можем получить Талибан в России.
* * *
И наконец, главное – новым законом исключается действующая норма (п. 13 ст. 39), прямо запрещающая приватизацию государственных и муниципальных образовательных учреждений и их имущества. Более того, судя по сопровождающему закону, такое исключение не случайно. Цитирую: «Объекты социальной инфраструктуры для детей, в том числе объекты образования, детские оздоровительные комплексы (дачи, лагеря), детские дома, дома ребенка, интернаты, санатории для детей, могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия в случае отказа соответствующих органов местного самоуправления или органов государственной власти субъекта Российской Федерации от принятия их в муниципальную или государственную собственность».
Напомню: запрет на приватизацию мы смогли ввести в закон в «лихие 90-е», когда радикальные псевдолибералы во власти разрабатывали программы массовой приватизации и ваучеризации госсектора в образовании. Видимо, и в современном правительстве есть радикалы, желающие «перегайдарить» Гайдара!
Третий системный недостаток – консервация курса.
Новый закон сохранит все пороки образовательного законодательства, возникшие в результате принятия закона о так называемой монетизации и последующих законодательных актов. В том числе:
– хроническое недофинансирование;
– так называемое подушевое финансирование, уничтожающее небольшие, и в особенности малокомплектные, сельские школы;
– школьные стандарты, в которых не установлены требования к содержанию образования. Это открывает возможности экспериментов над детьми по типу известного проекта стандарта старшей школы с тремя обязательными предметами: ОБЖ, физкультура и «Россия в мире»;
– обязательный ЕГЭ, размывающий духовно-нравственное содержание образования и тормозящий развитие творческих способностей;
– принудительный болонский процесс, который на 40% уменьшает преподавание специальных предметов для бакалавра по сравнению со специалистом и т.п.
Не трудно предсказать: при таком курсе образовательной политики падение уровня отечественного образования продолжится, а модернизация не состоится.
Наконец, четвертый системный недостаток будущего закона – отсутствие стратегии научно-образовательного прорыва. Главными факторами такого прорыва должны были стать:
– новый, как минимум удвоенный, уровень финансирования;
– новый статус педагога – не ниже госслужащего;
– новейшие технологии, связанные, прежде всего, с электронным обучением;
– новая информационно-образовательная среда – просвещение вместо одурачивания и развращения.
В отношении социального статуса педагога в законе есть продвижение вперед, но явно недостаточное.
Что касается новейших образовательных технологий, в том числе связанных с электронным обучением, удалось лишь повторить нормы Федерального закона №11. Кстати, со времени его принятия прошло девять месяцев. Давно пора «родить» подзаконные акты. Однако их нет.
Про финансирование и информационно-образовательную среду закон по-прежнему не говорит ничего.
На парламентских слушаниях 8 ноября от имени всех соавторов закона я предлагал 22 ключевые поправки, причем исключительно в пределах возможного, которые позволили бы исправить закон если не радикально, то существенно. Увы, из их числа была поддержана едва ли четверть. Тогда же предупреждал: если не будет научно-образовательного прорыва, через 25–30 лет нефть кончится, а высокие технологии и высокий уровень человеческого потенциала не возникнут. В условиях, когда наиболее передовые страны переходят на шестой технологический уклад, Россия безнадежно проиграет в международной конкуренции и, более того, само наше существование как великой державы будет поставлено под угрозу. Вспоминал строки из стихотворения Михаила Лермонтова, которое великий поэт так и назвал – «Дума»:
И прах наш, с строгостью судьи
и гражданина,
Потомок оскорбит
презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Предоставляется последняя возможность сделать лучше не только законопроект, но и закон. Призываю поддержать поправки, увеличивающие уровень свободы и социальных гарантий в образовании, независимо от того, какими фракциями они будут предложены.
Более того, в связи с посланием президента Федеральному собранию от 12 декабря есть все основания отложить рассмотрение законопроекта как противоречащего установкам главы государства:
– президент заявляет, что образование – не услуга, а закон утверждает обратное;
– президент призывает повышать рождаемость, а закон повышает родительскую плату за детские сады;
– президент говорит об особой важности воспитания, а закон об этом молчит.
Разве это не повод еще раз подумать о том, какой закон следовало бы принять?
Нам нужна новая научно-образовательная революция. В том числе и для того, чтобы избежать политических потрясений и деградации страны.
Олег СМОЛИН, первый заместитель председателя комитета по образованию Государственной думы
ЗАЯВЛЕНИЕ “Коммунисты Якутии поддерживают позицию Геннадия Зюганова на укрепление КПРФ и
“Коммунисты Якутии поддерживают позицию Геннадия Зюганова на укрепление КПРФ и
не допустят раскола партийных рядов”
Коммунистической партии Российской Федерации в феврале 2013 года исполняется 20 лет. Все эти годы власть не оставляет попыток раздробить ее, внести раскол в ряды КПРФ. Она создает партии обманки и однодневки, чтобы запутать людей псевдокоммунистическими призывами. Все это делается для того, чтобы оторвать голоса от КПРФ на очередных выборах.
Коммунисты Якутии подтверждают, что только Центральный Комитет КПРФ, ее лидер Геннадий Зюганов в течение 20 лет защищают интересы людей труда в их борьбе с произволом властей всех уровней. Именно ЦК КПРФ и Геннадий Зюганов отражают атаки антинародного режима, пытающейся "устроить суд" в кавычках над ее руководством.
Коммунисты Якутии заявляют: успокойтесь, господа — реформаторы! Не вам решать судьбу КПРФ и ее лидера! Вы давно предали принципы Коммунистической партии и ничего общего не имеете с ней. Это вы — слабое звено, а не сотни тысяч членов КПРФ и десятки миллионов сторонников.
Коммунисты Якутии поддерживают позицию Геннадия Зюганова на укрепление КПРФ и не допустят внесения раскола в партийных рядах.
XIII пленум Якутского рескома КПРФ призывает все региональные, местные и первичные отделения КПРФ сплотиться в поддержку КПРФ и Геннадия Зюганова!
Уважаемые коммунисты! Будьте бдительны, не допустите перерожденцам от КПРФ использовать грязные способы повлиять на решения воли большинства, запутать и обмануть его!
Принято единогласно
на XIII пленуме
Якутского рескома КПРФ.
7 декабря 2012 года.
Виктор Лебедев: "Я работал на максимуме своих сил, но для медали чего-то не хватило"
15 декабря Президент РС(Я) Егор Борисов принял участие в совещании, посвященном обсуждению современного состояния и проблем развития вольной борьбы в республике.
Плохой хороший цикл
Мероприятие состоялось в Зале заседаний Дома правительства №2, где собралось около 200 человек, среди которых были ветераны спорта, именитые борцы, тренеры, руководители спортивных организаций и учреждений, члены правительства.
Идея проведения такого большого борцовского собрания с широким участием спортивной общественности исходила от самого Егора Борисова и была связана в первую очередь с необходимостью подведения итогов очередного олимпийского цикла (2008-2012 гг), который был неоднозначным для якутской борьбы. С одной стороны, по количеству завоеванных медалей на различных соревнованиях российского и международного уровня он стал одним из самых урожайных (чего только стоят два «золота» подряд Виктора Лебедева на чемпионатах мира в Москве и Стамбуле). С другой стороны, главная цель – долгожданная победа на Олимпиаде-2012 в Лондоне – так и не была достигнута из-за досадного поражения того же Лебедева на первенстве страны в Санкт-Петербурге, в результате которого Виктор не попал в состав сборной России.
С основным докладом на совещании выступил первый заместитель министра по молодежной политике и спорту РС(Я) Юрий Баишев. В числе наиболее важных проблем развития вольной борьбы в республике он назвал недостаточное финансирование детского спорта на уровне муниципальных образований, особенно в отдаленных северных районах, сокращение интернатов для одаренных детей на местах (в связи с ужесточением требований Роспотребнадзора), низкую заработную плату тренеров-преподавателей, что влечет за собой отток кадров и дефицит молодых специалистов.
Далее докладчик представил проект новой Концепции развития вольной борьбы на 2013-2020 годы, разработанный министерством.
С информацией о результатах выступлений своих подопечных за отчетный период выступили главный тренер Якутии по вольной борьбе Степан Сивцев и старший тренер республики среди спортсменов-инвалидов по слуху Василий Стручков.
Кто виноват и что делать?
После этого состоялся очень острый и откровенный обмен мнениями в духе «кто виноват?» и «что делать?». С трибуны звучали самые разные высказывания, которые, как правило, отличались прямотой, а иногда и жесткостью. Хотя в порой излишне резких словах ораторов, конечно, не было желания кого-то обидеть. Просто люди, искренне переживающие за родной вид спорта, говорили о наболевшем. Многие вносили предложения, которые, на их взгляд, должны привести знаменитую якутскую школу вольной борьбы к новым выдающимся победам.
Заслуженный тренер РФ Николай Волков, анализируя причины отсутствия у якутян олимпийских медалей в последние десятилетия, отметил очевидные, по его соображениям, просчеты и недоработки со стороны тренеров, в том числе и в случае с Виктором Лебедевым. Исходя из этого, он выступил за омоложение руководства и тренерского штаба сборной Якутии.
Его точку зрения разделил еще один ветеран спорта Семен Алексеев, который убежден, что корень проблем современной вольной борьбы в Якутии лежит именно в недостатке сильных тренеров.
«В нашей республике создана прекрасная база для развития борьбы. Наши дети могут в массовом порядке выигрывать чемпионаты мира. Но без хороших тренеров даже при великолепных материально-технических условиях, нам ничего не добиться», - сказал Алексеев, предложив создать в Якутии институт, который занялся бы подготовкой тренерских кадров на научной основе.
Известный в прошлом борец Вячеслав Карпов признался, что не припомнит, когда запросам борцовского сообщества уделялось такое же пристальное внимание со стороны властей республики, как это происходит сегодня. «Пора давать результаты, оправдывать вложения республики!» - призвал коллег Карпов, не без грустной иронии заметив, что в его времена спортсмены боролись за грамоты, а сегодня борются за машины и квартиры.
Призер Олимпийских игр Александр Иванов тренеров, наоборот, поддержал, но высказал сомнения по поводу профессиональных качеств руководителей спортивных учреждений.
-Тренеров ругаем, хотя они трудятся по своим возможностям. А вот кто ими руководит? Даже директор ШВСМ – перворазрядник. Да и в профильном министерстве – ни одного мастера спорта, - сетовал олимпиец.
В ответ на эти слова президент республики позже заметил, что, конечно, было бы здорово, если бы все руководители имели статус мастеров спорта. Однако напомнил, что выдающийся тренер и организатор Дмитрий Петрович Коркин не был большим спортсменом. Но зато был великим педагогом и психологом, замечательным организатором.
Авторитетный специалист Федот Соловьев на конкретных примерах доказывал коллегам, что борьбу двигают вперед прежде всего денежные вливания, поэтому финансовую базу необходимо и далее поддерживать по всем направлениям – от детско-юношеского и взрослого до ветеранского уровня. Также Соловьев обратился к главе республики с просьбой оказать помощь в лечении одному из своих талантливых воспитанников Дмитрию Валееву, получившему увечье и прикованному к постели. Егор Борисов пообещал, что такая помощь будет оказана.
Профессор Якутского научного центра Михаил Томский предложил создать в республике «серьезную структуру», которая бы обеспечивала медико-биологическое сопровождение спортсменов в условиях экстремального климата.
Олимпийский чемпион, директор Центра спортивной подготовки «Триумф» Павел Пинигин высказался в том смысле, что необходимо восстановить «былую школу» и выстроить грамотную систему подготовки борцов, своеобразную пирамиду, в основе которой лежит массовость детско-юношеского спорта, поддержка тренеров-энтузиастов. Он также предложил создать в Якутии Центр олимпийской подготовки по вольной борьбе по примеру Республики Мордовия, создавшей аналогичный центр по спортивной ходьбе.
Вышли на трибуну и действующие спортсмены – Леонид Спиридонов и Виктор Лебедев.
Спиридонов, которого некоторые коллеги видят в качестве нового главного тренера Якутии, обратил внимание на усиливающуюся тенденцию перехода борцов-вольников в хапсагай, что не идет на пользу общему результату, так как должно быть наоборот. Леонид уверен, что во всех сельских школах надо вводить занятия по хапсагаю и уже на этой базе отбирать одаренных ребят для вольной борьбы.
Виктор Лебедев ответил на критику в свой адрес. Он заверил коллег, что наравне с товарищами по команде работал на максимуме своих сил, однако для достижения цели – олимпийской медали – ему чего-то не хватило. Вместе с тем двукратный чемпион мира дал понять, что считает завышенными запросы некоторых ветеранов спорта, жаждавших непременно «золота» Олимпиады, поскольку завершившееся четырехлетие в целом было успешным.
Слово президента
Подводя итоги совещания, которое длилось более трех часов, Егор Борисов отметил, что удовлетворен состоявшимся открытым и предметным разговором.
По словам президента, острота и полемичность совещания во многом объясняется тем, что первый олимпийский чемпион по вольной борьбе, в отличие даже от многих стран мира, появился в Якутии еще сорок лет назад, в 1972 году.
«Достижения воспитанников Дмитрия Коркина задали очень высокую планку предъявляемых спортивным сообществом требований к нынешнему и последующим поколениям якутских борцов, от которых ждут побед на самых крупных состязаниях. Наших болельщиков не удовлетворяют даже победы на чемпионатах мира, люди хотят первых мест на Олимпиадах», - справедливо заметил Егор Борисов.
По оценке президента, сегодня наблюдается резкое обострение конкуренции в спорте высших достижений, которое порой имеет и политическую окраску, ибо в сложившихся условиях любая медаль на соревнованиях мирового уровня – это вклад в имидж того или иного государства или региона. Как пояснил Егор Борисов, данное обстоятельство стало одной из важных причин его согласия занять пост руководителя Федерации спортивной борьбы РС(Я), поскольку вольная борьба – тот вид спорта, где возможности республики особенно высоки, а потому требуют адекватной поддержки властей.
Президент назвал три главных слагаемых, от которых зависят результаты выступлений борцов. Это работа тренеров, труд самих спортсменов и необходимое внимание органов власти.
Сегодня, уверен президент, необходимо создать условия для развития традиций преемственности поколений в вольной борьбе по всей цепочке: от ветеранов спорта через действующих именитых спортсменов – до начинающих юных воспитанников клубов и секций вольной борьбы. При этом кропотливую работу по поиску талантливых детей Егор Борисов считает одной из первостепенных задач. Исходя из этого, он дал поручение присутствовавшему на совещании министру образования Афанасию Владимирову внести конкретные предложения по восстановлению системы спортивных интернатов в республике.
Президент согласился с предложением об организации мероприятий по повышению квалификации тренеров, а также поручил правительству и лично министру финансов Валерию Жондорову еще раз просчитать возможности увеличения зарплаты тренерам и спортсменам-инструкторам, входящим в составы национальных сборных России по всем видам спорта. При этом он напомнил, что за период с 2010 по 2012 год только бюджетное финансирование спорта увеличилось в республике в 3,5 раза, не говоря уже о привлеченных источниках.
Отдельно остановился Егор Афанасьевич на проблеме стимулирования спортсменов, которое следует упорядочить, так как сегодня в этом аспекте существуют противоречия: призы на соревнованиях низкого класса не должны быть ценнее и дороже, чем на соревнованиях более статусных.
Еще одно решение Борисова, озвученное на совещании, касалось создания Совета по спорту при Президенте РС(Я). Проект соответствующего указа должен появиться в скором времени.
Завершая заседание спортивной общественности по вопросам развития вольной борьбы, президент ответил на некоторые вопросы, поднятые участниками совещания.
Он заявил, что сейчас не время для скоропалительных революционных перемен и поиска виноватых. Нужна планомерная целенаправленная работа по селекции подающих надежды юных спортсменов, повышению квалификации тренеров, поддержке действующих спортсменов и ветеранов.
Глава республики в очередной раз посоветовал борцовскому сообществу не заниматься интригами, а предлагать решения и действовать.
Егор Борисов раскритиковал представленный на совещании проект Концепции развития вольной борьбы в Республике Саха (Якутия) на 2013-2020 годы, который действительно выглядел слишком расплывчатым, лишь обозначающим и констатирующим проблемы.
Для достижения реальных результатов президент поручил разработать предельно конкретную пятилетнюю программу, нацеленную на принятие практических решений и выстраивание целостной системы подготовки нового поколения якутских борцов-вольников, способных еще более достойно представлять республику на соревнованиях самого высокого уровня.
Митинг на Лубянской площади закончился задержанием оппозиционеров,
но их вскоре отпустили
ИА SakhaNews. 15 декабря были задержаны около сорока человек, принявших участие в несанкционированном митинге на Лубянской площади в Москве.Среди задержанных - Алексей Навальный, Илья Яшин, Ксения Собчак и Сергей Удальцов, однако вскоре они были отпущены без составления протоколов, сообщает Русская редакция Би-би-си.