22 мая, 11:34
ИА SakhaLife
Матвея Николаевича ЕВСЕЕВА представлять не нужно. Руководитель одного из самых успешных предприятий республики, народный депутат Госсобрания (Ил Тумэн), сопредседатель Совета Ассамблеи народов РС(Я) и заместитель председателя Ассамблеи народов России, заслуженный работник народного хозяйства Республики Саха (Якутия), а еще глубоко верующий человек, кавалер орденов Петра Великого и Святого благоверного князя Даниила Московского III степени, Иннокентия. Накануне самого светлого православного праздника Пасхи мы решили поговорить с ним о жизни, вере и бизнесе, предназначении человека.
В головном офисе «Алмазов Анабара» меня встретили улыбками. Все. От уборщицы до секретаря. Причем не дежурными, а самыми что ни на есть дружелюбными. С этого и начался наш разговор.
— Матвей Николаевич, это что, правило у вас такое в компании улыбаться всем приходящим? А какой девиз у «Алмазов Анабара»?
— Как такового девиза у нас нет, просто мы все любим свое предприятие. «Алмазы Анабара» для каждого из нас и дом, и семья — вся жизнь. Потому человек, попадая к нам, чувствует себя здесь комфортно.
— Сегодня много говорят о социальной ответственности бизнеса. Не секрет, что далеко не все предприятия готовы что-то делать для жителей той территории, на которой работают. Более того, до сих пор не принят закон, который бы обязал компании это делать. Почему?
— Законами бизнес не повернуть, потому что сам по себе закон — это еще не все, он должен работать, а для этого необходимы механизмы. Закон должен быть качественный, торопиться нельзя, а у нас бывает, что в погоне за количеством, за галочкой депутаты пишут школьные сочинения и пытаются протолкнуть их как законы. Сам бизнес должен осознать, что социальная ответственность необходима, и показывать это на деле каждый день. Просто вести себя надо так, чтобы не стыдно было перед предками, а дети и потомки гордились. Ведь это понятно: если живешь в обществе, должен помогать ему всемерно. У нас даже в благотворительности крайности: одни понимают ее как постоянные пожертвования денег, другие считают, что достаточно подготовить приветственный адрес, подарить кружку или ручку. А ведь здесь все просто: благотворительность — значит творить благо. У человека должна быть потребность помогать, добрые дела должны идти от души. Не знаете, как этого добиться, читайте Библию. Там все написано.
Понимаете, бизнес — это люди: генеральный директор, топ-менеджеры, линейные руководители, поэтому вся команда должна проникнуться этим настроением.
Каждый руководитель, владелец компании должен чувствовать свою ответственность. Чем больше дано человеку свыше, тем больше он должен отдавать окружающим. Это и есть социальная ответственность любого человека и бизнеса в том числе. Никакими законами этого не добиться. Никто не заставит человека быть добрым и помогать ближнему, проникнуться чужим горем. Наша компания старается благо творить. Надеюсь, у нас это получается.
— Получается. Но «Алмазы Анабара» известны еще и тем, что у вас работают только местные кадры, и вы их сами готовите.
— Это моя позиция. В советские времена была совершена ошибка, было принято считать, что местное население не нужно привлекать к промышленному освоению недровых богатств и в промышленность. В результате промышленное освоение нашей республики идет немного мимо нас. Это неправильно, в том числе и политически, так как порождает недовольство, если хотите, комплекс неполноценности, что может привести к очень серьезным последствиям. Мы решили изменить ситуацию, абсолютное большинство наших работников (99%) — это жители республики. Ни одного иностранного работника мы не привлекаем. При этом на начальном этапе кадровое ядро рабочих предприятия составили работники горнодобывающих предприятий из Усть-Майского, Алданского, Нерюнгринского районов, т.е. промышленных районов республики. Они имели опыт работы, соответствующую рабочую квалификацию. Сегодня по инициативе ОАО «Алмазы Анабара» совместно с Центрами занятости населения и органами местного самоуправления проводятся выездные мероприятия по привлечению кадров из сельских улусов. Нами уже охвачены Мегино-Кангаласский, Хангаласский, Намский, Горный, Олекминский, Анабарский, Таттинский, Чурапчинский, Амгинский, Усть-Алданский, Сунтарский, Нюрбинский, Оленекский и Жиганский улусы. Такая кадровая политика принесла свои плоды. Сегодня каждый второй работник предприятия — житель сельских, в том числе северных улусов.
Специально для привлечения молодежи из сельской местности в горнодобывающую промышленность в 2011 году на предприятии была разработана и успешно внедрена программа «Путевка в жизнь». Мы обучаем за счет предприятия и затем трудоустраиваем у себя молодежь по самым востребованным на предприятии профессиям — водителей большегрузного самосвала «БелАЗ», погрузчиков САТ-988, WA-600, машинистов бульдозера «Коматсу Д-375», электрогазосварщиков, проходчиков и др. После обучения организуется их стажировка на производстве. Для этого на предприятии есть институт наставничества. Через эту программу уже прошло полторы тысячи молодых людей. Мы с нуля выучили более 700 человек. Это обычные сельские пацаны, которыми никто не занимался лет 10 — 15. Таких в деревнях много: ему 20 — 30 лет, а он никогда не работал, потому что негде, а еще потому, что ничего не умеет, нет специальности. «Алмазы Анабара» превращают их в общественно полезных уважаемых людей. К этим семистам добавьте еще 800, которые прошли с нашей помощью повышение квалификации.
В ближайшие годы нашей республике и вообще Дальнему Востоку предстоит грандиозное развитие, массированное освоение минеральных ресурсов, а у нас нет кадров. При этом есть огромное число безработных, ведь кроме тех, кто состоит на бирже труда, есть так называемая скрытая безработица.
Что делает человек, когда не имеет работы? Он пьет, теряет авторитет и прежде всего в семье. В результате из главы семьи он превращается в изгоя и становится деспотом. Какое уж тут воспитание в семье. Это очень опасно. Поэтому надо постоянно заниматься обучением и трудоустройством людей. Конечно, будут безработные, но это будут те, кто действительно не хочет или не может работать. Их мало.
— Солидно, а досугом своих работников тоже занимаетесь?
— Там, где мы работаем, есть хорошая библиотека и кинозал, причем очень ответственно занимаемся подбором книг и фильмов: нет боевиков, насилия и крови. Стараемся, чтобы и книги, и фильмы формировали мировоззрение, призывали к добру. Есть бильярдная, теннис, бассейн, «качалки», работают спортивные секции. В общем, есть все, что нужно.
— А как с социальной помощью работникам?
— Про это мы не забываем. Есть ряд программ и положений, например, «О выдаче беспроцентной ссуды сотрудникам ОАО «Алмазы Анабара» для строительства дома», которая предусматривает возможность для работника предприятия, проживающего в сельской местности, получить беспроцентную ссуду в виде стройматериалов для строительства дома в селе. Это позволяет не только закреплять кадры на предприятии, но и улучшать жилищные условия работников, а также обеспечивать производство ООО «Алмас».
Программа «Молочный дом» специально разработана для сельского населения, имеющего подсобное хозяйство. Она позволяет улучшить жилищные условия селян за счет получения товарного кредита в виде пиломатериалов. При этом кредит возвращается не в денежном, а в натуральном эквиваленте — молока. Данная программа успешно апробирована в Олекминском районе.
Ежегодно проводятся комплексное медицинское обследование, лечение как по месту жительства, так и в санаториях и профилакториях за пределами республики. Оказывается реальная материальная поддержка семьям с детьми, многодетным и неполным семьям, выплачиваются пособия на рождение ребенка, организуется детский летний отдых.
— Предприятие, которое вы возглавляете, работает в разных районах республики и разных отраслях — от добычи алмазов до сельского хозяйства. Вы строите храмы, занимаетесь благотворительностью. К тому же вы народный депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн), сопредседатель Совета Ассамблеи народов республики, а недавно вас избрали заместителем председателя Ассамблеи народов России. Что вас заставляет заниматься еще и межнациональными вопросами?
— Все взаимосвязано в нашей жизни. Нельзя сидеть и ждать, когда порвется в тонком месте, а межнациональные отношения — это очень деликатная сфера. Мы трудоустраиваем местное сельское население, но нужны и другие качественные изменения. Человек должен развиваться, общаясь с другими культурами, учиться у других, перенимать передовой опыт. В этом смысле Ассамблея народов очень хороший инструмент, который объединяет людей самых разных национальностей. Ведь только в нашей республике проживают представители 126 различных народов.
К сожалению, в России сегодня нет Министерства национальностей. Потому консолидацией нашего многонационального народа занимается Ассамблея, причем на общественных началах. В нашей республике она была создана в 1994 году, а в России два года спустя, в 1996-м.
Сегодня Ассамблея много делает для дружбы народов. Ведь ксенофобия и национализм появляются, когда люди начинают делиться на своих и чужих. Совместные фестивали, спартакиады, проведение национальных праздников, в которых принимают участие представители разных народов, сближают людей. Но, конечно, нужна поддержка Ассамблеи на государственном уровне. Я очень надеюсь, что в многонациональной России будет Министерство национальностей, и Ассамблея будет работать с ним в тесном сотрудничестве. Будет на что опереться и от кого получить помощь.
— Матвей Николаевич, вы верующий человек?
— Да, а вот как определить степень и глубину веры, не знаю. Я верю, насколько получается, и чувствую, что во мне происходят изменения.
— Изменения какого порядка?
— Человек, как растение, должен тянуться к свету, всему хорошему. Вот и я так. Как и все люди, я совершал в жизни ошибки, видимо, пришло время их исправлять.
— А почему православие, а не ныне модное тенгрианство, например?
— Мы, якуты, поклоняемся тенгри, или танара. В свое время Святитель Иннокентий и потом Дионисий Хитров при переводе Библии слово «Иисус» перевели как танара. И были совершенно правы. Возможно, потому якуты так легко принимали христианство. Мне это близко.
— Если бы у вас была такая возможность, что бы вы попросили у Бога?
— Мудрости и терпения. К сожалению, мы не терпим чужие ошибки, недостатки. Этому тоже надо учиться.
Источник:
Марина КОЛБАСИНА, газета "Якутия".