Сегодня о советской цивилизации вспоминают всё чаще. Само это понятие обрело полное право на существование как в научных публикациях, так и в политической полемике. К её авторитету всё чаще обращаются уже не только сторонники социалистического пути развития, но и, казалось бы, ярые его противники, у которых зачастую просто не остаётся никаких других исторических ориентиров. Впрочем, исследование советской цивилизации — дело сложное и многотрудное, оно ещё впереди. И сегодня мы только определяем контуры этой научной и политической задачи.
Ступени в развитии человечества
Заметим, что известно несколько определений понятия «цивилизация», описывающих порой достаточно разные явления. Так, говоря по преимуществу о человеческой цивилизации в целом, Фридрих Энгельс писал, исходя прежде всего из экономических критериев, что цивилизация «является той ступенью общественного развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всём прежнем обществе». Характеризуя наиболее важные черты этого «переворота», американский географ Элсуорт Хантингтон утверждал: «Цивилизация начинается, когда люди научились заниматься сельским хозяйством, жить в постоянных общинах, создают определённые формы государства и овладевают искусством письма». С этой точки зрения цивилизация означает переход всего человечества на более высокий уровень развития по сравнению с предшествующим временем.
Вместе с тем на отдельных этапах развития человечества в тех или иных регионах планеты возникали и цивилизации, рождённые жизнедеятельностью отдельных народов и государств, которые играли роль «локомотивов прогресса». Достаточно вспомнить вавилонскую цивилизацию, греко-римскую, византийскую, западноевропейскую… Учитывая это, у нас есть основания предложить и ещё один вариант определения цивилизации: это устойчивое надгосударственное образование, характеризующееся более высокой формой политической, экономической и социальной интеграции, которая воплощается в прогрессивный для данного исторического периода способ производства и характер общественно-политических отношений, в собственную, органически цельную культурную среду. Сама же земная цивилизация представляет собой как бы равнодействующую и итог непрерывной эстафеты сменяющих друг друга подобных цивилизаций.
Некоторые историки ХХ века исходили именно из существования таких человеческих цивилизаций, подчёркивая уникальный характер каждой из них. При этом немецкий историк Освальд Шпенглер считал, что таких образований было восемь. Британский же историк Арнольд Тойнби насчитал 21 цивилизацию. Однако, подчёркивая их своеобразие, и тот и другой игнорировали одно характерное сходство всех этих цивилизаций: в каждой из них существовала эксплуатация человека человеком.
Общество нового типа
Между тем с 1917 года в мире стала складываться цивилизация нового типа, в которой победили трудящиеся классы, а потому она принципиально отличалась от каждой из тех, что исследовали Шпенглер и Тойнби. Первым в нашей стране рассмотрел вопрос о советском историческом опыте с точки зрения цивилизационного подхода к мировой истории автор двухтомного исследования «Советская цивилизация» С.Г. Кара-Мурза.
Советская цивилизация воплотила многие ожидания о счастливом будущем, которые излагали в своих утопических схемах революционеры буржуазной эпохи. Однако, в отличие от этих утопий, в которых верные догадки о будущем сочетались с ошибочными прогнозами, рождение новых общественных отношений было обосновано К. Марксом и Ф. Энгельсом в созданной ими теории научного коммунизма, получившей развитие в трудах В.И. Ленина, а затем И.В. Сталина. Правильность научных выводов марксизма-ленинизма и ошибки в утопических схемах буржуазных революционеров были доказаны в ходе становления социалистического строя.
При этом советская общественная формация явилась и органичной стадией развития нашей исконной отечественной русской — российской цивилизации.
Впервые в мировой истории классы, живущие за счет эксплуатации, лишились своего привилегированного положения. Власти паразитов и спекулянтов, а также постоянной погоне за прибылью за счёт ограбления других людей был положен конец. Советская цивилизация была первой, в которой восторжествовали принципы: «Кто не работает, тот не ест» и «Владыкой мира будет труд». С первых дней существования Советской власти были приняты меры по обеспечению самых насущных социальных и политических прав рабочего человека. Труд, возвеличенный в обществе наградами и самыми разнообразными мерами поощрения, стал делом чести, доблести и геройства.
На основе социального равенства
Поскольку трудящиеся составляли подавляющее большинство населения, советская цивилизация стала первой, в которой не на словах, а на деле были осуществлены принципы социального равенства. Впервые в мире у любого человека появилась возможность учиться бесплатно и получать бесплатно все виды медицинских услуг. В Советской стране расходы людей на жилье, коммунальные услуги, транспорт были минимальными и не менялись в течение десятилетий. Питание было по доступным ценам.
Впервые со времён патриархата была создана цивилизация, покончившая с неравноправием и угнетённым положением женщин. Право женщин заниматься любой профессией наравне с мужчинами, за которое до сих пор борются защитницы своих прав в капиталистических странах, было реализовано ещё в первые годы Советской власти. Было обеспечено и политическое равноправие женщин, которое вопиющим образом попиралось во многих странах мира.
Одновременно в советской цивилизации было окружено заботой материнство. Женщины получили право на оплачиваемый отпуск до и после рождения ребёнка. Была создана широкая сеть бесплатных женских консультаций и роддомов, практически бесплатных яслей и детских садов. Женщина-мать была окружена почётом и уважением. В разгар Великой Отечественной войны в нашей стране впервые в мире были учреждены награды для многодетных матерей: «Медаль материнства», ордена «Материнская слава» и «Мать-героиня». Международный день 8 Марта стал одним из самых любимых праздников Советской страны.
Вопреки утопическим проектам мелкобуржуазных революционеров, выступавших за ликвидацию семьи, в советской цивилизации принимались меры по охране семейного очага. Забота о семейном воспитании сочеталась с воспитанием в детских коллективах. Впервые в мире в нашей стране были созданы организации для детей — октябрятская и подростков — пионерская. Подавляющая часть юношей и девушек вступали в массовую молодёжную организацию — комсомол. Наши дети были защищены от растления и пагубных привычек. В семье, детском саду, школе, октябрятской, пионерской, комсомольской организациях на основе достижений лучших советских педагогов, таких, как А. Макаренко, подрастающее поколение воспитывали в духе здоровой морали на лучших примерах учёбы и трудовой деятельности.
Благодаря постоянному контролю за физическим и психическим здоровьем детей, созданию широкой сети оздоровительных учреждений и летних пионерских лагерей детская смертность резко сократилась, а юное поколение вырастало здоровым. Продолжительность жизни в нашей стране и численность населения за годы Советской власти удвоились.
Забота о здоровье советских людей и их физическом развитии проявилась в успехах советского спорта. Советские спортсмены, представлявшие различные народы СССР, неизменно занимали первые места на Олимпийских играх и других международных состязаниях.
Советская цивилизация была первой, основанной на принципах национального равенства. С первых же лет Советской власти межнациональные отношения, которые были источником острых конфликтов внутри различных стран мира на протяжении многих веков, перестраивались на принципах равноправия и дружбы. Вопреки мелкобуржуазным революционерам, выступавшим с позиций национального нигилизма и настаивавшим на быстрой ликвидации национальных отличий, советская цивилизация создала благоприятные условия для развития национальных культур. В первые же годы Советской власти были учреждены различные национально-территориальные образования. Была создана письменность для тех народов, которые прежде её не имели. Практически у всех народов СССР появились национальный театр и национальная литература.
Развивая лучшие традиции
Мелкобуржуазные революционеры, в том числе и те, кто находился в рядах Коммунистической партии, вроде Троцкого, не верили в возможность победы социализма в одной отдельно взятой стране, тем более — не в самой развитой, какой на тот момент была Россия. По этой причине они пытались остановить социалистическое строительство в нашей стране якобы до победы пролетарских революций на Западе. Преклоняясь перед западной цивилизацией, они перечёркивали дореволюционную историю России. В отличие от них Ленин и Сталин считали, что Октябрьская революция является закономерным порождением общественных процессов, которые происходили в России. Вопреки провокационным потугам перечеркнуть отечественную дореволюционную историю, советская цивилизация впитала в себя богатый опыт и лучшие достижения и качества как русского, так и других народов нашей страны.
Бережно сохраняя национальные традиции, советская цивилизация способствовала развитию культуры, опиравшейся на её народные истоки. За годы существования Советской власти были созданы прекрасные произведения музыки, литературы, живописи, архитектуры, театра, кинематографа, которые стали доступны всему населению страны. Творения Шолохова и Шостаковича, Маяковского и Прокофьева, Свиридова и Мухиной, Эйзенштейна и Хачатуряна, а также многих других советских классиков вошли в сокровищницу мировой культуры.
Ярким отражением глубины чувств советских людей стала советская песня, которая создавалась лучшими композиторами страны и исполнялась её лучшими певцами. Весь мир аплодировал музыкантам, вокальным и балетным ансамблям, которые демонстрировали в разных странах мира творения советской культуры.
Научный подход
Впервые в мире цивилизация строилась на научной основе. Советская цивилизация воплощала в жизнь вывод марксизма-ленинизма о постоянном развитии общества от капитализма, разделённого на антагонистические классы, к обществу с дружественными классами, к социализму, а затем — к бесклассовому коммунистическому обществу. Впервые в мире было организовано плановое хозяйство, не знающее кризисов, банкротств предприятий и безработицы. Советская плановая система предусматривала неуклонное движение ко всё более высокому уровню производства в количественном и качественном отношении. За несколько десятилетий советская промышленность, на долю которой вначале приходилось не более 4% мирового производства, стала производить около 20% от объёма промышленного производства планеты. За годы советской цивилизации появились тысячи современных предприятий, сотни новых городов, отразивших стремление советских людей создавать «города-сады».
Построенное на научной основе общество обеспечивало приоритетное развитие исследований во всех областях человеческого знания. Первый искусственный спутник Земли, полёт первого человека в космос, создание первой в мире атомной станции и другие достижения стали яркими примерами успехов советской науки и техники.
Непревзойдённая эффективность
Советская цивилизация доказала свою способность к защите от вражеских посягательств. В годы Великой Отечественной войны наша страна продемонстрировала не превзойдённые в мире достижения в создании самого совершенного оружия: легендарные «катюши», танки Т-34, самолёты Ил-2. Гитлеровские солдаты сообщали германскому министру вооружений А. Шпееру, что предпочитают советский автомат немецкому. Эти достижения опирались на не превзойдённый в мире технический уровень советской оборонной промышленности. Попытки немецких оружейников создать копию танка Т-34 провалились, так как они не смогли выплавить такую же легированную сталь и произвести такой же мотор из алюминия.
Война доказала и более высокий уровень военного искусства, проявленный советскими полководцами Жуковым, Рокоссовским, Коневым, Василевским и другими, которыми руководил Верховный Главнокомандующий Сталин. Война доказала и непревзойдённую способность Советского государства осуществить эвакуацию тысяч промышленных предприятий и миллионов людей и организовать оборонное производство в тылу.
Свидетельством совершенства советской цивилизации стали быстрое восстановление разорённой страны и начало мирного строительства. Одновременно советская цивилизация смогла мобилизовать промышленное производство, науку и технику, для того чтобы в считанные годы преодолеть отставание от США в создании ядерного оружия и обеспечить защиту страны от готовившегося американскими империалистами уничтожения сотен наших городов и миллионов советских людей.
Неуклонное исполнение пятилетних или иных планов развития экономики стало гарантией стабильного развития советского общества. Уверенность в том, что «завтра будет лучше, чем вчера» была характерна для советской цивилизации, отражаясь в отношениях между людьми и произведениях советской культуры.
Новый человек
Одно из главных достижений советской цивилизации — становление невиданного в истории советского человека. Отторжение буржуазной морали как пережитка прошлого сопровождалось развитием таких качеств, как добросовестное, а порой и самоотверженное исполнение своего общественного долга, патриотизм, готовность оказать помощь не только ближнему, но и людям из дальних краёв и стран. Воплощалось в жизнь положение Морального кодекса строителя коммунизма: «Человек человеку — друг, товарищ и брат».
Советский человек становился всё более образованным и всесторонне развитым. Наша страна стала самой читающей в мире. Быстро рос интерес к художественной литературе, к научно-популярным журналам, книгам о науке и технике. Советский человек не был ограниченным обывателем, замкнувшимся в сфере своих частных интересов и личной жизни.
В советской цивилизации жили и работали замечательные люди труда, науки и культуры, которые стали примерами для подрастающего поколения, такие, как Стаханов и Гаганова, Королёв и Курчатов, исследователи Северного Ледовитого океана и Антарктиды, Чкалов и Гагарин, прославленные организаторы производства, инженеры и техники. Образцами героизма стали не меркнущие в народной памяти подвиги советских людей в годы Великой Отечественной войны: Зои Космодемьянской, Александра Матросова, молодогвардейцев. На примерах исполнения своего долга миллионами бойцов Красной Армии и самоотверженных героев тыла в годы Великой Отечественной войны выросли целые поколения советских людей.
Маяк и образец
Успешное развитие советской цивилизации стало примером для всего мира. Под влиянием СССР правящие классы капиталистических стран были вынуждены устанавливать 8-часовой рабочий день и идти на различные социальные и политические уступки трудящимся массам. Под воздействием советского примера в капиталистических странах принимались меры по ликвидации неравноправия женщин. Пример СССР заставлял расистов в США сдавать свои позиции и отказываться от вопиющей практики расовой или национальной дискриминации. После запуска советского спутника в СССР устремились делегации американских педагогов, изучавших опыт советского образования. Американская система образования делится на период «до спутника» и «после спутника».
В капиталистических странах даже стали пытаться прибегать к планированию своего хозяйственного развития. Советский пример стимулировал развитие космических исследований и развитие в ряде других отраслях науки и техники.
Однако воздействие советской цивилизации на мир не ограничивалось лишь ориентацией на её позитивные примеры. Советский Союз активно боролся за сохранение мира во всём мире, выдвинув ещё в 1920-х годах программу всеобщего и полного разоружения, выступая за коллективную безопасность, за обуздание агрессоров. Советская цивилизация стала главной силой, сокрушившей поход гитлеровской Германии, милитаристской Японии и их союзников против человечества. Угроза порабощения народов мира и беспредельного геноцида была устранена прежде всего благодаря советской цивилизации.
Добившись равновесия в обладании оружием массового поражения, советская цивилизация сумела предотвратить развязывание глобальной ядерной катастрофы и превращение нашей планеты в пустыню. Благодаря постоянным усилиям СССР новая мировая война была предотвращена.
Как и всякая подлинная цивилизация, Советский Союз оказал мощное воздействие на окружающий его — близкий и далёкий — мир. СССР способствовал формированию советского типа общественных систем практически везде — в Европе, где сложилось социалистическое содружество таких стран, как ГДР, Болгария, Польша, Югославия, Чехословакия, в Азии (Китай, Вьетнам), в Америке (Куба), в Африке (Ангола и Мозамбик). Причём очаги и ростки советской цивилизации сохранились в ряде этих стран и после разрушения СССР. А некоторые, как, например, Китай, даже окрепли, во многом переняв «красную» цивилизационную инициативу Советского Союза и привив её к древу собственной многотысячелетней культуры.
Тайный враг страшнее явного
Пример советской цивилизации и её активные действия по преобразованию мира всегда вызывали жгучую ненависть мирового империализма. Западные державы не прекращали своих попыток сокрушить советскую цивилизацию оружием всех видов, включая информационно-психологическое.
ХХ столетие стало эпохой противостояния двух альтернативных цивилизационных начал: социалистического, воплощённого в СССР, и капиталистического, олицетворением которого стали США и их союзники по НАТО. Буржуазная цивилизация цеплялась за любой шанс продлить своё существование. Советская же — шаг за шагом продвигалась вперёд, открывая перед человечеством будущее, однако проиграла схватку особого типа — информационно-психологическую войну за умы собственных граждан.
К тому же успехи советской цивилизации имели свою теневую сторону. В эйфории от достижений возобладала точка зрения о невозможности реставрации капитализма и необратимости торжества социализма. Внимательное изучение общественных процессов, анализ каждого этапа исторического развития Советской страны были подменены формальным, догматическим повторением одних и тех же положений из учебников по общественной теории, без учёта того, что время требовало новых решений. В результате первые проявления разрушительных процессов в области экономического и социального развития, национальных отношений не получили должной оценки.
Невнимание к внутренним разрушительным процессам и внешней вражеской активности способствовало эрозии основ социалистического строя. Умело используя тягу советских людей к совершенствованию своей жизни, враги социализма, оказывавшиеся в руководстве Советского государства, под предлогом «перестройки» и «демократических» реформ осуществили диверсию против основ советской цивилизации.
Во мраке буржуазного варварства
Свержение социалистического строя и развал СССР сопровождались разрушением советской цивилизации. Остановилась работа многих сотен промышленных предприятий, созданных в советские годы. Пришло в упадок сельское хозяйство. Научные, образовательные и культурные учреждения закрывались. Города, построенные в годы советских пятилеток, приходили в упадок и становились рассадниками преступности и социальных заболеваний. Миллионы людей оказались без работы и уверенности в будущем. Число самоубийств катастрофически возросло. Рождаемость резко упала, и население стало сокращаться.
Советская цивилизация сменилась эпохой буржуазного варварства. Упадок знаний, культурная деградация, бешеный рост алкоголизма и наркомании сопровождали торжество аморального принципа: «Человек человеку — волк». В стране, где восторжествовала мораль воинствующего эгоизма, идеалом для молодого поколения стал спекулянт, нажившийся на жульнических махинациях, разграблении народного добра и обкрадывании миллионов людей.
Поскольку народ помнит об утраченной советской жизни, а память трудно уничтожить, российская криминальная буржуазия стремится доказать порочность советской цивилизации. Подручные средства массовой информации изо дня в день убеждают население России в том, что 74 года советской цивилизации были лишь историческим провалом. Они стараются очернить каждый день великой истории, каждое значительное явление советской жизни, оклеветать коммунистическое учение. Однако добиться этого не удаётся.
Не воспоминание о прошлом, а цель в борьбе
Говорят, что СССР, советская цивилизация стали легендой нашего времени, своего рода Китеж-градом ХХ века. Это не совсем так. Они стали не столько легендой, сколько мечтой, обращённой в будущее.
Ведь история учит, что существование великих цивилизаций носит, как правило, своего рода пульсирующий характер. Они знают времена взлётов и моменты падений, подчас настолько глубоких, что создаётся впечатление об их гибели. Однако проходит время, и такие цивилизации вновь начинают возрождаться, устремляясь к высотам развития. Гибель СССР явилась сломом в развитии великой русской цивилизации, которая, породив советский строй, указала миру магистральный путь дальнейшего прогресса человечества. И вот произошёл откат вспять, на многие годы назад.
За 20 лет дрейфа в первобытный капитализм — ни одного достижения: ни экономического рывка, ни оптимизации социальных отношений, ни развития каких-либо новых форм культуры, ни идеологических прорывов, способных объединить нацию. Распад и откат назад во всём — вот что отличает либеральную «контрцивилизацию», возникшую на месте советского общества. Эта антицивилизация, не внёсшая ничего созидательного в окружающий мир и питающаяся в основном отбросами духовной жизни Запада, всё очевиднее тлеет и разлагается, воспроизводя лишь явления социальной патологии: безверие и насилие, наркоманию и пьянство, разврат и вседозволенность, потребительство и глубочайшее уныние. Всё это провоцирует волны самоубийств, вспышки терроризма и глобальную угрозу войны всех против всех.
Поэтому вопрос о цивилизационной альтернативе сегодняшней эпохе гниения и распада стоит как никогда остро. Речь идёт о том, быть или не быть России как самостоятельному и самобытному явлению мировой истории. Причём одним из главных условий возвращения нашей страны в советское, а значит, русское и российское цивилизационное русло является мощь реального носителя «гена» этого процесса — КПРФ, народно-патриотических сил России.
Надо внимательно изучать опыт советской цивилизации, бороться за сохранение памяти о ней, пропагандировать её, убеждая в неизбежности крушения коррумпированного строя буржуазной реставрации. Обогащённые опытом 20-летней борьбы, мы должны превращать достижения советской цивилизации в действенное орудие построения социализма на новой исторической стадии развития российского общества — социализма XXI века.