Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Главные

события

классовой

борьбы

Красный Первомай в Якутии: «Хватит терпеть!»
Будем достойными наследниками Победы!

«Ненужная война»

Поучительное чтение томов Черчилля

Перед Днем Победы мне довелось читать школьные сочинения о Великой Отечественной войне. Несколько раз встретилась фраза о том, что в России нет ни одной семьи, которой бы не коснулась эта война. Многие ученики вспоминали своих прабабушек и прадедушек. И живых, и уже умерших.
Повлияла эта война и на мою судьбу. Свою бабушку я видел только на фотографии. Фашисты убили ее за то, что ее сын, то есть мой дядя, стал партизаном. Маме моей в начале войны не было и пятнадцати. И пришлось ей, землячке Александра Твардовского и Василия Теркина, два с лишним года выживать в оккупации. Многое она мне поведала о своем тогдашнем житье. Но разве можно все передать словами? Поэтому если День Победы – «это праздник со слезами на глазах», то 22 июня – поистине День памяти и скорби.
Зря говорят, что история никого не учит. Мне ближе позиция Уинстона Черчилля: «Размышления над прошлым могут послужить руководством для будущего». Эти слова поставлены эпиграфом к его фундаментальной книге «Вторая мировая война». Они объясняют, почему он взялся за перо. И в самом деле, поучительное чтение для всех, кто привык задумываться над своей жизнью и будущим своих детей.
Завуалированное признание
Эти слова поначалу вызвали у меня недоумение. Вот они: «Президент Рузвельт сказал мне однажды, что он публично просил вносить предложения относительно названия, которое должно быть присвоено этой войне. Я тотчас же предложил свое: «Ненужная война». Войну, которая совсем недавно разрушила то немногое, что уцелело от мира после предыдущей битвы, легче было остановить, чем любую другую.
Несмотря на все усилия и жертвы, принесенные сотнями миллионов людей, несмотря на победу правого дела, мы все еще не обрели мира и безопасности и нам грозят опасности большие, чем те, которые мы преодолели. В этом высшая точка трагедии человечества».
Раньше я знал, что бывают войны захватнические и освободительные, справедливые и несправедливые. Войну, которую вели западные демократии против Гитлера после его вторжения в Польшу, назвали «странной». Документальный сериал о Второй мировой на Западе уже в 70-е годы прошлого столетия прошел под названием «Неизвестная война». И это, в общем-то, даже объяснимо. Обыватель, где бы он ни жил, не любит заморачиваться исторической памятью, он предпочитает существовать по  принципу «здесь и сейчас». С точки зрения Л.Н. Толстого, никакая война не нужна, хотя защищать Отечество от врагов необходимо. У Черчилля иначе: очевидно, бывают войны очень даже нужные. Думаю, столкновение Великобритании с Аргентиной за Фолклендские острова в 1982 году он именно так и расценил бы. И это логично, если нация выстраивает свое бытие по принципу, что «нет постоянных друзей, но есть постоянные интересы».
Ненужность Второй мировой войны сэр Уинстон обосновывает тем, что ее «легче было остановить, чем любую другую». И невольно возникает вопрос: «Почему же не остановили»? Ответ Черчилля читать любопытно. Из всего обилия фактов, которые он приводит в своем фундаментальном сочинении, становится ясно, что лично он с самого начала считал политику «умиротворения агрессора» близорукой. Более того, он, всегда ненавидевший коммунизм, настаивал на том, чтобы предложения Советского Союза о создании системы коллективной безопасности были приняты: «Я прошу правительство Его Величества усвоить некоторые из этих неприятных истин. Без действенного Восточного фронта невозможно удовлетворительно защитить наши интересы на Западе, а без России невозможен действенный Восточный фронт». И сказано это было незадолго до нападения Гитлера на Польшу.
Но будущего премьер-министра Великобритании тогда не услышали. Видимо, силы более могущественные были заинтересованы в другом ходе событий. Наши доморощенные «либералы» много гадостной чепухи наговорили о так называемом пакте Молотова – Риббентропа, а Черчилль хорошо понимал необходимость этого  шага для обеспечения безопасности нашей страны. Поэтому и признал, что политика Советского государства в тот момент была «в высокой степени реалистичной». Тем самым он подтвердил, что нам война действительно была не нужна.
Но думается, лукавит искушенный политик. Не мог он не понимать, почему западный мир играл с германским фюрером в поддавки. Ведь и сам еще в 1936 году пообещал: «Мы навяжем Гитлеру войну, хочет он того или нет». Комментируя эти слова, известный историк А.И. Фурсов обоснованно замечает: «Навязать, не в смысле воевать с ним – для этого не вручают австрийский золотой запас и чехословацкий военно-промышленный комплекс. Навязать – в смысле заставить воевать с кем-то или кого-то с Гитлером. Этим кем-то стал СССР». И не случайно  Фурсов назвал Гитлера «бизнес-проектом англосаксонского мира». А это, по сути дела, означает  пособничество в развязывании войны.
Разумеется, для Черчилля такое понимание неприемлемо, поэтому в первом томе его книги события 1919–1939 годов – от войны к войне – представлены как упущение, когда «народы, говорящие на английском языке, из-за своего неблагоразумия, легкомыслия и добродушия позволили вновь вооружиться силам зла». Лучше уж предстать глупцом, чем злодеем!
О британском «добродушии» читать вообще забавно, если вспомнить слова того же Черчилля, сказанные им в 1940 году: «Вам следует понять, что эта война ведется не против Гитлера или национал-социализма, а против силы и устойчивости немецкого народа, который должен быть сокрушен раз и навсегда». Уместно эту позицию сравнить с тем, что сказал Сталин незадолго до нашей победы: «Гитлеры приходят и уходят, а немецкий народ остается». Как тут опять не удивиться? Позиция того, кого либералы и демократы всех мастей называют «преступником», явно гораздо гуманнее англосаксонской, поскольку не предполагает коллективной вины.
«Советская загадка»
Так называется та глава в книге Черчилля, где он честно рассказывает о том, что только нежелание западных держав создать систему коллективной безопасности вынудило СССР заключить договор о ненападении с Германией. Английский премьер добросовестно стремился понять характер народа той страны, что по воле истории стала союзником Великобритании в совместной борьбе с фашизмом.  А еще он умел говорить кратко и точно, поэтому так популярны его афоризмы. Один из них у нас повторяют частенько: «Русские сами создают себе трудности, а потом их героически преодолевают». В оригинале, кстати, Черчилль употребил слово «большевики». Но перевод не солгал, так как историческая Россия существовала тогда в облике Советского Союза. Поэтому «метившие в коммунизм и попали в Россию». О чем самые совестливые из них потом очень жалели. Например, Александр Зиновьев.
Но вернемся к Черчиллю. 1940 год он назвал самым славным в длительной истории Англии и Британской империи. С понятной гордостью за свою страну он пишет: «Мы не дрогнули. Мы не пали. Душа английского народа и расы оказалась непобедимой». И далее: «В одиночестве, но при поддержке всего, что есть самого великодушного в человечестве, мы дали отпор тирану на вершине его триумфа». Искренне восхищаясь вместе с сэром Уинстоном мужеством жителей Туманного Альбиона, не могу все же не задать вопросы: «А как же так получилось, что сражаться пришлось в одиночестве? Куда подевались многочисленные союзники? Не это ли плоды бездарной политики правительства Ее Величества»? Вот и получается, что приведенный мною афоризм Черчилля не только о русских, но и о британцах! Не о такой войне  мечтала элита этой страны. Такая война ей и вправду не нужна!
Только расплата одиночеством наступила вовсе не по причине «неблагоразумия» и «легкомыслия» британской нации, а за то, что ее государственные мужи предали всех своих союзников. А сделали они это ради того, чтобы обеспечить гегемонию Британской империи в мире, чтобы с помощью Гитлера сокрушить своего извечного геополитического противника – Россию. Ради этих «постоянных интересов» поочередно были «скормлены» фашистскому зверю Австрия, Чехословакия, Польша, брошена на произвол судьбы Франция. США же предпочли наблюдать за событиями в Европе из-за океана, понимая, что каждый день войны укрепляет их позиции в мире. В войну они вступили тогда, когда им это стало выгодно.
Вообще, странно получается. В 1936 году война представлялась Черчиллю настолько необходимой, что он пообещал навязать ее Гитлеру, не принимая во внимание желания германского фюрера. А когда  замысел англичан исполнился, оказалось, что делать этого как раз и не надо было. Войну сэр Уинстон взял да и назвал ненужной! А почему? Ведь он сам же признал, что благодаря усилиям и жертвам сотен миллионов людей правое дело победило, поскольку фашизм был повержен.
А не устроили Черчилля итоги этой войны. Не оправдали они его ожиданий. Причем досада оказалась столь велика, так глубоко поселилась в его душе, что он свое предложение Рузвельту о характеристике войны внес «тотчас же», словно выплеснул наболевшее. И было от чего. В результате войны Британия утратила колонии, а доминирование в капиталистическом мире в полной мере перешло к США. А главное – Советский Союз из войны вышел не разгромленным и униженным, а могучей державой-победительницей. Как тщательно готовили Гитлера, как старательно подталкивали его на Восток, а не оправдал фюрер надежд. Бился, бился, да только сам и разбился. Видимо, так и осталась для многомудрого английского политика неразрешимой «советская загадка». Так что сказанные им слова о ненужности той войны – это высшая похвала советскому народу, мужеству советского солдата!
Странно получилось. Великобритания стала одной из стран-победительниц, но крах фашизма произошел таким образом, что породил новую заботу: необходимость остановить распространение коммунизма в Европе и в мире. Не это ли имел в виду Черчилль, когда предупреждал англосаксонский мир: «Нам грозят опасности, большие, чем мы преодолели»? Сам он стал действовать сразу же после капитуляции Германии, когда приказал не расформировывать части вермахта и быть готовыми использовать их против СССР – своего вчерашнего союзника.
А в 1946 году сэр Уинстон произнес в Фултоне свою знаменитую речь, в которой призвал опустить пресловутый «железный занавес», чтобы предотвратить распространение коммунизма. Так началась «холодная война». Одна из целей ее – так изменить ход истории, чтобы «исправить» итоги Второй мировой войны. Вот уже и Советского Союза не существует, а такие попытки все равно продолжаются. Значит, нам предстоит и дальше защищать нашу Великую Победу.
С надеждой на будущее
Я опять о школьных сочинениях. С какой гордостью писали ребята о своих прабабушках и прадедушках! Еще бы: ведь именно они победили фашизм! И во многих сочинениях звучала мысль, что если бы не великий подвиг тех, кого сегодня называют ветеранами, то вряд ли многим из нынешнего молодого поколения довелось бы вообще родиться.
Слышу ехидный голос из виртуального мира отечественного «либерала» о том, что запудрить мозги ребенку нетрудно. Тем более, мол, в жутких условиях отсутствия свободы слова в СМИ и авторитаризма современной школы. Вот если бы дети затвердили, что коммунизм не лучше фашизма, Сталин еще хуже Гитлера, то  воспитание было бы правильное… Хорошо, если бы они также усвоили, что никакой Великой Отечественной войны не было. Это, дескать, мудрая политика западных демократий привела к тому, что в смертельной схватке за мировое господство сцепились два тоталитарных монстра – СССР и нацистская Германия. Что и спасло эти самые демократии. Поэтому они и есть подлинные победители во Второй мировой войне. А Советский Союз войну проиграл. Во-первых, военные победы только укрепили «людоедский режим», а во-вторых, хоть война и закончилась в Берлине, но только потому, что «совки» немцев «завалили трупами». А за оккупацию Европы русские вообще должны каяться, каяться и каяться. И в придачу платить компенсации за причиненный вред.
Хотя не все наши «либералы» такие: самые щедрые из них нашу победу все-таки признают. Но уточняют, что состоялась она вопреки Верховному Главнокомандующему Красной Армии, вопреки всей советской системе.
Возможно, что-нибудь из того «джентльменского» набора тезисов, которыми нас так старательно продолжают потчевать российские «либералы», я упустил. Важнее помнить предупреждение философов: «Как мы думаем, так и живем». Не надо забывать, что во времена горбачевской «перестройки» и ельцинских «реформ» эти и подобные им «аргументы и факты» оказались действенным оружием по дезориентации населения страны, по демонтажу той общности, что называлась советским народом. Отторжение от собственной культуры как от отсталой культуры «совка» оказалось таким, что и «прихватизацию» по Чубайсу удалось провернуть, и общественный строй сменить. Да и нынешняя власть любви к советскому прошлому, мягко говоря, не испытывает. И все-таки байка 90-х годов о том, что в случае победы Гитлера мы пили бы баварское пиво, у сегодняшних молодых восторга уже не вызывает.  Даже у тех, что в советские годы реально пили баварское пиво.
Время, прошедшее после крушения СССР, развеяло многие внушенные мифы и иллюзии.  Никуда не деться: чтобы преодолеть неурядицы нашего сегодняшнего бытия, все равно придется восстанавливать связи между людьми, безжалостно порванные в эпоху «перестройки». В том числе надо восстановить и порушенную связь времен, преемственность поколений. Придется заново «собираться в народ». А народ как субъект истории тем и отличается от населения, что представляет собой общность, в которой каждый обладает надличностным сознанием и коллективной волей.
Нация – это общность святынь. И одна из них – наша Победа в Великой Отечественной войне. Но, как показала история, ее тоже необходимо защищать. Многое еще предстоит сделать для того, чтобы у российской власти даже не зарождалось нелепого желания драпировать Мавзолей во время великого праздника – Дня Победы.
Владимир МОРАР
г. Калининград

Антонида Корякина о предстоящем Ысыахе Туймаады

Суббота, 20 Июня 2015 15:14

Начальник Управления культуры и духовного развития города Якутска Антонида Корякина рассказала о подробностях проведения республиканского национального праздника «Ысыах Туймаады - 2015» в местности Ус Хатын 27 и 28 июня.

- Ысыах-2015 приближается, как вы в целом оцениваете готовность к главному якутскому празднику?

- Подготовка к любому Ысыаху, как правило, начинается заранее. В этом году, как всем известно, Ысыах проходит в местности Ус Хатын и имеет республиканский статус. Поэтому в подготовке праздника принимает участие большое количество людей, которые готовят Ысыах по разным программам, собрано много рабочих групп, существует большой оргкомитет, как на правительственном, так и на городском уровне.  Ысыах на территории Ус Хатын проводится уже 18-ый раз, для нас это очень важно и символично. «18» олицетворяет молодость и юность. Мы бы очень хотели, чтобы Ысыах-2015, посвященный 70-летию Победы, был красочен и запомнился надолго.

- Какая тема станет ключевой на Ысыахе?

- Разумеется, лейтмотивом у нас будут ветераны, которые выйдут на аллею, через которую нужно будет пройти и завязать «салама» в честь будущего и продолжения рода. Также мы хотим развить в обществе память о героях Великой Отечественной войны, обратиться к истокам. Саму концепцию проведения Ысыаха мы разрабатываем заранее, у нас ежегодно работает группа ученых, этнографов и практиков, которые определяют, как лучше провести мероприятие, чтобы у нашего городского, а теперь и у республиканского праздника, была новизна, но вместе с тем, мы не забывали традиции и свои корни.

- В прошлом году якутяне поставили рекорд по самому массовому кумысопитию. А в этом году будут ли какие-либо рекорды?

- Мы как организаторы особо не спешим «бить» рекорды, но современные требования людей подстегивают на создание чего-то нового и интересного. Все это делается для того, чтобы наша республика ежегодно показывала и заявляла России и миру о своих новшествах. В прошлом году все мы стали одними из 11 тысяч человек, которые приняли участие в самом большом обряде кумысопития. Подобную тему мы продолжаем и в нынешнем году, будет впервые проводиться международный конкурс «Айыы-аha» - «божественный напиток», под которым подразумевается кумыс. Конкурс подготовят известные мастера из Башкирии, Калмыкии, Бурятии, возможно, из Китая, но самое главное, приезжает большая диаспора мастеров кумыса и мастера-исполнители из Монголии. Все представители покажут свои традиции и культуру.

- В 2014 году священную местность Ус Хатын посетили около 170 тысяч человек. Какие прогнозы на этот год? И ожидается ли приезд высоких гостей?

- Местность Ус Хатын «бьет» все рекорды, как по Дальнему Востоку, так и по России, где одномоментно пребывает не менее 150-170 тысяч человек. Ежегодно к нам приезжают гости: политические силы руководства России, федеральных округов, и в этот раз гостей будет немало. По данным, заявлено более 200 гостей. В качестве большого культурного «десанта» мы ждем приезд нашей любимой когда-то советской, а сейчас народной артистки из Казахстана – Розы Рымбаевой и нашей землячки (ее мама родом из Горного района), заслуженной артистки Монголии – Батмунхийн Сарантуя.

- В местности Ус Хатын уже появился огромный город, который с каждым годом растет. Какие-то новые архитектурные объекты, ансамбли появились?

- Сегодня там большое количество туhулгэ, ураса и так далее, ритуальных объектов больше 100. Такие места, как алтан-сэргэ, посещаются людьми круглый год. Обновляем комплекс 1945 года – аарбахах. Изначально он был в Сунтарском улусе, но 14 лет назад перевезен в Ус Хатын. Мы уверены, оно будет поклонным местом, где будут встречаться не только ветераны, но и молодежь. А так, больших построек в этом году не ожидается. Каждое землячество, предприятие проводят восстановительные работы и корректирующие работы над архитектурными объектами. В день Ысыаха все площадки будут встречать гостей в новом своем содержании и облике.

- Какие основные мероприятия будут проведены во время Ысыаха Туймаады? Конкурсы, игры, соревнования.

- Программа Ысыаха составлена таким образом, что в нем найдется место и людям старшего поколения, и младшего, молодежи. Мы разработали более 75 программ, 11 конкурсов, все конкурсы народные: ритуальный костюм, приготовление блюд якутской кухни и конкурсы народных мастеров, по жанрам, тойук, олонхо и так далее. Одним из самых крупных конкурсов является состязание запевал осуохуя. Как и прошлые годы, так и в этом ожидается большое число участников. Не оставили в стороне детей, для них у нас порядка 10 развлекательных программ. Также у нас будут три большие игры: игры предков, «Игры Дыгына», участие принимают самые сильные боотуры нашей республики, ну и конечно же, выставочные мероприятия.

- Каков будет призовой фонд?

- Он формируется за счет спонсоров. На «Игры Дыгына», осуохай и скачки в качестве главных призов выставлены автомобили. Другие призы будут выбираться спонсорами.

- Будет ли больше мест для зрителей на Ысыахе?

- Когда проходит обряд алгыса, всегда собирается много народу ради благопожелания. Там около 5-6 тысяч мест, нужно сразу подметить, что для Якутска это очень мало, но мы исходим из того, что каждый может прийти со своими палатками, стульями, в общем, расположиться на поляне, кроме трибун. Реконструкции не было, так что будем исходить из того, что имеем. Тем более уже 3 года мы практикуем установку больших светодиодных экранов за трибунами, возле алтан-сэргэ, где люди со своими вещами могут расположиться и разбить лагерь, они смотрят онлайн-открытие Ысыаха и другие мероприятия во время праздника. На ипподроме у нас 10 тысяч мест и во время концертных выступлений, «Игр Дыгына» и скачек посетители с комфортом могут расположиться.

- Будут ли организованы выставки народных мастеров и могут ли посетители получить мастер-класс?

- В течение двух дней будут выставлены выставочно-презентационные программы. Постоянно работает выставка «Симэх», где показаны более 100 мастеров. Кроме того, есть выставка художников, кузнецов. Желающие могут подходить и учиться.

- Будут ли какие-нибудь выставки посвященные 70-летию Победы?

- Выставка в арт-галерее полностью посвящена работам, которые подготовили ветераны. Это будет очень интересно, они выставляются очень редко. В «ТуhулгэСимэх» есть несколько конкурсов такие, как «ЧороонПобеды», где мастера должны прийти заранее со своими заготовками и в течение 2 часов сотворить произведения искусства.

- Главными гостями будут ветераны. Сколько их ожидается?

- На Ысыах приглашены все, кто желает поучаствовать, праздник открытый. По нашим данным, официально приглашено из улусов и города около 400 участников войны и тыла.

- Какие музыкальные и театральные коллективы примут участие?

- Культурная программа нашего праздника обширна. Только в открытии праздника примут участие более тысячи участников известных коллективов: «Сандал», Колледж культуры и многие другие. Кроме того, по 75 программам у нас участвуют около 200 человек по творческой самодеятельности, артистов эстрады, хоровые группы, коллективы из наших улусов.

***

Анна Харайбатова.

Источник: aartyk.ru

Блогер Эль Мюрид: Сложно объяснить ополченцу, что его враг и убийца его родных - близкий друг президента России

2015-06-21 16:36

el-murid.livejournal.com

Чтобы закрыть тему показательных выступлений первых лиц в Петербурге, отмечу лишь любопытную смену риторики Самого первого лица в его ответах, касающихся Украины. "Наши партнеры" теперь должны называться никак не иначе, чем "наши друзья". Именно так назвал их президент Путин.

В истории страны были моменты, когда приходилось через силу улыбаться, гнуть спину, у нас даже было знаменитое Сообщение ТАСС за неделю до войны, в котором говорилось о неизменном миролюбии Германии и попытках злобных империалистов вбить между нами клин. Но никогда еще Россия не унижалась таким образом перед ничтожествами и третьеразрядными лимитрофами.

В этот раз дно пробивается все ниже. В чем сакральный смысл этих унижений, сказать сложно. Выражения озабоченности, которые в нормальной дипломатии означают крайнюю степень раздражения, теперь девальвировались и означают обычную трусость. Называть приличных людей и страны своими партнерами теперь означает их оскорбление сравнением с кровавым режимом либерального фашизма. Политика может быть не слишком вкусно пахнущей штукой, но у нее всё равно должны быть ориентиры, берега и ясные определения. Сложно объяснить ополченцу, что его враг и убийца его родных - близкий друг президента России. В таком случае кто тогда сам президент России ополченцу Донбасса?

Падение и предательство дна на самом деле не имеют. Достаточно начать. Начав с признания государственного переворота и закрытия глаз на массовые убийства, российское руководство превращается в какого-то Горлума, утратившего разум возле своего кольца. Закончил он, прямо скажем, не очень-то...

Публицист Валентин Симонин: Как одна киргизская девушка опрокинула планы фюрера

Валентин Симонин

11 июня в Киргизии проводили в последний путь 90-летнюю Токтогон Алтыбасарову. Эта славная женщина родила 8 детей, подаривших ей и её мужу-фронтовику 23 внука и 13 правнуков. Счастливая многодетная мать, но в историю Киргизской Советской Социалистической Республики и Советского Союза она вошла не только этим достижением, но и тем, что в годы Великой Отечественной войны стала матерью 150 детям, эвакуированным из блокадного Ленинграда.

В 1941 году 16-летнюю Токтогон, как самую грамотную, назначили председателем местного совета в селе Курменты, Тюпского района Иссык-Куцльской области. Тогда, с началом Великой Отечественной войны советского народа против фашистской Германией в Киргизию было эвакуировано более 140 тысяч человек. Из них 16 тысяч, в том числе 3,5 тысячи детей, приехали из блокадного Ленинграда. Маленьких ленинградцев разместили в детских домах на побережье высокогорного озера Иссык-Куль. Еще около 800 детей из города на Неве, оставшихся без родителей, киргизстанцы приняли в свои семьи. В село, на попечение председателя сельсовета, привезли 150 «подранков» из города Ленина, которых устроили в общежитии местного завода.

В Интернете есть сюжет, в котором глубоко пожилая, но, как говорят психологи, сохранная, то есть в здравом уме, женщина, в окружении своих детей и внуков, на хорошем русском языке вспоминает события тех лет: мудро, сдержанно и скромно. Настолько скромно, что придётся добавить к её рассказу и свидетельство президента Киргизии Алмазбека Атамбаева. В телеграмме соболезнования родственникам скончавшейся он отметил, что Токтогон Алтыбасарова, будучи сама 16-летней девушкой, сумела стать матерью для 150 ленинградских детей, окружить их горячей материнской заботой и вниманием. Вместе с врачами она на глазок определяла возраст малолеток, многим из них пришлось придумывать имена и фамилии. Дорога от Ленинграда до Иссык-Куля была долгой, привязанные к детским ручонкам кусочки материи с написанными на них именами и фамилиями, выцветали от их горьких слез расставания с родными матерями и отцами. От пережитых волнений ребята забыли и кто они и даже откуда. Но зато они навсегда запомнили свою Токтогон-апа, киргизскую маму. Да и она всю свою последующую жизнь хранила, как самое дорогое, письма от воспитанников, которые выросли на Иссык-Куле, а потом разъехались по всему Советскому Союзу.

В этом месте рассказа о прекрасной киргизской женщине прервёмся и совершим некий экскурс в историю. Известно, что царский режим во второй половине XIXвека вёл завоевательную, колониальную войну в Средней Азии, в которой пролилось много крови, в том числе и русской. Но вот после присоединения региона к России в дело вступил фактор добрых качеств русского народа: отзывчивость на чужую беду, готовность поделиться тем, что имеет сам, подставить плечо в трудную минуту. Эти качества русских людей облегчали межнациональные контакты, особенно в случае с Киргизией, народ которой добровольно присоединился к России. Напомню читателям слова из Большой Советской Энциклопедии. «Прогрессивной стороной добровольного вхождения Киргизии в состав России явилось сближение киргизского и русского народов. Совместная революционная борьба против царизма и местных эксплуататоров, окрепшие экономические, политические и культурные связи способствовали росту солидарности киргизского народа с русским и всеми народами России».

Особенно плодотворными русско-киргизские связи стали после победы Великой Октябрьской социалистической революции благодаря национальной политике, разработанной большевиками под руководством В.И. Ленина. Вот как сам Ильич рассказал о ней первому президенту Турецкой Республики Мустафе Кемалю Ататюрку в телеграмме от 7 января 1921 года. «…Из Вашего сообщения Советское правительство смогло убедиться, что политика Советской России в отношении наций, входящих в Российскую Федерацию, пользуется Вашим сочувствием. Советская Россия предоставляет автономию всем народам на её территории и поддерживает образование ими местных республик, согласно принципу права каждого народа на самоопределение. Только этот принцип позволяет установить братские отношения, основанные на взаимопонимании и взаимном доверии, которые существуют между всеми нациями, входящими в Советскую Россию. Только такая политика укрепляет и объединяет все нации России в одну великую могучую семью, способную бороться против окружающих нас бесчисленных врагов. Образуя одно великое целое, мы не только отражаем непосредственные атаки наших врагов, но помимо этого, делаемся неуязвимыми против всякого рода интриг, к которым прибегают наши общие противники…»

Обоснованность уверенности нашего дорогого Ильича в силе «великой могучей семьи, способной бороться против окружающих нас бесчисленных врагов», лучшим образом подтвердили тяжёлые испытания Великой Отечественной войны. Известно, что фюрер тысячелетнего рейха, рухнувшего в мае 1945 года, был убеждён, что союз советских народов распадётся после первых же мощных ударов фашистских войск. Просчитался. С первых же дней войны на территории Киргизии развернулась подготовка воинских резервов для фронта. Из уроженцев Киргизии и Казахстана была сформирована знаменитая 316-я стрелковая дивизия, защищавшая Москву, впоследствии преобразованная в Восьмую Гвардейскую стрелковую дивизию имени Панфилова. Из киргизских призывников были сформированы 385-я дивизия, дошедшая до Прибалтики, Четвертая, сражавшаяся впоследствии на Северном Кавказе, Сороковая и ряд других стрелковых бригад, а также несколько кавалерийских дивизий, которые полностью содержались за счет республики. 73 уроженца Киргизии удостоились звания Героя Советского Союза, летчик Талгат Бегельдинов стал им дважды.

В самые тяжелые месяцы блокады Ленинграда жители Киргизии помогали героически сражающемуся городу продуктами и теплыми вещами. В 1942 году менее чем за две недели было собрано и отправлено в Ленинград 48 вагонов продуктовой помощи, теплой одежды. И, главное, жители Киргизии приютили многие тысячи беженцев, в том числе и особенно уязвимых из них – детей. Если до войны в Киргизии было всего 18 детских домов, а в них - 2657 воспитанников, то только с ноября 1941 года по сентябрь 1942 года в республику из западных регионов России прибыл 41 эвакуированный детский дом и 3438 воспитанников. Конечно, Токтогон Алтыбасарова была не единственной киргизской женщиной, которая заменила эвакуированным детям их матерей. Так, например, жители Ошской области Иминахун Ахмедов и его жена Майрамхан усыновили 15 детей разных национальностей. Они брали самых маленьких, самых слабых. Девочке, которую назвали в честь Майрамхан, не было и года, когда она обрела новую семью.

И таких семей было много, но подвиг Токтогон был всё же беспримерен даже и для Киргизии. Не случайно, когда уже в наши дни, в 2007 году, Общество блокадников, созданное теми выходцами из России, кто навсегда связал свою жизнь с Киргизией, задумало соорудить памятник, то было принято решение высечь на его лицевой стороне облик Токтогон Алтыбасаровой с младенцем. Памятник блокадникам и их киргизским спасителям был открыт в Бишкеке 8 мая 2012 года. На нём высечены правильные слова:

ЖИВЫ.

ВЫДЕРЖИМ.

ПОБЕДИМ.

Надо полагать, что они звучали гордо и тогда, в годы войны советского народа с фашистской нечистью, и так же гордо сегодня, когда советские люди ведут борьбу за светлые идеалы социализма, дружбы и братства наших народов. Советские люди действительно живы, выдержат и победят.

В 1978 году Токтогон Алтыбасарову как дорогого гостя принимали в Ленинграде на 35-летии прорыва фашистской блокады города. Надеюсь, что однажды она туда вернётся навсегда. Благодарные ленинградцы назовут одну из улиц своего города именем 16-летней киргизской девушки, которая вместе со всеми своими советскими сверстницами и сверстниками из всех братских республик Советского Союза, опрокинула планы фюрера германской нации завоевать СССР.

Криминальный авторитет посетил ысыах адвокатов Якутии

Якутия. NVpress - В Якутии наступила пора ысыахов. Каждая организация и министерство проводят свой национальный праздник, отмечая его в кругу коллег и приглашая почетных гостей. Так, 2 июня состоялся ысыах адвокатов, на котором в качестве гостя присутствовал Степан Хаптасов, известный в криминальных кругах по кличке «Хаптас». Ранее NVpress публиковало  материал, что на состоявшейся сходке воров в Москве он был назначен «смотрящим за республикой». Почему криминальный авторитет был на ысыахе адвокатов и правильно ли это, в материале NV.

Источник: «Зачем так приближать его?»

Традиционно на всех ысыахах проводятся различные спортивные мероприятия. Так, по неофициальным сведениям NV,  Хаптас лично вручал призы победителям спортивных состязаний. В качестве призов были ножи, шкатулки, картины, сделанные руками осужденных.

Источник в адвокатских кругах подтвердил, что действительно Степан Хаптасов был на ысыахе адвокатов.

- Он был там. С одной стороны, у него есть право контактировать с кем угодно, а с другой – это подрывает репутацию адвокатской палаты республики. Эти люди никогда не приведут до добра. Зачем его так близко приближать к себе?

Прокопий Павлов, председатель Адвокатской палаты Якутии: «Он имеет право быть в любом месте»

Нам стало известно, что Степан Хаптасов был приглашен на ысыах председателем Адвокатской палаты республики Прокопием Павловым, который на протяжении семи лет был его личным адвокатом. В телефонном разговоре с Павловым он этого не отрицал, но, судя по всему, эта тема вызвала в нем раздражение.

- Он гражданин Российской Федерации и имеет право быть в любом месте. Откуда вам поступил сигнал?

NV: Мы хотим проверить информацию на достоверность, поэтому вам звоним.

П.П.: Вы не сотрудник полиции, чтобы проводить расследование. Я его защищал 7,5 лет. По всем статьям обвинения он был оправдан. Он сидел один раз в молодости. Что только не пишут о нем в газетах, все это ваши журналистские фантазии.

NV: Но согласитесь, что этот ореол криминального авторитета далеко не выдумка СМИ. Как вы можете его охарактеризовать?

П.П.: Он хороший семьянин, воспитывает двух дочерей, работает. Вон, Леонид Диодоров, бывший следователь, все про Поскачиных пишет, утверждает, что они криминальные авторитеты, а ведь только один из них был признан виновным, все остальные были оправданы. Это дело я вел с самого начала. Все. До свидания (положил трубку).

Безусловно, Степан Хаптасов может контактировать с кем угодно. Он свободный человек, отбывший наказание. Часто бывает, что между адвокатами и их клиентами зарождаются дружеские отношения, возникает симпатия. Люди, прошедшие вместе «огонь, воду и медные трубы» судебной системы, действительно становятся близкими.

Но с другой стороны, это присутствие «смотрящего Якутии», которого, кстати, таковым прозвали далеко не журналисты,  на ысыахе адвокатов бросает тень на все сообщество правозащитников. К чему публично демонстрировать столь тесные отношения? В качестве гостей, скорее всего, должны быть судьи, представители Минюста, но никак не криминальные братки.

На фото крайний слева Хаптас.

Екатерина ЧЕМЕЗОВА