Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Главные

события

классовой

борьбы

Красный Первомай в Якутии: «Хватит терпеть!»
Будем достойными наследниками Победы!

Семен НИКИТИН: "Мы должны сплотиться вокруг своего лидера"

Семен НИКИТИН — первый секретарь Чурапчинского райкома партии:

— Отчетные доклады Виктора ГУБАРЕВА и Семена АЛЕКСЕЕВА очень содержательны. Я состою на учете в партии еще со времен КПСС, но никогда ранее не слышал столь обстоятельного и критического доклада контрольно-ревизионной комиссии, с которым выступил Семен Иванович. Мы, секретари партийных организаций, должны устранить недостатки, указанные в докладах.

Мы, чурапчинские коммунисты, на нынешних выборах работали добросовестно, хотя на родине действующего главы республики сложно было вести агитацию. Считаем, что республиканский избирательный штаб работал неплохо. Мы вовремя получили и распространили агитационные материалы, несмотря на то, что наш штаб, как известно, испытывал большие финансовые трудности.

Нам, коммунистам, надо иметь совесть. Мы сами бросили на амбразуру Виктора Николаевича и теперь хотим всю вину свалить на него одного. Так не пойдет.

Сейчас к нам, коммунистам Якутии, приковано все внимание общественности. Если мы сейчас сменим своего лидера, враги открыто будут смеяться над нами. Чурапчинские коммунисты на бюро райкома мне сказали: «Семен Иванович, если будете выступать, то чистосердечно признайтесь, что на выборах набрали мало процентов, но сейчас не надо менять своего лидера. Враги открыто будут смеяться над нами. Нам надо своего лидера сохранить и сплотиться вокруг него».

Начало войны

Автор  Михаил КОСТРИКОВ. Секретарь ЦК КПРФ, кандидат исторических наук.
В ряде книг и статей есть утверждения, что СССР собирался напасть на Германию и Гитлер буквально вынужден был объявить войну. На чём основываются авторы?
Документальной основы под такими утверждениями нет. Подобные приготовления должны сопровождаться колоссальной работой штабов разного уровня. В отечественных архивах соответствующий массив документов отсутствует. Единственное исключение — записка начальника Генштаба Г.К. Жукова и наркома обороны С.К. Тимошенко, подготовленная в мае 1941 года, в которой предлагалось нанести упреждающий удар по германской армии, но только в том случае, если она начнёт развёртывание войск для агрессии против СССР. На документе нет отметок Сталина, но многие историки полагают, что он с ним ознакомился и отнёсся отрицательно. В любом случае никаких реальных приготовлений к наступлению эта записка не повлекла. Сам же план упреждающего удара явно переоценивал возможности Красной Армии на тот момент. Со своей стороны, гитлеровская Германия имела вполне конкретный план вторжения в СССР — «Барбаросса». Он был утверждён Директивой № 21 18 декабря 1940 года. Его текст сегодня известен историкам полностью. В СССР первые отрывочные сведения о наличии этого плана у Германии просочились ещё до конца 1940 года. Имелась у гитлеровцев и программа колонизации завоёванных территорий, которая дорабатывалась и после начала войны с СССР. Она получила известность как генеральный план «Ост». Тот факт, что основной текст плана не сохранился, позволил ряду историков предпринять попытки опровергнуть его существование. Но они оказались несостоятельны: содержание плана «Ост» успешно восстановлено по связанным с ним документам (это, например, ряд замечаний и предложений «Восточного министерства» рейха, служб СС, а также «Меморандум Мейера»). В СССР ничего подобного этому плану не существовало. На 22 июня 1941 года советские войска руководствовались «Соображениями по плану стратегического развёртывания сил Советского Союза на случай войны с Германией и её союзниками на 1940—1941 гг.». Этот документ появился осенью 1940 года и носил оборонительный характер. На его основе Генштаб РККА разрабатывал планы отражения гитлеровской агрессии, которые пытался реализовать 21 июня, когда отправлял в войска Директиву № 1 о приведении их в боевую готовность. Многие считают, что Сталин рассчитывал на договорённости с Гитлером и упорно не верил предупреждениям разведки о готовящемся нападении Германии, хотя некоторым, как, например, Р. Зорге, это стоило жизни. Свою позицию советское руководство вырабатывало, исходя из информации, поступающей по разным дипломатическим и разведывательным каналам. А она носила противоречивый характер: Германия могла нанести удар как по СССР, так и по Англии. Различные «точные даты» нападения Германии на СССР за предвоенные месяцы назывались разными источниками неоднократно. Сам Зорге сообщил в разное время несколько предполагаемых дат, а в одном из донесений в мае 1941 года отмечал, что решение о нападении на СССР может быть принято как в мае, так и после войны с Англией. Якобы имевшая место телеграмма Зорге с указанием даты «22 июня» оказалась позднейшей фальшивкой, созданной во времена Хрущёва. Таким образом, точными данными о дне нападения Германии Сталин не обладал. Однако и имевшаяся информация не позволяла её игнорировать. Советское руководство этого и не делало: численность войск в приграничных военных округах СССР неуклонно возрастала и к 22 июня 1941 года превышала 2,5 млн. человек. Когда намерения Германии не оставили сомнений, советское командование начало приводить войска в боевую готовность, но сделало это с опозданием, что сказалось на ходе боевых действий. Советские войска терпели поражения потому, что получили приказ не поддаваться на провокации. Такого рода пункт в Директиве № 1 имеется, но основным её содержанием были приведение частей в боевую готовность, занятие укрепрайонов, рассредоточение войск, мероприятия по маскировке и затемнению в ночное время. Проблема не в этом пункте, а в том, что Директива была направлена в войска 21 июня и многие части не успели её не только выполнить, но даже получить до начала боевых действий. После начала войны Сталин впал в панику и прострацию и пришёл в себя только незадолго до своего выступления 3 июля. Данный вымысел родился при прямом участии Н.С. Хрущёва и прозвучал из его уст на памятном ХХ съезде КПСС. Он полностью опровергается как свидетельствами, так и документально. Журнал посещений, который вёлся в секретариате Сталина, свидетельствует о том, что он постоянно принимал посетителей в своём рабочем кабинете, вплоть до ночи с 28 на 29 июня. Соратники Сталина, в частности В.М. Молотов и А.И. Микоян, отмечают, что он, безусловно, глубоко переживал происходившее, но ни о какой прострации речи не шло. В настоящее время исследователями вымысел Хрущёва всерьёз не рассматривается, но ряд западных историков упорно настаивают на версии «нервного срыва» Сталина 29—30 июня из-за получения сообщений о поражении Западного фронта и потере Минска. После визита Сталина в Наркомат обороны 29 июня и тяжёлого разговора с Г.К. Жуковым в советском руководстве действительно произошла кризисная ситуация, которая была преодолена после совещания членов Политбюро на Ближней даче Сталина 30 июня. Именно тогда было принято решение о создании Государственного Комитета Обороны. Политическое руководство СССР проявило завидную стойкость в сравнении с западными коллегами, которые или бежали из страны (в случае Польши), или частью пошли на национальное предательство (в случае Франции). Советские лидеры, столкнувшись с крайне неблагоприятным для них развитием событий, сумели в считанные дни преодолеть внутренний кризис и приступить к организации обороны страны в новых условиях. Красная Армия терпела поражения, несмотря на свой огромный численный перевес над противником. В первую очередь следует помнить, что для войн новейшей истории рассматривать вопрос о численности в отрыве от качественной составляющей некорректно в принципе. Правильнее говорить о соотношении сил, при расчёте которого нужно учитывать многие факторы. Если же говорить только о численности, то большинство исследователей сходятся на том, что на 22 июня 1941 года СССР уступал в живой силе Германии и её союзникам почти вдвое. В то же время Советский Союз обладал самым большим танковым парком в мире. В приграничных военных округах РККА имела втрое больше танков, чем противник, обладала численным перевесом в авиации и артиллерии. Вермахт имел подавляющее преимущество в моторизации, превосходя РККА по количеству машин вчетверо, что для манёвренной войны было крайне важно. Подсчитывая число единиц техники, некоторые историки и публицисты, однако, не упоминают о том, что в 1941 году в Красной Армии активно шло перевооружение и оно было далеко от завершения. Большинство танков и самолётов было устаревших типов. Многие были технически изношенными, так как эксплуатировались длительное время. Часть техники была небоеготова, ей предстояло списание, и она так и не приняла участия в боевых действиях. Техника новых типов только начала поступать в войска, а потому часто не была ещё освоена экипажами и (как и любая новая техника) не обладала высокой надёжностью. Запчасти для неё были в дефиците. Эти обстоятельства нивелировали численный перевес СССР по отдельным позициям, что не мешает историкам либерального толка использовать голые цифры для иллюстрации «огромного» перевеса СССР в силах. Ещё больше сказалось на ходе боевых действий то, что нападение Германии стало тактической внезапностью. Германская армия уже завершила боевое развёртывание и сосредоточение войск, а в РККА эти мероприятия ещё только осуществлялись. В результате на направлениях главных ударов вермахт имел многократное численное превосходство. Части РККА вынуждены были вступать в бой разрозненно, в невыгодных для себя условиях и потому терпели поражения от превосходящих сил противника. Красная Армия имела подавляющее техническое превосходство над вермахтом: у неё были новейшие Т-34 и КВ, Ил-2 и Яки и т.д. С точки зрения военно-технической, несмотря на достижения первых пятилеток и ряд прорывных, новаторских проектов в оборонке, СССР в целом всё ещё отставал от Западной Европы. Это неудивительно, если вспомнить о том, что, вступая в Первую мировую войну, армия Российской империи не имела своих танков, её немногочисленная авиация использовала исключительно иностранные двигатели, а Черноморский флот почти год ждал дальномеры из Англии и по этой причине не мог начать воевать. Проводя сравнение с СССР, корректно говорить не о Германии в отдельности, а о технологическом и промышленном потенциале большей части Западной Европы, которая контролировалась рейхом. Не будем забывать, что на вермахт работала промышленность не только таких крупных государств, как Австрия и Франция. Мюнхенский сговор вручил Гитлеру оружейную мастерскую бывшей Австро-Венгрии — Чехословакию, и в 1941 году чехословацкими танками были вооружены шесть немецких дивизий. В ряде сложных компонентов вооружений СССР не успел ликвидировать технологическое отставание до начала войны, и это пришлось делать уже по ходу неё. Поэтому даже новые образцы техники, которые стали позднее оружием Победы, в начале войны не имели явного преимущества перед техникой гитлеровцев. Проблема касается, в частности, средств радиосвязи, которых не хватало. В дефиците были и качественные оптические приборы. Так, революционный во многих отношениях танк Т-34 в 1941 году имел очевидные слабые места — приборы наблюдения и прицел и вдобавок ненадёжную коробку передач, что не позволяло ему реализовать свой потенциал. В авиации, особенно в двигателестроении, технологическое отставание СССР было ещё большим, и лишь в качестве артиллерии положение было близко к паритету. Ещё одно слабое место в оснащении Красной Армии в начале войны — ремонтно-эвакуационная техника. Например, проблемой была буксировка подбитых и неисправных танков, особенно новых типов: Т-34 был почти втрое тяжелее старого Т-26 и вдвое тяжелее БТ. Это вело к неоправданным потерям: пригодные для ремонта танки часто приходилось уничтожать, а то и просто бросать. Итак, СССР к 1941 году смог существенно сократить полученное в наследство от Российской империи и усугубленное войнами техническое отставание, но не ликвидировал его полностью, что и сказалось негативно в боях начального периода войны. В 1941 году войска терпели поражение за поражением, потому что репрессии уничтожили цвет советского генералитета, а оставшиеся не умели воевать. Вопрос о репрессиях достоин отдельного обсуждения. Однако основной кадровой проблемой Красной Армии в 1941 году были нехватка и слабая подготовка среднего и младшего командного звена, что многократно отмечалось в мемуарах и с советской, и с немецкой сторон. Её породили не репрессии, а быстрое увеличение численности армии (более чем в три раза) после вступления в силу в 1939 году закона о всеобщей воинской обязанности. Насчитывая в 1938 году около 1,5 млн. человек, к 22 июня 1941 года РККА превысила рубеж в 5 млн. Дефицит офицерских и сержантских кадров был велик даже при том, что их подготовка велась в большой спешке. Спешка, в свою очередь, не повышала качества подготовки. Учиться воевать действительно пришлось уже по ходу войны. Сталин специально подставил войска под удар, чтобы показать всему миру, кто агрессор. Умозрительный характер (мягко выражаясь) такого заключения очевиден даже на первый взгляд. Тем не менее напомним, что прямая и явная агрессия Германии против союзника держав Запада Польши привела лишь к «странной войне». В свою очередь, СССР в ходе Советско-финляндской войны был объявлен агрессором и исключён из Лиги Наций. Англия и Франция даже разрабатывали планы нанесения ударов по советским нефтяным промыслам на Каспии. Поэтому утверждения о том, что Сталин намеренно подставил армию, пытаясь что-то доказать Западу, следует смело отнести к числу конспирологических вымыслов. У СССР была «линия Сталина» на старой границе. Оборону надо было держать на ней, а не двигать войска к новой границе. Опыт Второй мировой войны наглядно показал, что самые мощные укреплённые линии прорывались вполне успешно. Вермахт не остановила «линия Мажино» во Франции. Красная Армия, не имевшая боевого опыта и вынужденная действовать в условиях суровой зимы, после первых неудач успешно прорвала финскую «линию Маннергейма». Обе эти оборонительные системы были меньше по протяжённости и гораздо лучше укреплены и оснащены, чем полумифическая «линия Сталина», которая была на самом деле рядом не связанных друг с другом укреп-районов разной степени завершённости. Придавать ей слишком большое значение ошибочно. В условиях манёвренной войны расстояния зачастую играли б`ольшую роль, чем укрепления, поэтому выдвижение войск РККА к новой границе следует считать верным решением. «Барбаросса» — гениальный план «молниеносной войны», блестяще осуществлённый на практике блицкриг. Разрабатывая план нападения на СССР, Германия имела опыт проведения крупных военных кампаний в Западной Европе. Тем не менее события показали, что главное командование сухопутных сил, готовя операцию, допустило ряд стратегических просчётов. Ключевыми из них стали переоценка собственных сил и недооценка возможностей Красной Армии (как в техническом, так и в моральном плане). Стремясь уничтожить советские войска одним сокрушительным ударом, вермахт почти не оставил резервов, бросив с самого начала в бой около 90% частей и соединений. Это было неожиданно для советского командования и позволило немцам достигнуть многократного перевеса в силах на решающих направлениях. В сочетании с внезапностью нападения это дало первоначальный успех. Однако, несмотря на поражения в приграничных сражениях, потенциал Красной Армии и её воля к сопротивлению не были подорваны. Германские войска тоже понесли потери и, будучи измотанными в боях, в значительной степени утратили свои ударные возможности, что отмечал, в частности, Х. Гудериан. Тут и сказалось отсутствие резервов. К концу июля наступление самой мощной группы армий «Центр» выдохлось, и 30 числа Гитлер приказал ей перейти к обороне. Об угрозе перехода от блицкрига к позиционной войне начальник германского генштаба Ф. Гальдер указал в своём дневнике уже 11 августа 1941 года. А к концу лета ни о какой «молниеносной войне» не было и речи: германское командование было вынуждено менять военные планы на ходу. Стоит отметить, что переход вермахта от блицкрига к позиционным боям произошёл и в Польскую кампанию 1939 года, и во Французскую кампанию 1940 года. Но достигнутое к этому моменту общее превосходство (включая и морально-психологическое) позволило Германии успешно их завершить. При разработке плана «Барбаросса» германское командование эти обстоятельства проигнорировало. Это позволяет ряду историков утверждать, что на практике стратегия блицкрига в чистом виде оказалась попросту неосуществимой. Все военные приготовления в СССР оказались бесполезны. Огромные ресурсы потратили впустую. К войне оказались не готовы. Ведь немцы дошли до Москвы! Совершенно очевидно, что военные приготовления в СССР не были завершены, и в первые месяцы война развивалась не так, как предполагало советское политическое и военное руководство. К.К. Рокоссовский позднее откровенно признавал, что происшедшее 22 июня не предусматривалось никакими планами. Но стоит вспомнить слова Сталина, произнесённые в 1931 году, об отставании нашей страны от передовых держав на 50—100 лет. В своей оценке он был не одинок. Белоэмигрант полковник царского генштаба А.А. Зайцов, анализируя состояние РККА в начале 1930-х, оценил её ниже польской армии и заключил, что «ей совершенно не по плечу война с современной регулярной армией первоклассной державы». Во многом из этого и исходили теоретики блицкрига. По плану «Барбаросса» Красная Армия должна была быть уничтожена в приграничных сражениях почти полностью. Обстановка способствовала этому, так как в РККА полным ходом шли реорганизация и перевооружение. Боевые действия велись в самое благоприятное время года, которое было выбрано германским командованием заранее при планировании операции. Группа армий «Центр» нанесла тяжёлое поражение войскам Западного фронта, но после этого на два месяца завязла под Смоленском в боях с подошедшими советскими резервами. Группы армий «Север» и «Юг», нанеся существенные потери противостоявшим им советским войскам, заставили их отступать, но тем не менее разгромить их не смогли. В результате на известном совещании в августе 1941 года Гитлер констатировал, что ни одна из групп армий своих задач не выполнила. И «генерала Мороза» тут никак не получится обвинить в неудачах вермахта. Германская армия просто не потянула одновременное наступление на трёх главных направлениях, так как противник оказался для неё слишком крепким орешком. Несмотря на внезапность нападения и почти полное отсутствие боевого опыта, несмотря на незавершённость перевооружения и развёртывания частей и соединений, несмотря на поражения и большие потери, советские войска сломали стратегию блицкрига и сделали это именно летом 1941 года. В 1940 году армии «первоклассных держав» Франции и Англии оказались не способны это сделать.

Таким образом, подготовленная за десять предвоенных лет Красная Армия хотя и заплатила очень дорогую цену, но свою задачу сохранения государства и его способности к сопротивлению агрессору выполнила. На вопрос о том, можно ли было за десять лет добиться большего, каждый думающий человек сможет ответить сам.

Г.А. Зюганов: Усилить пролетарский дух и характер нашей партии!

2014-10-17 14:32 Пресс-служба ЦК КПРФ. Алексей Брагин. Фото Сергея Сергеева

17 октября в Подмосковье на семинаре-совещании руководителей комитетов региональных отделений КПРФ и лидеров рабочего, профсоюзного движения, руководителей Советов трудовых коллективов и Советов рабочих выступил Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов. Тема его доклада: «О социально-экономической ситуации и очередных задачах партии».

О внешних угрозах и крахе либерализма

Политическая ситуацию в мире является драматической, считает лидер КПРФ. По мнению Г.А. Зюганова, риторика западных лидеров в последнее время все больше напоминает нам о жестких временах Холодной войны. Так, президент США Барак Обама открыто назвал опасность, исходящую от России, в числе трех основных угроз для своей страны и стран Запада наряду с лихорадкой Эбола и мусульманским экстремизмом.

В этой связи лидер российских коммунистов обратил внимание на экономическую отсталось современной России. Он привел цитату из знаменитой речи И.В. Сталина, когда руководитель СССР призвал преодолеть экономическое отставание от передовых государств в течение одного десятилетия. Г.А. Зюганов напомнил об основных экономических достижениях нашей страны под руководством коммунистической партии.

«В те годы Советской державе удалось выйти на передовые рубежи экономики, но за последние 20 лет компрадорский капитал промотал гигантские резервы СССР. Мы снова отстали от передовых стран на десятилетия. Но сегодня у нас не осталось и десяти лет, чтобы преодолеть это отставание», - с горечью констатировал лидер российских коммунистов.

Он жестко оценил проводимый в стране либеральный курс, который, по его мнению, полностью провалился. Этот тезис подтверждают и данные социологических опросов населения. Так, только примерно 7% граждан страны сегодня придерживаются либерально-рыночных взглядов.

В качестве альтернативы либерализму Г.А. Зюганов назвал современный Китай, который показывает в последние годы положительную динамику в экономике. «Китай становится первой державой мира. Обновленный китайский социализм работает, он эффективен. Поэтому мы должны использовать этот опыт и шире его пропагандировать», - призвал лидер КПРФ.

«Сегодня в мире идет холокост славян. Он начался с разгрома Югославии, а сегодня перекинулся на Украину», - сказал Г.А. Зюганов. По мнению лидера КПРФ, оказание гуманитарной помощи братскому народу Новороссии должно  быть одной из приоритетных задач для всех партийных отделений.

«Если не удастся отстоять Донбасс, то боевые действия неизбежно перекинутся в Крым. Что грозит большой войной, в которую будет втянута Россия», - считает Г.А. Зюганов.

О кризисе и внутренних проблемах

Характеризуя экономику и социальную сферу в России, лидер российских коммунистов отметил наметившийся спад во всех сферах. По его мнению, для того, чтобы реализовать ранее заявленные социальные проекты Путина, надо иметь ежегодный прирост ВВП минимум 5%. А сегодня он на уровне 0,5%.

«Анализ федерального бюджета показывает, что к 2017 году мы подойдем со спадом по всем отраслям. Уровень здравоохранения снизится в два раза, не лучше будет положение в образовании, а проблемы ЖКХ окончательно переложат на плечи граждан», - сделал прогноз лидер КПРФ.

В качестве положительной подвижки Г.А. Зюганов назвал принятый Госдумой в первом чтении закон "О промышленной политике", в основе которого положены принципы КПРФ. Однако Геннадий Андреевич считает, что с нынешним составом правительства положительных сдвигов в экономике и социальной сфере не произойдет. В этой связи на первый план выходит идея КПРФ о создании правительства народного доверия и национальных интересов.

О необходимости пролетаризации партии

Затем лидер коммунистов остановился на значимости предстоящего Пленума партии, на котором будет рассмотрен принципиальный вопрос о положении рабочего класса в России и задачах КПРФ по усилению влияния в пролетарской среде.

«Все лучшие предприятия и градообразующие базы мы должны превратить в наши опорные пункты. В каждом трудовом коллективе должны быть наши представители. Мы должны продвигать своих лидеров в руководство профсоюзов, помогать им в отстаивании трудовых прав граждан», - поставил задачи Г.А. Зюганов.

«Мы должны работать на этом направлении не покладая рук, - продолжил Геннадий Андреевич. - Мы обязаны повернуть партию к тем, кто является ее основой – рабочему классу».

По мнению лидера КПРФ, произошла пролетаризация нашей страны. «Рабочий класс сегодня превратился в пролетариев. Им (пролетариям) нечего продать, кроме своего труда и таланта. У них нет ни заводов, ни земли, никакой частной собственности. У них есть только рабочие руки», - сказал Г.А. Зюганов.

«Но мы пока слабо работаем на этом направлении, - честно признал лидер российских коммунистов. - А без этого невозможно решить ни одной стоящей перед нами задачи».

«Поэтому КПРФ должна капитально развернуться в этом направлении. И поставить для себя задачу превратиться из партии протестного движения в партию реальной борьбы за власть. Но без усиления пролетарского духа и характера нашей партии невозможно решить эту историческую задачу», - считает Г.А. Зюганов.

«Мы сейчас вступаем в новую пору выборных кампаний, которые будут отличаться от всех предыдущих», - отметил Геннадий Андреевич и призвал коммунистов опираться на трудовые коллективы и шире использовать в агитационной работе возросшие информационные возможности нашей партии.

Об обеспечении безопасности и ближайших планах партии

В связи с последними событиями на Украине, где украинские коммунисты, к сожалению, не смогли защитить свои штабы и святыни, Геннадий Андреевич поставил задачу по созданию собственных дружин, оперативных отрядов, спортивных клубов и секций, действующих строго в рамках закона.

«Вопросы обеспечения безопасности партии имеют исключительную важность. Сегодня ставится задача, чтобы любой партийный комитет в течение одного часа по телефону мог собрать 200-300 надежных, подготовленных людей», - сказал Г.А. Зюганов.

«У нас с вами впереди предстоит очень важная и ответственная работа», - отметил лидер КПРФ. При этом он обратил внимание на значимость и важность мероприятий, проводимых в рамках 70-летнего юбилея Великой Победы.

«У нас с вами довольно крепкая организация. Она уверенно держит удар, и одновременно укрепляет свои позиции. Но при этом мы должны помнить, что нам надо все сделать для нормальной преемственности в партии. Чтобы мудрость и опыт сочетались с молодым задором. Поэтому поддержка наших молодых талантливых людей – это не пожелание в ходе очередной выборной кампании, это веление времени», - сказал Г.А. Зюганов. В завершение он пожелал всем успешной работы на семинаре и предстоящем Пленуме ЦК КПРФ.

Иллюстрации к материалу:

Л.И. Калашников назвал преступные действия США терроризмом

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Леонид Иванович Калашников считает, что США презрели международное право и их самих следует называть террористами.

"Мы обязаны возмущаться и реагировать… потому что с такого рода личностями, видимо, только так и надо действовать, в том числе и на трибуне генассамблеи ООН, или с же определенными заявлениями, которые должны ставить те же преступления, которые Америка творит с узниками Гуантанамо, или с незаконными задержаниями во всем мире не в дипломатическом ключе, а четко и ясно называя их, по сути говоря, террористами и людьми, которые презрели международное право", — сказал Л.И. Калашников РИА Новости.

Калашников не видит ничего удивительного в словах Вершбоу, поскольку он фактически повторяет слова Обамы о России, сказанные недавно в ООН. "Каков хозяин, таковы и приказчики", — сказал Л.И. Калашников. Он отметил, что эти люди сами себе создают врагов в своей голове и заранее определяют, кто будет врагом.

С.П.Обухов. Выборы в условиях усиления авторитарного режима
бонапартистского типа
Доклад на семинаре-совещании руководителей региональных отделений КПРФ

Секретарь ЦК КПРФ, член Президиума ЦК КПРФ С.П.Обухов выступил на семинаре руководителей региональных отделений КПРФ с докладом «Об итогах участия КПРФ в выборах в единый день голосования 14 сентября 2014 года»
С.П.Обухов, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук 2014-10-17 22:28 (обновление: 2014-10-17 23:41)
Представляем некоторые  выводы доклада и презентацию, представленную на семинаре. 1. Общеполитические итоги и выводы

1) Общефедеральная региональная кампания 14 сентября проходила в условиях, когда страна ощутила на себе дыхание близкой войны, реальные санкции и нарастание вооруженных конфликтов по всему периметру нашей границы. Хотя и ослабла, но осталась на повышенном уровне победная эйфория «Крым наш!», всколыхнувшая патриотические чувства и мобилизовавшая значительную часть общества вокруг президента, по сути, выступающего в роли военного вождя, который приступил к возрождению чуть ли не СССР и воссоединению русского мира.

В политической жизни страны в чистом виде реализуется бонапартистский сценарий, когда нарастание внутриполитических противоречий купируется с помощью внешнеполитической экспансии. В русской истории уже были такие всплески в 1904 и 1914 гг., когда невиданный авторитет императора и всплеск патриотических чувств граждан после военных неудач обернулся против недавнего кумира. Естественно, анализ и прогноз развития ситуации вокруг Новороссии, Крыма, последствий санкций для дестабилизации внутриполитической ситуации не входит в задачи данного доклада.

2) В преддверии выборов КПРФ выдвинула целый ряд важнейших законодательных инициатив. Среди них законопроект о промышленной политике, о регулировании торговли, об ограничении цен, о поддержке малого и среднего бизнеса. Нами были подготовлены предложения, касающиеся помощи наиболее незащищенным гражданам: малоимущим, женщинам, старикам, «детям войны». Была представлена и внешнеполитическая программа «Пять пунктов Зюганова по Новороссии». Она была материализована в активные и массовые действия по сбору гуманитарной помощи и крупные акции солидарности. Партия добивалась, чтобы в ходе избирательной кампании по всем этим темам состоялась полноценная дискуссия, но её навязать, в целом, не удалось.

3) Выборы подтвердили политический статус-кво. Губернаторы-выдвиженцы Путина победили на выборах глав регионов, «Единая Россия» укрепила монопольное политическое положение в региональных парламентах. А КПРФ удержала позиции второй политической силы страны. Программа нашей партии и наших кандидатов на прошедших выборах получили довольно широкую поддержку избирателей.

Несмотря на спецоперацию власти по накачке структур Жириновского и попытки ослабить КПРФ, мы в целом сохранили, а кое-где заметно укрепили свои позиции как главной оппозиционной политической партии страны.

4) Прошедшая общефедеральная региональная кампания носила во многом  авральный характер: досрочно избиралось 19 из 30 губернаторов. Избирательный процесс перешёл в военно-мобилизационную плоскость. Внутриполитическая повестка ушла на второй план, её заменила повестка внешнеполитическая. Поэтому региональные выборы по всей стране проходили без существенного накала.

«Военный вождь» ассоциировался с партией власти и назначенными им губернаторами. Его выбор через все каналы коммуникаций одобрялся и не подвергался сомнению. Вместо реализации истинной задачи выборов – плановой ротации элит через суд избирателей в их интересах – всё происходило наоборот. Опять выборы были подменены де-факто референдумами. Граждан вынуждали к плебисцитарному голосованию: ты за выдвиженца популярного президента или против?

5) Из-за доминирования внешнеполитической повестки над внутриполитической, региональные выборы по всей стране проходили без существенного накала. Выборы губернаторов не отличались высокой конкурентностью.

Факт всеобщего скепсиса по отношению к выборам не связан напрямую с поддержкой властей. Люди могут не доверять выборному процессу и не верить в демократию, но продолжают пассивно поддерживать власти. Распространенное мнение «а что я вообще могу изменить своим голосом» ведёт к пассивности избирателей, которые не готовы ходить ни на выборы (как показала беспрецедентно низкая двадцатипроцентная явка в Москве 14 сентября), ни на протесты, предпочитая оставаться в стороне от политики.

В условиях взрыва путинского ура-патриотизма снизилось количество людей, готовых оппонировать власти. Это проявилось в настрое как самих избирателей, так и кандидатов и наблюдателей (сложнее набирать наблюдателей, особенно идейных).

В условиях усиления авторитарного режима, усиления внешних угроз выборы всё больше превращаются в назначение с элементами голосования.

6) В целом выборы демонстрируют возросшую управляемость обществом. Власти научились выжимать нужный результат с меньшим числом фальсификаций, но с большим объёмом массовых манипуляций. Все решается теперь не в последний день голосования, а на этапах выдвижения, регистрации и агитации. Информационной обработкой общества из электорального процесса исключается большинство активных и протестных граждан (в людях вызывают апатию и абсентеизм). В то же время постоянно совершенствуются технологии мобилизации лояльного электората, который при низкой явке обеспечивает нужный власти результат.

7) Можно сказать, что помимо имитационной функции выборы всё же обеспечивают стабильность и выживаемость всей системы, хотя практически никто в стране не верит ни в их честность, ни в их законность.

Показательные публичные увольнения недостаточно послушных или сверхкоррумпированных деятелей по итогам или до возможных провальных выборов (Юрченко, Денин) заставляют других единороссов на местах тщательнее исполнять свою роль, обеспечивая ауру непобедимости вокруг находящихся во власти.

Однако эта система очень хрупкая, и она может не выдержать дальнейшего внешнего давления и обострения внутриполитических противоречий.

8) КПРФ должна и дальше использовать выборный процесс для накачки политических мышц, отбора новых кадров, отработки новых каналов коммуникации с обществом, апробирования своих программных идей и тезисов.

2. Некоторые электоральные итоги

1) Во всех 30 субъектах Российской Федерации и.о. руководителей регионов получили наибольшую степень поддержки активных избирателей и были избраны на свои посты. Благодаря невысокой активности избирателей на выборах руководителей регионов, исполнительная власть сумела обеспечить своим выдвиженцам рекордно высокие проценты (от 51% до 91%), которые являются наилучшими результатами за последние годы в данных регионах. Результат и.о. руководителей субъектов РФ, в основном представляющих партию «Единая Россия» (за исключением Орловской и Кировской областей), существенно вырос в сравнении с предыдущими региональными и даже федеральными выборными кампаниями. В большинстве этих регионов прирост составил от 3% до 58%(!) от среднего значения итогов выборов за последние несколько лет).

Член ЦК КПРФ В.В.Потомский, баллотировавшийся на пост губернатора Орловской области как и.о., назначенный президентом, честно, открыто и образцово провёл выборы, получив при явке в две трети избирателей около 90% поддержки.

2) На выборах депутатов субъектов федерации «Единая Россия» получила первое место и абсолютное большинство мандатов во всех регионах. КПРФ получила второе место в 11 регионах из 14. Третье место КПРФ заняла в Крыму и Севастополе, уступив ЛДПР, а также в республике Тыва, уступив «Справедливой России». ЛДПР и «Справедливая Россия» в большинстве регионов делят между собой третьи и четвёртые места.

3) Поддержка КПРФ демонстрирует разнонаправленные тенденции. В целом снизился уровень поддержки партии в большинстве регионов по сравнению с прошлыми выборами. Регионами, где КПРФ усилила своё влияние, стали Москва и Карачаево-Черкесия. В Карачаево-Черкесии коммунистам удалось получить на выборах 9,74% голосов, что на 1,6% больше, чем средний результат прошлых выборов. В Москве впервые прошли выборы полностью по одномандатной системе. В результате упорной борьбы коммунистам удалось взять 5 мандатов против 3 в прошлом созыве. Общий результат одномандатников КПРФ – 20,24 против 13,30.

4) Наибольшую поддержку избирателей КПРФ получила в Москве (Общий результат одномандатников КПРФ – 20,24 против 13,30) и в Ненецком автономном округе (19,26%), хотя по сравнению с прошлыми выборами в НАО этот результат несколько снизился.

В остальных регионах КПРФ потеряла до 8% голосов избирателей. Наихудшие показатели по потере избирателей у партии в Брянской области. Чувствительным для партии стал результат  в новых регионах – в Крыму (4,34%) и Севастополе (3,77%), где почти в два раза коммунистов обошла ЛДПР. Низкий процент на выборах партия получила в Тыве (3,34%).

5) «Единая Россия» понесла некоторые потери на выборах в заксобрания (в основном в пределах до 2% голосов). При этом партия власти улучшила свой результат в трёх регионах: Тульской области, а также в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. С приличным результатом партия власти финишировала в Крыму и Севастополе, там единороссам удалось получить более 70% голосов.  Самые высокие показатели партия власти демонстрирует в Татарстане (84,66%) и Тыве (83,86%). Самые низкие показатели оказались в Ненецком АО (45,62%) и Алтайской республике (44,7%).

6)  ЛДПР удалось улучшить свои результаты в четырёх регионах (в Москве, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Тульской области), а также получить хороший для жириновцев результат (7-8%) на выборах депутатов в новых регионах и удержать свой результат в большинстве остальных регионов.  Неплохой результат партия показала в Хабаровском крае и Ненецком АО. Там либерал-демократам удалось заручиться поддержкой 13,33% и 10,75%  избирателей соответственно. Самыми неудачными для сторонников Жириновского оказались выборы в Тыве (1,46%) и Татарстане (2,7%).

7) «Справедливая Россия» улучшила свой результат на выборах в четырёх регионах (Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Тыве и в республике Алтай.  Самым успешным результатом «СР» может считать выборы в Кабардино-Балкарии, где набрала 11,51% голосов. Низкие результаты на прошедших выборах справороссы получили в Крыму – партию поддержали всего 1,65% избирателей, – а также в Севастополе (1,98%), Брянской области (2,86%) и республике Марий Эл (2,71%).

8) Пока КПРФ удалось лишь приостановить ниспадающий тренд в результатах региональных выборов. Если в марте 2011 г. средний результат на региональных выборах у КПРФ был 19,19, то уже в октябре 2012 – 10,67, в сентябре 2013 – 10,93. 14 сентября 2014 зафиксирован средний результат КПРФ – 10,76.

9) На местных выборах, где внешнеполитическая и общефедеральная повестки дня менее значимы, КПРФ в основном удалось удержать позиции.

В шести административных центрах выборы проходили по смешанной системе (половина депутатов избиралась по партийным спискам, половина – по одномандатным или многомандатным округам). В остальных столицах регионов избирали только одномандатников. Везде в 20 столичных городах в выборах участвовали только «Единая Россия» и ЛДПР. КПРФ выдвинула своих кандидатов во всех административных центрах, кроме Салехарда, а «Справедливая Россия» – кроме Анадыря. По партспискам результат КПРФ колеблется от 20,7% в Благовещенске до 5,6 во Владикавказе.

В горсобрание Нарьян-Мара избралось четыре коммуниста-одномандатника,  в Туле – три, в Чите, Южно-Сахалинске, Улан-Удэ и Пензе – по два, в Биробиджане, Йошкар-Оле, Хабаровске, Кургане и Иркутске – по одному, в Вологде и Анадыре не прошёл ни один кандидат.

10) Средний количество голосов, отданных за компартию на выборах в парламенты региональных столиц, составило 12%. Для сравнения: в марте 2012 г. – 23%, в октябре 2012 г. – 17%, в сентябре 2013 г. – 13%.

Из трёх выборов мэров административных центров КПРФ приняла участие только в кампании в Благовещенске. Татьяна Анатольевна Ракутина набрала 16,97% голосов. Она заняла второе место после единоросса А.А.Козлова, получившего 38,68%.

11) В 155 муниципалитетах верхнего уровня – районах и городах регионального подчинения – прошли выборы глав администраций. Они охватили 38 субъектов РФ.

Кандидаты от компартии сражались на этих выборах в 43 муниципальных образованиях, что составило 27%. Это на четверть меньше, чем в прошлом году.

Знаменательную победу одержал Роман Владимирович Андреев в городе Кимры Тверской области. Он набрал 36% голосов. Наибольший процент голосов получили: Н.И.Корионова в Куединском районе Пермского края (46% голосов), Ю.П.Лопарев в Красновишерском районе Пермского края (44%), М.М.Пашкевич в Кочковском районе Новосибирской области (42%), Ф.Ф.Пудов в Балаганском районе Иркутской области (39%), В.М.Ярошенко в Одесском районе Омской области (37%) и В.М.Лапшин в Пустошкинском районе Псковской области (36%).

Средний количество проголосовавших за кандидатов от КПРФ на должность глав администраций муниципальных образований верхнего уровня 14 сентября 2014 года составило 18,6%.

Средний количество проголосовавших за кандидатов от КПРФ на должность глав администраций муниципальных образований нижнего уровня 14 сентября 2014 года составило 18,3%.

12) Средняя доля голосов, поданных за список КПРФ на муниципальных выборах верхнего уровня 14 сентября 2014 года, составила 15,4%. Для сравнения: на аналогичных выборах в октябре 2010 года компартия получила 20,3% голосов, в марте 2011 года – 24,5%, в марте 2012 года – 21,0%, в октябре 2012 года – 20,0%, в сентябре 2013 года – 17,2%.

Первое место завоевали коммунисты в городе Кимры Тверской области. Компартия набрала здесь 36% голосов.

В первую десятку входят также: Ахтубинский район Астраханской области (33% голосов за список КПРФ), Клетнянский и Жуковский район Брянской области (по 27%), города Краснознаменск и Орехово-Зуево Московской области (25 и 24%), Выгоничский район Брянской области, город Спасск-Дальний Приморского края и Харабалинский район Астраханской области (по 23%), а также Торопецкий район Тверской области (22%).

Максимальный результат на выборах в муниципалитеты нижнего уровня КПРФ получила в городе Старый Крым Кировского района республики Крым – 42% голосов.

В первую пятёрку также вошли: город Ленинск Ленинского района Волгоградской области (33%), пгт Клетня Клетнянского района Брянской области (29%), город Жуковка Жуковского района Брянской области (24%) и Ермолинское сельское поселение Новгородского района Новгородской области (23% голосов).

Средняя доля голосов, поданных за КПРФ по партийным спискам на муниципальных выборах нижнего уровня 14 сентября 2014 года, составила 18,2%. Для сравнения: в октябре 2012 года соответственный средний процент достигал 26,3%, в сентябре 2013 года – 22,5%.

Средняя доля голосов, поданных за кандидатов-одномандатников от КПРФ на муниципальных выборах верхнего уровня 14 сентября 2014 года, составила 21,68%.

3. Политтехнологические манипуляции партии власти

1) В рамках совершенствования технологий «управляемого голосования» партия власти отрабатывает масштабные меры по корректировке волеизъявления граждан. К сожалению, КПРФ против некоторых манипулятивных технологий власти до сих пор не нашла противоядия.

2) Простейшая – «нужная» жеребьевка места партий в партсписках. В 2014 году «Единая Россия» получила первое место аж в 5 регионах из 13, что нарушает теорию вероятностей. Впрочем, прокремлёвские эксперты убеждены, что данная теория устарела. В трёх регионах первое место получили «Коммунисты России» и в одном – КПСС, что при схожести эмблематики и названий с КПРФ приводит к определённым электоральным потерям. Механизмы нарушения принципов теории вероятностей при жеребьёвках в избиркомах пока не найдены.

3) Манипулирование федеральным телерадиоэфиром также стало важнейшим элементом формирования нужного результата на региональных выборах.

Прежде всего, партии власти нужны «тихие выборы», когда при низкой явке можно мобилизовать зависимый электорат.

Например, в 2012 году в период с августа по сентябрь политическим партиям было выделено 17 часов 3 минуты суммарного партийного телеэфира. В 2013 году за период с июля по август политическим партиям досталось 11 часов 37 минут общего эфира. В 2014 году в период с июля по 12 сентября четырём парламентским партиям телеканалы предоставили 10 часов 57 минут общего эфира, что на 40 минут меньше, чем в 2013 году. Таким образом ясно видна тенденция к уменьшению эфирного времени, выделяемого на освещение политической жизни на пике избирательной кампании.

И теперь новая тенденция. Так, в 2012–2013 гг. чем ближе к выборам, тем была меньше доля «Единой России» за счёт роста долей других партий. Однако в 2014 году ситуация иная: в самый острый предвыборный период с 1 по 12 сентября был зафиксирован резкий рост доли «ЕР» в эфире. Одновременно с экранов пропала «Справедливая Россия», незначительно уменьшилась доля ЛДПР и значительно – КПРФ. Причём если в 2012–2013 гг. доля Компартии к выборам несколько возрастала (в 2013 году сильнее), то в 2014-м резко уменьшается количество времени, отведённого Компартии по мере приближения к выборам. Так, в период с 1 по 12 сентября КПРФ получила лишь 6,5% эфира. Однозначно можно сделать вывод об организованном замалчивании деятельности КПРФ, несмотря на все инфоповоды в период предвыборной кампании, за счёт увеличения внимания к ЛДПР и партии власти.

Весь 2014 год, начиная с января, телеканалы поддерживают на высоком уровне интерес к либерал-демократам. Даже в месяц агитации ЛДПР получает 34% эфира. Создаётся впечатление, что телеканалы старательно «коллекционируют» информационные поводы, предоставленные ЛДПР, и оттягивают на неё внимание избирателей.

«Справедливая Россия» к выборам, напротив, практически исчезла из эфира (лишь 2% в период с 1 по 12 сентября).

4) Основные технологии искажения волеизъявления избирателей переместились на этапы агитации, выдвижения и регистрации. Информационной обработкой общества из электорального процесса исключается большинство активных и протестных граждан (в людях вызывают апатию и абсентеизм). На это работают все средства, вплоть до фальшивых газет, с помощью которых «убивают» желание колеблющегося электората поддерживать КПРФ.

В то же время постоянно совершенствуются технологии мобилизации лояльного электората, который при низкой явке обеспечивает нужный результат.

5) Система дрейфует от тотальных фальсификаций к тотальным мобилизациям и точечным фальсификациям на ручном управлении.

6) Власти научились хорошо оценивать количество и качество оппозиционных наблюдателей и их взаимодействие, что позволяет делать массовые фоновые фальсификации небольшого масштаба (микровбросы, голосование за иное лицо и т.д.), которые пройдут мимо внимания 95% наблюдателей.

7) При этом отход от тотальных фальсификаций лишь обозначен, но далеко не завершён. Даже относительно честные выборы в Москве ознаменовались довольно большим числом небольших прямых фальсификаций итогов волеизъявления (незаконное голосование, «карусели», переписывание отдельных цифр в протоколе, и даже попытки удаления членов комиссий от оппозиции в некоторых районах).

8) В других же регионах можно говорить в лучшем случае о снижении числа грубых фальсификаций, но никак не об отказе от них.

9) Показательно, что самые грубые нарушения зафиксированы в двух «почти столичных» регионах с высочайшей гражданской активностью – это Московская область и Санкт-Петербург. В этих регионах на муниципальных выборах практиковались вбросы, переписывания протоколов, физическое давление и удаление наблюдателей и членов избирательных комиссий от оппозиции. Не лучше ситуация с нарушениями и в Брянской области.

10) Меньшее число зафиксированных нарушений в других регионах скорее говорит не о более честных выборах, а о менее плотном контроле со стороны оппозиции. Не секрет, что в провинции куда острее дефицит наблюдателей, ниже их юридическая грамотность, меньше районов с мобильным интернетом (а значит, меньше возможностей использовать систему «Красный контроль») и т.д. Все эти факторы позволяют властям делать даже грубые фальсификации без значительного риска их разоблачения.

11) Роль Москвы и иногда некоторых других знаковых городов-миллионников (Екатеринбург, Новосибирск) состоит в демонстрации честных выборов. В реальности же требования цивилизованного проведения электоральной процедуры, которые спускаются из федерального центра, являются для регионов факультативными, т.е. необязательными. Они применятся лишь там, где местные власти готовы к их внедрению без потери управляемости над политической ситуацией. Примеры Петербурга и Московской области показывают, что даже громкие скандалы не останавливают власти в их стремлении протащить назначенных кандидатов.

12) Таким образом, процесс частичного оздоровления избирательной системы который имеет место в Москве и некоторых других городах, далеко не является необратимым. Жёсткие методы фальсификации могут вернуться, в том числе и в Москву, как только на это будет политический заказ.

13) При этом формальная установка федерального центра на честные выборы всё же играет свою положительную роль. Она позволяет добиться относительно честных выборов в регионах, где имеется высокая активность оппозиции и наблюдательского движения (Москва, Екатеринбург, Новосибирск). Однако эти завоевания могут быть утеряны, если активность контроля снизится.

14) Власть выбирает разные стратегии достижения нужного результата в зависимости от региона. Татарстан – ставка на досрочку и высокую явку. Москва – ставка на низкую явку.

15) Подтвердились прогнозы, что досрочное голосование станет мощнейшим механизмом фальсификаций. Для примера: в Санкт-Петербурге на выборах губернатора досрочно проголосовало 25% от всех избирателей, принявших участие в выборах. В Татарстане досрочно проголосовало 17% от всех избирателей, принявших участие в выборах.

16) Немалую роль в этих выборах сыграли спойлеры «Коммунисты России» и КПСС, которые в ряде регионов (Республика Алтай, Марий Эл, Брянская область) оттянули у КПРФ 4-5% голосов.

4. Проблемы и достижения в функционировании «избирательной машины» КПРФ

1) КПРФ совершенствует свои организационные, технологические и политические методы противодействия манипулятивным технологиям партии власти.

В частности, отработана система мониторинга предвыборного и политического телерадиоэфира, что позволило отделам ЦК активизировать работу по генерированию федеральных информационных поводов для СМИ. Была создана и опробована система индикативно-рейтинговых показателей, включая оперативный мониторинг присутствия кандидатов КПРФ и региональных отделений в медийном пространстве, что позволило Центральному штабу быстро реагировать на острые ситуации в ходе региональных кампаний. Наращивается работа по информационно-пропагандистской поддержке региональных кампаний через различные интернет-ресурсы, в т.ч. через сайты KPRF.ru, KPRF.TV, интернет-сообщество КПРФ, группы поддержки КПРФ в соцсетях.

Например, впервые KPRF.TV совместно с МГК КПРФ реализовали предвыборный интернет-проект «Красная Москва». Краткие пропагандистские видеоролики, выпущенные в рамках проекта, получили более 1,6 млн просмотров. Это позволило партии на московских выборах отчасти решить важную коммуникационную проблему – дойти до столичного избирателя со своим агитационным продуктом в дачно-отпускной сезон.

2) Первое направление модернизации «избирательной машины» партии – отработка новой системы мониторинга и предотвращения нарушений в день голосования с помощью системы «Красный контроль».

В полноформатном режиме, с использованием не только методической части, но и программно-аппаратного комплекса и колл-центра, проект применялся в 5 выборных регионах, где в проекте смогли участвовать 3500 наблюдателей и 4400 членов УИК из общего количества комиссий 6700.

Кроме того, неинтегрированной версией методпособий были обеспечены 18 тыс. наблюдателей КПРФ.

3) Второе направление – развитие более экономичной и традиционной системы параллельного подсчёта. В 2014 г. она функционировала более эффективно. Доля введённых в систему протоколов на 10:00 15 сентября 2014 года составила 15,6%. Для сравнения, в 2012 и 2013 году количество введённых протоколов в систему на утро составляло 11.8% и 7.3% соответственно. Однако не сокращается количество региональных организаций, не принявших участия в мероприятиях по организации передачи данных в систему параллельного подсчёта ЦК КПРФ.

4) Третье направление – усиление координации действия всех региональных отделений по заблаговременному выдвижению кандидатов в депутаты (совместно с Кадровой комиссией), обеспечение проведения конференций в регионах, улучшение коммуникации с региональными избирательными штабами.

5) Четвёртое – дальнейшее наращивание качества агитационно-пропагандистского сопровождения со стороны ЦК КПРФ региональных избирательных кампаний, более активная поддержка выборов со стороны телеканала «Красная линия», выпуск креативной видеопродукции не только в формате документалистики, но и кратких видеороликов на злобу дня.

6) Пятое – усиление финансовой дисциплины и контроля со стороны ЦК за расходованием выделенных федеральных средств на местах. Недопустимо, чтобы при возросших объёмах финансирования региональные отделения в два раза сокращали выпуск агитпродукции.

7) Шестое – обеспечение раннего старта кампаний и заблаговременной работы «в избирательном поле».

8) Седьмое – мобилизация накануне и в дни голосования групп прямого социального действия для демонстрации силы и решимости отстаивать честный и чистый результат выборов.

Авторский коллектив:

С.П.Обухов, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

А.В.Прокофьев, зам. зав. Отделом, кандидат политических наук,

Е.Б. Шабарова, зам.зав. Отделом, кандидат политических наук,

А.Н.Васильцова, зам. зав. Отделом

Е.В. Козин, зам. зав. Отделом,

Н.Ю. Волков, кандидат физико-математических наук,

Ю.А. Болконский, А.В. Ведрусов, А.А. Гавалова, С.А. Елагин, С.В. Ковалева, Д.А. Коломацкая, Е.В. Комарова, Ю.П. Ляшук, А.М. Михальчук, Д.А. Парфенов, Н.В. Фокина, А.В. Червонцев,

сотрудники  Отдела

Источники информации: ЦИК РФ, «Медиалогия», материалы Отдела ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний, Отдела ЦК КПРФ по организационно-партийной и кадровой работе, аналитические доклады ЦИПКР, группы «Красный контроль», Комитета гражданских инициатив, ассоциации «Голос» и др.

Теги: С.П.Обухов, Выборы, Фальсификации, Авторитарный режим, ЦИК РФ, Проект