Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Главные

события

классовой

борьбы

Красный Первомай в Якутии: «Хватит терпеть!»
Будем достойными наследниками Победы!
[caption id="attachment_16339" align="alignright" width="364" caption="Валентин Пармон, академик РАН, директор Института катализа СО РАН, член президиумов РАН и Сибирского отделения РАН"]Валентин  Пармон, академик РАН, директор Института катализа СО РАН,  член президиумов РАН и Сибирского отделения РАН[/caption] Структура любой организации должна определяться целями её создания и выполняемыми функциями. Целью учреждения в 1724 году Петром Великим Академии наук  России было не только создание условий для «непосредственных упражнений в высоких науках», или как теперь говорят – в фундаментальных. Петр I задумал также и формирование компетентного коллективного «государева советника», что  в современных терминах  означало появление коллективного государственного эксперта, в обязанности которого входила также подготовка прогнозов по многим проблемам развития Государства Российского. В принятом Госдумой во втором чтении проекте нового закона «О Российской академии наук…» также говорится, что, кроме проведения фундаментальных исследований, РАН сохраняет за собой упомянутые функции коллективного «государева советника».  Об этом сказано в  ст. 6 законопроекта: «Целью деятельности РАН является … экспертное научное обеспечение деятельности государственных органов в областях, способствующих технологическому, социальному и духовному развитию России». Но сможет ли РАН выполнять все эти функции, если в п.9 ст.18  упомянутого законопроекта сказано следующее: «Научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук передаются в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за научными организациями Российской академии наук». Настоящими  заметками я хочу обратить внимание на то, как РАН, наряду с фундаментальными научными исследованиями, осуществляла также государственные функции экспертизы и прогноза, и сможет ли она их выполнять их впредь, по крайней мере, в области технических и естественных наук, если ее лишат ныне подведомственных ей научных учреждений. В области технических наук это  энергетика, физика, машиностроение, прикладная математика и т.п., а естественных наук - химия, биология, геология и др. Без ясного понимания того, как необходимо обеспечивать условия для эффективного решения всех этих задач не может быть и речи об обоснованных изменениях  структуры РАН. Только будучи совсем наивным, можно думать, что научные экспертиза и прогноз делаются собравшимися вместе «яйцеголовыми» специалистами, облаченными в академические мантии. К сожалению, именно такое искаженное представление прослеживается в проекте обсуждаемого закона. На самом же деле, научные экспертиза и прогноз являются результатом целенаправленных и обычно больших теоретических и/или экспериментальных исследований, осуществляемых коллективом или коллективами высококвалифицированных специалистов. Эти исследования связаны с проведением поисковых экспериментов или экспедиций с целью проверки новых научных идей. Они обычно возникают в результате глубокого анализа возможных путей решения поставленных обществом или руководством страны задач, либо оказываются прорывными идеями, возникшими в ходе самих фундаментальных исследований. Причем  практическую отдачу от них следует ждать не обязательно прямо сейчас, а, скорее всего, лет через 10-20, а, может быть, и позже. Наивно также думать, что глубокие экспертиза и прогноз могут быть подготовлены одной или несколькими университетскими лабораториями, пусть даже сверхвыдающимися. Нет, предназначение научных университетских лабораторий состоит в генерации новых знаний и, как это иногда непредвиденно случается, вытекающих из этих знаний прорывных идей. Иными словами, университетские лаборатории заняты  проведением чисто фундаментальных исследований, а лаборатории в технических ВУЗах – прикладных исследований по заказам промышленности. Чтобы обеспечить высококвалифицированную экспертизу государственного уровня,  страны, заботящиеся о своем будущем, создают специальные научные структуры и государственный орган, который дирижирует их научной работой. Именуют такие органы по-разному. Например, во Франции, Италии, Австралии, Испании - это советы по науке (CNRS, CNR, CSIRO и CSIС, соответственно) с множеством научных институтов в своем составе. В других странах это национальные лаборатории и федеральные институты. В США функционируют почти сорок национальных лабораторий и Институт газа при аналоге министерства энергетики – DOE, тесно связанном с обороной, а также Национальный институт здоровья, по структуре и функциям аналогичный нашему Курчатовскому центру. В Германии эти функции выполняют многочисленные институты государственных самоуправляемых обществ имени Макса Планка, Фраунгофера и Гельмгольца соответственно, аналогов Российской академии наук. В странах бывшего социалистического содружества государственные экспертно-прогностические функции выполняли и продолжают выполнять институты национальных академий наук этих стран. С точки зрения обсуждаемой проблемы чрезвычайно существенно, что все названные уполномоченные «государевы органы» являются ведомствами, обладающими  необходимой инфраструктурой в виде специализированных, подведомственных им, научных институтов, предназначенных  для проведения соответствующих научных исследований, экспертизы крупных проектов и подготовки прогнозов. Без наличия такой инфраструктуры осуществление экспертной и прогностической функций в областях государственных интересов просто невозможно. Взглянем на историю создания структуры предшественницы РАН – Академии наук СССР. Создание всех без исключения академических НИИ было вызвано именно необходимостью экспертной и прогнозной поддержки важнейших межотраслевых проблем страны. Так, геологические институты АН СССР создавались в 20–30-е годы прошлого века для решения базовых проблем оценки и прогноза природных ресурсов страны. Технические, физические и химические институты в 1930–1950-х – для решения межотраслевых проблем индустриализации и обороны. Научная карьера автора этих строк начиналась в Москве в Институте химической физики АН СССР – мощнейшем в мировых масштабах научном академическом институте физико-химического профиля. Институт был создан в 1931 году для решения научных проблем горения и взрыва, без понимания которых страна не смогла бы в 1940-е годы в сжатые сроки овладеть ядерным оружием. Три выдающихся специалиста этого академического института обеспечили решение уже прикладных проблем в отраслевых оборонных институтах по созданию взрывающихся ядерных устройств. Это были академики Ю.Б. Харитон, Я.Б. Зельдович и К.И. Щелкин, ставшие трижды Героями Социалистического Труда. При этом  сам Институт химической физики оказался центровым «игроком» в решении проблем создания и испытания необходимых химических зарядов для приведения в действие ядерных устройств, а также  наблюдения, диагностики и прогноза событий, развивающихся в окружающей среде после атомных взрывов. За выдающийся вклад в мировую науку организатор и директор института  академик Н.Н. Семенов даже в тяжелые 1950-е годы конфронтации двух социальных систем был удостоен Нобелевской премии за потрясающий прорыв в фундаментальной науке – создание теории разветвленных цепных реакций. Эта теория явилась основой, как создания атомных бомб, так и атомных электростанций. Естественно, что для обеспечения возможности проведения соответствующих исследований государство обеспечило институт огромной инфраструктурой с уникальными по своим возможностям исследовательскими стендами и полигонами. Инфраструктура располагалась не только в Москве, но и в широко известном сейчас подмосковном поселке Черноголовка, где возник большой академгородок со своим жилым фондом. Сейчас официальное название этого городка – Ногинский научный центр РАН. Существенно, что всей научной деятельностью этого межотраслевого научного гиганта и целевым развитием его инфраструктуры мог управлять только орган высочайшей научной компетенции – сама Академия наук СССР. Ни курировавшее тогда атомную отрасль могучее Министерство среднего машиностроения (сейчас это Росатом), ни Госкомитет по науке и технике или Госплан СССР, а именно Академия наук. Ведь при решении стержневой задачи института параллельно приходилось решать многие не входившие в прямую компетенцию Минсредмаша фундаментальные научные задачи, такие как  создание методов и устройств наблюдения за развитием быстропротекающих химических и физико-химических процессов, их математического описания и моделирования, а также многое-многое другое. Отметим, что поставленная государством перед Институтом химической физики и на «отлично» выполненная комплексная научная задача никогда не могла бы быть решена ни в отраслевом, пусть даже оборонном институте, ни, тем более, в университетских лабораториях. Университеты или, как было принято говорить в недавнем прошлом, образовательные институты и ВУЗы, готовили научные кадры для таких исследований, будучи нередко на 100% интегрированными с важнейшими институтами АН СССР. Автор этих строк глубочайше признателен судьбе за возможность получить серьезнейшее физико-математическое и физико-химическое образование в закрытом до начала 1990-х годов Московском физико-техническом институте (МФТИ). Учеба в МФТИ давала возможность прохождения трехлетней дипломной практики, и затем обучения в аспирантуре в Институте химической физики и других выдающихся академических и оборонных НИИ. И дипломной практикой, и аспирантами руководили непосредственно те ученые, кто обеспечивал проведение соответствующей научной экспертизы, и поэтому не понаслышке знал и науку, и потребности страны. Второй близкий автору пример целевого создания системы академических структур – это организация в конце 1950-х огромного и по настоящее время полностью «боеспособного» Сибирского отделения АН СССР. Ныне – это СО РАН, которое включает в себя  79 академических НИИ, и  где работают более 9 тысяч высококвалифицированных научных сотрудников. Сейчас уже не секрет, что причиной создания СО АН СССР, новой и очень дорогостоящей структуры для научных исследований, явилась необходимость решения актуальнейших проблем государства в период обострения холодной войны. Требовалась тогда резервная научная база вдали от западных границ СССР, недоступная для атомных бомбардировщиков стран НАТО (стратегических ракет в то время еще не существовало). Поэтому приоритетными задачами СО АН СССР стали проведение фундаментальных и поисковых работ для целей обороны (гидро- и аэродинамика, ядерная физика, микроэлектронные и оптические системы, прикладная математика и т.п.), научное сопровождение создания в Сибири ядерного и топливно-энергетического комплексов, а также прогнозирование наличия ископаемых и биологических природных ресурсов в Сибирском регионе и их разумного использования. Решение этих стратегических задач, обеспеченных всеми необходимыми ресурсами, позволило в считанные годы создать уникальный по мировым меркам научный комплекс с соответственно ориентированными научными институтами, а также с эффективной и полностью интегрированной с академической наукой собственной системой подготовки научных кадров – Новосибирским государственным университетом, полным аналогом МФТИ. Для обеспечения возможности эффективной и автономной работы ученых в условиях территориальной удаленности от Центра, потребовалось создать также обширную, в том числе социальную, инфраструктуру с системами энерго- и жизнеобеспечения и научными городками. Это всемирно известный Новосибирский Академгородок и его несколько меньшие аналоги в других сибирских городах – Красноярске, Томске, Иркутске, Кемерово, Омске, Бийске. Для возможности оперативного решения «на месте» всех внутренних проблем государство сделало СО АН СССР по сути отдельным ведомством, закрепив за ним даже отдельную строку в бюджете. Все это позволяло быстро и при необходимости нестандартно решать проблемы внутренней жизни без посредничества столичной бюрократии, к слову, в те годы количественно существенно меньшей. Четко поставленные перед СО АН СССР государственные задачи сохранили свою актуальность и в новой России. Их понимание руководством Сибирского отделения РАН позволило сохранить жизнеспособность этого великого интеллектуального достояния страны, обеспечив не только его выживание, но и адаптацию управления наукой в новых условиях. В результате в последние годы произошло существенное омоложение научных кадров и дальнейшее развитие сибирского научного комплекса. Отметим, что именно научные геологические институты СО АН СССР спрогнозировали наличие огромнейших запасов природного газа и нефти в Западной, а в последние годы – и в Восточной Сибири, а также крупнейших алмазных месторождений. Аргументированные научные прогнозы академических институтов Сибирского отделения были подтверждены отраслевыми институтами Министерства геологии СССР и затем эффективно использованы для развития экономики страны. Это стало основой создания в сжатые сроки уникального нефтегазового комплекса в Сибири, являющегося сегодня основным фактором экономической устойчивости современной России. На пороге использования находится спрогнозированное и разведанное геологами СО РАН крупнейшее в мире месторождение редкоземельных элементов, острейший дефицит которых сказывается на развитии высокотехнологичных отраслей промышленности. Автор этих заметок непосредственно связан с химией и поэтому хорошо знает историю создания и нынешнее состояние химических институтов СО РАН. Их сейчас в отделении 12, и все они были созданы для решения конкретных проблем страны. Первый химический институт АН СССР в Сибири был создан в 1946 году  (сейчас это Институт химии твердого тела и механохимии СО РАН)  для решения вопросов переработки минерального сырья Сибири, в том числе извлечения из него ряда химических компонентов, необходимых для развития ядерного комплекса. В 1957 году были созданы еще два института. Это были Институт химической кинетики и горения, который создали с целью частичной передачи ему проблем, решавшихся  Институтом химической физики, и Институт неорганической химии для научного сопровождения химических проблем, возникающих на производствах ядерного комплекса. В следующем году руководство страны приняло очень серьезные и в основном выполненные решения ускоренного развития химического комплекса СССР. Моё поколение хорошо помнит тогдашний лозунг – «плюс химизация народного хозяйства». Для научного сопровождения развития комплекса создали сразу три новых академических института, причем именно в Сибирском отделении Академии наук: Новосибирский институт органической химии и Иркутский институт химии - для научного сопровождения нарождавшейся в стране промышленности полимерных материалов,  а также Институт катализа в Новосибирске. Институт катализа стал государственной точкой опоры в научном обеспечении разработок «волшебных палочек» для химиков – катализаторов. Это одна из самых наукоемких и поэтому болезненных проблем химической промышленности, которая играет важнейшую роль в развитии всего химического комплекса страны. Институт одновременно должен был решать многие связанные с этим фундаментальные проблемы технологии каталитических процессов, которые лежат в основе почти всех современных химических производств. История показала оправданность ставки в этих вопросах именно на институт Академии наук, а не отраслевые институты химических министерств. Далее были созданы Институт химии нефти в Томске и Институт углехимии в Кемерово с целью научного сопровождения  важнейших для страны направлений технологического развития, а также два института в Красноярске, позже объединенных в один, для научного сопровождения разработок новейших технологий горнохимического комплекса и переработки доступного в регионе крупнотоннажного органического сырья. Одним из последних в СО РАН был создан в Бийске Институт проблем химико-энергетических технологий, обеспечивающий научное сопровождение создания современного ракетного щита России. Все химические институты Сибирского отделения РАН имеют четко выраженную государственную направленность, не потерявшую свою актуальность и в условиях новой России. Существенно, что выполнение возложенных на них государственных задач, в том числе экспертиза и прогнозирование, невозможно без проведения широкого фронта фундаментальных исследований, имеющих комплексный межотраслевой характер. Комплексность исследований не позволяет организовать их в университетских лабораториях, а межотраслевой характер – в отраслевых или оборонных институтах, куда передаются и где используются многие результаты исследований академических НИИ. В обоснование приведенных ниже предложений и выводов расскажу немного подробней об Институте катализа СО РАН, ныне одном из самых крупных химических институтов России. Положение в  нем в той или иной степени характерно для ряда научных учреждений РАН. Общий штат Института составляет около 1000 человек, включая 450 высококвалифицированных научных сотрудников,  средний возраст которых  47 лет, при этом  более 40% (!) научного персонала моложе 35 лет. Поэтому обвинения, что в РАН якобы не идет молодежь, далеко не всегда уместны. Кадровая перспектива Института достаточно стабильна и обеспечена его интеграцией с Новосибирским государственным университетом, где по совместительству работает более 80 научных сотрудников Института. Четверо из них являются руководителями профильных выпускающих кафедр. В результате способная студенческая молодежь, собранная из разных уголков страны, получает одну из лучших по уровню не только в России, но и в других странах подготовку для современной научной работы в очень сложной области химии – катализе. Чувствуя свою востребованность в России, молодежь охотно остается в Институте для учебы в аспирантуре и дальнейшей работы в качестве научных сотрудников. Подготовленные в Институте специалисты оказываются востребованными не только в академической науке, но и в российской химической промышленности, для которой одной из основных проблем является сегодня острейшая нехватка компетентных кадров. Ежегодно в Институте катализа обучается и постоянно работает в лабораториях по 70–80 студентов-дипломников, т.е. магистрантов, к которым следует добавить по 60–70 человек, продолжающих научную подготовку в аспирантуре. Молодежи интересно работать в Институте по многим причинам. Прежде всего, это высокий научный уровень проводимой ими работы с использованием самого современного научного оборудования (в последние лет пять институты СО РАН сделали мощный скачок по приборному переоснащению). Основной принятый в настоящее время индикатор научного уровня академических институтов  - число цитирования результатов соответствующих исследований по зарубежным базам данных у Института катализа один из самых высоких в стране среди НИИ химического профиля. При этом на каждую публикацию  свыше 100 научных сотрудников Института ссылались по сто и более раз, а на публикации более чем 50 сотрудников – не менее чем по тысяче раз! К чему в таком случае необоснованные упреки о низком якобы уровне российской академической науки? Институт катализа сохранил позиции главного научного координатора страны в области разработки и научного сопровождения создания производств промышленных катализаторов в России. Вместе с бывшим омским филиалом, ныне Институтом  проблем переработки углеводородов СО РАН,  Институт катализа нацелен на полное избавление страны от опасной зависимости от импорта стратегически важных промышленных катализаторов. Эмбарго на поставку некоторых катализаторов в Россию в считанные месяцы приведет к катастрофическим последствиям в нефтепереработке и нефтехимии. Ныне около 15% всех производимых на российских НПЗ высокооктановых бензинов получают с использованием разработанных в СО РАН катализаторов. Только за три года реализации одного из мегапроектов, инициированных нашими институтами, вклад в ВВП страны в виде произведенных с помощью новых катализаторов высокооктановых бензинов превысил 8 млрд. рублей, что в 17 (!) раз превысило затраты государственного бюджета на выполнение этого проекта. Тем самым Институт катализа и его бывший филиал  в Омске оправдали своё бюджетное финансирование лет на пять вперед. А существуют еще и другие примеры того, как результаты междисциплинарных комплексных фундаментальных исследований химиков-каталитиков СО РАН дали значительный практический и экономический эффект и продолжают с большой пользой использоваться в стране. О каком же нахлебничестве академических институтов тогда может идти речь?! Теперь относительно выводов, которые хотелось бы донести данной статьей, написанной отнюдь не с целью восхваления Российской академии наук или её институтов и региональных отделений. Цель статьи – обратить внимание руководства страны и законодателей на очень тонкие моменты функционирования старейшей «государевой» структуры. Они должны быть приняты во внимание, чтобы ни в коем случае не нарушить работоспособность этого важнейшей для страны организации. Российская академия наук, одно из призваний которой - обеспечивать руководство страны комплексной экспертизой и прогнозами по самым животрепещущим направлениям нашего развития, должна для этого оставаться ведомством, имеющим сеть подведомственных институтов, компетентных по тем направлениям науки, технологий и иных сторон нашей жизни, по которым государство желает иметь надежную экспертизу и/или прогноз. Это неизбежный и испытанный временем императив для любых стран с любым социальным устройством. Подведомственность означает прямое и полное подчинение Российской академии наук ее научных институтов, как наиболее компетентному и уполномоченному на то государством органу. Он должен быть наделен правами назначения и увольнения руководителей институтов, а также распоряжения  госбюджетными ресурсами, выделяемыми на выполнение основных государственных функций, в том числе в части развития академической инфраструктуры. Назначаемый Академией наук директор института обязан представить в Академию наук полную, предметно и количественно обоснованную, программу развития института, как минимум, на срок полномочий директора, и несет полную личную ответственность за рациональность использования выделенных институту госбюджетных средств и использование закрепленной за институтом научной инфраструктуры. Как показывает опыт, слияние нескольких разного предназначения ведомств в одно приводит к размыванию компетентности руководства объединенной структуры и, как следствие, к последующему принятию плохо обоснованных управленческих решений ввиду нежелания, согласно постулатам социальной психологии, нести за них ответственность, а также  к утрате инициатив со стороны подчиненных подразделений. Поэтому представляется не только весьма сомнительным с точки зрения целесообразности, но и весьма опасным для страны предлагаемое в проекте закона объединение с РАН нескольких отраслевых академий, ликвидация при этом самостоятельности региональных отделений РАН, а также передача научных академических институтов в ведение некоего административного органа с весьма туманными полномочиями, который ну никак не сможет заменить нынешнюю РАН в научном и административном управлении научными учреждениями. Между тем, очевидной в настоящее время является необходимость  усиления координации фундаментальных и прикладных научных исследований и научного сопровождения в сферах оборонной тематики, здравоохранения и экономического развития регионов. Такие задачи неоднократно ставил президент страны. В этой связи особенно опасно намечаемое лишение самостоятельности региональных отделений РАН. Они отвечают за выполнение важнейших государственных функций на огромных территориях, удаленных от столичного региона, причем эти функции имеют многочисленные особенности с точки зрения подходов к их выполнению. Это, в частности, необходимость целенаправленной и оперативной поддержки небольших, но компетентных научных ячеек, которые расположены в местах, очень важных для оборонного, экономического и социального развития государства. Примерами являются арктическая зона, малоосвоенные территории Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также уникальные природные объекты, требующие научного изучения происходящих в них процессов на месте. В силу необъятности территории нашей страны необходимые структурные, кадровые и финансовые маневры при этом не всегда понятны руководству централизованных ведомств, что приводит нередко к печальным  последствиям, причем не только в науке. Еще одним из доводов за сохранение самостоятельности региональных отделений РАН является то, что они, функционирующие ныне в качестве ведомств с отдельной строкой финансирования в госбюджете, на протяжении постперестроечного периода оказались способными мобильно адаптировать управление академической наукой к современным условиям. Так, например, Сибирское отделение РАН ещё в начале 1990-х годов ввело в практику заключение срочных трудовых контрактов с руководством и научным персоналом институтов, отработало систему разумной сопоставительной оценки (рейтингования) институтов с точки зрения их жизнеспособности и уровня фундаментальных исследований в сочетании с селективной финансовой поддержкой наиболее результативных из них. Кроме того, введена  в практику беспрецедентная по своей эффективности система конкурсной поддержки междисциплинарных проектов в рамках как самого Сибирского отделения РАН, так и в кооперации с другими региональными отделениями и академиями наук других стран. В СО РАН отработана также прекрасно зарекомендовавшая себя прозрачная система финансирования закупок нового дорогостоящего оборудования с четко выделенным приоритетом - создание центров коллективного пользования этим оборудованием. Сибирское отделение первым в РАН разработало и утвердило стратегию своего развития, ориентированную, прежде всего, на выполнение государственных функций. СО РАН совместно с университетами Сибирского региона создало и развивает систему подготовки и закрепления научных кадров. Только за два последних года СО РАН сумело улучшить жилищные условия более чем тысячи семей сотрудников, включая научную молодежь. Ключевым моментом в деятельности региональных отделений РАН является, как отмечалось, их юридическая автономность в принятии многих решений, в том числе наличие отдельной строки в государственном бюджете с закреплением за ними функций главного распорядителя бюджетных средств. Поэтому предлагаемое в законопроекте преобразование региональных отделений в филиалы с потерей юридического лица и, естественно, функций главного распорядителя бюджетных средств, является абсолютно недопустимым как для будущего науки в регионах, так и развития российской науки в целом. И, наконец, лишение РАН и других государственных научных академий научных институтов и передача институтов в руки чиновников сделает невозможным дальнейшее существование в стране науки, так как управлять научными исследованиями могут только сами ученые. Поэтому представляется разумным не объединять научные академии в одну, что, как отмечалось, разрушит управляемость научными исследованиями, а создать для них управляющую надстройку, призванную координировать в стране междисциплинарные фундаментальные и прикладные научные исследования. При этом академии сохранят свою самостоятельность, свои структуры и функции, а управляющая надстройка явится неким аналогом когда-то хорошо зарекомендовавшего себя Государственного комитета по науке и технике. Управлять аналогом прежнего госкомитета должны компетентные и досконально знающие проблемы страны ученые во главе с президентом РАН в статусе министра науки правительства, что позволит освободить чиновников нынешнего Министерства образования и науки от явно не подъемных для них и не свойственных им функций.

Обращение лауреатов Нобелевской премии к Президенту России

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Государственная Дума Российской Федерации может принять закон, который трансформирует структуру научно-исследовательской деятельности в России, упраздняя проверенную временем российскую модель ради введения западной. Мы обеспокоены этим предложением по четырем причинам. Во-первых, не очевидно, что западная модель лучше подходит для России. Во-вторых, резкие радикальные изменения могут подорвать научное сообщество в России еще до того, как будет окончательно установлен новый порядок. В-третьих, потому, что любые изменения должны осуществляться при участии самих ученых, которые лучше знают, какие изменения необходимы, и которые окажут поддержку, если будут частью этого процесса. В-четвертых, потому, что наука является международной. И российские ученые – очень важные члены широкого международного сообщества, к которому принадлежим мы все. Со времени своего основания Петром I в 1724 году Российская академия наук выросла до организации мирового уровня в сфере научных исследований и разработок. Исследования космоса и полупроводниковая революция вошли в число важных мировых достижений благодаря, в том числе, и научным исследованиям РАН. К Российской академии наук имеют отношение18 лауреатов Нобелевской премии. До резкого сокращения финансирования 20 лет назад многие НИИ РАН конкурировали с западными научно-исследовательскими институтами. РАН все еще может служить основой для научных исследований и разработок в России вместе с ВУЗами, по мере того, как они укрепят свою систему научно-исследовательской работы. Обучение в России традиционно было прерогативой ВУЗов. Тем не менее, есть важные исключения, такие, как, например, Санкт-Петербургский академический университет, в котором к преподаванию в лицее и бакалавриате привлекаются члены РАН. Все организации должны непрерывно реформироваться, чтобы идти в ногу со временем. И среди реформ, которые проводятся в России, могло бы быть более активное участие РАН, в том числе в образовательной деятельности ВУЗов при одновременном увеличении им финансирования на научные исследования. Хорошие примеры – Московский государственный университет, Московский физико-технический институт, Новосибирский государственный университет. Однако мы хотим подчеркнуть важность поэтапного реформирования. Каждое изменение должно добавлять ценность системе, не нанося ей вреда. Только постепенные изменения имеют вероятность быть полезными. Надеемся, что Вы примите во внимание эти опасения и предпримете действия, чтобы спасти российскую науку, не подвергая ее риску уничтожения. Будущее науки в Российской Федерации и во всем мире во многом зависит от этого Вашего решения. С уважением, Шелдон Ли Глэшоу, Нобелевская премия по физике 1979 года, США Дэвид Гросс, Нобелевская премия по физике 2004 года, США Роджер Корнберг, Нобелевская премия по химии 2006 года, США Жан Мари Лен, Нобелевская премия по химии 1987 года, Франция Ричард Робертс, Нобелевская премия по медицине 1993 года, США Алан Хигер, Нобелевская премия по химии 2000 года, США Аарон Цехановер, Нобелевская премия по химии 2004 года, Израиль Письмо на конференции научных сотрудников РАН 28 августа зачитал академик Жорес Алферов.
[caption id="attachment_16325" align="alignright" width="250" caption="Жорес Алферов, академик, вице-президент РАН, лауреат Нобелевской премии по физике за 2000 год"]Жорес Алферов, академик,  вице-президент РАН, лауреат Нобелевской премии по физике за 2000 год[/caption]

Открытое письмо Президенту Российской Федерации В. В. Путину

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Полагаю, что президент страны всегда является самым большим патриотом своей страны и заинтересован в успешном её развитии уже в силу занимаемой должности. Важнейшей задачей страны является возрождение высокотехнологичных отраслей промышленности. Вы сформулировали её как задачу для бизнеса: создать к 2020 году 25 миллионов рабочих мест в высокотехнологичном секторе экономики. Это задача не только для бизнеса — это задача для страны, для науки и образования. Чтобы ее решить, нужно вернуть приоритет научных исследований, кардинально усилить роль Академии наук, постоянно добиваться востребованности научных  результатов экономикой и обществом, по-новому развивать систему высшего профессионального, прежде всего естественнонаучного и технологического образования. В условиях жесточайшей международной конкуренции за рынки сбыта, в том числе российские, мы можем выиграть, только создавая принципиально новые технологии на основе отечественных научных разработок, и, безусловно, лаборатории РАН являются самыми эффективными для их проведения. Наша академия всегда была высшим научным учреждением страны, определяющим ее научно-технический прогресс, подготовку кадров высшей квалификации и координацию научно-исследовательских работ в области естественных и общественных наук. При вручении Нобелевских премий в 2000 году британский канал ВВС проводил «круглый стол» с новыми лауреатами, и я запомнил, как мой сосед за столом - американский экономист профессор Джеймс Хекман, отвечая на один из вопросов, сказал: «Научно-технический прогресс во второй половине XX века полностью определялся соревнованием США и СССР, и очень жаль, что это соревнование закончилось!». Академия наук СССР не только предлагала для страны крупнейшие проекты, но и вносила решающий вклад в их воплощение (создание ядерного щита, атомной энергетики и атомного флота, освоение космоса и Северного морского пути, Сибири и Дальнего Востока с организацией там новых научных центров, радиолокация и полупроводниковая «революция» и многое другое). Ведущие промышленные министерства (Минсредмаш, Минобщемаш, Минэлектронпром, Минрадиопром и т.д.) создавались в Советском Союзе при самом активном участии Академии наук СССР и ее ведущих ученых. При благоприятном стечении обстоятельств, проводись реформы иначе и другими людьми, они могли бы стать успешными, а наши компании - конкурентоспособными на мировом рынке в развитии современных технологий и производства. Но этого не произошло. После жесточайших реформ 1990-х годов, многое утратив, РАН, тем не менее, сохранила свой научный потенциал гораздо лучше, чем отраслевая наука и вузы. Противопоставление академической и вузовской науки совершенно противоестественно и может проводиться только людьми, преследующими свои и очень странные политические цели, весьма далекие от интересов страны. Предложенный Д. Медведевым и Д. Ливановым в пожарном порядке законопроект о реорганизации РАН и других государственных академий наук и, как сейчас очевидно, поддержанный Вами, отнюдь не решает задачу повышения эффективности научных исследований. Смею утверждать, что любая реорганизация, даже значительно более разумная, чем предложенная в упомянутом законопроекте, не решает эту проблему. Основная проблема российской науки - это невостребованность наших научных результатов экономикой и обществом. Еще в 2001 г. ко мне обращались коллеги-академики с предложением выставить свою кандидатуру на выборах президента РАН. Я ответил отказом, считая, что у нас хорошие перспективы. Тогда  наш новый президент страны встретился в Сочи с ведущими учеными РАН. Казалось, что положительно изменится экономический курс развития страны. За прошедшие 12 лет многое изменилось, но многое осталось неизменным. По-прежнему продолжались и при этом множились утверждения, что Академия должна быть, как в «цивилизованных» странах, элитным клубом, а наука должна развиваться в университетах, что РАН есть наследница тоталитарного советского режима - в 1920-е годы нападки на Академию наук тоже велись очень активно, только под лозунгом «Академия — наследница тоталитарного царского режима». Полностью игнорировалось, что мы - наследники реформ основателя Академии наук Петра Великого. Что касается так называемого «клуба именитых учёных», то напомню: в оперативном управлении РАН находится огромная федеральная собственность, которую, к счастью, не успели приватизировать. И что с ней станет, если превратить академию в клуб? Мы исходим из интересов России и российской науки, призванной служить своей стране. А вот кому выгодно изменить статус РАН — не тем ли, кто на эту собственность позарился? Не станет ли предложенный в проекте закона о реорганизации РАН федеральный орган, которому хотят передать все академические институты, «Академсервисом», подобным ставшему печально известным «Оборонсервису»? Аргументы Д. Медведева, что организация РАН соответствует 30-40 гг. прошлого столетия и не соответствует XXI веку, абсолютно надуманы и не имеют смысла. Академия наук в организационном и структурном плане - это консервативное учреждение в лучшем смысле этого слова. И отметившая в этом году свое 150-летие национальная Академия наук США, и перешедшее рубеж 350 лет Лондонское Королевское общество по принципам организации и структуре мало изменились за свою историю. И, тем не менее,  они играли и продолжают играть важнейшую роль в развитии науки и технологий в своих странах и сегодня. То же самое, можно сказать и о нашей РАН. Два последних десятилетия у нашей академии в основном была «философия выживания». Для того, чтобы перейти к «философии развития» требуется не только заметное увеличение финансирования, а нужна, прежде всего, высококвалифицированная, грамотная постановка новых задач в науке и технологиях. Только РАН сегодня располагает высококвалифицированными кадрами во всех областях современной науки. Мы часто являемся свидетелями, когда чиновники от научных ведомств формулируют не реальные цели научных исследований, не задачи, которые надо решить и на решение которых нужно выделить определенные средства, а лишь навязывают придуманные ими способы распределения средств. Для решения Вами же поставленной задачи нам нужны не «реформы» Академии наук, а всего лишь эффективное её развитие, изменение статуса отделений и создание новых взамен неэффективных. Программа развития РАН была мною недавно изложена во время выборов президента РАН. Нужны конкретные задачи, решение которых в наиболее перспективных направлениях позволит вывести страну на самые передовые позиции в современной науке и технологиях. Такие задачи могут ставить только сами учёные РАН и не могут Фурсенко с Ливановым со всем их аппаратом, поскольку никогда ничего заметного они в науке не сделали. Ликвидируйте сегодня Минобрнауки и Управление науки и образования во главе с Хлуновым в Вашей администрации – все учителя, преподаватели ВУЗов и научные работники вздохнут с облегчением, а страна просто этого не заметит. Президентский совет по науке, технологиям и образованию должен состоять из выдающихся ученых и руководителей основных высокотехнологичных компаний страны, готовящих для Вас новые решения принципиальных вопросов о развитии науки, технологий и образования. Вместо этого мы имеем Комиссию по госпремиям, президиум которой, готовящий и фактически принимающий все решения, возглавляете не Вы, а чиновник президентской администрации. Кстати, не могу себе представить, чтобы президиум РАН возглавлял не президент академии, а работник аппарата президиума. Ну, и конечно, в Президентском совете места для единственного сегодня в России Нобелевского лауреата по науке не нашлось. И такому Совету Вы собираетесь поручить назначение директоров институтов РАН? Абсолютно надуманным является объединение РАН с РАМН и РАСХН. Проводя его, мы только разрушим нормальную работу всех трёх академий, а организация взаимодействия и совместных исследований вовсе не требует этой реорганизации. Кстати, в самой передовой в области науки и современных технологий сегодня стране – США  действуют три национальные академии (в двух из них я уже четверть века состою иностранным членом). Одна из них – Институт здоровья, т.е. Национальная академия медицинских наук США – самая бурно развивающаяся сейчас, с огромным бюджетом, и располагает в своей системе рядом университетов и институтов. Вообще слово «реформа» становится нарицательным и воспринимается, чаще всего, как синоним «развала» и «разгрома». «Реформы» сразу ассоциируются с чубайсовской приватизацией и развалом СССР. Нашу Академию наук удалось сохранить еще и потому, что все организации АН СССР были на территории РСФСР, и при развале Союза Академия наук естественно сохранилась как Российская академия наук. Ее статус, как высшего научного учреждения страны, должен быть прописан в соответствующем федеральном законе и вписан в Устав Академии. Важнейшая задача, которая стоит перед нами, – сделать науку востребованной. Без этого её не вывести из нынешнего бедственного положения. Когда наука востребована, всегда появляются средства на реализацию научных разработок. Такие условия и нужно создать в нашей стране сегодня. Реальным инструментом решения этой задачи должна быть Российская академия наук. Мы можем это сделать, а власть обязана нам помочь. Десятилетним мальчиком я прочитал замечательную книгу Вениамина Каверина «Два капитана». И всю последующую жизнь я следую принципу её главного героя, Сани Григорьева: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!». Очень важно при этом понимать, за что ты берешься. Борьба за сохранение РАН - это не только борьба за будущее науки России, это борьба за будущее страны. И очень хотелось нам бороться за него вместе с Вами!
[caption id="attachment_16303" align="alignright" width="130" caption="Зюганов Геннадий Андреевич Председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Госдуме ФС РФ"]<b>Зюганов Геннадий Андреевич</b> Председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Госдуме ФС РФ[/caption] Правительственный законопроект о реформе Российской академии наук принят Государственной Думой. Фракция Коммунистической партии Российской Федерации - единственная консолидированно проголосовала против. Несмотря на изменение отдельных положений, наша оценка остаётся прежней: этот закон носит исключительно разрушительный характер. Он не имеет никакого отношения к развитию науки, модернизации страны и преследует лишь одну цель: прибрать к рукам имущество академии. Организация с трёхвековой историей отдаётся на разграбление структуре, аналогичной сердюковскому «Оборонсервису». Научное сообщество и все прогрессивно мыслящие граждане страны отвергли эту «реформу». В столице прошёл митинг протеста молодых учёных, собравший несколько тысяч человек. Конференция работников РАН призвала отправить в отставку вице-премьера Голодец и министра Ливанова и отклонить правительственный проект закона. Общее собрание Российской академии наук потребовало коренным образом его переработать. С призывом не проводить реформу в нынешнем виде обратились к властям Российской Федерации лауреаты Нобелевской премии из разных стран мира. В июле и августе КПРФ провела по всей стране массовые акции протеста против «реформы» РАН. Одновременно было сделано всё для того, чтобы организовать диалог общества с правительством по этой важнейшей для страны и её будущего проблеме. Однако все доводы в который раз разбились о чиновничьи лбы. Правительство страны считает, что в нынешнем виде наука не востребована. Однако ни одна из проблем академической науки не является её специфической чертой. Наоборот, на взгляд КПРФ все они — следствие порочной экономической системы, выстроенной в нашей стране за последние 20 лет по заветам Ельцина и Гайдара. Эта система уже загнала экономику страны в тупик. Если господину Медведеву и его кабинету министров не нужны качественное образование и академическая наука, то России и подавно не нужно такое правительство. Оно должно уйти. В поддержку этого требования уже поставили подписи 2 миллиона граждан, в том числе более 130 тысяч молодых людей в сети Интернет. В своё время много слёз пролили по поводу одного «философского парохода». За последние два десятилетия из-за безответственной политики в отношении науки из страны «утекли» сотни тысяч лучших умов. Они теперь трудятся на благо иностранного капитала, а не своей Родины. Сегодня власть громит разом всё научное сообщество страны. Что это, как не акт национального предательства?! КПРФ заняла в отношении «реформы» самую жёсткую позицию. Благодаря этому нам многое удалось. Российская академия наук сохранила свои отделения, которые первоначальный проект предлагал уничтожить. Продолжат работу и региональные научные центры. Но ещё раз подчеркнём: все эти уступки власти — не её добрая воля. Это результат бескомпромиссной борьбы как в стенах парламента, так и в ходе массовых уличных акций протеста. Борьба должна продолжаться. Совместные усилия КПРФ, научного сообщества, всех неравнодушных граждан нужно направить на возрождение страны, её экономики, системы образования, научного потенциала. Мы должны выступить против превращения России в сырьевую колонию, в нефтегазовую «банановую республику». РАН и другие госакадемии должны быть сохранены. Их финансирование следует увеличить, а кадровый состав усилить путём привлечения молодых учёных и возвращения наших талантливых научных работников из-за границы. Россия должна быть могучей научной державой! Правительство разрушителей — в отставку!

Г.А. Зюганов,

Председатель ЦК КПРФ.

[caption id="attachment_16303" align="alignright" width="130" caption="Зюганов Геннадий Андреевич Председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Госдуме ФС РФ"]<strong>Зюганов Геннадий Андреевич</strong> Председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Госдуме ФС РФ[/caption] В жизни каждого народа и страны бывают события и даты, которые мы не вправе забывать. Исполняется 20 лет преступному ельцинскому указу №1400. Пойдя на этот шаг, Ельцин поставил себя вне закона, он полностью узурпировал власть в стране. За этим указом последовал разгром всенародно избранных органов Советской власти и расстрел защитников Верховного Совета в Москве 3-4 октября 1993 года. Тогда погибли сотни людей. Ельцин и его подельники совершили государственный переворот и пролили кровь в самом сердце страны.

Чёрный октябрь

Всё это случилось не вдруг. Ельцинская камарилья рвалась поскорее распродать народную собственность в частные руки. Эти люди прекрасно понимали, что, им не удастся задуманное, если не уничтожить Советскую власть. Вспомним, одним из первых действий Ельцина на посту президента был указ о роспуске Народного контроля. Но Советы оставались. Они имели многоступенчатую структуру, охватывавшую всю страну. Именно Советы стали последним препятствием, не позволявшим жуликам и мерзавцам разворовать и растащить собственность, которую народ наживал почти тысячу лет. Что произошло после расстрела Верховного Совета, все мы прекрасно знаем. Чубайсовская приватизация и лихие 90-е стали сегодня притчей во языцех. Первыми же указами были отданы на разграбление золотовалютные резервы страны и все фонды, включая пенсионный. Одних только стратегических запасов на случай военной опасности имелось на 200 млрд. долларов — все их растащили по частным лавочкам. С невиданного ограбления страны начиналось первоначальное накопление капитала в России. Колоссальная собственность перешла в руки группки людей, которые составили костяк зарождающейся олигархии. Ресурсы богатейшей страны мира отныне были обречены на то, чтобы их варварски разворовывали и, в конечном счёте, попросту пропивали и проматывали. Намерения Ельцина были недвусмысленны. Задолго до кровавого октября он пошёл по пути эскалации насилия и утверждения режима личной власти. Становилось ясно, что этот человек не остановится ни перед чем. 23 февраля 1992 года была избита демонстрация лево-патриотических сил в Москве на улице Горького. В июне того же года насилие применили к участникам массовой акции возле телецентра в Останкино. Уже в марте 1993-го ради сохранения своих чрезвычайных полномочий Ельцин готовился разогнать парламент и растоптать Конституцию. Указ «Об особом порядке управления страной» даже был озвучен им, но тогда его не решились осуществить. Затем последовал кровавый разгон Первомайской демонстрации на Ленинском проспекте в столице. Под дубинки попали женщины и дети. Демонстрантов обвинили в попытке прорваться к Кремлю, хотя даже дураку понятно, что путь от Октябрьской площади по Ленинскому ведёт в противоположном направлении. Избиение готовилось и в святой день 9 мая. Столица была буквально забита войсками, но на улицы вышла такая масса людей, что власть испугалась что-либо предпринять. Чёрный октябрь 1993-го не стал случайностью — Ельцин избрал для себя кровавый путь совершенно сознательно. Обвинять защитников Конституции в том, что они спровоцировали насилие 3 и 4 октября — грубая фальсификация. Ещё в сентябрьские дни по команде Ельцина окрестности Белого дома затянули колючей проволокой, а на прилегающих улицах началось массовое избиение сторонников Верховного Совета. Коммунисты предупреждали страну заранее. В мае 1993 года наша партия приняла специальное обращение к гражданам о недопустимости политического экстремизма. К сожалению, нас тогда не услышали. Многие в то время избрали для себя позицию стороннего наблюдателя. Они не проявили волю к защите Конституции и Советской власти, не понимая, что тем самым могли защитить в первую очередь самих себя от произвола нарождающейся олигархии. В итоге граждане страны лишились не только общенародной собственности, но и социальных гарантий, которые им давала Советская власть и которыми они пользовались сполна. Сегодня, спустя 20 лет, каждый осознал, что произошло. Мы живём в стране, где земля, недра, воды и леса не принадлежат нам. Всё это стало возможно после Кровавого октября, и те, кто гордился своим голосованием за Ельцина, сегодня или отводят глаза в сторону, или не признаются в этом.

Наследники расстрельной команды

Два десятилетия прошли с той поры и, тем не менее, опасность возвращения гайдаровско-ельцинской политики снова витает над нашей страной. Сейчас, когда будут говорить об итогах расстрела Советской власти, вновь станут пытаться оправдывать это безумие. Нам будут заявлять о том, что мы, наконец, добились свободы и демократии, как, впрочем, нам обещали их в 1991-м, и в 1993-м. Но на самом деле в крови и огне октября родился монстр. Этот монстр взял всё самое худшее и мерзкое у Запада, прежде всего – неудержимую тягу к наживе через любые преступления. Коррупция и разгул криминала стали его сутью. Он впитал в себя и традиционные чиновничьи узколобость, безответственность и разгильдяйство. Так мы получили сегодняшнюю власть. Ту власть, которая за 20 лет не построила ни одного крупного наукоёмкого предприятия. Не совершила ни одного прорыва в науке, не создала ничего стоящего ни в литературе, ни в искусстве, даже не сумела изобрести собственный мобильный телефон. Ту власть, которая планомерно превращает Россию из страны «героев, мечтателей и учёных» в сырьевую придаток, в обслугу мировой капиталистической системы. В своё время некоторые политики орали, что они за бедных, они за русских. За эти 20 лет русских стало меньше на 14,5 млн., а количество бедных выросло в 6 раз. И выход из сложившейся ситуации в рамках нынешней системы не может быть найден. Стране необходим принципиально новый курс — курс возрождения и развития с опорой на наши лучшие достижения и традиции. Пока же правительство Медведева предлагает прямо противоположное. Оно добивает остатки высшего и среднего образования, которое ему досталось от советской эпохи. Оно протащило закон, который фактически ликвидирует Российскую академию наук, на что не решился даже Ельцин. Без науки в современном мире у нас вообще не будет точек роста и возможности уверенно идти в будущее. Недавно это правительство приняло беспрецедентное решение — на 5% урезать все статьи бюджета, кроме защищенных. Причина тому — наметившийся в хозяйстве страны устойчивый спад. В этом году бюджет не досчитается более триллиона рублей. Рост ВВП упал втрое, а промышленное производство и вовсе перестало расти. После того, как в прошлом году правительство открыло двери для Всемирной торговой организации, реальный сектор экономики — промышленность, сельское хозяйство, сфера высоких технологий — в ближайшие 3-5 лет будет окончательно уничтожен. Эти отрасли без поддержки государства не в состоянии соперничать с мощными транснациональными корпорациями. Наши предприятия оказываются в вопиюще неравных условиях и погибают одно за другим. Ведь киловатт-час электроэнергии в России стоит дороже, чем в Европе. Цена на литр 95-го бензина составляет 33 рубля, и продолжает повышаться. Как тут конкурировать? В народе ВТО расшифровывают по-своему: выгодно только олигархам. И с этим не поспоришь — ведь единственные, кто выиграл от вступления России в ВТО, это экспортёры сырья.

Новая политика стучится в наши двери и окна

Сегодня мы обязаны всё сделать для того, чтобы соединить усилия всех государственно мыслящих, патриотично настроенных людей. В 1993-м году этого сделать не удалось. Тогда нас поддержал Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин, за что он заслуживает всяческого уважения. Тогда возвысил свой голос Патриарх Алексий II, выразивший готовность быть добрым и авторитетным посредником при переговорах. Главы администраций 62 субъектов Федерации выразили готовность сесть за стол переговоров, объявить досрочные выборы в декабре и решить проблему миром. КПРФ предупреждала тогда о необходимости не допустить провокаций, но к нам не прислушались. Нынешняя власть продолжает тащиться по старой ельцинской колее, не позволяя что-либо менять даже в ходе выборов. Недавно на парламентском форуме «Открытая трибуна» были подведены итоги единого дня голосования 8 сентября. Мы увидели, что выборы по-прежнему остались нечестными, вороватыми, жульническими и непрозрачными. КПРФ не признала их итоги в Кемеровской и Ростовской областях. Абсолютно грязными были выборы в Ярославле и Волгограде, где граждане восстали против их результатов. Ситуация заслуживает того, чтобы создать по линии парламента специальную комиссию и расследовать все факты нарушений в ходе избирательной кампании. Власть тратит массу сил на получение «правильного» результата в ходе выборов, и это вызвано серьёзным сдвигом в массовом сознании. Прежние обманки не срабатывают с той же лёгкостью, что и раньше. Потому и приходится прибегать к административной давиловке и грубой фальсификации результатов выборов. Сегодня многие граждане страны, наконец осознали, что они ходят по улицам городов, построенных при Советской власти. А сырье для продажи за рубеж добывается на тех рудниках и скважинах, которые разведали и начали разрабатывать их отцы и деды. Наши соотечественники поняли, что и сегодня их защищают плоды Победы в мае 1945-го. Даже отчаянные сторонники Ельцина не могут спорить с тем, что советская цивилизация была вершиной достижений Российской государственности. Многие, наконец, задумались о том, что они в огромном долгу: пользуются результатами трудов поколений, поднявших страну на высшую ступень в её истории, но сами оставляют будущим поколениям лишь разор да разруху. Уже и Путин, и Медведев признались в том, что страну действительно загнали в тупик, а коррупция разъедает государственный организм. Это признание обнадёживало. Их кадровая скамейка коротка, потому что двух подъездов питерского дома недостаточно для управления огромной страной. Казалось, что они близки к тому, чтобы избавиться от огрызков ельцинской эпохи в лице чубайсов, кириенок, улюкаевых, дворковичей и иже с ними. Но у Путина не хватило мужества сформировать нормальное правительство. И сегодня на фоне углубляющегося кризиса КПРФ выдвинула жёсткое требование: эта либеральная команда должна уйти в отставку. Путину следовало бы хорошенько вспомнить, что случилось, менее чем через 5 лет после Чёрного октября. После дефолта и обвала курса рубля за считанные дни в одной только Москве образовались сотни тысяч безработных. Доходы людей уменьшились в разы. Тогда закачался не только трон Ельцина, но и кресла под всеми олигархами. Они вынуждены были пойти на создание правительства национальных интересов лево-центристского толка в лице Примакова, Маслюкова и Геращенко. У нас и сегодня есть этот выбор, и пока не поздно его сделать. Нужен принципиально иной политический курс. Необходимо сформировать на основе наиболее подготовленных граждан страны сильное дееспособное правительство и предложить качественно новую программу. Для наполнения бюджета нашей стране нужна новая экономическая политика. И начать следует с прекращения разворовывания тех сумасшедших средств, которые достаются от продажи нашего сырья на внешнем рынке. Почти 10 триллионов рублей ежегодно присваивает себе российская и иностранная олигархия. Если эти средства направить в бюджет, то не будет никаких оснований для резкого сокращения расходов. Чёрный октябрь столкнул нашу страну на кривую дорожку, в грязную вороватую колею. И через двадцать лет мытарств надо как можно скорее с неё сойти. С наследием ельцинской расстрельной команды нужно покончить раз и навсегда — иначе гибель. Из сложившейся ситуации есть единственный выход – это соединение великой русской идеи, высокой духовности и коллективизма с социалистическими идеалами, классной наукой, образованием и научно-техническим прогрессом. Соединив воедино эти элементы, мы подарим нашим детям то лучшее будущее, ту могучую державу за которую сражались защитники Дома Советов.

Пресс-служба ЦК КПРФ, плакаты: Игорь Петрыгин-Родионов 2013-09-20 11:11