Что это: возвращение к распределителю худших времен СССР или, напротив, возрождение социальных льгот? А может, это первый шаг к так называемому «безусловному основному доходу», практикуемому в ряде богатых западных стран. Нацелены ли подобные меры на борьбу с бедностью, на повышение уровня жизни масс или всего лишь прикрывают эту бедность «фиговым листком», чтобы заглушить социальные угрозы?
Что думает форум о «коммунизме» на 20€. Сопоставимо ли это с социальным пакетом советского времени? Как прежде работали общественные фонды? Что советский человек имел помимо материального дохода, выраженного в зарплате? Возможна ли такая практика в сегодняшней России?
* * *
Объявлено, что карточками обеспечат тех, кто предоставит документы о доходах в местный орган социальной защиты населения и по решению комиссии будет признан нуждающимся в государственной поддержке. На специальную продовольственную карточку ее владельца (по типу пластиковых банковских карт) ежемесячно будут начисляться баллы, равные примерно 1200 рублям, что эквивалентно 20 евро. Не истраченные в текущем месяце средства обнуляются. Предполагается, что купить на карточку можно будет только отечественные продукты (кроме табака и водки).
По словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, карточки будут способствовать поддержанию процесса импортозамещения, поскольку продукты в этом случае будет оплачивать государство исходя из стабильного спроса. Также программа призвана обеспечить устойчивый спрос для производителей.
78% жителей России поддержали введение продовольственных карточек. При этом 31% опрошенных россиян рассчитывает на такие карточки, еще 26% участников опроса заявили, что испытывают острую потребность в них. Но почему эта мера, казалось, вполне разумная в условиях обнищания значительной массы людей, вызвала такую жаркую дискуссию в обществе?
Во-первых, само понятие «продовольственная карточка» благодаря стараниям массовой антисоветской пропаганды вызывает стойкую негативную реакцию населения: «Дожили, вот и карточки уже введут!»
Во-вторых, непонятен механизм реализации этой идеи в российской глубинке, где есть немало сел, куда в лучшем случае 2 раза в неделю приезжает автолавка. Сетевыми магазинами здесь и не пахнет. Где, позвольте сказать, люди будут отоваривать свои карточки-баллы?
Ну и, в-третьих, вызывает вопросы попытка правительства навязать обществу мнение, что программа введения продовольственных карточек чуть ли не эквивалентна программе государственной поддержки сельскохозяйственного производителя. Хотя мизерный объем помощи для одного россиянина и рассчитан на покупку самых дешевых продуктов питания, но из-за своей массовости это действительно должно обеспечить для их производителей устойчивый спрос, о чем мечтает министр Д. Мантуров. А то, что «устойчивый спрос» будет обеспечен, сомневаться не приходится. Чувство «халявы» заставит людей брать даже те продукты, которые они не стали бы покупать за деньги.
Но сдается мне, что за счет искусственного формирования спроса на низкокачественную продукцию, например на восстановленное молоко, творог, йогурты, масло и сыры, в которых натуральное (цельное) молоко фактически отсутствует, государство ловко уходит от необходимости прямой и реальной помощи сельскому хозяйству. Ведь те же молочные продукты, полученные из восстановленного молока, никакого уже отношения не имеют к нашему сельскому хозяйству, так как молочный порошок наши производители приобретают, как правило, за рубежом.
Тем самым коров будет становиться все меньше (уже сейчас поголовье крупного рогатого скота, по сравнению с 1990 годом, уменьшилось втрое), а производство суррогатов из порошка и того же пальмового масла будет постоянно расти. Напомним, что если раньше в СССР за фальсификацию продуктов питания получали реальный тюремный срок, то сейчас в РФ за это получают... огромную прибыль.
Но особенное неприятие вызывает намерение правительства ограничить возможность приобретения на карточку продуктов неким заранее определенным списком-перечнем дешевых продуктов, что само по себе унизительно. К тому же, зная о степени коррумпированности и других «особенностях» нашей государственной системы, люди опасаются, что по карточкам им могут сбывать низкокачественные или залежалые продукты питания по принципу «Вот тебе, Боже, что нам негоже». Поэтому разумно было бы обществу потребовать, чтобы на продовольственную карточку человек мог приобретать любые продукты питания, производимые в России, а не только те, на которые укажут чиновники. Тогда это будет хоть и небольшая, но реальная помощь нашим людям.
Однако возможность «пилить» по 240 млрд рублей в год (во столько правительством РФ оценивается выполнение данной программы) вызывает опасение, что строгий «перечень» того, что можно купить на эти карточки, все-таки будет введен. Ведь у нас все делается не в интересах простых россиян, а в интересах определенной кучки сырьевого олигархата. Это же не просто начисление денег на счета россиян, как в случае того же безусловного основного дохода (БОД), принятого в ряде богатейших стран. Это отдельная, скорее всего чипованная карточка, отдельный процессинг, отдельный учет в торговых сетях и т.д. То есть это специальная система, примерно такая же, как и пресловутый «Платон». Поэтому возникает большой вопрос: сколько помимо 1200 рублей на отдельно взятого нищего россиянина будет тратиться на поддержание данной системы? То есть, другими словами, какова будет доля роттенбергов в этом распиле бюджетных денег?
Удивляет и то, что некоторые кремлевские пропагандисты пытаются выдать эти талоны на «усиленное питание» дешевыми и второсортными продуктами как нечто похожее на модную сейчас в мире идею безусловного основного дохода (БОД), когда каждый гражданин страны получает ежемесячно дополнительно от государства к своему заработку или пенсии энную сумму денег, как бы свой кусочек общего государственного пирога. Мол, у нас тоже почти как в «европах», так же заботятся о всеобщем благе народа.
Поэтому остановлюсь поподробней на понятии «безусловный основной доход» (БОД). Обязательно нужно отметить, что БОД выплачивается всем членам общества вне зависимости от уровня дохода и без необходимости выполнения работы. Наиболее убедительными преимуществами этих выплат люди считают то, что выплаты решают проблему бедности, проблему безработицы, сокращают чиновничий аппарат и помогают обеспечить людям равные возможности. А главное, позволяют людям заниматься тем, чем они хотят, а не тем, что требует рынок.
Первый общеевропейский опрос в апреле 2016 года показал, что 64% жителей Евросоюза поддержали бы введение безусловного основного дохода. И только 4% граждан после введения БОД откажутся работать.
В ряде стран были проведены пилотные программы по введению безусловного основного дохода. В большинстве случаев результаты были положительными. Опасения, что бедные будут тратить деньги на приобретение алкогольных напитков или наркотических веществ, не оправдались.
Так, программу безусловного дохода запустили в одном из городов Нидерландов – Утрехте – в январе 2016 года. Там выплаты составили 900 евро (55 тыс. рублей) на человека.
С 1 января 2017 года примерно 2 тыс. безработных в Финляндии обеспечен гарантированный минимальный доход за счет государства без каких бы то ни было условий. Участники эксперимента вместо пособия по безработице получают дополнительно 560 евро (35 тыс. рублей) в месяц – сумму, примерно равную пособию по безработице. При этом базовый доход будет выплачиваться, даже если человек устроится на работу. На другие социальные пособия этот базовый доход не влияет. Планируется, что в том случае, если эксперимент будет успешным, безусловный доход в размере 800 евро (почти 50 тыс. рублей) для всех жителей страны заменит собой систему социальных пособий.
В Швейцарии голосование на всеобщем референдуме по введению безусловного дохода прошло 5 июня 2016 года. Предполагалось, что ежемесячная выплата составит 2250 евро (140 тыс. рублей), а детям – 700 евро (43 тыс. рублей). Предложенную инициативу поддержали только 23% швейцарцев. Почему швейцарцы отказались от такой существенной добавки? Во-первых, они банально испугались массового притока мигрантов. Во-вторых, у них и без БОДа огромные зарплаты (средняя зарплата более 6 тыс. евро, или 370 тыс. рублей) и пенсии (средняя пенсия примерно 4 тыс. евро, или 250 тыс. рублей). В-третьих, им пришлось бы отказаться от существенных социальных пособий в случае введения БОДа.
Кандидат на президентских выборах во Франции 2017 года от социалистической партии Бенуа Амон главным пунктом своей предвыборной программы сделал предложение о введении в три этапа безусловного основного дохода. На последнем этапе все граждане Франции старше 18 лет должны ежемесячно получать безусловный доход в размере 750 евро (46 тыс. рублей).
Как видим, наши продовольственные карточки для граждан с низкими доходами ни по сути, ни по стоимости (20 евро) не имеют ничего общего с безусловным основным доходом.
В заключение добавлю, что недавнее исследование американских ученых показало: когда человек ест много дешевой еды, то он постоянно испытывает чувство стыда. По всей видимости, правительство РФ решило всеми возможными способами укреплять это чувство у почти трети россиян. К чему бы это? Неужели это их «подарок» к столетию Великой Октябрьской социалистической революции? Ведь когда человек постоянно испытывает чувство стыда, то в нем убивается чувство протеста и к активным действиям он становится вообще неспособен.