Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Слово о солнечных людях — Жараевых

Только повзрослев, мы поняли, что Иван Спиридонович Жараев — это бессменный руководитель Якутской республиканской киносети. А папа наш, Георгий Дмитриевич Мохначевский, оказывается, работал под его началом с юных лет до преклонного возраста, причем на одном месте — в Жиганской районной киносети.

В 1999 году по приезде в Якутск в качестве сотрудника редакции газеты “Коммунист”, впервые увидев Ивана Спиридоновича Жараева, образ которого в нашем доме почти что обожествляли, прониклась к нему еще большим уважением. Он, легендарная личность, вся долгая трудовая деятельность которого без остатка посвящена развитию кино в Якутии, в жизни оказался на редкость скромным и добрым человеком. В нем, более 30 лет занимавшем высокую должность начальника Управления кинофикации при Совете Министров Якутской АССР и 17,5 лет находившемся в составе правительства республики, не было и тени зазнайства и высокомерия.

А еще большее впечатление произвела его жена — Татьяна Андреевна Жараева, необыкновенной прелести человек. Такая же скромная и большая умница.

Я их видела всегда вдвоем. Познакомившись поближе с работниками Якутского рескома КПРФ, узнала, что Татьяна и Иван Жараевы — одни из тех первых коммунистов, которые в лихие 90-е не поступились принципами и, проявив недюжинные мужество и стойкость, сделали все возможное и невозможное для восстановления Коммунистической партии в Якутии. Следуя примеру Татьяны и Ивана Жараевых многие работники культуры в эти суровые годины, не испугавшись преследования, остались в рядах Коммунистической партии.

Татьяна Андреевна практически до последних лет своей жизни возглавляла первичку, где на учете состояли творческие работники. Помимо этого, она, внесшая весомый вклад в развитие библиотечного дела в Якутии, в том числе в компьютеризацию библиотечной системы, организовывала выставки книг для различных рескомовских мероприятий, оказывала неоценимую помощь в создании библиотеки Якутского рескома КПРФ.

А сколько сил и энергии Татьяна и Иван Жараевы потратили для сохранения в Госкинофонде республики документов о современных своих соратниках по Компартии — ярких и сильных личностях, внесших огромный вклад в социально-экономическое развитие республики и страны! Именно они организовали съемки документальных фильмов о Пламенном Артуре — Артуре Николаевиче Алексееве, Викторе Николаевиче Губареве, Римме Алексеевне Шелковниковой, Александре Ивановиче Гаврильеве, Галине Владимировне Кокшарской, Анне Ивановне Кондратьевой, Семене Ивановиче Алексееве, Петре Ивановиче Докторове, Николае Николаевиче Назарове и многих-многих других. Если бы не Жараевы, чего греха таить, многие из них, первыми вставшие на защиту Советской власти и народа, смело выступившие против разрушения любимой Родины и запрета Коммунистической партии, остались бы в забвении, как этого желают власти предержащие — “герои капиталистического труда”. И все это они делали безвозмездно, на общественных началах.

Жараевы с первых дней восприняли меня как родного человека. Иван Спиридонович много теплого и светлого рассказал о моем папе. Я искренне удивилась тому, что Татьяна Андреевна тоже очень хорошо знала его, простого рабочего человека из северной глубинки. А чуть позже поняла, что она всегда жила жизнью своего мужа, которого безмерно любила и уважала.

Она была для него источником поддержки и помощи во всем — опорой, на которую можно положиться и доверять. И потому, видимо, находилась в курсе всех его дел, знала о каждом киномеханике, работавшем в любом уголке республики, более того: как он трудился, в чем он и его семья нуждаются, а еще — где нужно построить новый кинотеатр, заменить киноаппаратуру, какому сельскому клубу требуется капитальный ремонт и т. д. и т.п.

И не зря Иван Спиридонович как-то признался: “Если я состоялся как человек, если как руководитель что-то внес в развитие киносети и кинопроката республики, в создание национальной кинематографии и телевидения, то все это при огромной поддержке моих учителей, преподавателей, моих коллег, руководителей, друзей и товарищей. Большая заслуга в этом принадлежит, конечно, моей семье, родственникам”. Говоря о своей семье, он, думаю, имеет в виду в первую очередь Татьяну Андреевну.

Не могу не вспомнить высказывание Виссариона Андреевича Томского, много лет добросовестно проработавшего бок о бок с Иваном Спиридоновичем в одном трудовом коллективе: “Ни разу не слышал, чтобы Иван Жараев когда-нибудь на кого-то поднимал голос. Талантливый руководитель, несмотря на огромную занятость, всегда ровно и доброжелательно относился к подчиненным. И это во многом благодаря своему надежному тылу — Татьяне Андреевне”.

Раньше почему-то думала, что Иван Жараев по национальности бурят, видимо, из-за фамилии. А он оказался чуть ли не моим земляком — родом из Оленька — нашим соседом по Жиганскому эвенкийскому району. Это еще больше сблизило меня с Жараевыми.

Перед совещаниями секретарей первичек, а они проводятся в Якутском горкоме КПРФ довольно-таки часто, Татьяна Андреевна обязательно заходила в кабинет редакции газеты, и мы с ней с большим упоением разговаривали, делясь новостями. С ней, необычайно светлым человеком, удивительно легко и приятно было общаться, потому что имела разносторонние увлечения и знания. Круг её интересов был чрезвычайно широк.

Ни разу за много лет не слышала, чтобы она о ком-то плохо отзывалась, что-то критиковала на собраниях, кого-то в чем-то обвиняла или ругала. От Татьяны Андреевны всегда исходили только свет и добро. И не ошибусь, если скажу: она была необыкновенно солнечным человеком.

А как она умела слушать и сопереживать! Когда моего единственного брата Василия, директора школы, сковал сахарный диабет, Татьяна Андреевна, человек с редчайшим добрым сердцем, стала для нашей семьи мудрым советчиком и помощником в борьбе за его жизнь. Я только тогда узнала, что Иван Спиридонович долгие годы страдает тяжелой формой диабета. И лишь из-за того, что жена исключительно внимательно и чутко ухаживала за ним и заботилась, многие из нас и не догадывались, что он серьезно болен.

Мне иногда казалось, что Татьяна Андреевна больше беспокоилась за недуг мужа, чем он сам, и в этой части всегда бежала впереди него. Пройдя через все мытарства и испытания в непростой схватке с болезнью, она по своему бесценному опыту подсказывала нам: когда и какие меры следует предпринять, к кому обращаться за помощью. Во многом благодаря ее советам и моральной поддержке Василий, от лечения которого отказались практически все врачи, прожил еще пять драгоценных лет.

Это у Татьяны Андреевны мы узнали, что в Новосибирске в Экспериментально-клинической больнице по лимфологии есть прекрасный доктор Михаил Колпаков, творящий чудеса с больными с диабетической стопой. После одной операции по ампутации стопы Васе сумели остановить запущенную гангрену. Но тогда диабет ударил по самым уязвимым местам — почкам и глазам. Окулисты, как это бывает в таких случаях, отказались делать операцию.

Но Вася, ослепший на оба глаза, до последней минуты жил с надеждой вновь увидеть свет, так как по рассказу Татьяны Андреевны знал, что спасительную операцию все же можно сделать, надо только долго и нудно выждать то редкое время, когда сахар в крови выравнится.

Мы, по примеру этой мужественной женщины, в свое время добившейся проведения операции на глазах Ивана Спиридоновича, пытались собирать анализы, свидетельствующие о стабильном низком уровне сахара, и обивать пороги медицинского начальства.

И сколько нужно было для этого иметь упорства и настойчивости, умения держать себя в руках и не отчаиваться при виде очередных плачевных результатов! И одно только это показывает, как Татьяна Андреевна любила и трогательно нежно относилась к мужу и детям. А на примере отношения к моему брату можно понять, какая она была человеколюбивая, милосердная и мудрая.

Мы с ней любили говорить на тему кино — “важнейшего из искусств”, потому что как никто другой знали, какое оно получило развитие в советское время. Я ей рассказывала про то, как мой папа ездил в северные глубинки на оленьих упряжках, показывая оленеводам, рыбакам и охотникам первые фильмы (помните, они были немыми) и как бедные северяне с испугу выскакивали из палаток, видя, как всадник с шашкой на голо с экрана скачет прямо на них; про то, как дети просили его без конца крутить фильм о бесстрашной Зое Космодемьянской, в том числе и я, в надежде, что на следующем сеансе ее вдруг спасут партизаны и она выживет; про то, как мы с папой вручную заводили мотор в аккуратнейшей маленькой кинобудке, и про непередаваемую радость людей, когда впервые в нашем заполярном Жиганске появился широкоформатный экран…

Татьяна Андреевна с удовольствием слушала обо всем этом еще, наверное, потому, что весь сложный процесс развития советского кино в Якутии проходил на ее глазах, через ее семью и близкого человека…

Беседуя со мной, она, видимо, мысленно видела, как Иван Спиридонович в те или иные годы трудился: что строил, вводил нового, за что и за кого переживал и чему радовался, ведь все достижения в области кино — это результат кропотливого труда большой махины, которой он руководил.

Мы с Татьяной Андреевной много смеялись, вспоминая различные курьезные случаи, связанные с кино. И иногда отдельные картины буквально точь-в-точь у нас совпадали. Например, я с братиком Васильком, будучи учащимися начальной школы, каждое воскресенье с утра пораньше бежали в клуб занимать очередь за билетами в кино. Мы всегда приходили первыми и от нечего делать ходили по завалинке длинного клуба, сгребая валенками снег и пытаясь всмотреться в заледеневшие окна: есть ли там кто.

К 12-и к клубу набегала вся жиганская детвора, и когда открывали двери, веселая, ревущая и качающаяся толпа волной выталкивала нас, малышей, в самый хвост очереди. И мы, каждый раз оставшись без билета, почему-то воспринимали это как должное и медленно плелись обратно домой.

Никому из нас и в голову не приходило, что можно незаметно оторвать или выпросить листочек из больших светло-голубых пачек кинобилетов, которые постоянно хранились у нас дома на нижней полке книжного шкафа: и пятикопеечные, двадцатикопеечные и тридцати пяти. Папа время от времени брал их и отдавал кассиру для продажи.

Дома нас встречали мама с бабушкой. Наши шарфики и рукавички от долгого нахождения на морозе до того покрывались мелкими кристалликами льда, что, когда мы их бросали на пол, раздавался стук, и они в буквальном смысле слова стояли…

А потом мы играли в “немцев”. Мама с бабушкой скорей накрывали нам стол, и, как правило по воскресеньям, подавали пельмени ручной лепки или чубереки с пылу с жару, и мы начинали капризничать: киношным немцам на тарелки подают что-то совсем другое — манюсенькое и тонко нарезанное, и они его так долго едят, используя кучу ножей, вилок, ложек… И бабушка, бедная, исполняла все наши причудливые капризы, ставя на стол маленькие тарелки на большие, используя вместо нагрудных салфеток простенькие вафельные полотенца, наливая морс в фужеры на высокой ножке…

То же самое, оказывается, случалось и с сыновьями Жараевых — Иваном и Валерой. У них также никогда не было возможности попасть в кинотеатр в любое время. А в школе, где они учились, многие вообще не знали, что их отец большой начальник. Татьяна Андреевна, как и моя мама, чтобы попасть в кино, выстаивала длинные очереди. Муж никогда не доставал ей билетов. Она смеялась, что перестала нервничать из-за проблемы кинобилетов только тогда, когда на работе стали делать коллективные заявки на новые фильмы.

Эти эпизоды лишний раз доказывают, какие они, Татьяна и Иван Жараевы, да и большинство представителей старшего поколения, кристально честные и чистые люди. И общество тогда было здоровое, не то что сейчас…

“В советское время кинообслуживание считалось идеологической работой, кино было средством воспитания умов людей. Мы обслуживали до 40 млн зрителей. В республике было 420 киноустановок. По посещаемости взрослыми наша республика занимала третье место после Камчатки и Магадана, а по детским зрителям — первое. Помню, посещаемость одного взрослого доходила до 42 раз, а детского зрителя — до 50 раз в год”, — пишет Иван Спиридонович в одной из своих книг.

А книг у Ивана Спиридоновича десятки. Он написал их, находясь на заслуженном отдыхе. В своих прекрасных изданиях об истории развития кино в Якутии он сумел запечатлеть практически всех своих коллег, независимо от того, рабочие они или начальники. Честно говоря, такого руководителя, с большим уважением относящегося к своим подчиненным, я еще не видела.

Кроме того, Иван Жараев создал прекрасный Музей кинематографии республики. Он работает при Государственном национальном хранилище кинодокументов о Якутии. Этот уникальный центр аудиовизуального хранилища кинолетописи Якутии также создан и действует по инициативе Ивана Жараева. Фондовый материал состоит из 11 тысяч музейных единиц.

Мы, большая семья Мохначевских, гордимся тем, что нелегкий добросовестный труд нашего папы, дедушки и прадедушки Георгия Дмитриевича запечатлен в одной из книг Ивана Спиридоновича. А сколько в республике рабочих семей подобных нам, отцам и матерям которых Иван Жараев через свои книги и кинофильмы воздвиг величественные памятники?! Очень много. И я от их имени приношу Ивану Спиридоновичу огромную благодарность за память, доброе отношение к нашим близким людям, за высокую оценку их труда.

Мы все глубоко чтим Татьяну Андреевну, ибо во всей этой огромной работе Жараева есть и частичка ее труда, потому что она всегда помогала ему двигаться вперед, вдохновляла на большие свершения и делала все, чтобы он находил душевный уют и тепло в доме после нелегкой, переполненной проблемами работе. И сегодня с уверенностью можно сказать, что Татьяна Андреевна Жараева была одной из тех прекрасных женщин, которая, помимо большой результативной работы по своей специальности, видела смысл жизни в служении делу, которому посвятил себя муж.

Я, как и многие мои соратники по партии, всегда буду помнить о ней. Скучать по ее ласковому голосу и умным лучезарным глазам. Мне всегда не будет хватать ее дружеской поддержки, доброго и мудрого слова.

Никак не могу свыкнуться с мыслью, что ее больше нет. Мне все время кажется, что она вот-вот зайдет и, как всегда, тепло обнимет и по-якутски поцелует, от чего чувствуешь и удивительно нежную материнскую любовь и ласку, и безграничное доверие, и надежду…

Сегодня Иван Спиридонович, несмотря на большое горе — утрату любимых жену и сына, продолжает мужественно трудиться: пишет книги, создает вместе с коллегами кинофильмы о своих соратниках по партии, активно участвует в агитационно-пропагандистской работе партии… Так держать, Иван Спиридонович! Бороться и искать, найти и не сдаваться!

Галина МОХНАЧЕВСКАЯ.

22 ноября 2013 года.