Героям 70-х годов ХХ века удивительно было снова видеть установленный ими памятный камень и 40 лет знакомый сэргэ на границе Якутии, рельсы и шпалы, в которые они забивали «золотой костыль», такую же, как и 40 лет назад, палатку, в которой их снова угощали согревающими на якутском морозе напитками… Как будто и не было тех сорока лет!
И снова постаревшие на 40 лет, но всё равно вечно юные, ребята вспоминали те исторические дни – первые дни существования железной дороги на якутской земле.
КОМСОМОЛЬЦЫ ВПЕРЕДИ
За два года до того, как первый поезд пришел в Якутию - в апреле 1974 года - состоялся XXVI съезд ВЛКСМ. На съезде БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Был создан штаб ВЛКСМ по шефству над стройкой. Комсомол, обладавший в то время мощными организационными ресурсами, начал активно привлекать молодых людей к строительству магистрали.
Отрезок железной дороги от станции Тында в направлении к Якутии назывался Малым БАМом. Уже в мае 1974 года первый отряд - «Комсомолец Якутии» - в составе 26 человек был отправлен на строительство железной дороги Тында – Беркакит. Командиром отряда был Анатолий Климов, комиссаром - Гаврил Адамов.
В январе 1975 года Якутский обком комсомола сформировал отряд «Якутский комсомолец» для строительства якутского участка БАМа. Командиром «Якутского комсомольца» стал Алексей Иванченко, комиссаром - Виктор Яковлев. Забегая вперед, скажем, что прожил Виктор совсем недолго: в 1992 году он вернулся в родное село Техтюр серьезно больным и скоропостижно скончался в возрасте 35 лет.
Укладка рельсов шла тогда на территории Амурской области. Поэтому якутяне вместе другими бамовцами прорубали просеку по маршруту возведения дорожной насыпи, работали на строительстве объектов железнодорожных станций Беленькая, Аносовская и Могот в Амурской области. К границе родной республики они пришли уже опытными монтерами пути.
Вскоре оба отряда, занимавшиеся общим делом, были объединены. В историю они вошли как "Якутский комсомолец".
«КРАСНАЯ ПТИЦА»
Железную дорогу от Тынды до Нерюнгри строили выходцы из всех республик СССР. В историю малого БАМа золотыми строками навсегда вписаны строительно-монтажные поезда №577 и №578, механизированные колонны №155 и №158, мостостроительные отряды №45 №54, тоннельный отряд №16.
3 апреля 1975 года на строительство дороги Тында - Беркакит прибыли основные силы. Первый ударный белорусский комсомольский отряд имени Николая Кедышко подготовил базу для разворота СМП №578. Это были 128 лучших комсомольцев из Могилева, Витебска и Бреста. Белорусский отряд работал на совесть, с настоящим молодежным задором, духом соперничества и, как говорили, «с огоньком». До сих пор в Нерюнгри помнят бригады Василия Журавского, Валентины Островской, Александра Диденко.
Десантники первого белорусского отряда имени Кедышко создавали плацдармы станции в тайге, мостостроители формировали реки и наводили переправы. За ними летела, оставляя за собой колею новой дороги, «красная птица» — путеукладчик «Якутского комсомольца».
Когда рельсы уже подходили к Якутии, случилась непредвиденная задержка. Для того, чтобы успеть завершить работу в намеченные сроки, строителям необходимо было пройти за сутки 2 400 метров пути. До этого рекорд составлял 2 100 метров.
Строителям из бригады Карима Гараева удалось невозможное: за ночь они прошли 1 300 метров и на рассвете увидели сэргэ – монумент в честь дружбы на границе Амурской области и Якутии. За день ребята прошли еще 1 100 метров, установив новый рекорд. Бригада была признана победителем соревнования и получила право укладки «золотого звена» в Якутии.
В эти дни бригада путеукладчиков «Якутский комсомолец» досрочно передала эстафету новому строительно-монтажному поезду №596 «Юность Якутии». Молодежный отряд «Юность Якутии» был сформирован в 1977 году и направлен на строительство объектов станции Беркакит. Здесь он влился в СМП №595. Руководил коллективом Евгений Иващенко. Благодаря ему, якутские парни и девушки в совершенстве овладевали новыми профессиями. Многие из них остались в Южной Якутии – Эдуард Агекян, Елена Тартыева, Елизавета Лебедева и другие.
«МЕТРО» В ЯКУТИЮ
28 апреля 1975 года к месту прокладки тоннеля Нагорный прибыл новый отряд строителей. Основу коллектива составляли московские, ленинградские и киевские метростроевцы. С немалыми трудностями они пробили тоннель сквозь Становой хребет, открыв, таким образом, возможность дальнейшей прокладки железной дороги в Южную Якутию. Тоннель действует и сегодня.
22 июня 1975 года Совет Министров СССР утвердил технический проект строительства железной дороги Тында - Беркакит протяженностью 222 км.
2 ноября 1976 года железная дорога пришла в Якутию. 16 декабря 1976 года ее встречали в якутском поселке Нагорный. По дороге пошли первые поезда - сначала на станцию «Нагорная», а затем в Золотинку, Беркакит и в стремительно растущий город Нерюнгри.
Ввод в постоянную эксплуатацию железнодорожной линии Тында-Беркакит стал значительным событием в жизни нашей страны, особенно Якутии. В северной республике впервые за всю ее историю появилась железная дорога. Железнодорожная линия Тында-Беркакит стала связующим звеном между Байкало-Амурской и Транссибирской магистралями. Страна получила надежный доступ к богатейшим залежам коксующихся углей. Железная дорога обеспечила дальнейшее формирование и развитие Южно-Якутского территориально-производственного комплекса, завершение строительства угольного разреза, обогатительной фабрики, первой очереди Нерюнгринской ГРЭС.
В 1979 году ЦК ВЛКСМ и коллегия Министерства путей сообщения приняли решение о формировании всесоюзного ударного комсомольского отряда молодых железнодорожников. 29 октября 1979 года из Москвы был отправлен первый отряд молодых железнодорожников, в составе которого были посланцы всех союзных республик - 550 комсомольцев. Командиром отряда был будущий лауреат премии Ленинского комсомола, машинист локомотивного депо станции Тайга Борис Устюжанин, комиссаром — лауреат премии Ленинского комсомола, машинист-инструктор станции Тайшет Алексей Сорокин.
МЫ ЕДЕМ НА БАМ!
Отправлявшийся на БАМ комсомольский отряд встречали торжественными митингами на всех станциях Транссиба. Гремели оркестры, развевались знамена. Отряду дарили книги целыми библиотеками. В Тюмени подарили телевизор и многие другие вещи, нужные на Севере.
Ехали весело, интересно. В поезде с первого дня работал радиоузел, который сообщал новости, происходившие в отряде, рассказывал о местах, по которым проезжали. Диктором радиопередач боец белорусского отряда Ирина Сахарова. Ребята выпускали стенгазету, боевые листки, «Комсомольский прожектор», готовили концертные номера, репетировали. Здесь же работал отдел кадров, который принимал на работу на железнодорожные предприятия Малого БАМа.
В каждом вагоне что-то происходило. Везде слышались смех, шутки, песни, гитара. Завязывались новые знакомства. Посланцы разных республик показывали свое искусство, знакомили со своей культурой: пели песни на своем языке, танцевали национальные танцы, играли на народных инструментах, дарили друг другу маленькие подарки и сувенирные открытки, прихваченные с собой из дома. Бойцы Львовской железной дороги организовали агитбригаду и давали концерты по всем вагонам: читали стихи, пели песни, плясали. Те, у кого была специальность железнодорожника, сразу отправились к станциям на свои рабочие места по всему Малому БАМу. У кого профессии не было, быстро ее обретали.
ВТОРАЯ РОДИНА
По-разному сложились судьбы ребят. Многие, не найдя того, что искали на БАМе, вернулись в родные места. Многие уезжали, не выдержав испытания суровым климатом и еще более суровыми условиями жизни на стройке.
Но те молодые люди, которые остались, обрели в Южной Якутии не только работу по душе, но и настоящее семейное счастье. В первый же месяц сыграли три интернациональные свадьбы. Дальше - больше, через год население стало расти. Комсомольцы, приехавшие из разных республик, обрели здесь родной дом. Из многочисленного отряда, который был в Беркаките, многие остались в Нерюнгринском районе. В основном это железнодорожники, они и сегодня живут здесь.
В фондах музея истории освоения Южной Якутии им. И.И.Пьянкова хранится по-деловому объективная и по-человечески добрая информация о многих бамовцах. Здесь можно узнать, например, что Василий Чиж до отъезда на БАМ являлся секретарем комсомольской организации Киевской дистанции пути. С группой добровольцев в качестве командира киевского отряда молодых железнодорожников по комсомольской путевке Киевского горкома ЛКСМУ отправился покорять таежную магистраль на линии Тында-Беркакит в Беркакитскую дистанцию пути, где работает по настоящее время в должности машиниста. В Беркаките нашел свою любовь, воспитал детей, растут внуки.
Василий Безродный на Малый БАМ отправился со станции Конотоп, что на Украине, с киевским отрядом. В Тынде измеряли температуру наружного воздуха и делали «зарубки» на окне. За время существования Байкало-Амурской магистрали был передовиком движения «Я - хозяин Магистрали!», награжден значком «Мастер - золотые руки!», медалью «За строительство БАМ».
Ирина Ситинкина (ныне Безродная) - телеграфист Регионального центра связи (РЦС) в прошлом - Дистанция сигнализации и связи. Помнит, как к ним на почту в городе Ершов Саратовской области, где она работала телеграфисткой, пришел мужчина и спросил: «Кто поедет на БАМ?» «Я!»,- пошутила Ира. Шутка стала судьбой на всю жизнь. В Беркаките она вышла замуж, вместе вырастили троих детей. У них добротный теплый дом, где искренне любят встречать гостей.
Надежда Лапшина (Юдина) уговорила подружку Иру Ситинкину, с которой вместе работала телеграфисткой на почте в г.Ершов в Саратовской области, ехать на БАМ. Потом всю дорогу успокаивала ее, потому что та всю дорогу плакала «по мамке». У Надежды тоже трое детей, крепкая семья. Когда они вместе, то так и хочется их назвать «две подружки-хохотушки», которые, кажется, никогда не унывают. И послушать их рассказы о прошлом - одно удовольствие. Надежде присвоено звание «Ударник XI пятилетки», она награждена медалью «За строительство БАМа».
Ризеда Кувамова - боец башкирского отряда молодых железнодорожников. Проводник ДОП-2 Тындинского отделения ДВЖД. До Малого БАМа - работник ОТК моторостроительного завода «Москвич» в г.Уфа. Награждена медалью «За строительство БАМ».
Из многочисленного отряда, который был в Беркаките, многие остались в Нерюнгринском районе, в основном это железнодорожники. Григорий Сафарян - посланец азербайджанского комсомола.
Олег Серков - боец украинского отряда молодых железнодорожников. Приехал в составе харьковского отряда. Вначале работал монтером пути Тындинской дистанции пути, а с 1980 г. - осмотрщик вагонов ПТО в Беркаките.
Мугадас Гусейнов - представитель азербайджанского комсомольского отряда. Работал на Беркакитской дистанции сигнализации и связи, закончил ДВГУПС. Обрел счастье в браке, воспитал на севере пятерых детей. Награжден медалью «За строительство БАМ».
Людмила Ожегова приехала в Беркакит в составе украинского комсомольского отряда. В душе все та же молодая и задорная комсомолка-бамовка.
Ирина Сахарова - уроженка Белоруссии, более четверти века стаж работы телефонисткой вначале Беркакитской дистанции сигнализации и связи, а затем Регионального центра связи. Награждена медалью «За строительство БАМа» и орденом «Трудовая слава» III степени.
Валентина Панова (ныне Мещерякова) приехала на Малый БАМ в составе украинского отряда комсомольцев, являясь комиссаром харьковчан. Вначале работала монтером пути в Беркакитской дистанции пути, а затем - учителем истории в средней общеобразовательной школе №22. И многие-многие другие.
Все они теперь – нерюнгринцы. Как и их дети, внуки, а у некоторых комсомольцев 70-х есть уже и правнуки. Жизнь продолжается.
СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ
В юбилейные дни нерюнгринцы снова встретились с теми, кто прокладывал первый путь по железной дороге в Якутию. Особенно важными стали эти встречи для молодого поколения якутян. Вместе ветеранами отряда «Якутский комсомолец» на Якутский разъезд приехали сотни студентов Транспортного техникума поселка Нижний Бестях и Южно-Якутского технологического колледжа города Нерюнгри. Герои 70-х дали наказ будущим железнодорожникам не бояться трудностей, стать мастерами своего дела, быть верными своей профессии. Можно им поверить, ведь легендарные строители Малого БАМа знают, о чем говорят.
На площадке у Центра культуры и духовности им. А.С.Пушкина состоялся торжественный митинг в честь юбилея. Ветераны «тряхнули стариной», показав молодежи, как правильно забивать костыли, соединяя рельсы со шпалами.
Не только молодежь училась у ветеранов, но и сами ветераны увидели много нового в Якутии. Железная дорога давно не заканчивается в Нерюнгри. По участку Нерюнгри–Томмот с 28 августа 2014 года ходят и пассажирские, и грузовые поезда. 30 августа 2014 года был открыт вокзал на станции Нижний Бестях. Участок железной Томмот – Нижний Бестях пока находится в режиме временной эксплуатации.
Впереди – Якутск и Магадан. Дело ветеранов БАМа живет и продолжается!