Максим Кирович Аммосов в своем выступлении на городской учительской конференции в Киргизии подчеркнул необходимость изучения языков: «Необходимо будет сосредоточить свое внимание на преподавании языков. Надо дать понять и малышам, и взрослым учащимся, что успеваемость по языкам будет определять успеваемость ученика вообще». … «Нельзя уважать и любить народ по-настоящему, если не проникнуть в культурную сокровищницу языка народа» [1].
Воспоминания современников и публикации о лингвистическом таланте Максима Кировича Аммосова
Д. С. Макаров (1917 – 1990), кандидат философских наук, доцент ЯГУ им. М.К. Аммосова, ветеран ВОВ 1941-1945 гг.
«М. К. Аммосов имел большие лингвистические способности. Для него язык – это не только реальность мысли, средство общения, но и могучее средство революционного воздействия на массы. … Для него язык – это живая связь с народом, средство проникновения в его душу, в его сокровенные мечты и чаяния, в глубинные пласты его культуры и истории. … М. К. Аммосов, кроме якутского и русского, свободно владел татарским, казахским, киргизским, узбекским и иностранными – немецким, английским и французским языками» [8].
Н. Н. Захаренко (1900 – 1978), член КПСС с 1920 г., революционер, председатель Олекминского окрревкома, председатель Госплана ЯАССР, зам. председателя СНК ЯАССР, кандидат экономических наук
«У него были незаурядные лингвистические способности. Он изучал английский и немецкий, а когда работал в Казахстане и Киргизии, мог даже вести беседу и выступать на родном языке народов этих республик. При его пытливости ума, неиссякаемом трудолюбии и энергии, умении хорошо организовать любую работу, литературных способностях, если бы он мог всецело посвятить себя науке, то достиг бы на этом поприще многого. … Мне очень часто приходилось присутствовать на митингах, собраниях, пленумах и съездах, где он выступал с речами и докладами. Причем это были аудитории различного уровня, как по составу, так и развитию. Он очень хорошо владел русской речью, но еще лучше говорил на родном языке, украшая свою речь меткими доходчивыми и концентрированными по емкости смысла народными выражениями, поговорками и т.д.» [7].
Р. И. Цугель-Аммосова (1902 – 1973), член КПСС с 1920 г., секретарь губкома комсомола, Управделами Якутского обкома ВКП(б), супруга М. К. Аммосова. Награждена медалью «За оборону Москвы»
С 1930 г. по 1933 г. Максим Кирович по путевке ЦК ВКП(б) учился в Институте Красной профессуры на аграрном отделении и одновременно был внештатным инструктором ЦК ВКП(б). В институте он написал теоретический доклад на тему «Теория абсолютной земельной ренты Карла Маркса». Одновременно изучал иностранные языки – английский и немецкий.
Максим Кирович был всегда очень скромным. Обстановка его кабинета была подчинена одному требованию: все для работы. Стены кабинетов (на работе и дома) занимали книжные шкафы. Здесь стояли сочинения Маркса, Энгельса, полное собрание сочинений Ленина, книги по истории, философии, экономике, словари – немецкого, английского, энциклопедии. Он быстро овладел казахским и киргизским языками.
Личная его библиотека состояла из нескольких тысяч томов. Собирал он эту библиотеку старательно: не пропускал ни одной новинки художественной литературы, много времени уделял посещениям букинистических магазинов, стараясь найти то, чего у него еще не было. Друзьям, уезжавшим в командировку, он поручал приобрести какие-либо книги» [12].
М. В. Виленская (1912 г.р.), родилась в Якутске в семье политссыльных В. Д. и М. М. Виленских, одна из первых пионерок г. Москвы, много лет работала на севере Якутии
«Максим Аммосов… Всегда стоит он, как живой, в моей памяти. Я помню его с детства. Помню и в свои студенческие годы в Москве, где он учился, а позднее приезжал на съезды и сессии из Казахстана и Киргизии. Где бы ни находился Максим Аммосов, он всегда был энергичен, работал с огоньком. Он был прекрасным оратором и полностью завладевал аудиторией, переводя еще юношей речи Емельяна Ярославского, Серго Орджоникидзе, моей матери Марфы Митрофановны и других на якутский язык. Когда он говорил, глаза его блестели, он жил идеями, о которых говорил на родном языке» [3].
Ф. К. Мордовской (1896 г.р.), один из первых комсомольцев Якутии, член Компартии с 1921 г., председатель Абагинского ревкома бывшего Олекминского округа
«Аммосов был большой знаток и якутского, и русского языков. Говорил он одинаково ярко как на том, так и на другом. Выступал он без всяких записок или тезисов, записями пользовался только в тех случаях, когда приводил цифровые данные. Выступая на якутском языке, он не употреблял русских слов, а говоря по-русски, никогда не щеголял иностранными словами. Красота его речи сочеталась с глубоким содержанием и силой логики, его выступления мобилизовали слушателей» [9].
М. Галлеев, бывший рабочий железнодорожного депо в Петропавловске
«Первое знакомство с Аммосовым у меня произошло в Петропавловском клубе. Я даже не знал, что он секретарь обкома партии. Иду по фойе, встречаю просто одетого человека небольшого роста, подхожу к нему и о чем-то спрашиваю на казахском языке. Он, не перебивая, выслушал меня и по-русски ответил на мой вопрос. Сказал, что не знает казахского языка, хотя и похож на казаха. Я извинился, но он успокоил меня и добавил: «Это я должен извиниться, потому что, хотя и не казах, казахский язык должен знать, раз здесь живу» [4].
М. А. Мухамбетов, руководитель Исполнительного секретариата Малой Ассамблеи народов Казахстана в Западно-Казахстанской области, кандидат исторических наук
«В Западно-Казахстанскую область входили Атырауская, Мангистауская, Западно-Казахстанская области и часть Актюбинской.
Этим огромным масштабам соответствовал и большой размах мыслей, идей и замыслов М. К. Аммосова и других посланцев братской Якутии. Приехав на помощь, они осваивали традиции, быт населения, изучали культурное наследие и язык казахского народа. Так, например, Максим Кирович часто говорил и выступал на казахском языке, что, безусловно, повышало его, как сейчас говорят, рейтинг» [10].
С. Джумалиев (1942 г.р.), зам. директора Института истории партии при ЦК Компартии Киргизии, кандидат исторических наук
«Он был опытным партийным работником, организатором масс, высококультурным человеком, интеллигентом в полном смысле этого слова. Он владел, кроме якутского и русского языков, немецким, английским, французским, казахским, киргизским, узбекским и татарским языками. М. К. Аммосов обладал даром партийного публициста, оставил большое литературное наследие в виде книг, статей, докладов и речей» [6].
В. Н. Гуляев (1938 г.р.), зав. отделом использования и публикации филиала Национального Архива РС (Я), почетный гражданин Намского улуса
«Редактор газеты «Советтик Кыргызстан» в 70-х годах Н. Жаналиев вспоминал: «С М. Аммосовым по работе мы были довольно близки. … Однажды он рассказал о Якутии и что он – якут. Какое было мое удивление! А до этого я считал его киргизом. Он был хорошим собеседником, видимо, много читал и знал. Разговаривал без переводчика с иностранцами на английском и немецком языках».
«Летом 1937 г. Киргизию посетил известный якутский писатель Яковлев Семен Степанович – Эрилик Эристин. В то время он работал над романом «Сыны революции». Вспоминал: «Были с женой, устроились в гостинице, затем пошли встретиться с Аммосовым М. К. … Он очень много спрашивал, его интересовало все о Якутии. Затем он сам рассказал, что Киргизия недавно стала союзной, имеет большую перспективу. В ходе разговора мы с удивлением узнали, что он знает казахский, киргизский и узбекский языки» [5].
Аалы Токомбаев (1904 — 1988), в 1937 г. председатель Союза писателей Киргизии, народный поэт Киргизской ССР, Герой Социалистического Труда
«Когда М. К. Аммосов приехал к нам, я работал председателем Союза писателей Киргизии. Мы несколько раз с ним встречались и беседовали, он расспрашивал меня о нашей истории, культуре, интересовался киргизской литературой. Сам хорошо знал историю киргизов»[11].
В. М. Анисимов (1931 — 2009), профессор ЯГУ им. М. К. Аммосова, доктор педагогических наук, отличник народного просвещения Киргизской ССР и РСФСР, заслуженный учитель школ РФ
«Этой же весной у меня произошла интересная встреча в кишлаке Уч-Коргон на юге Киргизии, где я работал. Тогда я преподавал русский язык в школе им. Пушкина. … Мой новый знакомый тут же пошел за кумысом и возвратился с большой кружкой. Из-за моего ответа по-русски он не стал уже говорить по-киргизски и задал вопрос на хорошем русском языке: «Какой вы национальности?» Когда я ответил, что я – якут, тут же он без всякого промедления и с каким-то внутренним чувством сказал: «Я знал якута Аммосова». …
— Мы с Максимом Амосовым познакомились в тюрьме, наши языки родственные, я по национальности азербайджанец. Например, слова [эт] (мясо), [ат] (лошадь), [кyн] (солнце), [биир] (один), [икки] (два) находили, что произносятся одинаково, находили и другие похожие слова, хотя якуты жили далеко на севере, а мы на юге.
Мой знакомый назвался Мамедали Джамшидовым, торговым работником из города Кант, что в Северной Киргизии» [2].
Приведенные воспоминания о Максиме Кировиче Аммосове показывают, как высоко ценили его люди разных национальностей, отзываясь о нем с чувством глубокого уважения и любви. Лингвистический талант Максима Кировича являет собой образец для подражания, особенно в современном мире, когда иностранные языки играют ключевую роль в международном сотрудничестве, а также обогащают кругозор каждого человека. Первый президент Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаев писал: «Хорошо образованный человек подобен вечному двигателю: без приказов и понуканий он находит в себе внутренние резервы для движения и развития».
Литература
- Аммосов М.К. Организовать новый учебный год (Из выступления на городской учительской конференции) // М.К. Аммосов. Кыргызский период деятельности / Сост.: от Кыргыз. Респ. – Ахмедов О.К., Бакашова Ж.К., Бакешова С.А., Омуралиева К.М.; от Респ. Саха (Якутия) – Жирков А.Н. (рук.), Захарова А.А., Павлова В.Н., Слепцов П.А. – Бишкек: Турар; Якутск: Бичик, 2015. – С. 199.
- Анисимов В.М. М.К. Аммосова помнят в Киргизии // М.К. Аммосов. Кыргызский период деятельности / Сост.: от Кыргыз. Респ. – Ахмедов О.К., Бакашова Ж.К., Бакешова С.А., Омуралиева К.М.; от Респ. Саха (Якутия) – Жирков А.Н. (рук.), Захарова А.А., Павлова В.Н., Слепцов П.А. – Бишкек: Турар; Якутск: Бичик, 2015. – С. 149-150.
- Виленская М.В. Нельзя забыть // Максим Кирович Аммосов: Воспоминания соратников, родственников и земляков. Статьи. Ахтыылар / Сост. П.И. Докторов. – Якутск: Бичик, 1997. — С. 76.
- Галлеев М. Наставник молодежи // Максим Аммосов: публикации, воспоминания, документы, фотографии / Сост.: Аммосова Л.М., Жирков А.Н., Слепцов П.А. – Якутск: Бичик, 2012. – С. 299.
- Гуляев В.Н. Максим Аммосов: «Нас поставили… на рубеже стран Востока». Кыргызский период деятельности выдающегося сына народа саха // Максим Аммосов – политический и государственный деятель тюркских народов СССР / Сост.: Слепцов П.А., Луковцев В.Н., Жирков А.Н. – 2-е изд. – Якутск: Бичик, 2002. – С. 332.
- Джумалиев С. Жертва «показной бдительности» // Максим Аммосов – политический и государственный деятель тюркских народов СССР / Сост.: Слепцов П.А., Луковцев В.Н., Жирков А.Н. – 2-е изд. – Якутск: Бичик, 2002. – С. 268.
- Захаренко Н.Н. Первые большевики Якутии: очерки / Сост. Э.Ф. Данилов. – Якутск: Бичик, 2009. – С. 19, 23.
- Макаров Д.С. Максим Аммосов: очерк жизни и деятельности. – Якутск: общество «Книга», 1992. – С. 58-59.
- Мордовской Ф.К. Человек с большим сердцем // Максим Кирович Аммосов: Воспоминания соратников, родственников и земляков. Статьи. Ахтыылар / Сост. П.И. Докторов. – Якутск: Бичик, 1997. — С. 78.
- Мухамбетов М.А. Славный сын якутского и казахского народов // Максим Аммосов: публикации, воспоминания, документы, фотографии / Сост.: Аммосова Л.М., Жирков А.Н., Слепцов П.А. – Якутск: Бичик, 2012. – С. 281.
- Токомбаев А. Человечный человек // М.К. Аммосов. Кыргызский период деятельности / Сост.: от Кыргыз. Респ. – Ахмедов О.К., Бакашова Ж.К., Бакешова С.А., Омуралиева К.М.; от Респ. Саха (Якутия) – Жирков А.Н. (рук.), Захарова А.А., Павлова В.Н., Слепцов П.А. – Бишкек: Турар; Якутск: Бичик, 2015. – С. 153.
- Цугель-Аммосова Р.И. Слово о друге // Максим Кирович Аммосов: Воспоминания соратников, родственников и земляков. Статьи. Ахтыылар / Сост. П.И. Докторов. – Якутск: Бичик, 1997. — С. 16.