Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Депутатский – Усть-Куйга: как открывали проезд по дороге жизни

 Поселок Депутатский, некогда центр добычи олова с населением более чем 15 тыс. человек, сейчас представляет взору картину довольно удручающую. Здания ГОКа, жилые дома – пустуют целые микрорайоны, особенно тоскливо глядят окна-черные дыры. Когда спешишь спросить «а что это за здание», тебе непременно ответят «здесь когда-то был…». Множество заброшенных строек, с некоторых даже не унесли краны – и кажется, что идет многообещающий процесс строительства.

Население арктического поселка компактно проживает в паре десятков КПД-шек. Все находится в пешей доступности – администрация, бюджетные учреждения, бассейн, в котором, как рассказали местные, не протолкнуться, удивительно большое количество магазинов с такими же удивительными ценами. 

Топливо для нужд района в навигацию доставляется в Усть-Куйгу и Нижнеянск. Оттуда ТЭР развозятся по населенным пунктам. По ряду причин в начале года без топлива чуть не осталось село Сайылык, уголь в Депутатский также завезли с большим отставанием от сроков. Свою роль здесь сыграли и аномальные погодные условия, и обострение человеческих отношений в цепочке «заказчик-подрядчик-перевозчик», и неподъемные технические требования к машинам. Вопросы транспортного обеспечения и завоза топлива обсуждались на оперативном совещании правительственной комиссии и дорожников – КП «Дороги Арктики» и подрядных организаций. 

Георгий Федоров, глава Усть-Янского улуса:

– Во-первых, энергетики не рассчитались с водителями за сезон 2015-2016. В итоге осенью, когда пришло время подписывать контракты и ехать, перевозчиков просто не оказалось. При этом тариф «Энерготрансснаба» снижен до 7,5 рублей за тонна/километр, тогда как в Батагае его подняли до 11 рублей – естественно, все перевозчики предпочли уехать в Верхоянский район. Самое серьезное положение сейчас в селе Сайылык: чтобы дожить до следующего зимника, необходимо завезти 2100 тонн нефтяного котельного топлива – на сегодняшний день завезено чуть больше 300 тонн. Времени у нас осталось до апреля. 

Ситуацию осложняют требования к технике: по соглашению таможенного регламента машины, перевозящие опасные грузы, должны быть оснащены тахографами. Водители оказались не готовы к этому. Установка приборов стоит около 300 тыс. рублей, а печать и подпись можно получить только в Якутске. Поэтому сегодня перевозку осуществляют только 3 транспортных средства: одна машина «Энерготрансснаба» и две прибыли из Якутска. Местные только начинают проходить процедуру, после этого количество машин должно увеличиться до 6-7 единиц, плюс водители возьмут с собой прицепы. 

В-третьих, конечно, свои коррективы внесла аномальная погода. Снегопад начался 16 сентября и с небольшими перерывами длился до самого нового года – столько снега я вообще не припомню! Потом 17 января началась сильная пурга. Дорожники еще держались, но к 30 января дорогу забило полностью. Высота снежных заносов составляла 1,5-2 метра.

Ранним утром выезжаем из Депутатского в Усть-Куйгу. Протяженность этого участка круглогодичной трассы «Яна» – 224 километра. Виды, открывающиеся по пути, заставляют время от времени забывать о цели поездки. Дорога накатанная, но участки, которые в январе замело снегом, еще впереди.

На 73-м километре работают первые на пути бригады. Здесь же проезжает, направляясь в Сайылык, тот самый «Урал» компании «Энергострансснаб» – уже с прицепом. «Значит, дорога не такая уж и плохая», – резюмируют дорожники.

Эдуард Базиленко, водитель «Энергострансснаба»:

– С тех пор, как начали ездить, дорога, конечно, стала лучше. Видно, что дорожники стараются. Но на спуске к Барсу страшные провалы! Как будете подъезжать – обратите внимание. Большая машина в эти ямы попадает, и очень легко положить ее там. Скорости из-за этого тоже нет.

Провалы, действительно, есть, но, по словам заместителя генерального директора КП «Дороги Арктики» Сергея Сивцева, со дня на день бульдозеры уже подойдут к этому участку и разровняют дорогу.

Машины, откомандированные из Якутска

Барс (или Барса) – самый опасный участок дороги, наиболее задуваемый. Здесь встречаются два фронта воздуха – холодный и теплый, так что метели и пурги на участке – явление обычное. Сегодня уже почти полностью открыто двухстороннее движение; там, где наиболее узкие участки, оборудованы карманы.

Здесь в январскую пургу невозможно было открыть дверь машины, а фуры, которые несмотря на погодные условия отправились в путь, застревали в снегу. «Очень много времени и техники ушло на то, чтобы вытащить застрявшие машины. Одну с середины трассы до Депутатского тащили двое суток», – говорит Георгий Федоров.

«Урал» простоял в снегу две недели

На протяжении трассы имеются дорожно-ремонтные пункты, где у водителей есть возможность подремонтироваться, переждать непогоду, а в основном пункте «Барс» – даже наведаться в баню. Для этого они, подъезжая, связываются по рации с начальником участка, и он готовит баню к приезду уставших водителей.

В ДРП «Барс» имеется 4 дома

Баня

Начальник участка Сергей Булатов

В работах по расширению дорог сегодня задействовано 13 единиц техники: бульдозера, погрузчики, шнекороторы. В сутки удается расчистить около 2 км. 

Работы ведутся круглосуточно. Пересменка – по 8 часов. По словам главного инженера подрядной организации Петра Прокопьева, в этом году объемы работы от прошлых сезонов кардинально не отличаются. «Всегда так было», – говорит дорожник. 

Напарники спят, пока бодрствующие общаются с журналистами

Совсем по-другому выглядит жилье работников головной организации - КП «Дороги Арктики». Новый балок оборудован от и до: на окнах установлены стеклопакеты, подведена вода, слив, помещение обставлено новой мебелью. Стоимость такого жилища – 1 млн рублей.

Уже на подъезде к Усть-Куйге в связи с сильной задуваемостью основной трассы дорожникам пришлось пробить 20-километровый объезд. Участок достаточно ухабистый. 

Первая мысль, которая пришла в голову при приезде в поселок, – а в Депутатском-то, оказывается, все нормально. Здесь, в Усть-Куйге, заброшенные дома имеют массовый характер: покинуто практически все. 

В 90-е годы эта груда железа была спортзалом, где среди прочих работали секции ушу, кунг-фу и гимнастики

В Усть-Куйгинской средней школе 1970 года постройки 83 учащихся. Как рассказала глава поселка Варвара Сергеева, новое здание обещали в 2016 году, даже показали проект, но дальше этого дело не продвинулось.

В помещении прохладно. В столовой +5 градусов. «Как будто батарею повесили в открытом сарае», - сетует глава. 

Ранее ступенек при входе в школу было 8. Сейчас осталась 1.

Жизнь в школе кипит. Ребята готовятся к смотру песни и строя. 

Центр поселка. Позади виднеется здание администрации. В ходе объезда глава поселка Варвара Сергеева жалуется на качество интернета: "На сайт министерства ЖКХ заходила три дня"

Небогатый ассортимент в продуктовом магазине. Все тот же центр поселка

Мы битый час ездили по Усть-Куйге в надежде поговорить с жителями – казалось, что поселок вымер. В конце концов итог увиденному подвела женщина, встреченная нами уже на выезде: «Что, не видно? Не живем. Проживаем».

И ведь огромное количество поселков на севере республики забыто, заброшено. А люди продолжают жить - кто-то действительно не может расстаться с родными местами, у кого-то нет другого выхода. Часто воинствующими ораторами предлагается «закрыть север», «переселить людей», мол, это будет дешевле, чем ежегодно выделять миллионы на завоз жизненно важных грузов. Как бы там ни было, настораживает тот факт, что подобные ситуации повторяются из года в год. Какой-то населенный пункт да и останется без угля или продовольствия. А ведь по словам главы комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности Юрия Зайцева, ситуация, сложившаяся в Усть-Янском улусе, – штатная. Намного хуже, сказал он, обстоят дела в Среднеколымском районе – там нет дороги в Березовку, ее должны были открыть еще в конце декабря. В селе, где проживает 300 человек, запасов топлива осталось до 1 марта.