Известный фотограф Виктор Ли-Фу давно мечтал спродюсировать хорошее кино, но не было подходящего сценария и режиссера. «Все началось с того, что Вова Мункуев приехал, снял короткометражку «Дьол». Я посмотрел, как Володя работает, мне это очень понравилось. И я решил вложиться. Долго думали, о чем снимать. Понимали, что нужен жанровый фильм».
Трейлер фильма «Уол о5ото»
В итоге сняли картину про двух приятелей, которые сбегают из деревни в город в поисках лучшей жизни. Однако найти свое место в городе оказывается не так просто, как казалось сначала. Сделав несколько неудачных попыток заработать и истратив последние деньги на развлечения, они начинают заниматься мелким криминалом, не осознавая, к чему это может привести. «Это не наивная комедия, мы вдохновлялись местными криминальными сводками, это смех сквозь слезы. Мы затронули много вещей, о которых не принято говорить», — утверждает режиссер и сценарист фильма Мункуев.
30-летний Владимир Мункуев — студент Московской школы кино, ученик Алексея Попогребского и Бориса Хлебникова. Полгода назад он вернулся в родную Якутию, чтобы заняться дипломным проектом, и в итоге снял короткометражную ленту «Дьол», криминальную драму «Уол о5ото» и клип для группы Uraan.
Владимир Мункуев, режиссер:
— В 2006 году я впервые попал на съемочную площадку к Андрею Саввичу (Андрей Борисов — экс-министр культуры Якутии, — прим. ред.), снимали «По велению Чингисхана». Мы поехали в Тыву, я был помощником режиссера. Было тяжело и очень странно, но после этого захотелось снимать кино. Не в плане того, что меня впечатлил «Чингисхан», а стало интересно попробовать себя в этом.
Ты хотел доказать себе, что можешь лучше?
— Нет, таких мыслей не было. Мне было интересно, как это делается, как снять так, чтобы было хорошо. После этого захотелось постоянно снимать кино.
И ты ждал десять лет, чтобы снять свой первый фильм?
— Я для себя подумал, что не надо сразу браться за большую форму. Много молодых ребят сразу снимают полнометражные картины. Я, видимо, не такой смелый, подумал, что лучше оттачивать мастерство, работая с малыми формами, допустим, в рекламе. За час с половиной или два часа любой дурак может рассказать историю, но попробуй это сделать за 10-20 секунд. Так я долго проработал в рекламе и застрял — всё это превратилось в рутину. Были постоянно предложения снять кино, но я, если честно, не был уверен, что смогу. Я не понимал, с какой стороны подойти, про что снимать, поэтому поехал учиться.
Учеба помогла понять, как снимать кино и о чем?
— Нет, конечно, это я и за всю жизнь не пойму. Был просто огромный переворот в голове. Я очень сильно переживал, думал, что, может, учеба и не нужна.
Помню, ты говорил, что можно снимать кино и без образования, если у тебя есть талант.
— Да. Весь этот юношеский максимализм. Говорят же: «Тарантино без образования снимает такие фильмы». Все эти люди забывают, что Тарантино пересмотрел кучу фильмов, ходил на курсы для сценаристов. Он учился. Все равно нужно образование, нельзя снять кино с нуля. Даже если ты уникум, тебе нужно учиться. Если взять для примера всех великих — они все учились.
Почему МШК (Московская школа кино — от ред.), а не ВГИК? Ты же о нем всегда мечтал. Тебе хватило всего лишь двух лет обучения?
— Это не всего лишь два года. Когда я приехал в Москву, ходил во ВГИК, МИТР, МШК. Вот все говорят, что нужно обязательно учиться во ВГИКе. Я всю жизнь думал, что туда берут людей взрослых. Мне на тот момент было 27-28 лет. Я прихожу и узнаю, что на режиссуру берут школьников. Как на режиссуру можно брать школьников —детей 17-18 лет? У меня была ошибка: после школы я учился на режиссера театра в АГИИК. И что? Поступил в 18 лет, а в этом возрасте ты еще не знаешь, как жить, кто ты, что ты, почему ты взял и поступил на режиссера. Во ВГИКе я увидел такую картину, и меня это поразило. Я позвонил режиссеру Прошкину, спросил, что да как. Он посоветовал: «Иди в МШК, там есть Алексей Попогребский, который снял «Как я провел этим летом», «Коктебель». Надо выбирать мастера, а не школу. Если мастер подходит и тебе нравятся его фильмы, тогда да — иди, это твое». А мне его фильмы очень нравятся. Сдал экзамены, и на первом же занятии появился Борис Хлебников.
В Московской школе кино средний возраст студентов около 30 лет. И, соответственно, набирают только людей с опытом. Все они пришли сюда не искать себя или что-то эфемерное, они конкретно и точно знают, чего именно хотят, они уже определились в этой жизни, но хотят развиваться дальше, готовы взглянуть на мир по-другому, и школа дает такую возможность.
Я был удивлен, когда в первом семестре у нас появилось документальное кино. В первый раз я видел такую документалку. Я привык к документалке, которая по телеку: скучная, говорящие головы. А тут у нас школа Разбежкиной. Невероятная штука, там открывается всё. И именно для режиссера игрового кино это очень полезная вещь — смотреть документальные фильмы. Мы часто грешим, снимаем так, как показывали в кино, и забываем, что нужно наблюдать за жизнью. Режиссер — это вообще про человека. Я снял документальный фильм, правда, он так и лежит на полке. Может, когда-нибудь покажу его.
Почему лежит?
— Может, это плохо, но я не выкладываю нигде свои работы, не пиарю. Мне всегда кажется: «Ой, плохо».
Когда я снимал документальные работы в Москве, основной проблемой было расположить к себе людей, которых ты снимаешь. Очень многих смущает вид профессиональной камеры с микрофоном. Ты выглядишь как корреспондент с телеканала. Человек не может ни на минуту забыть, что его снимают, и поэтому сильно напряжён. А в документальном кино это очень плохо. Тогда я решил попробовать снимать на iPhone. Стало ещё хуже. Люди думали, что я снимаю какие-то приколы для YouTube. Тогда я взял хипстерскую мыльницу, она выглядит как ретро фотоаппарат, и меня перестали замечать. Люди просто смотрели на меня, думали, что я очередной азиат с камерой, и тут же расслаблялись. Идеально для документального кино. Даже в Тамбове на зоне охранники не докапывались. Что взять с этого корейского туриста? Пускай снимает.
Но в итоге ты его не показал. Тогда для чего ты снимаешь кино?
— Мы десять лет занимались рекламой, многого, конечно, достигли. Оглядываясь на эти десять лет, я думаю: «Блин, а что я сделал? Да ничего не сделал». Постоянно это было для кого-то — для клиентов, знакомых. Потом просматриваешь свое портфолио, а там ничего нет. Какая-то коммерция и всё. А именно твоего, творческого — ноль. Поэтому сейчас настал тот момент, когда я хочу заниматься чистым творчеством. Даже этот фильм «Уол о5ото» — не мой творческий проект, а продюсерское кино Вити Ли-Фу. Я там как приглашенный, производственный режиссер, автор сценария. Для огромного количества сериалов, к примеру, нужен режиссер. Нанимают человека, он работает, не возникает, не выпендривается, а просто занимается своим делом — делает всё четко, мощно, ни на что не отвлекаясь. Это продюсерское кино, Голливуд так и работает.
И ты, выходит, «четко, мощно» сделал свое дело?
— Сделал, как надо было. Продюсер, надеюсь, доволен. Помимо вот этой коммерческой подоплеки, мне хотелось привнести что-то новое — похулиганить, поговорить о тех вещах, о которых якобы не принято говорить у нас.
Например?
— Если расскажу, пойдут спойлеры. Многие вещи не получились. К примеру, я хотел затронуть тему национализма. Почему американцы могут посмеяться над собой, а для нас слово «национализм» табу? Хотелось сделать очень сильно злое кино, чтобы в нем была правда. Исходя из законодательных рамок, мы шли на +18, но получилось, слава богу, +16. В фильме есть мат. Конечно, всё в кинотеатре запикают, но будет интернет-версия — она будет прямо «тру», так, как люди говорят в жизни.
Афиша короткометражного фильма «Дьол»
Расскажи про фильм «Дьол».
— За эти два года перезагрузки, пока меня здесь не было, я толком ничего не снял, только учебные работы. Раньше продуктивность была больше. Весной я приехал в Якутск и снял короткометражную ленту «Дьол». И на данный момент это то, что мне нравится больше всего. Фильм, который рассказывает обо мне, о том, как и в каком направлении я бы хотел развиваться, какое кино мне нравится.
Что в нем такого особенного?
— Мне нравится в нем парадокс.
История?
— Дело даже не в истории. Ты смотрела «Аритмию» Бориса Хлебникова? Это показательный фильм, хотя там, казалось бы, простая история. Когда мы учились, Борис показывал нам сценарий. Там история чуть ли не сериал для канала «Россия-1»: любому режиссеру его дай, каждый снимет по-своему. Вот я читал и думал, как не скатиться в тупой сериал. А там все предпосылки к этому. Тут важен режиссер, то, как он подает эту историю. Именно у Бориса это получилось, это верх мастерства. Мощнейший, чисто режиссерский фильм.
То же самое с «Дьол» — его можно было снять как угодно. А мне захотелось отрешенности. Например, несмотря на то, что в фильме есть эффект присутствия камеры, мы смотрим одновременно издалека, со стороны и близко. Постоянный саспенс, нагнетание — не в плане того, что там звучит тревожная музыка. Просто сидит человек и от этого страшно. Я хотел меньше слов, мне кажется, что люди не так уж много говорят. И даже когда они общаются, они не говорят, как в театре, громко и пафосно. Тихо-мирно, как в жизни, в быту. «Дьол» — это фильм про парадокс. Вообще я люблю парадоксы, скучно, когда просто и ровно. Когда в человеке есть парадокс, то он становится от этого интересным.
Музыкальный клип группы Uraan «Frontier», 2017
Следующий фильм снимаешь уже на днях?
— Да, это мой дипломный фильм. «Дьол», «Уол о5ото» — это просто проба пера, это не дипломные фильмы ни в коем случае. На днях я должен снять короткометражный фильм с рабочим названием «Мичийэ». В главной роли — Галя Тихонова, моя однокурсница и любимая актриса. Огромные сложности с производством, ничего не успеваем.
О чем фильм?
— Про мать, на что она способна.
Сценарий сам написал?
— Нет. Произведение Марии Находкиной. На его основе написал сценарий с Борисом Хлебниковым, Алексеем Попогребским. И он сейчас лежит, горит, надо снимать.
Вот ты защитишься в декабре, что потом?
— Да, в декабре у меня защита, премьера в кинотеатре «Октябрь», а потом не знаю. Я полгода здесь, но так устал, нереально устал физически.
Расскажи лучше о съемках кино. Как снимают кино в Якутске, а как в Москве?
— То, чему я учился два года в школе в Москве, не работает в Якутске. Якутские реалии. Сценарий пишешь за две недели, производственный цикл длится месяц. В таких условиях ты понимаешь, что здесь иначе никак. Спасает только то, что вся команда — фанаты кино.
Вот у нас была сложнейшая сцена с ночной погоней. В районе Речпорта на огромной скорости едут друг за другом две машины, за ними — двое всадников на лошадях. Как это снимать? Понятно, что по-хорошему надо брать разрешение, перекрывать дорогу. Мы не успели. Решили снять сцену не перекрывая дорогу. И такое возможно только в Якутске.
Вы, наверное, снимали в три утра, когда машин нет?
— Нет, с десяти вечера до пяти утра. Вокруг ездят гаишники, полицейские, и я думаю, что делать, если повяжут. А у меня смена горит, аренда лошадей, КамАЗа, света, люди работают. Что делать? Ладно, работаем дальше, и в самый ответственный момент, прямо пиковый, Леша Павлов свешивается из окна машины, ему навстречу летят лошади, тут вдруг рядом с нами останавливаются гаишники. Всё, думаем, сейчас повяжут и в ГОМ. Сидим, смотрим на них, они тоже сидят и смотрят на нас. И тут спрашивают: «А проехать можно?». Видимо, они подумали, что не могут быть люди настолько наглыми, чтобы снимать без разрешения. Так и сняли одну из сложнейших сцен фильма.
Я о том, что в Якутске одновременно очень сложно и очень просто снимать кино. У нас нет специалистов, техники — в этом вся сложность. Сила нашей кинотусовки в том, что все друг другу помогают, иначе не было бы якутского кино.
Вы же хотели снять комедию, которая была бы такой же успешной, как фильмы DetSAT. Почему не привлекли к съемкам самих «детсадовцев»?
— DetSAT – мои очень хорошие друзья, мы начинали вместе. Я работал с ними на съемках фильмов «В поисках радости», «Кэскил-2», «Кенул Боотурдар». Мы всегда плотно сотрудничали. Они делают народное кино. Я всегда понимал, что такое я не смогу сделать, это мне не очень близко. Мне нравятся комедии, которые можно воспринимать двояко. Когда написал сценарий, отдохнул от него, перечитал через пять дней. Понял, что сценарий написан так, что можно чуть-чуть оступиться и это будет жестокая криминальная драма. А если иначе, то это будет слишком нарочитой комедией. Мне хотелось выдержать эту середину. Юмор DetSAT наивный, простой в хорошем смысле. У меня получился довольно злой юмор. Потому что я сам по себе такой. Я не знаю, насколько хорошо зритель это поймет. Я говорю о действительно серьезных проблемах нашего города, не знаю, как это воспримут.
В фильме у нас шесть сюжетных линий героев. В итоге они встретятся в финале, и это будет абсолютный сюр, мне кажется, эта сцена удалась лучше всего.
Хэппи-энд?
— Я не считаю, что это хэппи-энд. Хэппи-эндов в жизни не бывает, его придумали люди.
Да ладно?
— Смерть считается хэппи-эндом?
Там все умирают?
— Нет, только те, кто этого заслуживает.
И кто заслужил смерть?
—Те, кто сам сеет смерть.
Какая добрая комедия.
— Мы очень хорошо похулиганили, и я надеюсь, что зритель оценит, что мы попытались нетривиально подойти к этому. На самом деле, если взглянуть со стороны, в фильме происходят такие страшные вещи. Это только кажется, что это комедия. Я заложил туда двойное дно. Это ни в коем случае не нравоучительная штука или социальщина, нет, ни в коем случае.
Мой хороший друг, сценарист и режиссер Леша Амбросьев, посмотрев черновой вариант «Уол о5ото», сказал: «Это твой запоздалый ребенок». Я, наверное, соглашусь с ним. Мог снять пять-семь лет назад. Но почему-то решил сделать это сейчас. Даже тогда я бы мог снять такое кино. Лично для меня этот фильм не предел, хочу снимать другое кино, свое. Но сейчас я должен завоевать кредит доверия. Индустриальные, жанровые, продюсерские вещи, чтобы снимать потом свое кино.
Мне кажется, зачем распыляться, лучше сразу снять свое кино. Зачем тратить время?
— Я поражаюсь тем людям, которые могут сразу снять чисто свое кино. К примеру, Дима Давыдов, режиссер «Костра на ветру». У человека огромная сила воли, и то, что он сделал, это действительно круто. И я очень рад, что у нас появился такой хороший режиссер, снимающий авторское кино.
Я ненавижу, когда говорят, что наши люди не поймут. Есть в этой фразе что-то, характеризующее наше время. Давайте не будем придумывать ничего нового, а просто будем жить, как жили раньше. И это касается и нашего кино. Продюсерам легче запустить в производство ещё одну комедию, чем хорошую авторскую драму. Боятся, что «люди не поймут». Хотя наш зритель давно готов. «Костёр на ветру» и «Его дочь» доказывают это. Вот даже «Уол о5ото», это сугубо внутренний продукт, вот это и плохо — в контексте развития якутского кинематографа. Нужно создавать кино с фестивальным уклоном, тогда будет больше шансов выйти на новые рынки. После пары хороших фестивалей и грамотного продюсерского продвижения можно будет привлекать инвестиции со стороны и создавать ещё более качественное кино. Нужно меньше топтаться на месте и не бояться идти дальше. Я расцениваю «Уол о5ото» как эдакую разминку перед следующим проектом.
Учебный этюд, 2016
Как ты вообще оказался в Якутии?
— Мои родители, молодые инженеры, приехали сюда в 80-х годах. Здесь они познакомились, оба из Бурятии. Обосновались тут, родили меня. По-бурятски не понимаю, по-якутски тоже, учился в Саха-Корейской школе. Говорю только по-русски. Сейчас пытаюсь жить в Москве. Всё очень сложно.
Я не чувствую себя причастным к кому-то. Для якутов я бурят, для бурятов — якут. Для русских просто какой-то азиат. И, наверное, в этом мой плюс и мой крест. Именно из-за этого я, видимо, мыслю иначе, чаще всего против и от обратного. Я просто могу смотреть на вещи под другим углом, не привязываясь ни к чему.
Никогда в жизни не стал бы снимать кино, если бы не был фантазером. В детстве я очень много читал, это помогло в жизни. Меня часто спрашивают: "Что ты сидишь с таким отрешенным видом?". А в этот момент я фантазирую.
Больше всего жалею о нереализованных проектах. Их было очень много, и каждый раз из-за разных причин они не запускались. Для меня это очень тяжело, наверное, как аборт для женщины. Сейчас я дошёл до такого момента, когда хочу снимать безостановочно. Но только своё кино.