Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Главные

события

классовой

борьбы

Красный Первомай в Якутии: «Хватит терпеть!»
Будем достойными наследниками Победы!

 

Я БЫЛА девчуркой-комсомолкой, когда впервые услышала о нем. Это были поворотные дни ГКЧП. Работники райкома партии в Жиганске, где я жила, с выпученными от ужаса глазами шептались между собой: «Даже на Пухова подняли руку — уволили, а что будет с нами?!» Тогда-то мой папа, умный и начитанный простой работяга, объяснил мне: «Пухов — это очень большой человек — председатель Гостелерадио Якутии, член бюро обкома КПСС, член правительства Якутской АССР...»

В те черные августовские дни 1991 года Председатель Верховного Совета Якутской АССР Михаил Николаев, несмотря на многолетнюю работу на высоких партийных должностях, в одночасье перекрасился в «демократа» и рьяно на всех углах без стыда и совести стал кричать: «Я на два дня раньше Ельцина приостановил деятельность партии в республике...» Именно тогда он, видимо, собирая доказательную базу на преданность «своему ближайшему другу» Борису Николаевичу, опять же во всеуслышание потребовал от Пухова: или партийный билет, или занимаемая должность. Устроив суд Линча над известным и уважаемым в республике человеком, «хозяин Якутии», наверное, хотел показать всем, как он ненавидит свое коммунистическое прошлое, считает это главной ошибкой в жизни.

Жестокое испытание судьбы Дмитрий Пухов выстоял достойно. В те дни за его действиями следила вся республика, и особенно мы, жители северной глубинки. Коммунист Пухов вопреки подлости и лжи, стукачеству и предательству вчерашних функционеров КПСС продемонстрировал нам, рядовым якутянам, как легендарные большевики в 17-м и суровом 41-м, образец мужества и стойкости и открыто выступил в защиту советской власти и Коммунистической партии. 22 августа 1991 года он официально твердо заявил: я был и остаюсь в рядах Ленинской партии. На следующий же день он по политическим мотивам был освобожден от занимаемой должности. 12 ноября 1991 года VIII сессия Верховного Совета Якутской АССР восстановила его на прежней работе. Но тот же Николаев своим указом срочно преобразовал Гостелерадио в Национально-вещательную компанию «Саха», и Дмитрий Пухов остался без работы.

Иезуитская политика самосохранения подсказала горе-демократу, к тому времени уже президенту Республики Саха (Якутия), держать яростного врага при себе, чтобы не дать ему действовать самостоятельно (Пухов уж слишком большая и сильная личность в республике), и... назначил его своим пресс-секретарем. И тогда твердокаменный коммунист не поступился принципами. Буквально через несколько дней президент вынужден был направить его на работу заместителем директора Якутского информационного агентства... И где бы ни работал потом Пухов, президент пристально следил за каждым шагом непреклонного коммуниста...
Острый природный ум — не зря же Дмитрий Ильич окончил школу с серебряной медалью и два вуза с красными дипломами — и бойцовские качества: выдержка и выносливость, выработанные им еще в суровые военные годины, когда он, круглый сирота, воспитывался в детдоме, — позволили пройти все эти невзгоды и стать прямо-таки глыбой, которую нельзя сдвинуть с избранного пути. Именно Дмитрий Пухов, его соратники по партии и близкие друзья — Филипп Охлопков, Андрей Кривошапкин, Петр Докторов, Сергей Белобородов, Александр Гаврильев, Римма Шелковникова, Елена Иванова, Августа Марфусалова, Галина Кокшарская, Геннадий Михеев, Николай Назаров, Лазарь Степанов, Вячеслав Филатов, Виктор Губарев и многие-многие другие — во главе с пламенным Артуром Алексеевым первыми приняли на себя удары оголтелых «демократов» и мужественно, во весь рост, встали на защиту советской власти. Именно они, несмотря на преследования и унижения, сделали все возможное и невозможное для восстановления Коммунистической партии в Якутии.

Именно они в период семигинщины — раскола партии — активно выступили в защиту позиции ЦК КПРФ, лично Геннадия Зюганова.
Каждый из них — ярчайшая и неповторимая личность, и только благодаря им наша Якутская республиканская партийная организация считается сегодня в России одной из самых боеспособных и сплоченных региональных партийных организаций. И жизнь каждого из этих замечательных людей, без преувеличения, заслуживает отдельной интереснейшей книги, ибо на политическом небосклоне республики звезд таких величин, как они, нет. Их уважают, с ними считаются даже заклятые враги. Думаю, совсем неслучайно первый секретарь Волгоградского обкома КПРФ Алевтина Апарина, побывав в прошлом году во многих трудовых коллективах Якутска, сказала, что искренне завидует теоретической подготовке коммунистов-якутян, а нынешним летом на отчетно-выборной республиканской конференции первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Иван Мельников отметил ум и единство членов Якутской партийной организации.

...ВСЕГДА тихо мечтала, и какое-то шестое чувство подсказывало мне, что рано или поздно буду работать в редакции газеты «Коммунист», где Дмитрий Пухов в начале 90-х занимал должность заместителя редактора, а последние шесть лет возглавляет ее. В первые годы, когда эта всенародно любимая газета коммунистов Якутии, созданная и руководимая известным журналистом, депутатом Государственного собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Филиппом Охлопковым, только вставала на ноги, я не могла осуществить свою мечту по семейным обстоятельствам — у меня на руках оказалась одинокая старенькая тетя, страдающая тяжелой формой диабета. Потом друг за другом заболели два ближайших родственника — оленеводы, у которых не было даже собственного дома...

И вот однажды в редакции «Новости Жиганска» раздался телефонный звонок: звучный уверенный мужской голос представился Пуховым и с командной ноткой предложил мне работу в «Коммунисте». Я от неожиданности обомлела.

Обычно интуиция с первого раза безошибочно подсказывает: подходит тот или иной человек для совместной работы или нет. Вечером в большой домашней библиотеке я лихорадочно стала искать книгу талантливого писателя Якутии Андрея Кривошапкина «Дмитрий Пухов и его время». Внимательно перечитала и долго разглядывала фотографии. Увидев на снимке умный и открытый взгляд Дмитрия Ильича, сразу поняла: мне с этим человеком всегда будем надежно и интересно работать. В память врезалась еще одна фотография Дмитрия Ильича, опубликованная в «Коммунисте» по случаю вручения ему ордена Октябрьской Революции. Как бы потом я ни рылась в подшивках этой газеты, больше не нашла ни одной фотографии Дмитрия Ильича, тем более Филиппа Гавриловича. Позже, работая с ними бок о бок, уяснила, в чем дело: они скромные и порядочные люди и не любят светиться.

Назавтра Пухов перезвонил и сказал: «Ты большевичка и должна принять большевистское решение». И эти его весомые слова стали судьбоносными. Позывным сигналом для меня послужили еще яркие и широко известные в республике коммунисты Артур Алексеев, Александр Гаврильев и Галина Кокшарская, которых я знала по совместной работе в комсомоле.

Мама, сестры и брат поддержали мое решение, а самый мудрый советник и друг — папа — вдруг воспротивился: в Якутске тебе негде жить, незнакомые люди, новый коллектив... Он согласился только тогда, когда услышал имя Дмитрия Ильича Пухова, которого, как и я, знал только по его журналистской работе, книгам и газетным публикациям о нем.
По приезде в Якутск знакомые стали пугать: «Пухов — жесткий человек, на редкость принципиален и строг. Ты не сможешь с ним работать». И это выводило меня из строя. Я еще пуще стала бояться этого немногословного, довольно-таки рослого и крепкого для якута пожилого человека. Одно его имя убивало меня наповал.

Все точки над «i» поставил мой наставник по радио НВК «Саха» Геннадий Ермаков, с которым я тесно сотрудничала в качестве общественного корреспондента, общаясь из Жиганска по телефону: «Не бойся. Он мужик справедливый. Знаю по долголетней совместной работе. Трудиться рядом с ним — невероятное творческое везение».

Не скрою, за двадцатитрехлетнюю трудовую жизнь мне попадались разные руководители: и честные, и умницы, и хамы, и воры. Последние, как правило, внешне очень симпатичные и обаятельные, нагло хапали все, что плохо лежит, покушались даже на заработную плату своих подчиненных, подделывая их подписи в ведомостях. Придя в редакцию «Коммуниста», которая располагалась вместе с рескомом компартии, я в скором времени почувствовала, что меня окружают честнейшие и глубокопорядочные люди с высочайшей внутренней культурой. Новый трудовой коллектив стал для меня светлым и чистым островком коммунизма, где всегда мечтала жить и работать. Теперь я твердо знаю, что больше никто и никогда не ударит в спину и не предаст. Здесь очень надежно, и я как могу стараюсь оправдать доверие товарищей и прежде всего Дмитрия Ильича.

Внешне очень строгий и где-то суровый редактор в повседневной рутинной газетной работе оказался на редкость спокойным, рассудительным и доброжелательным человеком. Очень мудрый, опытный руководитель, он как никто другой знает, насколько раним и хрупок бывает внутренний мир уверенных и всезнающих творческих работников, что многие из них могут существовать и творить только в атмосфере согласия, полного доверия и понимания.

Дмитрий Ильич редактирует оппозиционную газету в непростых условиях, причем абсолютно безвозмездно: не хватает денег на выпуск газеты, оборудования, нет отдельного помещения для редакции и т.д. и т.п. Несмотря на это, он делает все возможное, чтобы оградить меня, единственного журналиста, получающего зарплату, и общественных корреспондентов от неприятностей и лишних хлопот в работе. Оберегая его, мы никогда не жалуемся на повседневные мелкие шероховатости, обычно терпим, молчим как партизаны, а он, как правило, откуда-то обо всем узнает и ненавязчиво помогает, во всем поддерживая.

Испытавший в детстве горечь сиротства, голод и холод, Дмитрий Ильич на редкость чуткий, заботливый и милосердный человек. Я знаю очень много людей, которым он помог стать не только высокопрофессиональными журналистами, но и получить квартиры, пройти обследование и лечение в больницах, найти работу и т.д. Известные журналисты, коллеги Дмитрия Ильича — Филипп Охлопков, Андрей Кривошапкин, Эдуард Рыбаковский, Степан Дадаскинов, ученики Егор Сибиряков, Иван Борисов, Валентина Герасимова, Алексей Амбросьев и многие-многие другие — никогда не прерывают связи и всегда очень тепло отзываются о нем. Не будет преувеличением, если скажу — наша газета выходит во многом благодаря авторитету Дмитрия Ильича и поддержке людей, с которыми он дружит или когда-то в чем-то помог. И они оказывают помощь по своей инициативе, от души, ничего не требуя взамен.

Например, лауреат премии Союза журналистов Якутии Петр Оконешников, годами обеспечивающий редакцию уникальными фотографиями с любых мероприятий, как-то рассказал, что Дмитрий Ильич помог его многодетной семье получить трехкомнатную квартиру, поддержал в тяжелые дни утраты жены. Много добрых слов благодарности говорит Пухову-руководителю и семья рабочих Платоновых. Оказывается, работая в Гостелерадио вахтером и уборщицей, они в свое время постеснялись пригласить Дмитрия Ильича к себе на новую квартиру. Но через двадцать лет, встретив его на одном из юбилеев в НВК «Саха», буквально силком потащили домой, чтобы показать, какую прекрасную квартиру отстоял он им, учитывая тяжелое материальное положение.
И таких примеров очень много.

Одной мне сколько помогает, не счесть. И делает это ненавязчиво и незаметно. Зная мою упертость и скрытность, он каждый день как бы невзначай расспрашивает о домашних делах: о здоровье мамы, об оценках племянников, об общежитии сестренки, окончившей ординатуру, и прочее и прочее. И потихоньку подсказывает, советует, что нужно сделать, к кому пойти и что сказать, а в большинстве случаев просто сам берет и делает за меня. Узнав, что моя племянница-сирота не может устроиться на любимую работу без первичного курса переподготовки врачей-лаборантов, он в один прекрасный день пригласил меня к себе в кабинет и дал в долг денег, причем без всяких расписок и прочих документов, и заставил направить ее на учебу в Хабаровск. Думаю, так в наше время, когда богатые родственники не могут дать денег в долг даже на хлеб, может поступить только коммунист и настоящий человечный человек.

У него необычайно развито чувство юмора. Обычно рабочее утро у нас начинается с шуток. Благодаря ему я знаю очень много журналистских баек, много любопытного и интересного о неизвестных страницах истории республики, страны и о знаменитых людях. Вот так, легко и просто, он с утра дает хороший стимул к работе, поднимает настроение, снимает стрессы.
Если даже я в чем-то не права, с кем-то не нашла общий язык и очень расстроилась, он все равно принимает мою позицию. Так делал только мой папа. Я сначала не могла понять, почему. А потом поняла: он, как мудрый человек, видит на несколько шагов вперед, чем я, и прекрасно знает, что пойму свою ошибку и обязательно исправлю. Мне нравится это, и я чувствую себя как за каменной стеной. Я знаю, что он радуется каждой удачной моей статье и, конечно же, материалам общественных корреспондентов. Как человек большого масштаба, Дмитрий Ильич очень щедр. Он за все эти годы надарил столько книг, что у меня накопилась целая библиотека.

Дмитрий Ильич очень много и интересно пишет. Я всегда поражаюсь его трудолюбию, порой кажется, что он работает все 24 часа. Только за последние годы выпустил три книги о коммунистах, советской власти, людях труда в борьбе за свои права, новых антинародных действиях властей. Если пишет какую-то серьезную вещь, работает с пяти утра. Он всегда называет вещи своими именами, говорит правду без всяких премудростей и лишней воды. Видимо, поэтому его логически выверенные, отточенные статьи и очерки, зарисовки и интервью ждут, запрашивают, требуют в самых отдаленных уголках нашей необъятной республики.

С ЛЕГКОЙ подачи журналистов редакции газеты «Кыым» («Искра»), отметившей недавно славный 85-летний юбилей, Дмитрий Ильич стал для меня вторым папой. Это сейчас коммунистов республики поддерживают практически все газеты, а в 90-х и начале двухтысячного, боясь «ближайшего друга Ельцина», журналисты, за исключением кыымовцев, предпочитали лишний раз не связываться с нами. Однажды заглянула к ним на огонек то ли Валя Павлова, то ли Нина Герасимова и протянула: «А-а... Ходишь следом за папой, да?!»

И с тех пор они все время талдычат мне: твой папа да твой папа, и я постепенно действительно стала воспринимать Дмитрия Ильича как отца, особенно когда неожиданно потеряла родного. Он заменил его мне. Я отношусь к Дмитрию Ильичу и его жене Октябрине Николаевне как к очень близким и родным людям. Октябрина Николаевна, необычайно добрейшей души человек, при встрече всегда первым делом по-матерински обнимет, поцелует и никогда без гостинцев не отпустит. Если убегаю, не взяв, обязательно сама притащит ко мне домой еще больше груза: помидоров, свеклы, огурцов, карасей, варенья и т.п. Так что спорить с ней бесполезно.
Хотя она у себя в доме президент, генсек, начальник стройки и прочее, но, когда дело касается работы Дмитрия Ильича, во всем безоговорочно поддерживает его. Знали бы, сколько она, пожилой человек, спасая газету коммунистов республики, бегала у нас в качестве курьера! И еще немаловажная деталь.

Я знаю только двух коммунистов-руководителей, жены которых постоянно бывают на наших митингах, пикетах и демонстрациях. Это супруга пламенного Артура Галина Яковлевна Алексеева и спутница героя моего материала Октябрина Николаевна Пухова, которая не только сама приходит на наши акции, но и берет с собой подруг и знакомых. Они обе, как декабристки, всегда следуют за своими мужьями.

Смешно и очень наивно, но, когда пять лет назад на юбилее Дмитрия Ильича стали представлять его родных сыновей, невесток и внуков, я всерьез занервничала, вернее, заревновала. Дмитрий Ильич и Октябрина Николаевна мои и только мои! Это со мной они целыми днями возятся, а тут вдруг другие дети появляются?! Причина моего взрыва в том, что я их детей и внуков практически не вижу, только слышу о них, взрослых самостоятельных людях, живущих отдельно от стариков.
Вот вам и суровый Дмитрий Ильич Пухов!

Общеизвестно, что человек видит свое продолжение во внуках. А внуки у Дмитрия Ильича, как сыновья и невестки, славные: три внука из четверых, как и дед, окончили школу с золотой и серебряными медалями и учатся в престижных московских вузах на бюджетном отделении, пройдя серьезнейшие конкурсные отборы. Старший внук, окончив с красным дипломом Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, учится в аспирантуре. Только вот одно плохо: никто не пошел по стопам деда — в журналистику, все выбрали технические специальности. И теперь одна надежда на маленького Диму Пухова, пока еще школьника. Так что, ДП №2 (он так себя называет), давай не подкачай: жми на медаль и обязательно продолжи дело деда! Удачи, здоровья и всяческих благ вам, дорогие мои Пуховы! С юбилеем вас, уважаемый Дмитрий Ильич, и с Великим Октябрем, идеям и делу которого вы посвятили свою славную жизнь!

   Галина МОХНАЧЕВСКАЯ.