В работе круглого стола принял участие Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов.
После выступления Г.А. Зюганова предоставили слово для доклада депутату Госдумы, бывшему губернатору Иркутской области, охарактеризовав его как хорошего практика, знающего в деталях обсуждаемую проблему. Выяснилось также, что в течение восьми лет он являлся президентом Ассоциации озерных регионов земного шара и знаком с обустройством уникальных озерных акваторий.
С.Г. ЛЕВЧЕНКО. Надо признать, что проблемы по ограничениям есть, есть проблемы с точки зрения размещения объектов социальной сферы, мусорных полигонов, дорог, линий электропередач и так далее… Сегодняшний законопроект, который мы обсуждаем, в народе назвали «законопроектом сплошных рубок», на наш взгляд, он недостаточно акцентирует внимание с точки зрения конкретных объектов, которые необходимо создать в этих 160 населенных пунктах.
И мы предлагаем, чтобы мы вместе с населением поселков, с главами администраций в регионах, которые окружают Байкал, разработать десятилетние программы социально-экономического развития, где бы распределили на участках, имеющих кадастровые номера, те объекты, которые нужны будут в ближайшие годы и в дальнейшей перспективе.
Если мы в концепции закона о Байкале будем закладывать социально-экономическое развитие тех населенных пунктов, которые там располагаются (а люди там живут столетия, у них ритуалы, «отношения с предками», недаром великое озеро называется священным) люди будут нашими союзниками в заботе о Байкале.
Люди будут помогать нам, чтобы мы принимали правильное решение. Необходимо распределение всех социальных объектов очень точное, жесткое на земельных участках с кадастровыми номерами… И, конечно, нужна инфраструктура общая. Я думаю, что с учетом регионов, и Бурятии, и Иркутской области, можно тоже просчитать расположение социальных объектов.
Г.А. ЗЮГАНОВ. Слово предоставляется Королькову Максиму Владимировича, заместителю министра природных ресурсов и экологии. Далее круглый стол проведет Николай Васильевич Коломейцев, мой первый зам по фракции, человек с огромным опытом, знаниями. Пожалуйста.
М.В. КОРОЛЬКОВ. Спасибо, уважаемый Геннадий Андреевич! Позвольте доложить о результатах, о той работе, которая проводится сегодня по сохранению уникальной экосистемы – озера Байкал. Геннадий Андреевич очень точно отметил: наше уникальное озеро – наше достояние, оно требует особого подхода. Именно поэтому у нас по Байкалу кроме отдельного законодательства, есть ещё и целый ряд дополнительных требований, которые предъявляются к технологиям, к организации инфраструктуры для жизни людей, для того, чтобы исключить негативное влияние на озеро и сохранить его в первозданном состоянии.
Это прежде всего отдельная нормирования по сбросам и выбросом, по размещению отходов на объект, который находится на байкальской природной территории, с особым упором на центральную экологическую зону. Да, это вносит определенные сложности, это требует новых технологий. Да, решение зачастую затягивается, но цена ошибок и запозданий бывает очень велика…
(Далее в деликатной форме следует обозначение успехов всех подразделений, пунктов наблюдения, гидротехнических постов, техники для мониторинга леса, наблюдения за состоянием недр, воздуха… И все это рука об руку с наукой. В общем, хоть ЮНЕСКО доказывает, хоть рассерженные граждане-экологи… Завтрашний день будет еще светлее.)
Ну и вся эта информация сходится в единый информационный портал с данными экомониторинга, где всем гражданам и специалистам доступна вся информация за текущий год и за предыдущие, что позволяет наблюдать за динамикой изменения тех или иных показателей по озеру Байкал. И плюс к этому ежегодно выпускается ещё государственная доклад о состоянии озера Байкал, где и специалисты федеральных органов власти регионов, и Российской академии наук дают всю совокупность данных о состоянии Озера
Что очень важно? Мы должны так реализовывать наши мероприятия, чтобы исключить негативное воздействие на озеро Байкал факторов, которые ну сопутствуют нашим городам, человеку. Это сточные воды, это мусор, это накопленный вред, это негативное воздействие на атмосферный воздух.
Соответственно, принято решение в рамках национального проекта экологического благополучия. Каждому из этих направлений выделено в отдельное результат с отдельным финансированием, с безусловным приоритетом реализации всего. Комплексную задачу поставили, единственное направление, которое имеет вот такой приоритет по финансированию за счет федерального бюджета.
Что касается очистных сооружений. Много было дискуссий. Как я уже сказал, 83-й приказ Минприроды России накладывает очень жесткие ограничения на качество воды, но мы с себя ответственность вместе с Академией наук не снимаем. Сегодня разработаны технологии, которые позволяют достичь требуемых показателей.
Что важно? Вы знаете… очистные сооружения, где мы, собственно говоря, вырабатываем работу, проводим работу над ошибками и вырабатываем решения, которые необходимы для того, чтоб очистные сооружения работали полноценно… Мои коллеги из Иркутской области и Республики Бурятии как раз вот смотрели, какие технологии можно было бы быстро внедрить с достаточно небольшим объемом финансирования из федерального бюджета, с большим результатом.
Отмечу, что это все отечественные технологии, основаны на отечественной приборной базе. То есть мы как раз вот за это время смогли вот этот технологический потенциал реализовать. К 30-му году у нас запланировано 10 очистных сооружений реализовать.
Надо работать. До текущего момента уже ликвидировано 26 свалок. Это 214 гектар, освобожден от негативного воздействия территории. Сейчас у нас в планах еще 17 свалок. Это еще 171 гектар. Но, как я уже сказал, все свалки у нас оцифрованы. Соответственно, как регионы будут готовы по мере своей инфраструктуры, мы эту работу будем продолжать по финансированию…
В любом случае все риски, все негативные объекты, которые выявляются в процессе нашей деятельности, попадает под особый контроль. Вместе с учеными Российской академии наук мы вырабатываем по каждому решения, взвешиваем риски по принятию решений, реализуемых приоритетном порядке. Спасибо за внимание. (Так что не сердись, мол, Господи Боже, и вы, господа экологи.)
Н.В. КОЛОМЕЙЦЕВ. Уважаемые коллеги! У нас с вами уже 22 записавшихся. Мы поступим таким образом. У нас здесь сейчас выступит Росприроднадзор, потом Цыденов Алексей-сам-будешь. И потом перейдем дискуссии по 5 минут, учитывая, что у нас 12 начинается заседание, где все бюджеты утверждаются… Договорились? Да!
Слово берет председатель правительства Республики Бурятия ЦЫДЕНОВ Алексей Самбуевич.
Уважаемый Геннадий Андреевич! Вы абсолютно правильно акцентировали внимание на то, что защита Байкала, сохранение его уникальности для будущих поколений является приоритетной задачей и паритетным направлением. Что сегодня делается? Что ещё предстоит? (Комментирует слайды)
Я быстро пробегусь. В Озере, прилегающем к Байкалу, была «бабская болезнь». Было Федеральное финансирование. Ликвидирован 5000 кубометров донного грунта, зараженного. В итоге озеро вылечили. Следующий у нас прогноз строительства защитных дамб, защитной дамбы на реке Селенга. И это не только защита населенных пунктов, это защита от выхода на пойму. Понимаю, когда вода выходит на пойму, смывает все, что вокруг фермы. Там все, что есть, остальное. И это попадает потом в течение, в Байкал, дамбы построены, выход воды ограничен.
Следующий слайд. Построен в рамках федеральных программ рыборазводный завод большереченский. Мощность завода более миллиарда личинок омуля… Завод запущено в эксплуатацию.
Следующий слайд. Только за 5 лет ликвидирован 158 свалок в целом по республике… Видно, что там сейчас все уже в цивилизованном виде.
Следующий слайд. Программа «Чистый воздух», как Максим Владимирович сказал, действительно, под эгидой Минприроды России. Реализуется это в зоне атмосферного влияния Байкала, предусмотрено финансирование и сокращение выбросов в атмосферный воздух.
Следующий слайд. У нас город Улан-Удэ Гусиноозёрск, Селенгинск и здесь установки электрофильтров над котельной, это перевод частного сектора и так далее. Целый комплекс мероприятий.
Следующий слайд. У нас потушено более 2600 пожаров на территории. С учетом изменения климата и изменения погодных условий. Более 70% пожаров – это сухие грозы. Ну, по площади, надо отметить, что пожары, которые от человеческого фактора, площадь больше занимает, чем те, которые от сухих гроз.
За счет поддержки федерального бюджета имеется 245 единиц техники. За это время сформированы как раз лесопожарные подразделения для усиления борьбы с пожарами, защиты леса. (Оратор показывает слайды.)
У нас порядка тысяч человек ежегодно на добровольной основе принимают участие в программе «Сад памяти» и высадке сеянцев. 93 000 сеянцев в среднем в год. И также очень развито волонтерское движение. Более 5000 волонтеров в год на добровольных основах работают на берегах Байкала. Ну, понятно, после каждого сезонного фактора у нас остается что-то на берегах. Постоянно чистим. Поэтому империя Байкала сегодня тоже у нас защищенная…
В центральной экологической зоне? Да, в центральной экологической зоне у нас объекты особо охраняемой природной территории. Они на слайде темно-зеленые. Это заповедники, нацпарки и так далее. Там нет деятельности. В первую очередь вопрос: как раз про то, что Сергей Георгиевич говорил. 160 населенных пунктов, где живет порядка 140 000 населения…
Следующий слайд. Вы видите, как лес входит в поселок, да? И, к сожалению, у вас есть горевшие деревни. Там был ландшафтный пожар, но не было защиты. И вот как раз защита поселков от пожара – это то, что требует решения.
Следующий слайд. Очистные. Все понимают, что Байкал надо защищать от неочищенных стоков. Сегодня только со стороны Республики Бурятия 5 очистных надо построить в поселках …
Проекты делаются, но вопрос даже не в руках. Вопрос в том, чтобы землю сегодня в рамках действующего законодательства выделить под строительство очистных. Пока есть ограничения, и мы понимаем, что защита Байкала от неочищенных стоков является одной из приоритетных. Выделение земель под строительство очистных, конечно, является тем, что это позволяет сделать.
Следующий слайд, такой социальный вопрос. Это кладбище. Да, у нас 55 населенных пунктов, где есть вопрос с размещением кладбищ. И опять же, здесь вопрос не в рамках. Там если не залезть на участке, невозможно выделить землю. Просто перевод земли под кладбища на сегодня имеет ограничение. Поэтому мы вопрос такой, социально чувствительный для людей, решаем в рамках законопроекта, не покушаясь на какие-то там излишнее рубки.
На что ещё хотел обратить внимание? Вот на слайде федеральная автомобильная дорога Москва – Владивосток. Она идет вдоль Байкала, нет объездов, нет проселочных дорог.. Одна дорога, на ней сегодня 5 аварийных мостов.
Следующий слайд. Поставьте вот примерно 1 мост. Он сверху, кажется, ровно. А внизу видно, какие стойки подмыты. Это единственный проезд, объездов нет… Нефтевозы, химические грузы, опасные грузы идут. Это речка впадает в Байкал от этого моста. До Байкала меньше километра. И если этот мост упадет под тяжеловесам, повторюсь, нефтевозам, они все тяжеловесные, там высокая нагрузка на ось, – то это все будет сразу в Байкале… Конечно, нужно отремонтировать эти мосты. Да и для этого, безусловно, нужно земельный отвод сделать. Да? На эти мосты сделана проектная документация, выделено федеральное финансирование. Но это уже более 3 лет стоит. Никакие работы не ведутся, просто не можем к земле подойти. Повторюсь, таких мостов 5…
Следующий слайд. Это как раз то, что вы говорили про сели… Бордовым красным цветом выделено. Это сходы селей, начиная там за 100 лет. Маршруты схода селей. Сели большие сходят почти ежегодно. Сели катастрофического уровня сходят раз в 50 лет. Они были в 1927 году, в 1971 году были сели катастрофического уровня и сейчас, по прогнозам Российской академии наук, 90% вероятность, что в ближайшие годы сойдет опять же сель катастрофического уровня. При этом, если смотреть на слайд справа, видно вот, как голубое озеро маленькое. Это карты накопителей Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. И если сейчас сель сойдет… Если будет сель катастрофическая… То вот эти карты накопителей… их все вытолкнет в Байкал.
Да и сегодня есть письмо Генеральной прокуратуры за подписью первого заместителя прокурора о том, что, к сожалению, строительство защитного сооружения действующее законодательство ограничивает. И прям в письме указано, что сейчас в Думе находится законопроект, который позволит это решить. И мы все ждем, когда этот закон появится в ближайшее время. Надеемся, закон выйдет и позволит нам усилить защиту…
Поэтому, уважаемый Геннадий Андреевич, вот как раз с целью обеспечения защиты Байкала от неочищенных стоков, от возможных аварийных ситуаций, от вот этих селевых стоков и так далее, прошу Вас поддержать вот как раз в этом направлении, чтобы в ближайшее время законопроект был принят.
Н.В. КОЛОМЕЙЦЕВ: Слово предоставляется Анатолию Николаевичу Грешневикову. Он заместитель председателя комитета Государственной Думы по экологии и природным ресурсам и охране окружающей среды.
А.Н. ГРЕШНЕВИКОВ: Я один из авторов закона об охране озера Байкал, который был принят более 20 лет назад, К сожалению, единственный остался в Думе. Считаю, что имею полное право сказать: внесенный новый законопроект – это убийство самого святого озера Байкал. В мире нет такого более глубокого древнего озера. И его бороздят тысячи судов, у которых случаются аварии. Свинокомплексы сбрасывают в Байкал свои отходы. Глава республики на днях возвращает миллиарды денег на недостроенные, а значит, неработающие очистные сооружения… Мы не хотим ожидать, когда вырубят весь кедрач. Кедры – такое дерево, которое имеет поверхностные корни. И если производите, скажем, противопожарный разрез, кедр валится… Поэтому комплекс этих предложений, он уже усугубляет экологическую ситуацию на Байкале.
Но то, что предложило правительство… Взглянем на первую страницу: Отменяется водоохранная зона. Почему именно водоохранная зона? Я вот ездил на Байкал, коллега Фетисов видел: уже идет строительство сел. Село Турка, там пятиэтажная гостиница. Кстати, в 30 м от Байкала… Я написал в Генеральную прокуратуру, пришел ответ все 4 объекта построены незаконно. Там уже проволока, заборы и тишина. Ждут, когда легализуют эти незаконное строительство. Здесь вот горячо обсуждали строительство мостов. Мосты нужны. Так вот, экологи это не те, которые выступает все запретить. Экологи – это те люди, которые говорят, что законы природы важнее законов строительного бизнеса. Вот вы построили мост в селе Турка. Река Налимовка. Там река для нереста, а труба вот такая… Форель вы уничтожили…
Значит, кладбища. Вы извините, в одном селе живет 28 человек, а вы чуть ли не до 20 000 жителей отводите земли. Ну, я вот посмотрел, есть село Анкет. Рядом Сретенский женский монастырь, там кладбище. Зачем куда-то углубляться в лес, кого-то там в лесу хоронить и для этого вырубать гектары? Если нужна площадь под строительство кладбища селевой защите.
Я не против даже, чтобы были гостиничные комплексы, но законы природы нужно соблюдать. Вот как во всем мире строят. Вот построили гостиницу, ни одного дерева не срубили. Вписали гостиницу, эстрадную площадку, концертную ложу, и посреди площадки – дерево. Такие могут быть предложения у экологов? А их озвучил министр экологии Александр Козлов. Читаю годичной давности публикацию, когда мы внесли в Государственной Думе закон. Тогда вот Козлов заявил, читаю: мы запретили все сплошные рубки на всем Байкале, если нам нужно вырубить хоть 1 дерево или 10 деревьев для достижения какой-то целей, то это должно быть адресно, прописано в законе, и отвечать на вызовы, которые действительно стоят перед нами. Я могу всю статью про- и перечитать, за нее мы все подписались. И что заявляет Козлов: Росреестр – против. Байкал ждет не приступного отношения, и не бизнес-проектов, чтоб все застроить, загубить и потерять символ России. У вас хищнический подход. Заработать 5 миллионов, запустить туда туристов.
Мы вчера закон принимали – отложить эти полигоны мусорные, 81. В следующем году – 260. Они уже не работают, они завалены. Это уже не полигон. Куча яда. Вы завалили правительство этими проектами. Провалили Байкал, провалили Волгу. Сейчас вот я пришел с заседания по Волге, 126 миллиардов государство потеряло, и что докладывают? У меня в Ярославле 4 очистные сооружения будут сносить. Смотрите, а кто построит? В области денег нет. Поэтому все, что вы предлагаете, это ради того, чтобы освоить деньги. Но деньги вы осваивать не умеете. Уже вернули. Бурятия, любимая, ты вынуждена вернуть деньги… Вот улыбаются. А зачем же вы вернули деньги? Миллиарды на очистные сооружения? Не сможете очистные создать? Как может. Байкал без очистных сооружений существовать?. Я не понимаю. Жалко. Вот на заседание остался. Фетисов привез убийственные кадры. Как уже кедр вырубается, как золотодобытчики все реки уничтожают. Ну, наведите порядок, прежде чем какой-то закон принять! Инвентаризацию земель проведите. Посадите всех, кто уже незаконно там что-то настроил и обтянул проволокой заборы…
Поэтому я категорически, значит, не согласен с автором закона. Как уже сказал, вот это нанесет просто страшный урон Байкалу.
И вот у меня вечная дискуссия, по имени-отчеству забываю. Вот представитель Минприроды. На недавнем заседании мы с Вами обсуждали вопрос и вырубки лесов. Вы доказывали: сплошные рубки запрещены. Ну, дальше-то почитайте: запятая, «за исключением».. И когда Вы сейчас вот говорили с таким строгим, ответственным лицом, вот самый главный защитник леса… Лукина так искренне заулыбалась… А Вы же мне сказали, что она изменила свою позицию. Я тут же ей позвонил. Она говорит: позицию не меняла и как была против закона, так и против. Вы говорите, академики, друзья мои, в этом законе написано: создается комиссия. А как мудрейший Геннадий Андреевич отметил, если захотите проблему завалить, создайте комиссию. Две комиссии уже есть, в правительстве создается третья: сенаторы, сотрудники ФСБ, прокуратуры, Минприроды… А дальше строчка: а решение может приниматься заочно. Вы хоть назовите одного сотрудника ФСБ, министра… Кстати, ни один министр не ездил проверять очистные сооружения, пока инцидент мы не создали. Вот чтобы они поехали. То есть будут приниматься решения, не выезжая на место.
Теперь вот это как? Есть какие-то уверенности? Есть отсутствие уверенности, что это будет, потому что вы сказали, что экологи тут возразили, что преграды созданы…
Я вам скажу, вот Злотникова здесь присутствует, мы с ней авторы закона об экологической экспертизе. Все очистные сооружения на Волге, которые не работают, которые не достигли нормативных показателей, – все прошли государственную экологическую экспертизу и строительную экспертизу. Может быть, и это мошенничество? Или у нас там все непрофессионалы? Поэтому какая комиссия? Оставьте Байкал в покое. Вернитесь к тому, что говорил министр Козлов. Хотите объект построить, определить объект, сколько деревьев сохранить, сколько вырубить? Значит, будут очистные сооружения. Кто за это несет ответственность по каждому объекту? Если пропишите – вот тогда вы любите Бурятию, как люблю ее я, и Байкал. И я тут ваш помощник, а так вы извините, вы предлагаете то, что Бурятии, Байкалу и нам всем нанесет урон.
Н.В. КОЛОМЕЙЦЕВ: Слово предоставляется вице-президенту Российской академии наук Степану Николаевичу Калмыкову.
С.Н. КАЛМЫКОВ: Спасибо большое, глубокоуважаемый Геннадий Андреевич, уважаемые коллеги! Ну, во-первых, я хочу сказать, что мы вот те слова, которые Геннадий Андреевич вначале сказал, мы, – я имею в виду мы, из Российской академии наук, – на 100% разделяем. И действительно, объекты не просто сокровище, но и очень сложные объекты, соответствующие подходы, которые там должны быть, они должны быть очень четко продуманы. И Российская академия наук в последние годы очень активно включилась во все эти обсуждения.
Это не только институциональное участие тех или иных институтов Сибирского отделения Академии наук и Центрального, институтов, находящихся в центральной зоне, но и научные советы, которые всегда междисциплинарные, которые при этом межведомственные, куда входят не только академики. Это Совет по озеру Байкал, он так и называется. Есть Совет по глобальным экологическим проблемам. Вот ваш покорный слуга возглавляет Совет по лесу, Совет по водным проблемам. И различные аспекты, которые связаны с Байкалом, они обсуждаются на этих советах. Почти до ста человек участвует в этих заседаниях. Я хотел бы отметить несколько важных аспектов, которые обсуждаются
(Вице-президент вкратце ознакомил с решением проблем с монгольскими стоками с огромных сельскохозяйственных угодий. Но возникает новая проблема, связанная со строительством гидростанции.)
Совместная рабочая группа Академии наук Монголии и Российской академий наук работает над обоснованием и необходимостью строительства этой гидроэлектростанции на монгольской территории. Понятно, что, с одной стороны, нашей дружественной стране нужна электроэнергия. Но понятна и обеспокоенность, с другой стороны. Эта электростанция будет в значительной степени влиять на уровень озера Байкал. Это для нас является очень важным фактором. Совместная комиссия работает, и будет сделано заключение.
Еще направление связано с селями. Это скорее инженерная задача – образования селей и выбора мест, где от них меньше всего было бы вреда. Но это, в том числе, и математическое моделирование этих процессов. То есть там, когда и где наиболее вероятный схода селей, в рамках госсзаданий. Институты Сибирского отделения Академии наук такую задачу, соответственно, сейчас решают. Ну и еще одно направление, соответственно, что связано с 94-м ФЗ.
Хочу сказать о совещаниях, которые были в Академии под председательством Геннадия Яковлевича Красникова, президента Академии наук, и Александра Александровича Козлова, министра природных ресурсов, и было очень широкое представительство. Помимо академического сообщества, был и Вячеслав Александрович Фетисов, и другие. Очень жаркие были споры и дискуссии.
Для нас абсолютно принципиально. Мы поддержали идею создания комиссии, но изменили потом формулировку. Комиссия, о которой шла речь, может рассматривать любые изменения только после положительной позиции Российской академии наук. Причем в первом варианте не было слова «положительные», то есть имеется в виду, что она может быть любая, позиция. Но нам, считаю, необходимо наличие положительной позиции. Она является для нас принципиальным, и на ней настояли. И теперь это звучит следующим образом. Проект перечня земель Лесного фонда или лесных участков, на которых допускаются сплошные рубки, в соответствии со статьей 1 настоящего Федерального закона, рассматривается комиссией только при наличии положительной позиции Российской академии наук. Ну и, соответственно, и Викторович Данилян, и Наталья Васильевна Лукина однозначно будут в этом участвовать.
Организатором слово предоставляется Вячеславу Михайловичу Мархаеву..
В.М. МАРХАЕВ: Вот здесь присутствовали два представителя Минприроды, настолько неистово говорили о том, что нужен и необходим предложенный закон. А вы не думали о том, что, не меняя концепции того закона, который существует 30 лет, можно решить все проблемы, которые есть в Республике Бурятия? Да, решить точечно. Почему надо ломать тот закон, благодаря которому на сегодня мы сохранили вот в таком уникальном виде наш Байкал? Я из Бурятии… И за всем этим стоит забота о нашем населении. А население-то спросили? Как проводились слушания? Мы об этом с вами знаем, да? Вот здесь Аликина Любовь Константиновна, которую затаскали по судам за ее позицию, за ее понимание, что ну нельзя ломать работающий закон.
Мы считаем, что новый закон категорически нельзя принимать. Когда в первом чтении его рассматривали, мы внесли с Сергеем Георгиевичем Левченко предложение снять с рассмотрения данную законодательную инициативу.
Естественно, надо решать социально-экономические проблемы местных жителей прибайкальской территории в рамках программы правительства России, Бурятии и Иркутской области.
Я воспользуюсь заготовкой, постараюсь изложить свою позицию.
У нас складывается достаточно тревожная ситуация в нормативно-правовом поле вокруг озера Байкал, когда вся фундаментальная, научная, исследовательская система практически в один голос утверждает очевидные факты, которые напрочь игнорируются исполнительной властью. И правящая партия в законодательной власти практически пляшет под дудку интересантов, непубличных заказчиков, поставивших личные интересы выше государственных, общечеловеческих и научно обоснованных.
В чем заключаются интересы этих интересантов? Это амбиции наживы, фактически захват природоохранной территории вокруг Байкала. Желание бесконтрольно и разрушительно пользоваться ресурсами, что может привести к катастрофе планетарного масштаба. Для этих целей они используют действующую власть неприкрыто и довольно цинично.
Глава Бурятии не первый год демонстрирует презентацию, что-де не решаем проблемы местного населения, а решить якобы можно только принятием законопроекта о сплошных рубках байкальских лесов. Но вроде все было, и все вопросы решались. В ней говорится о недопустимости нехватки земельных участков для строительства домов и обустройство кладбищ… Значит, вброшены в публичное пространство разные слова. Да? Обвинили Вячеслава Александровича… Ну, действительно, на самом деле так. И когда приехали представители центра изучить ситуацию. И одна из женщин стоит с транспарантом: негде, мол, захоронить своих близких. А когда ей задали прямой вопрос: а кого Вы не смогли захоронить? Она растерялась и сказала: мне дали такой транспарант – и стою с ним. Такие «протесты» просто срежиссированы. Людей возят на автобусах с одного места на другое. Вячеслав Александрович приехал, ему просто не давали слова сказать. Мы вынуждены были обратиться: не надо нарушать гостеприимство, и так далее. А с его выступление, значит, из контекста выдернули. Сказали о том, что Фетисов сказал, что надо всех с береговой зоны переселить. Ну зачем и для чего все это?..
Что значит озеро Байкал для России, для планеты? Хочу напомнить, запасы пресной воды на планете, включая ледники, составляет около 3% от всего объема мировых запасов воды. А в наших руках находится четвертая часть всего мирового запаса пресной воды. По факту мы видим потребительское отношение местных и федеральных властей к Байкалу.
На словах все замечательно. Устраняется экологический ущерб. ЦБК развивает круизный туризм, строится дорога на Ольхоне, вносятся изменения социально-экономического содержания в природоохранное законодательство Байкала… При этом кладовые недр Байкала, его растительные и животные ресурсы, бассейн природных ресурсов озера Байкал, леса, берега, воду Байкала – выставили на продажу. Просто есть ощущение, что у нас выменивает золото на стеклянные бусы. Мы потеряли сакральность Байкала и пытаемся продать всему миру то, что дороже любых денег. Если вдуматься, то получается, что конечная цель это выгодная продажа Байкала через изменение федерального природоохранного законодательства, что, конечно же, недопустимо. Заход сомнительных инвесторов на территории. Офисы ТОРов разрушали экологическую национальной безопасности страны. Это должно быть остановлено… Я передам в президиум рекомендации.

