Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Главные

события

классовой

борьбы

Красный Первомай в Якутии: «Хватит терпеть!»
Будем достойными наследниками Победы!

К сожалению, эти чувства, как я думаю, многим из нас пришлось испытать уже с детства, когда, например, кто-то без спроса взял твою любимую игрушку или вещь. И я не исключение — помню, в период обучения в школе у меня украли самодельный фонарик, бывший в какой-мере моей гордостью. И не было меры чувству моего негодования этой “акцией”, какие только жестокие сцены наказания вора не всплывали в моем воображении?!

Конечно, это мелочь. Но осадок остался.

***

Слово “вор”, означающее лицо, скрытно изъявшее не принадлежащее ему имущество, появилось еще в дохристианской Руси и имеет общие корни со словом ворог (враг). По толковому словарю Даля оно среди прочего имеет прямое отношение к понятиям “вредить”, “делать зло” и равнозначно определениям “враг”, “недруг”, “злоумышленник”, “злодей”. Потому понятно, что вор всегда вызывал чувство отвращения, неприятия сего лица и его деяний.

Думаю, чувства, вызываемые кражей, особо не зависят от размера нанесенного вреда. Имеет значение сам факт утраты имущества, его стоимость вторична. Потому глубина чувств в основном зависит лишь от принадлежности утраченных ценностей — предметов, денег и т.д. Если украли у тебя — одно, если “отщипнули” у соседа или государства — другое.

А в последнее время факты второго порядка практически ни у кого не вызывают негодования, ибо украденное — не твоя “рубашка”, которая ближе к телу. И это ответ людей на то, что государство отдалилось от народа, то есть реакция людей изменилась.

Раньше, когда становилось известно, что некто совершил кражу государственного имущества, то многие воспринимали весть почти как личную обиду — ведь государственное имущество было действительно общенародное: каждый сознавал, что утраченное в конечном счете могло достаться ему, его детям и внукам в виде бесплатного образования, лечебных, коммунальных и множества иных услуг, оказываемых государством своему народу.

Здесь немного теории для более полного понимания сути кражи.

В российском уголовном праве кража раскрывается как тайное хищение (неправомерное изъятие) чужого имущества, отличающееся от иных видов изъятия материальных ценностей (грабежа, разбоя, мошенничества) способом, а именно — скрытным, неочевидным характером деяния.

В российском уголовном кодексе имеются составы правонарушений, связанные в той или иной мере с тайным изъятием государственного или муниципального имущества и объединенные единым понятием коррупции. Они указаны в Уголовном кодексе РФ — в статьях 285 (злоупотребление должностными полномочиями), 285-1 (нецелевое расходование бюджетных средств, 285-2 (нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов), 286 (превышение должностных полномочий), 290 (получение взятки), 291 (дача взятки), 291-1 (посредничество во взяточничестве), о которых и пойдет речь.

На первый взгляд эти преступные деяния во многом отличаются от кражи. Но по большому счету, это - та же банальная кража, ибо все коррупционные преступления тесно связаны именно со скрытым изъятием имущества, не принадлежащего их фигурантам.

В свое время крупнейший русский историк и литератор XIX века Николай Карамзин одним словом объяснил суть происходящего в России. Будучи за границей, на вопрос русских эмигрантов: “Ну, как там, в России?”, он ответил: “Воруют!”. При этом он имел, конечно, в виду распространенность лихоимства (на старославянском — “зло имеющий”), то есть греховной страсти чиновников по приобретению выгоды за счет затруднительного положения ближнего (вымогательство взяток), а также разного рода хищений казенных денег — вообще действий, ныне объединенных понятием коррупции.

Так что чиновники, обвиненные в совершении вышеперечисленных преступлений, по своей сути — тоже воры (иначе — лихоимцы, вороги-враги и т.д.), ведомые низменными побуждениями и стоящие на самой низкой и позорной ступени криминальной иерархии.

Отличие их от обычных воров, которых толкают на кражи их незавидные жизненные обстоятельства (отсутствие работы, жилья, пристрастие к спиртному и т.д.), лишь в том, что они при совершении воровства умышленно пользуются своим положением и властью, что по уголовному закону признается квалифицирующим (подчеркивающим особую опасность и циничность) признаком деяния, отягчающим ответственность.

Вот простые примеры, освещенные в СМИ. Не так давно наши чиновники, как отмечено журналистами, “теплой компанией” ездили в г. Красноярск “дружно поболеть на турнире Ярыгина” за якутских борцов, которые, кстати, не оправдали надежд истинных болельщиков. Видимо, ВИП-команда “болельщиков” не смогла должным образом поддержать спортсменов и, возможно, по причине того, что они сами болели в прямом смысле слова из-за обильных возлияний в перерывах турнира. Как стало известно, все они ездили за счет бюджета, оформив свой вояж под командировки.

Никто из них, кроме Павла Пинигина, не имеет отношения к вольной борьбе. Мне трудно представить, например, председателя Контрольного комитета Ил Тумэна Александра Уарова (кстати, призванного контролировать расходы власти) на борцовском ковре, разве только на татами по сумо.

Это далеко не первый случай оформления важными персонами своих поездок для развлечений под командировки. Сколько было, например, таких поездок в северные районы на охоту (на уток, турпанов, горных козлов и т.п.) депутатов Ил Тумэна, ВИП-чиновников правительства за счет госбюджета. Не сосчитать наверняка сумм бюджета, израсходованных (точнее — уворованных) ими на удовлетворение своих прихотей, а также оплаченных им в качестве командировочных и возмещения расходов, подтвержденных сфальсифицированными документами.

Если посмотреть на все эти “забавы” тойонов и тойончиков со стороны уголовного права, то открывается отвратная изнанка действий — скрытое (тайное) пользование чужими (в этом случае — государственными) средствами в личных целях, а попросту — кража, узаконенная липовыми командировками.  

Далее. Все наслышаны о высоких зарплатах руководителей многих учреждений, практически всех министерств. Известно также об их “13-х зарплатах” и осуществляемых самим себе и своем приближенным высоких премиальных выплат. К числу таковых, приближенных к кормушке (бюджету) лиц, относятся и многие высокопоставленные чиновники, греющие свои “пятые точки” в мягких креслах Домов правительства республики — чистоплюев, которых в “просвещенной” Европе и США называют “белыми воротничками”.

Мы понимаем, что эти лица занимаются, как они гордо вещают, высококвалифицированной руководящей деятельностью. Но ведь по закону им уже начисляются надбавки за категорию сложности и напряженности труда, а также за квалификацию. Так зачем начислять себе разного рода премии, устанавливать себе повышенную оплату труда?

Многим памятны публикации в СМИ об ежегодных повышениях себе выплат, принимаемые всегда единогласно “слугами” народа — депутатами Ил Тумэна. Причем за счет бюджета. Хотя они не руководители или “топ-менеджеры” всяких там ОАО-ЗАО, которым собраниями акционеров выделяются огромные вознаграждения, наши “законодатели” практически не отстают от них.  

Но, чем бы это не оправдывали, сверхвысокие доходы депутатов и больших чиновников выходят далеко за пределы разумного и за рамки социальной справедливости, потому вызывают обоснованные нарекания людей. А если вникнуть в эту тему, то в конечном счете все запредельные доходы госчиновников носят признаки тайного хищения бюджетных средств, то есть обычной кражи, совершенной с использованием ими своего должностного положения.  

***

Во все времена и у всех народов кража была и осталась греховным явлением. В частности, у народов, исповедующих христианство, например, в России, законом Божьим установлена общеизвестная заповедь “Не кради”. И так у всех вероисповеданий — кража, то есть неправедное тайное лишение людей их ценностей, другого имущества всегда и везде признавалась антиобщественным явлением. Недаром ведь среди семи смертных грехов, признанных таковыми, в частности, в иудаизме и христианстве, является алчность (avaritia) — корыстолюбие, стяжательство, жадность, жажда приобретательства — непосредственная основа присвоения чужого — кражи.

То, что она (кража) всеми признавалась значительным греховным актом, кроме прочего, подтверждается тем, что издавна по законам всех народов она наказывалась довольно жестко. Так, например, в Римском праве в отношении виновных превалировал принцип Талиона (Lex talonis) — закон равного возмездия, выражавшийся в просторечии формулой “Око за око, зуб за зуб”. В соответствии с ним было узаконено и применялось к виновным соразмерное содеянному причинение вреда (Culpa poena par esto — наказание должно соответствовать вине) — убийца принудительно, в основном — публично, лишался жизни, насильник — детородного органа, причинитель телесного вреда — соответствующего органа (глаза, руки, ноги и т.д.). А в Исламе до сих пор существует (и применяется в ряде восточных стран) Закон шариата — несколько видоизмененный аналог принципа Талиона. В частности, у воров могут быть отсечены руки, а в случаях краж, принесших большой вред, дело может кончиться и смертью вора.

В этом ярко выражалось отношение людей к воровству и лицам, совершавшим кражи не принадлежащего им имущества. Кроме того, такие наказания имели очень большое профилактическое (предупреждающее) значение. И иногда, знаете, закрадывается мысль — а ведь правы были предки, реализуя принцип: “чтоб другим неповадно было”. Нам бы так, а? Так и представляешь себе однорукого бывшего депутата или чиновника…

Как указано выше, коррупционеры те же воры, но ими причиняется больший вред государству и обществу. Потому не удивительно, что в некоторых странах мира (в частности, в Китае и на Кубе) действующими законами установлена и применяется смертная казнь, в том числе за преступления коррупционного характера (чиновничье воровство).

Вот совсем недавно в интернете прозвучала информация, что в Китае были казнены миллиардер Лю Хань и четверо сообщников из ближайшего окружения, обвиненные в совершении особо тяжких преступлений (создание ОПГ, убийства, торговля оружием и др.). Было установлено, что с ними был связан бывший руководитель учреждения госбезопасности КНР Чжоу Юн-кан, который обвинен в коррупции (получение взятки, продвижение родственников и друзей во власть, так называемое у нас “крышевание”). Теперь этот чиновник ожидает суда. Думается, что его публичный расстрел неминуем.

Как вы видите, у разных стран отличимые от иных меры борьбы с коррупцией (воровством). В странах Европы и США их законами предусмотрены в качестве наказания лишение свободы на длительные сроки. Например, во Франции, Великобритании, Италии вор-взяточник сможет видеть “небо в клеточку” на срок от 7 до 12 лет. А в США этот срок увеличен до 15 лет. Ну, а в Китае и Кубе жизнь коррупционера вообще может прервать обычная пуля в затылок.

***

Из вышеуказанного следует вопрос, связанный с высшей мерой наказании — смертной казнью, являющейся наиболее эффективной формой профилактики особо опасных преступлений, в том числе воровства в особо крупных размерах. В прежней редакции Уголовного кодекса она была предусмотрена и за хищение (читай — за кражу) в особо крупных размерах статьей 93-1 УК РСФСР. Потому, наверно, в СССР хищения в особо крупных размерах было в редкость. Не то, что сейчас — воруют уже миллиардами, а краденые деньги измеряются в центнерах!

Уверен, если бы смертная казнь за коррупционные хищения государственных (бюджетных) средств в особо крупных размерах применялась и поныне, их количество не выросло бы до современных ужасающих размеров.

По указанному вопросу я был и остаюсь сторонником отмены в России моратория на смертную казнь и его введения за особо тяжкие коррупционные преступления. По той простой причине, что у нашей страны есть свои особенности, давно отмеченные поэтом, и никакая Европа нам не поможет:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

Хотя эти строки известный русский поэт Федор Тютчев написал еще полтора с лишним века назад (1866 г.), видать, наши вороватые депутаты Госдумы и олигархи (их хозяева), их не читали или не считают нужным учитывать “особенную стать” родной страны при законотворчестве. Ведь не надо напрягаться — легче идти по проторенному Европой пути. И хотя бы казаться цивилизованно "продвинутыми".

Но на самом деле они заранее "постелили соломки" (вспомните пословицу: “Знал бы где упасть - постелил соломки”) — установили мораторий (совсем отменить её побоялись) на смертную казнь. Конечно же, они осознавали, что смертная казнь в перспективе может коснуться и их. По такому же основанию наши “законники” время от времени проявляют милость в отношении лиц, совершивших преступления экономической направленности с коррупционной составляющей. А их ссылки при принятии подобных решений о курсе России на европейские ценности — лишь отговорки.

***

По тому же принципу “постелить соломки” наши законодатели делают всё, чтобы в России не была введена ответственность за незаконное обогащение, предлагаемое Конвенцией ООН против коррупции. Об этом более подробно, ибо вопрос относится к нашей теме.

Эта Конвенция ООН против коррупции была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 31.10.2003 г. и во всем объеме была ратифицирована Россией, что было подтверждено принятием Федерального закона №40 от 08.03.2006 г. “О ратификации Конвенции Организации объединенных наций против коррупции”.

При этом было отмечено, что РФ обладает юрисдикцией (т.е. уже имеет в своем уголовном законодательстве соответствующие составы) в отношении таких деяний как подкуп национальных и иностранных публичных должностных лиц, хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества этими лицами, злоупотребление влиянием в корыстных целях, злоупотребление служебным положением, подкуп и хищения в частном секторе и некоторых других.

Однако от конкретного решения вопроса об установлении ответственности за незаконное обогащение, раскрытого в Конвенции как “увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которые оно не может разумным образом обосновать”, наши законодатели до сих пор уклоняются, невнятно ссылаясь на презумпцию невиновности, а также на закон об обязанности чиновников представлять декларации о доходах.

Между тем никаких помех для введения в уголовное законодательство страны состава "незаконное обогащение", на мой взгляд, не имеется. Ссылки на то, что якобы этим обязанность доказывать свою невиновность перекладывается на обвиняемого, несостоятельны, поскольку это требование есть ни что иное как право обвиняемого давать свои разъяснения (разумные обоснования) или отказаться от этого, воспользовавшись ст.51 Конституции РФ, по вмененному преступному деянию. А обязанность представлять декларации о доходах это обычное информирование государственных органов о них. При этом доказывать превышение расходов публичного должностного лица и его семьи над общими доходами — прямая обязанность правоохранительных органов, которая не может быть возложена на подозреваемого или обвиняемого.

Потому повторю, что указанное противодействие законодателей (тех же чиновников правительства и депутатов Госдумы РФ) по практической реализации в России статьи 20-й Конвенции об отдельной криминализации незаконного обогащения на основании факта превышения расходов публичного должностного лица над его доходами вызвано тем же их желанием “постелить соломки”.

***

На основании вышеуказанного, думаю, можно сделать следующие выводы и предложения:

В вероисповедальных законах христиан, католиков, исламистов и других конфессий красной нитью проходит утверждение о том, что Творец создал всех людей равными. Все государства мира признают равенство всех своих граждан в правах и обязанностях. Потому издавна существует принцип справедливости. Который, кстати, был введен в число принципов судоустройства нашей страны не так давно.

Однако у нас в России в текущий период триумфального шествия к капиталистическому “светлому будущему” указанный принцип, как выражаются на воровском жаргоне, “не катит в натуре”. То есть на общечеловеческом языке — в России, в том числе у нас в республике, нет справедливости. Да и как она может быть, если даже сам якутский “вождь” партии, провозгласившей себя “справедливой”, и его активные соратники замечены в деяниях, носящих признаки криминального поведения — антипода справедливости, о чем указано в моих публикациях, посвященных Федоту Тумусову, Борису Попову и другим деятелям “СР”?

И думаю, нет нужды напоминать о той вопиющей несправедливости, когда у огромного большинства людей заработок в разы, даже в десятки раз, ниже, чем у чиновников, которые практически не в ответе за незаконное обогащение (см. выше о ст.20 Конвенции ООН против коррупции).

А также о том, что “благодаря” высшей власти государства, в частности, депутатам и чиновникам, “стелющим соломку” под себя, преступники, совершившие такие особо тяжкие преступления, как убийства, насилие в отношении детей, воровство на миллионные суммы, вместо того, чтобы понести справедливое (соразмерное) наказание, “сажаются” на деньги налогоплательщиков, составляющих госбюджет. Вспомним, что по самым скромным подсчетам, ежегодно на охрану и содержание каждого преступника, осужденного на пожизненное лишение свободы, государство расходует минимум полтора миллиона рублей, а их количество в стране превысило две тысячи!

Потому считаю, что властям необходимо предпринять меры по отмене моратория на смертную казнь и ввести в уголовное законодательство ответственность за незаконное обогащение, предусматривающую в особых случаях высшую меру наказания. Уверен, что многие согласятся со мной.

Только так можно остановить или хотя бы замедлить, загнать в разумные рамки, вал преступности, в частности коррупции (воровства), захлестнувший Россию.

Леонид ДИОДОРОВ