Как он это сделал, достаточно полно описано в статье “Федот, да не тот!” (опубликовано в газете “Коммунист”, также можно найти в SakhaKprf.ru) и других публикациях более раннего периода.
Казалось бы, указанная огромная масса денег, вырученная в результате залога золота, могла бы удовлетворить аппетит любого человека. Ан нет! “Как бы не так! — говорят знающие люди. — Это лишь цветочки по сравнению с тем, какая сумма двухпроцентных отчислений АК “АЛРОСА”, была растрачена практически попусту Федотом Тумусовым и его “свитой” в бытность его “королём” — президентом Фонда “САПИ”.
Потому пришлось покопаться в документах, и эти высказывания получили реальное подтверждение. Так или иначе, сами почитайте и подумайте, красят ли нижеприводимые факты господина Тумусова и некоторых должностных лиц, сопричастных к ним?
* * *
Как известно, 19 января 1993 года (заметьте, в начале лихих 90-х!) между Президентом РС(Я) Михаилом Николаевым и руководителем Акционерной компании “АЛРОСА” Валерием Рудаковым был заключен Договор об аренде земельных участков, месторождений алмазов, других природных ресурсов и основных производственных и непроизводственных фондов Объединения “Якуталмаз” сроком на 25 лет. Он, кстати, заканчивается через пару лет, и что тогда ожидает республику, трудно сказать.
А тогда по предложению и настоянию Михаила Николаева, в Договоре было указано, что “в целях ликвидации социально-экономического отставания, нанесенного экологического ущерба восьми районам алмазной провинции”, компания ежегодно отчисляет в специальный фонд деньги в размере двух процентов от годового объема реализации алмазов. Затем на основе указанного Договора Указом президента № 481 от 30.06.93 г. была образована государственная Финансовая корпорация “Сахаалмазпровинвест” (САПИ), источником финансирования которой и стали эти два процента.
По данным помощника первого президента республики Ивана Николаева, только в период 1994 — 1996 гг. САПИ получила финансовые вливания на сумму свыше 80 миллионов долларов США (“Сокровенная история республики”, Якутск, издательство “Чопчу”, 2016 г.). Каковой стала сумма этих отчислений за все годы существования САПИ, простому смертному даже представить трудно. Во всяком случае, с учетом мирового спроса на алмазы и объемов добычи, это были огромные средства, которые, несомненно, оказали бы благоприятное влияние на социально-экономическое положение вилюйской группы районов и даже всей республики.
О том, что случилось дальше, лучше спросить у жителей указанных районов, которые в один голос скажут, что разрушениям экологического характера никто и никак не помешал. По словам Ивана Николаева, “претензии экологов, что САПИ практически не финансировала в достаточной степени мероприятия по восстановлению экологии алмазной провинции — справедливы, тут не о чем спорить”. Ведь даже климат изменился в худшую сторону! Что тут говорить о негативном влиянии разрушений экологии на здоровье людей?!
Никто не помешал этому экоциду по той простой причине, что деньги для ликвидации последствий экологического ущерба, нанесенного алмазоносной провинции, были фактически растрачены, использованы, как ныне принято мягко формулировать, “по нецелевому назначению”! На правовом поле это всегда квалифицировалось как хищение путем присвоения и растраты, так что зря Иван Игнатьевич утверждает, что он, просмотрев материалы многочисленных проверок, “нигде реально не увидел прямое хищение, какое было, например, в Фонде будущих поколений…”
Не будучи правоведом, он заблуждается — на практике действия руководителя, виновного в растрате (в пресловутом “нецелевом” использовании) вверенных ему материальных средств, если даже он ни копейки себе не “прикарманил”, по Уголовному кодексу РФ квалифицируются как хищение в пользу третьих лиц.
Тем самым, даже учитывая, что в те годы уголовно-правового состава касательно “нецелевого использования чужих средств” еще не было введено, по любому раскладу в действиях Тумусова и компании и по тем временам имелись признаки криминала.
Как это теперь понятно, каждый, кто был обязан твердо стоять на страже государственных интересов, предпочел, как установилось в тот период всероссийского беззакония, ничего не заметить и промолчать — в стране царствовал принцип, выдвинутый летом 1990 года Ельциным: “Берите, сколько сможете проглотить!” Хотя слова Ельцина относились к суверенитету, все приняли их как вседозволенность — бери, хватай, подешевело!!! Наверняка каждый чиновник надеялся и, как оказалось, не напрасно, что и ему кое-что перепадёт (см. статью “Федот, да не тот!”).
В итоге положительного результата создание ФК САПИ для якутян не имело. И ныне четко видится, что благие намерения руководителя республики пошли на обустройство известной “дороги в ад”, а в сухом остатке появилась очередная кормушка для чиновников и их приближенных.
* * *
Но продолжим хронологию украденных надежд Якутии, как метко выразился правозащитник Валерий Мякумянов, одним из первых забивший тревогу по данному факту.
Как указано выше, не прошло и полугода, как президент Николаев, тогда еще твердо веривший в честность избранных им людей, на основе Договора с АК “АЛРОСА” своим указом от 30 июня 1993 года создал государственную (отметьте это!) Финансовую корпорацию “Сахаалмазпровинвест” (САПИ) во главе с особо рьяным инициатором её создания Тумусовым.
Вначале всё было чинно-благородно. 3 августа 1993 года на утверждение в правительство республики Тумусовым был представлен проект Устава ФК “САПИ”, который был тогда же утвержден. А спустя лишь три дня вновь созданная корпорация была зарегистрирована в Министерстве юстиции РС(Я) именно как государственное предприятие.
Затем начались указанные выше финансовые вливания, которые, без сомнения, показались лакомым куском, сладким пирогом, “халявными” средствами, которые сами просились в руки алчных людей. А в те годы жажда обогащения получила распространение по всей России, и к тому же так называемая “либерализация” законов, бессилие правоохранительных органов благоприятствовали разграблению богатств государства. Началась “эпоха”, в народе известная как “лихие девяностые”.
Блеск “золотого тельца” и тяга к легкой наживе, видимо, уже тогда затмили разум Тумусова, но у него руки были ещё коротки, чтобы залезть ими напрямую в государственный карман. Но он уже “положил глаз” на эти пресловутые два процента отчислений АК “АЛРОСА”, однако пришлось подождать.
Ожидание длилось недолго. Как известно, с начала 1995 года в действие вступили положения нового “демократического” Гражданского кодекса (ГК) РФ, что повлекло массовую реорганизацию предприятий разных направлений и уровня во всякие там ООО, ЗАО, Фонды и т.п. Каждый грёб под себя! Не преминул воспользоваться благоприятным моментом и жаждущий богатств Тумусов. Думается, по совету своего молодого заместителя — финансиста (создателя и владельца банка “Алмазэргиэнбанк”) Айсена Николаева, нетерпеливый президент ФК “САПИ” без промедления приступил к реорганизации (вернее, к захвату) руководимого им предприятия. Им показалось, что наиболее реальным будет преобразовать корпорацию в фонд. В соответствии со ст.118 ГК РФ фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели.
Однако, не вдаваясь в суть и требования закона (например, об учреждении фонда на основе своих личных взносов), Тумусов рубанул с плеча. В феврале 1995 года в нарушение Устава корпорации “САПИ” без уведомления и согласия собственника двух процентов отчислений — Правительства РС(Я), а также без участия членов Наблюдательного совета в лице вице-президента и глав администраций восьми районов алмазоносной провинции, к исключительной компетенции которых относятся вопросы реорганизации и ликвидации предприятия, он, грубо превысив свои полномочия, единолично принял решение о реорганизации государственного предприятия — Финансовой корпорации “САПИ” в некоммерческий (фактически частный) Фонд “САПИ”.
При этом, как четко видится сейчас, наличие нарушений было вполне очевидно уже тогда для всех руководителей Республики Саха (Якутия), включая Президента и Председателя Правительства, но никто даже не попытался остановить этот практически открытый грабеж государства.
Между тем, в соответствии со ст.295 ГК РФ, Правительство РС(Я) как собственник имущества было обязано само решить вопрос о реорганизации своего предприятия и осуществлять контроль за сохранностью его имущества. Обсуждался ли этот важный вопрос на заседании высшего исполнительного органа республики? Думаю, скорее всего такого заседания не было. Впрочем, так же как и совещания Наблюдательного совета.
И фактический учредитель государственной финансовой корпорации “САПИ” — президент Михаил Николаев тоже бездействовал. Почему он, гарант Конституции республики, надежда и опора якутян, не остановил этот рейдерский захват?
Наверняка, Михаил Ефимович со свойственной ему дальновидностью уже тогда увидел возможность воспользоваться услугами Тумусова.
И спустя чуть менее года, смог это сделать. Как прямо пишет (“выдает тайну”) Иван Николаев, президентские выборы 1996 года в Якутии были в значительной степени профинансированы за счет “Сахаалмазпровинвеста” (САПИ), в то время уже практического частного владения Тумусова.
И это вполне объясняет, во-первых, благоволение со стороны президента “захватчику” Тумусову, во-вторых, триумф Михаил Николаева на выборах 1996 года, когда он не столь убедительно, как ему хотелось бы, победил Пламенного Артура Алексеева, которому осталось только сетовать, что якутским коммунистам банально не хватило денег для успешного проведения избирательной кампании.
* * *
А тогда, в июле 1995 года, Тумусов, вооружившись наглостью, для регистрации реорганизованного под себя предприятия представил в Министерство юстиции РС(Я) вместе с переделанным Уставом распоряжение правительства республики №653р за подписью заместителя председателя Роберта Бурнашева (которого, видимо, уговорил за приватной беседой, соблазнив перспективой) от 7 июня 1995 года об “одобрении” превращения корпорации “САПИ” в Фонд и протокол совещания глав администраций от 7 июля 1993 года (заметьте дату!), хотя оно было проведено ранее (два года назад!) и на котором обсуждался вопрос о создании государственного предприятия.
А в самом Уставе Тумусов указал, что Фонд якобы создан в соответствии с Указом президента Республики Саха от 30 июня 1993 года №481, хотя в нем тоже шла речь только о создании государственной корпорации “САПИ”.
А что тут говорить о процедуре при реорганизации предприятий — о передаче имущества, по результатам которой составляется передаточный акт?
Как говорится, только слепой мог не заметить несоответствия, если не сказать — фальсификации (!), представленных документов, отсутствия акта передачи многомиллионного имущества и, наконец, вопиющей незаконности самой реорганизации. Но бывшая в то время Министром юстиции (ныне председатель Верховного суда РС(Я) госпожа Горева своим распоряжением от 31 июля 1995 г. №147 без помех зарегистрировала грубо переделанный Устав фонда, тем самым узаконив заведомо преступное превращения государственной собственности в частную. Здесь заметим, что Тумусов позднее не оставил без жестов благодарности это “доброе дело” Людмилы Тимофеевны.
Есть поговорка, что аппетит приходит во время еды. Но правильнее будет сказать, что аппетит усиливается во время еды. Так и тут. Успех вдохновил Тумусова на следующий “подвиг” с криминальным душком, а именно, опять же не без подсказки своего продвинутого молодого заместителя, на организацию аферы с тонной золота (май 1995 года — июнь 1996).
Но об этом мы уже говорили, потому не будем возвращаться к этой теме.
Вот так предприимчивый, руководимый одним из смертных грехов — алчностью, Тумусов без особых усилий прихватил жирный кусок государственного добра.
Благодаря всеобщей “золотой лихорадке” он приобрел материальный фундамент, на котором позже построил свое вхождение во власть, и теперь ему не без оснований кажется, что он недосягаем для фемиды. А то, что практически по всем параметрам он преступил закон, ни он сам, ни “вожди” республики не заметили. По крайней мере, не посчитали нужным это сделать.
* * *
Чиновничья слепота длилась долго. Прозрение чиновников наступило спустя почти 8 лет, весной 2003 года. К этому времени лихие 90-е миновали, “братва” приобрела легитимность благодаря “либерализации” избирательного законодательства, а в Республике Саха (Якутия) “расправлял плечи” избранный не без скандальных перипетий выборной кампании конца 2001 — начала 2002 годов президент Вячеслав Штыров. Многие помнят, что его противником во втором туре этих выборов был “непростой наш” Федот Тумусов, и он, мягко говоря, не совсем нравился сопернику.
Отсюда логично вытекает, что вновь избранный президент республики, думается не вдруг, заинтересовался судьбой 2 % —ных отчислений АК “АЛРОСА” и дал указание проверить законность “волшебного” перехода государственной корпорации “САПИ” в частные руки.
В итоге Министерство имущественных отношений РС(Я) срочно “прозрело” и вчинило судебный иск, требуя немедля восстановить законность в свете нарушений, допущенных Тумусовым при реорганизации предприятия, и вернуть предприятие в лоно государства.
10 июня 2003 года Якутский городской суд, рассмотрев дело по иску МИО РС(Я) к Некоммерческой организации “Фонд САПИ” о признании недействительной регистрацию юридического лица и о восстановлении первоначального статуса государственного предприятия ФК САПИ, выявив вышеуказанные грубые нарушения, удовлетворил заявленные требования. Тем самым вернул предприятию “САПИ” государственный статус.
Но Федот Семенович, пытаясь удержать “надкусанный сладкий кусок”, конечно, не согласился с этим и через своего близкого родственника Тумусова И.С. и фонда “Бигэ ыал”, активно пользовавшихся “кормушкой”, обжаловал решение суда. Однако Президиум Верховного суда РС (Я), руководимый Горевой (той самой, которая в свою бытность Министром юстиции “благословила” Тумусова), в качестве надзорной инстанции вышеуказанное решение городского суда своим определением от 22 апреля 2004 года оставил без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Тем самым судебные инстанции республики спустя почти 9 лет восстановили законность, но, к сожалению, вернуть “уворованное” многомиллионное имущество собственнику — государству не смогли, поскольку такой вопрос тогда не ставился.
Казалось бы, надо бы рукоплескать властям республики и слугам фемиды за такое отношение к государственному добру, но…как-то не особо тянет.
Вместо этого возникают вполне резонные вопросы к некоторым высоким чинам всех ветвей государственной власти — законодательной в лице депутатов Ил Тумэна, исполнительной (президент и руководители правительства) и судебной (госпожа Горева).
Так и хочется спросить их:
— Почему они так долго своим молчанием способствовали (если не сказать, помогали) Тумусову и его приближенным растаскивать всенародное имущество на громадную сумму, сложившуюся за счет 2 % отчислений и стоимости тонны золота? И позднее не приняли мер к возмещению ущерба, нанесенного государству?
— Почему госпожа Горева в бытность Министром юстиции республики без колебаний зарегистрировала своим распоряжением от 31.07.95 г. явно незаконную реорганизацию государственного предприятия в частную “кормушку” нечистых на руку людей?
— И вообще, что это было — гибкость руководства или умение “прогибаться” перед начальством? Преступное пренебрежение российскими законами и интересами народа?
— Неужели блеск “золотого тельца”, своекорыстие затмили им глаза, заглушили совесть? Почему они напрочь забыли свои обязанности по обеспечению сохранности государственного имущества?
На эти и подобные вопросы напрашивается лишь единственно логичный ответ — они проявили личный интерес и фактически у всех, стоявших у кормила власти в те лихие девяностые, как говорится, “рыльце в пушку”.
Однако изучение имеющихся документов, понимание причин и сути их поступков убеждает, что ныне никакими словами не разбудить в этих высоких чинах совесть (тем более, что это понятие ко многим из них вряд ли относимо). Это бесполезно. Потому не лучше ли будет рассмотреть вопрос о том, возможно ли вернуть государству хотя бы часть растащенного государственного имущества? Тем более, в настоящее экономически - кризисное время, когда из-за нехватки средств государство вынуждено иногда действовать в ущерб интересам своих граждан?
Сложилось так, что ныне в соответствии с положениями уголовного закона Тумусов не может быть привлечён к уголовной ответственности за свои действия, содержащие признаки хищения путем присвоения и растраты государственных средств в крупных размерах, в связи с истечением сроков давности. Время, “благодаря” беспринципности больших чинов, безвозвратно истекло. Жаль, но…
Но Тумусов и иже с ним могут быть привлечены к гражданской ответственности в виде судебного принуждения к возмещению причиненного материального вреда.
В соответствии со ст.206 ГК РФ исковая давность на требования собственника об устранении всяких нарушений его права не распространяется. Потому государство как собственник, чьи права нарушены, на основании ст.1105 ГК РФ может потребовать возмещения стоимости неосновательного обогащения. Первая часть этой статьи гражданского закона Российской Федерации устанавливает, что “В случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества”.
Потому, в связи с истечением сроков привлечения их к уголовной ответственности, мы теперь можем называть Федота Тумусова и его приближенных лишь приобретателями неосновательного обогащения (как мягко можно обозначить лиц, фактически преступивших закон, а?). Но что делать — закон есть закон!
Теперь у государства в лице Министерства имущественных отношений и/или прокуратуры РС(Я) лишь один путь для восстановления справедливости: оно должно решить вопрос о предъявлении гражданского иска к Ф.Тумусову, а также “облагодетельствованным” им чиновникам и родне, которым он за счет “прихваченных” средств предоставил квартиры, оплатил поездки и отдых за границей, подарил созданные на вверенные ему средства различного рода частные предприятия типа ООО, ЗАО и т.д., то есть, ко всем лицам, приобретшим неосновательное обогащение.
Повторюсь, соответствующие документы доступны. Было бы желание вернуть государству и народам Якутии украденные имущество и надежды! Особенно в разгар экономического кризиса.
Леонид ДИОДОРОВ,
заместитель председателя
Антикоррупционного комитета РС(Я),
SakhaKprf