Для этого он выбрал вполне легитимный путь и на основании закона как самовыдвиженец решился собрать в свою поддержку необходимое количество подписей избирателей. Эти намерения претендента можно только приветствовать.
Разумеется, собрать за довольно короткое время более 18 тысяч подписей сторонников — заведомо непосильное бремя для одного человека. Потому господин Борисов, как всякий претендент во власть, создал свою предвыборную команду, которую возглавила известная среди избирателей Евгения Михайлова, ректор СВФУ. Одной из активисток стала заместитель главы Городского округа “Город Якутск” Евдокия Евсикова, курирующая образование. Эти солидные дамы, не мешкая, развили бурную деятельность, дабы исполнить волю, как они понадеялись, явного кандидата во власть, который в случае успеха не забудет их заслуги.
Но, как это у нас часто бывает, поклонники претендента и его коллеги — работники культуры и образования, которых образно можно определить как свиту короля, разумеется, из благих намерений, сильно перестарались и перегнули палку, которая с треском обломилась. При этом качеством работы и строгой легитимностью (законностью) своих действий они не озаботились.
В общем, свита подвела своего короля. Причем с треском, происхождение которого теперь предстоит исследовать специалистам по борьбе с криминалом. Здесь следует отметить, что этот “треск” носит двоякий характер по происхождению. Потому сразу поясним, что действия свиты различимы по степени их приближенности к телу короля и действия её членов можно подразделить на потуги руководителей и исполнителей воли “короля”.
Первые — уважаемые дамы, которые привыкли к давно отработанному высшим чиновничеством методу привлечения “рабсилы” с использованием служебного положения, созвали совещание с практически принудительным участием директоров школ и заведующих детскими садами, работников подчиненного Михайловой вуза, которым дали указание организовать в обязательном порядке среди подчиненных сбор подписей в поддержку кандидатуры Андрея Борисова.
Это мероприятие стало известно конкуренту Борисова, потому он тоже в спешном темпе настрочил жалобу на имя председателя ЦИК РФ Эллы Памфиловой. Обращение зарегистрированного кандидата Константина Ильковского бумерангом вернулось в Якутск и легло на стол Центризбиркома РС(Я). В нем указываются, по мнению автора, факты правонарушения, определенного заявителем как использование чиновницами — ректором СВФУ Михайловой и заместителем главы Якутска Евсиковой “преимуществ своего должностного положения в целях содействия избранию определенного кандидата”. К обращению были приложены достаточно веские доказательства на электронном и бумажном носителях.
Как видно из жалобы конкурента Андрея Борисова, он “жаждет крови” в виде проверки действий женщин-руководителей на предмет соблюдения ими избирательного законодательства и привлечения виновных к ответственности.
Разумеется, разрешение поставленных заявителем вопросов не в компетенции ЦИК республики. Потому комиссия приняла единогласное постановление о направлении жалобы в “компетентные органы”, то есть на рассмотрение знатоков юриспруденции и криминалистики.
Действия второй шеренги “свиты короля” — исполнителей не отличаются особым изыском и носят довольно грубый характер. Здесь, не вдаваясь в подробности, можно заметить, что налицо банальная фальсификация избирательных документов на фоне пренебрежения требованиями закона как со стороны сборщиков подписей, так и самих “подписантов”. Например, по закону, сборщик подписей, являясь уполномоченным представителем кандидата во власть, обязан строго проследить, чтобы сторонники последнего сами лично ставили в подписном листе свою подпись и дату подписания документа.
А в подписных листах, представленных в Центризбирком кандидатом в депутаты Андреем Борисовым, экспертом-криминалистом обнаружено много не-достоверных данных в виде внесения подписей и даты подписания не теми лицами, фамилии и номера паспортов которых вписаны в них.
Проще — даты заранее проставлены самим сборщиком, или расписался сам, а затем — за своего близкого, которого, видимо, не было рядом (“но он, несомненно, ярый сторонник кандидата”). Например, мать (отец) расписывается за дочь или сына, считая это за пустяк. А сборщик относится к этому безразлично: “и так сойдёт!”
Но это на строгом языке закона называется фальсификацией избирательных документов и носит признаки преступления, предусмотренного статьей 142 УК РФ.
Центризбиркомом были установлены и другие ошибки — нарушения технического характера. Например, представлены подписные листы, составленные лицами, не включенными Андреем Борисовым в нотариально заверенные списки сборщиков. Потому все они по закону признаются не-действительными.
В конечном итоге это привело к тому, что из 19 214 представленных подписей достоверными признаны лишь 17 925, тогда как необходимы были 18 542 действительные подписи сторонников. То есть для регистрации кандидата не хватило 617 подписей. И это при частичной выборочной проверке представленных подписных листов.
Если бы было проверено всё, что представил Андрей Борисов — вне сомнения, подписей, признанных недостоверными, выявили бы гораздо больше.
Вот так, нарушение избирательного законодательства “свитой короля” стало причиной облома в виде отказа Центризбиркомом республики в регистрации кандидата в депутаты Госдумы ФС РФ Андрея Борисова, единственного самовыдвиженца, имевшего вполне реальные шансы стать зарегистрированным кандидатом в Госдуму России. И всё это благодаря тому, что группа больших в столице республики и малых чиновников на местах, продемонстрировав чисто халатное, пренебрежительное отношение к важному делу, подставила доверившегося им человека.
Всё вышеупомянутое лежит на поверхности. Но если, как говорится, копнуть глубже, можно выявить кое-что интересное, на что обратили внимание конкуренты теперь уже бывшего кандидата Андрея Борисова.
Многие жители Якутии наверняка помнят публикации, в СМИ, связанные с именем Андрея Саввича. В мае текущего года он публично высказывался, что категорически против возвращения в политику.
Образно выражаясь, он заявлял, что ни за какие коврижки не пойдет во власть, мол, с него хватит того, что он в незапамятные времена побывал уже “слугой народа”.
И вдруг, не прошло и пары месяцев, как он изменил свое решение. Видать, и его сердце, как у той красавицы, воспетой в арии Риголетто, оказалось склонным “к перемене, как ветер в мае!” А что? Вкус власти оказался сильнее слов мужчины?
Но этому нашлось достаточно весомое объяснение — как утверждается в публикации, “В Якутии учителей и воспитателей учили подделывать документы”, Андрея Саввича под видом самовыдвиженца кинули на амбразуру в последний момент.
Кинули якутские единороссы, которым он был нужен (цитата) “лишь для того, чтобы хоть как-то побряцать оружием на предстоящих выборах в Госдуму, где Центральный аппарат партии запретил им участвовать”.
Данному объяснению можно верить хотя бы потому, что в числе “приближенных к телу” оказались вышеуказанные дамы — Евгения Михайлова, являющаяся членом Политсовета Якутского регионального отделения “Единой России”, Евдокия Евсикова — активный член этой же партии. И как утвер-ждают конкуренты бывшего кандидата Андрея Борисова, в последнее время на мероприятиях, посвященных ему, видели много чиновников от власти и партии “Единая Россия” (что, кстати, одно и то же).
Но, как бы то ни было, у нас в Якутии чиновники от власти еще раз подтвердили формулу, из которой следует, что жизнь в России, в том числе политическая, зиждется на трех китах, которыми являются принципы “авось”, “халява” и “моя хата с краю”. Они понадеялись на первый принцип, бесплатно использовали людские резервы, их труд и время, и всё это безнаказанно, ничего не потеряв. А пострадать пришлось только бывшему кандидату во власть Андрею Борисову, наивно доверившемуся чиновникам от власти, и людям, согласившимся помочь взойти ему на вершину власти.
И ныне многие, не имея хотя бы малейших экстрасенсорных способностей, могут смело предугадать, что госпожа Михайлова, впрочем, как и вторая властная дама, заявит, что в период “работы” на кандидата Борисова она находилась в отпуске, использовала свое личное время и добрые побуждения, а господа из ЕР, из чьих уст несомненно раздались команды “бросить на амбразуру” человека, не отказавшегося от соблазна прославиться свершениями в угоду народу (как он многократно заявлял), останутся в стороне, лишь сплюнув с досады, что их затея с “ручным” депутатом Госдумы не удалась — “они не виноваты, эта чернь их подвела!”
Вот так — все на своих местах, потерь нет! Нет? Наверно, рано еще утверждать это, ну хотя бы пока идёт разбирательство в правоохранительных органах. Как вы уже знаете, Верховный суд Якутии 26 августа пошел на-встречу Андрею Борисову (или власти?) и он теперь вновь на коне. Но с этим не согласна Председатель ЦИК РФ Элла Памфилова, которая прямо заявила, что в республике “продолжается беззастенчивое использование адмресурса” и потому она попросила Правовое управление ЦИК “подготовить обращение в Генпрокуратуру для изучения всех сложившихся там (в Якутии) обстоятельств”.
Кроме того, и это реальнее виртуальных угроз, с этим тоже не согласна ЦИК республики ввиду незаконности судебного акта, принятого заместителем председателя Верхсуда Якутии Александром Седалищевым, который почему-то (а может, потому, что весной будущего года освобождается кресло председателя Верхсуда Якутии?) считает, что отсутствие подписи эксперта в ведомостях проверки есть основание для отмены решения комиссии.
Видимо, судья не посчитал нужным прочитать п.2 ст.49 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательного права…”, где четко написано: “Заключение эксперта излагается в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе”, которым в нашем случае является отдельное заключение с его подписью и печатью. Кстати, наряду с подписью самого эксперта в нем имеется подпись руководителя экспертного учреждения, что никак не является нарушением. Но если по большому счету и без указанного “иного” документа выявленных недействительных подписей хватает для отказа в регистрации Борисова. Ну а остальные придирки судьи есть просто довесок для солидности. А в общем, никаких нарушений ЦИК РС(Я) не было допущено, что, несомненно, будет учтено Верховным судом России.
Ну что ж, поживем — увидим. Но как бы ситуация ни сложилась и что бы там наверху ни говорили, простому народу, избирателям уже теперь ясно, что наша власть в данном случае вновь использовала пресловутый административный ресурс, но случился облом с слышимым треском и неприятным запахом.