Ровно год назад 20 ноября в микрорайоне Марха в огне погибли четверо детей - восьми, трех, двух лет и годовалый малыш. В прошлую пятницу, 16 ноября, в Мархе заживо сгорели трое детей семи, шести и двух лет. Причина прошлогоднего пожара – неисправная электропроводка, причина нынешнего еще выясняется, пишет NVpress. У нас возник только один вопрос – почему это случилось? Обе пострадавшие семьи - многодетные. Обе женщины рожали детей каждый год. Мужья перебивались случайными заработками. Обе семьи жили в ужасающих, практически нищенских условиях. На этом сходство заканчивается. Причиной прошлогоднего пожара, приведшего к гибели четверых детей, стало замыкание электропроводки в ветхом доме. Что стало причиной нынешнего? Роковое стечение обстоятельств Все началось как обычно – с пьянки накануне вечером. О случившемся в ту ночь нам рассказала сама Анна П.: «Ко мне пришли брат со своей женой и моя подруга. Я на самом деле вообще не собиралась пить, предложила выпить жена брата, которая купила выпивку. У меня-то денег на это не было. Ну и купили джин-тоник…». Из сводки МВД: «15 ноября в период с 20 часов до 21 часа Анна П., находясь в квартире дома по ул. Совхозная с целью причинения тяжкого вреда здоровью нанесла А. телесные повреждения. А именно проникающее колото-резаное ранение передней брюшной стенки, что квалифицировано как тяжкий вред здоровью. 16 ноября отделом СУ ММУ МВД России «Якутское» было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ». По поводу ножевого ранения Анна пояснила журналисту следующее: «Ну, она просто вывела меня из себя. Я ей говорила, чтобы она меня успокоила, но она этого не сделала. Сейчас моя подруга лежит в реанимации республиканской больницы. Состояние, говорят, у нее стабильное». Медики скорой, приехав на вызов, сообщили о ножевом ранении женщины в полицию. Наряд полиции по подозрению в нанесении ранения задержал Анну П. Она была доставлена в СИЗО. Этой же ночью в доме, где остались малолетние дети Анны, начался пожар. Дети остались с пьяными взрослыми Оформлявшие протокол полицейские не могли не заметить, что в доме оставались дети задержанной. Даже если оставшиеся взрослые представились родственниками хозяйки, они должны были увидеть, что люди пьяны. Это подтверждает Анна: «Моя невестка была пьяная, а брат выпивший». Поэтому, по словам Анны, когда ее забирала полиция, она позвонила к сестре и сообщила об этом: «Сестра зашла, доча попросилась к ней переночевать, а она сказала, что места нет. И ушла…». Почему никто не известил о малолетних детях инспекторов по делам несовершеннолетних? А если они были извещены, то почему не забрали детей? На эти вопросы нет ответов. По неподтвержденным данным, следователь, оформлявший протокол о задержании, звонил в отделение полиции с вопросом о детях. Но как было на самом деле – мы не знаем. Маленькие дети остались с пьяными взрослыми. Из сводки: «16 ноября в 5 часов утра произошел пожар в квартире. В результате произошедшего пожара погибли трое детей Анны П. и Наталья А. 1978 года. Анна П. считает, что в случившемся виновен ее брат: «Он не спас моих детей, и не спас свою жену. Как только он почувствовал дым, он убежал. Я с ним разговаривала, он признает свою вину. Говорит, что убежал от страха». За шесть лет шесть детей В администрации пострадавшую мать погибших детей Анну П. характеризуют положительно. Она родилась и выросла здесь, в Мархе. После того, как в 90-х годах умерла ее мать, она осталась совсем одна. Родила сына. Сегодня в отношении первого ребенка Анна лишена родительских прав по причине того, что самоустранилась от его воспитания. Затем она стала жить с Анатолием, от которого родила шестерых детей. Она рожала исправно шесть лет подряд – с 2006 года до 2011 года. Как по заказу родились три девочки и три мальчика. «У них детишки как игрушки получились, как нарисованные, - говорит Светлана, жительница Мархи. – Иной раз детей Бог не дает, а у них они вышли как на подбор – очень красивые и крепкие». «У мужа Анны были планы на будущее, - говорит замглавы поселка Анна ПРИХОДЬКО. - В 2009 году, когда они родили четвертого ребенка, мы выделили им участок под строительство дома. Анатолий собирался строить дом. Семью постоянно патронировал реабилитационный центр, оказывали помощь в виде продуктов мархинские предприниматели». Свое жилье многодетной семье было необходимо. Фактически они жили в чужой квартире в четырехквартирном жилом доме по улице Совхозная, 2 в Малой Мархе, где расположены дома бывшего совхоза «Якутский». Когда началась ликвидация совхоза, эти дома не были переданы в муниципальную или какую-либо собственность. Тем не менее, люди там живут по сей день. Вот и Анна после смерти нанимателя квартиры, договорилась об аренде с сыном хозяина. Этим летом 8 июня Анатолий покончил с собой. Причину никто не знает. Мужчина якобы был болен туберкулезом и не смог с этим жить. Но никто эту информацию не подтверждает. Впрочем, эта не та болезнь, из-за которой можно отчаяться. На учете в тубдиспансере, как утверждают в администрации, он не значился. Анна считает, что Толя ушел из жизни, потому что устал: «Он от семьи устал, от меня устал. Я его постоянно ругала, сдавала в полицию. Он выпивал крепко. Кроме того, у него в последнее время были неприятности, ему стали предъявлять претензии по его долгам, уж не знаю, как они у него появились». «Мы не можем говорить, что Анна была пьяницей, - подтверждают в администрации поселка. - Мы ее в этом состоянии не видели. Она часто обращалась в администрацию, приходила за пособием, за материальной помощью. Мы ей помогали, передавали вещи для детей. Вряд ли она стала пить от безысходности. Несмотря на вечное безденежье и потерю мужа, на самом деле в последнее время у Анны наконец появились пусть небольшие, но стабильные средства. Она оформила пенсию по потере кормильца, получала пенсию за ребенка-инвалида». Из шестерых остались трое Ребятишки не ходили в детский сад. В этом году старшая девочка пошла в школу, и Анна обратилась в администрацию с просьбой устроить детей в детсад. Специалисты в свою очередь написали заявление в Управление образования. Но сразу выдать пять путевок в детский сад там не смогли. И поэтому ребятишек временно определили в реабилитационный центр. Всех, кроме самого маленького. Этой осенью старшую поместили в Медцентр на плановое обследование, двое ребятишек были отправлены в тубсанаторий, а один гостил у бабушки в Олекминском улусе. В октябре из Олекмы приехал 6-летний Толик, 7-летняя Галя вернулась из Медцентра. На руках матери находился самый маленький 2-летний Женя. Так получилось, что эти трое детей находились в доме в тот роковой вечер, когда взрослые решили отметить возлиянием. Они задохнулись от дыма. Трое других детей Анны сейчас находятся на лечении в туберкулезной больнице. Сейчас мать погибших детей Анна отпущена под подписку о невыезде. Следователи возбудили уголовное дело по факту гибели трех детей, по ч. 3 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности двум и более лицам). В администрацию поступают указания помочь Анне в предоставлении жилья, пригодного для нормального проживания. «Мне ночевать негде» Напоследок мы спросили у Анны: - Ты намерена воспитывать детей? - Конечно. Я вообще не люблю пить. Но хочу немного заработать, 3 или 5 тысяч, и закодироваться, чтобы дальше не пить. Все-таки у меня шок, боюсь, что не смогу сдержаться. Сейчас живу у подруги. Вчера ушла от нее. Осталась у знакомых ночевать. Где ночь застану, там и ночую. - Аня, ты о чем-нибудь жалеешь? - Нет. Я считаю, что я не виновата. Если меня забрали в полицию, то и детей должны были забрать. Кто виноват? «Кто виноват? Жизнь виновата», - разводят руками в местной администрации. Иного мнения придерживается Уполномоченный по правам ребенка Якутии Анна Соловьева: «Считаю, что данная трагедия произошла по вине матери. Именно эта женщина, участвуя в попойке и нанеся ножевое ранение, виновата в своей беде. Из-за нее сгорели дети. Ей винить, кроме себя, некого. Да, я понимаю, что это непопулярное мнение. Но я это не сама придумала. Таков закон. Согласно Конституции России, Семейному кодексу ответственность за детей несут родители. Именно родители должны обеспечивать безопасность детей, заботиться о детях. Как женщина я понимаю горе этой несчастной матери, но как Уполномоченный повторю, что родители ответственны за своих детей».
Все новости
НАЗНАЧЕНИЕ СЕРДЮКОВА — ПЛЕВОК В ДУШУ НАРОДА
- Информация о материале
- Автор: Пресс-служба Якутского рескома КПРФ
- Категория: В России
НАЗНАЧЕНИЕ СЕРДЮКОВА — ПЛЕВОК В ДУШУ НАРОДА
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
- Информация о материале
- Автор: Пресс-служба Якутского рескома КПРФ
- Категория: В России
Мнение обозревателя
Массовые беспорядки 13 октября в лежащих в разных концах Москвы районах Западное Бирюлёво и Отрадное «подоспели» как раз к Пленуму ЦК КПРФ по теме «Национальный вопрос и задачи партии по укреплению дружбы народов», который пройдет в эту субботу. События однотипные, но с противоположными знаками. В Бирюлёве местные жители громили Покровскую овощную базу, где работают исключительно мигранты с Кавказа и Средней Азии. В Отрадном таджики-рабочие овощной базы «Торговые ряды», требуя выплаты обещанной зарплаты, били чеченцев – хозяев и охранников базы. Чеченцы прятались от рабочих в холодильниках, пятеро госпитализированы. Первое событие широко и даже как-то навязчиво освещалось по телевидению, второе прошло почти незамеченным, но по масштабам они вполне соизмеримы: в Бирюлёве ОМОНом задержаны 380 человек, в Отрадном – 62. На следующий день на обеих базах прошли полицейские зачистки и проверки на предмет выявления нелегальных мигрантов и криминальных элементов. А разница в интенсивности «информационной поддержки» объясняется тем, что если бирюлёвские события легко разрекламировать как межнациональный конфликт, то с отрадненскими это сделать гораздо труднее.
КАК БЫ то ни было, столичные беспорядки, несомненно, поставят в центр внимания участников предстоящего Пленума ту часть доклада Г.А. Зюганова, которая посвящена проблемам миграции. Из всех межнациональных проблем эта проблема сегодня самая животрепещущая и самая конкретная, требующая не общих фраз о дружбе народов, а практических предложений. Такие (законодательные) предложения у КПРФ имеются, но, как это всегда происходит вокруг не деклараций, а конкретных мероприятий, они вызвали споры и возражения. Речь идет о законопроекте ряда депутатов Госдумы от КПРФ, касающемся введения визового режима со среднеазиатскими республиками (так он публично преподносится, хотя его содержание, как мы сейчас убедимся, гораздо шире). Иллюстрацию к нему смотрите на одном из партийных предвыборных плакатов: мускулистый пролетарий в красной спецовке отражает нашествие полчищ черных муравьишек.
Такая вот получается «международная солидарность трудящихся». В защиту законопроекта наиболее активно выступает заместитель председателя ЦК и первый секретарь Московского горкома КПРФ Валерий Рашкин. Он уверяет, что закон нацелен не против, а на защиту трудовых мигрантов: «Неорабовладельческая система эксплуатации иностранного труда должна быть ликвидирована. Для этого необходимо отказаться от навязанной мировым капиталом идеи «общемирового рынка» рабочей силы и «свободного» (т.е. диктуемого капиталистическим спросом) движения рабочей силы. Для этого необходимо ликвидировать саму власть капитала, но первый шаг очевиден – восстановление национально-государственных границ». При этом он уверен, что введение виз со странами Средней Азии вовсе не будет препятствовать достижению цели реинтеграции постсоветского пространства. Она, мол, будет продвигаться созданием на обоюдовыгодной основе предприятий и производств на территории стран Средней Азии. Что же касается нынешнего положения дел, «то о какой интеграции на сегодняшний день может идти речь, если Киргизия в этом году фактически запретила официальное использование русского языка (единое культурное пространство?), а Узбекистан вышел из ОДКБ и проводит явно недружественную политику в отношении России (единое пространство безопасности?). Разве мы должны закрыть глаза на эти очевидные проблемы и далее с хлебом-солью принимать нелегальных мигрантов из этих стран? На каком основании?»
Но о каких среднеазиатских нелегалах здесь речь? Ведь пока визовый режим не введен, все приезжие из среднеазиатских республик являются вполне легальными мигрантами и превращаются в таковых только в том случае, если не зарегистрируются в органах ФМС.
Тем не менее то, что в условиях нагнетаемой националистической истерии (которой коммунисты обязаны всеми силами противостоять) этот закон найдет широкую поддержку в народе, можно не сомневаться. По опросу Левада-центра с идеей визового режима солидарны 84% россиян. Можно ли плыть против такого мощного течения? Недаром же Алексей Навальный только что выдвинул аналогичный законопроект и открыл сбор подписей за него в интернете. Но Навальному – навальное. Он ведь не голосовал за постановление Государственной думы от 15 марта 1996 года, гласящее, что Беловежское соглашение «не имеет юридической силы в части, относящейся к прекращению существования Союза ССР». А фракция КПРФ голосовала, и это налагает на депутатов известную ответственность.
Обратимся к пояснительной записке к данному законопроекту. В ней говорится, что «иностранные граждане государств ближнего зарубежья, за исключением граждан Беларуси и Казахстана, будут на общих основаниях получать рабочие визы, чтобы иметь возможность заниматься трудовой деятельностью на территории России». То есть виза будет нужна только тем, кто намерен работать в России. А если не намерен или скажет, что едет не работать, а отдыхать или навестить родственников и друзей? По логике законопроекта такого человека можно впустить без визы. Какой же дурак будет тогда маяться с ее получением? Ведь и сегодня многие из легально въехавших в Россию живут без регистрации и разрешения на работу, будут жить еще и без трудовых виз, невелика разница. Поэтому для борьбы с нелегальными трудовыми мигрантами неизбежно придется вводить и частные, учебные, туристические и прочие визы – то есть установить полноценный визовый режим.
Публично говорится, что законопроект касается будто бы только республик Средней Азии. На самом же деле это, как видим, не так. Умалчивается о том, что данная мера коснется граждан всех стран СНГ, кроме Белоруссии и Казахстана, а стало быть, и Украины. Можно не сомневаться, что ответные меры последуют незамедлительно. И тогда, чтобы поехать в Крым, нам надо будет отстоять очередь в консульстве Украины. Как говорится, приехали… Вопреки благим намерениям авторов принятие такого закона будет на практике означать уничтожение того немногого, что еще остается от СНГ.
Ввиду указаний на такие очевидные обстоятельства, эйфория вокруг законопроекта несколько поубавилась. И это отразилось в проекте доклада Пленуму ЦК. В нем скромно, без детализации упоминается, что «для создания эффективной модели миграционной политики разработаны специальные законопроекты», однако «действительное и полное решение проблемы миграции лежит не в ужесточении пограничного контроля, а, напротив, в воссоздании нашей общей Родины». «КПРФ – противник неконтролируемой миграции, но друг трудящихся – молдаван, таджиков, узбеков и других выходцев из ближнего зарубежья». Отмечается также, что партии предстоит найти формы и средства работы среди мигрантов-тружеников из бывших советских республик. «Трудящихся мигрантов в России, озабоченных выживанием в тяжких условиях, нельзя оставлять без нашего влияния. В противном случае они будут отданы на откуп буржуазной власти, криминалу и религиозным фанатикам. Эти миллионы людей – в числе тех, с кем предстоит прокладывать путь к возрождению Союзного государства. Значит, нужно искать способ взаимодействия с ними, защищать их права по законам России, распространять среди них нашу литературу, помогать пробуждению их классового сознания».
НАЦИОНАЛЬНЫЙ вопрос играет разную роль в разные эпохи. И поэтому для выработки верной национальной политики необходимо определиться с эпохой, которую переживает ныне Россия. В проекте доклада говорится, что «тупиковая экономическая модель провоцирует такие процессы, как массовая внутренняя и внешняя миграция населения». Это несколько неопределенно. Массовую миграцию могут вызывать совершенно разные экономические модели. Разве массовая миграция русских в союзные республики, миграция рабочих множества национальностей на всесоюзные стройки – свидетельство «тупиковости» социалистической модели экономики? Поэтому лучше говорить не о «тупиковой», а о капиталистической модели. А в осмыслении национального вопроса при капитализме нам должно помочь обращение к ленинскому теоретическому наследию.
«Развивающийся капитализм, – отмечал Ленин, – знает две исторические тенденции в национальном вопросе. Первая: пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против всякого национального гнета, создание национальных государств. Вторая: развитие и учащение всяческих сношений между нациями, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства капитала, экономической жизни вообще, политики, науки и т.д. Обе тенденции суть мировой закон капитализма. Первая преобладает в начале его развития, вторая характеризует зрелый и идущий к своему превращению в социалистическое общество капитализм».
Применительно к миграции Ленин писал о второй тенденции: «Капитализм создал особый вид переселения народов. Быстро развивающиеся в промышленном отношении страны, вводя больше машин, вытесняя отсталые страны с мирового рынка, поднимают заработную плату выше среднего и привлекают наемных рабочих из отсталых стран.
Сотни тысяч рабочих перебрасываются таким образом за сотни и тысячи верст. Передовой капитализм втягивает их насильно в свой круговорот, вырывает их из захолустья, делает их участниками всемирно-исторического движения, ставит их лицом к лицу с могучим, объединенным, международным классом промышленников.
Нет сомнения, что только крайняя нищета заставляет людей покидать родину, что капиталисты эксплуатируют самым бессовестным образом рабочих-переселенцев. Но только реакционеры могут закрывать глаза на прогрессивное значение этого современного переселения народов (выделено мной. – А.Ф.). Избавления от гнета капитала нет и быть не может вне дальнейшего развития капитализма, вне классовой борьбы на почве его. А к этой борьбе именно и привлекает капитализм трудящиеся массы всего мира, ломая затхлость и заскорузлость местной жизни, разрушая национальные перегородки и предрассудки, соединяя вместе рабочих всех стран».
В ленинские времена не все социал-демократы держались такой позиции. На Штутгартском (1907 г.) конгрессе Социалистического интернационала, рассказывает Ленин, в вопросе об эмиграции и иммиграции оппортунисты «носились с мыслью ограничить право переселения отсталых, неразвитых рабочих – особенно японцев и китайцев. Дух узкой, цеховой замкнутости, тред-юнионистской исключительности перевешивал у таких людей сознание социалистических задач: работы над просвещением и организацией не вовлеченных еще в рабочее движение слоев пролетариата. Конгресс отклонил все поползновения в этом духе».
Итак, две тенденции капитализма. Какую из них мы сегодня переживаем?
Избавления от гнета капитала нет и быть не может вне дальнейшего развития капитализма… Этот ключевой тезис повторяется в ленинских произведениях десятки, если не сотни раз. Верен ли он в условиях современной России? На этот счет существует несколько различных мнений, однако ни одно из них не вошло пока в партийную программу. Возьму на себя смелость утверждать, что этот тезис был не верен до рубежа прошлого и нынешнего веков. И вновь стал верен в нулевых и десятых годах XXI века.
В 1996 году реставрацию капитализма можно было затормозить и обратить вспять. До этого рубежа еще можно было возвратиться к социализму, минуя ужасы капиталистического прогресса. После этого рубежа путь к социализму пролегает только через развитие капитализма. Поэтому все прогрессивные лозунги оппозиции девяностых годов, будучи механически повторяемы в нулевые и десятые годы, становятся реакционными. И это относится не только к межнациональным отношениям, но и ко всему комплексу социально-экономических вопросов. После 1999–2000 годов все предлагаемые меры искусственного торможения развития капитализма превратились в реакционную утопию. Они лишь способствовали идеологическому обоснованию становления в России бонапартистского («неофеодального») политического режима. Это, впрочем, не означает, что коммунисты должны помогать капиталистам. Наоборот, с ними следует бороться, но бороться умеючи, не впадая в «реакционный социализм». «Донкихотизмом и воздыханиями было бы, – писал Ленин Горькому, – если бы с.-д. говорили рабочим, что может быть где-либо спасение, помимо развития капитализма, не через развитие капитализма. Но мы этого не говорим. Мы говорим: капитал жрет вас, сожрет персов, сожрет всех и будет жрать, пока вы его не свергнете. Это правда. И не забываем добавить: кроме как в росте капитализма нет залога победы над ним. Ни одной реакционной меры, вроде запрещения трестов, ограничения торговли и т.п., марксисты не защищают. Сопротивление колониальной политике и международному грабежу путем организации пролетариата, путем защиты свободы для пролетарской борьбы не задерживает развитие капитализма, а ускоряет его».
Итак, о рубежах. Какая главная проблема, связанная с национальным вопросом, существовала лет 20 тому назад? Угроза распада, национал-сепаратизмом. В те времена обострение межнациональной розни было выражением центробежных тенденций, движущей силой сепаратизма, процесса распада Советского Союза и образования на его месте отдельных капиталистических национальных государств. Такая участь грозила и России – вспомним «парад суверенитетов». Но что и кто спас Россию от распада? Неужели лично Путин, как это приписывается ему патриотическими охранителями? Нет, это сделал переход капитализма от этапа реставрации к этапу развития, смена обозначенных Лениным тенденций.
Как есть капиталистическая дезинтеграция, так есть и капиталистическая реинтеграция, период которой мы сегодня и переживаем. Не нужно только думать, что этот второй период – социальная идиллия. Нет, он не менее жесток и кровав, чем период дезинтеграции. И национальная рознь не становится менее острой. Ее обострение необходимым образом сопровождает процесс реинтеграции, государственного воссоединения, но при этом она играет уже совершенно иную, объективную роль, чем на этапе реставрации. Из орудия дробления многонациональных государств она превращается в орудие морально-психологического разъединения трудящегося и эксплуатируемого большинства народа.
В таком контексте призыв Рашкина «Восстановить национально-государственные границы!» – это и есть лозунг радикального буржуа периода становления (в нашем случае реставрации) капитализма. И неизбежным логическим продолжением его неизбежно станет требование восстановить национальные границы уже внутри России, как этого уже требуют так называемые национал-демократы. Если автор этого призыва не осознает и субъективно искренне ощущает себя истинным коммунистом-интернационалистом, то это его личная проблема, которая не должна превращаться в проблему для партии. А такое превращение ей уже не раз угрожало. Например, я хорошо помню митинг 4 марта 2006 года, когда на трибуне рядом с Зюгановым стоял лидер ДПНИ Белов-Поткин и даже выступал на нем, вещая, что пора очистить Москву от таджикских строителей-штрейкбрехеров, лишающих рабочих мест коренных москвичей. А о «работодателях», организующих в тесном сотрудничестве с ментами наплыв нелегалов, не сказал ни слова.
Это вызвало резкий протест многих низовых активистов, а также ряда членов ЦК и Президиума ЦК КПРФ. А 1 мая того же года колонна ДПНИ была силовым образом отсечена коммунистической молодежью от колонны левых при входе на митинг на Театральной площади. Больше Поткина и его «соратников» на митинги не звали, но инициаторов первого приглашения (в частности, секретаря Московского горкома партии Евгения Доровина) только слегка пожурили. И они решили взять реванш. Противники сотрудничества коммунистов с фашистами были объявлены «неотроцкистами» за «непонимание» ими задач соединения социально-классовой и национально-освободительной борьбы и русского вопроса.
Что касается русского вопроса, ставшего в последнее десятилетие предметом острейших разногласий в партии и поводом для необоснованных партийных «чисток», то разве хоть кто-нибудь и когда-нибудь возражал против его актуальности и необходимости его изучения? Нет, не возражал никто. Так, автор этих строк (вместе с Юрием Беловым) является разработчиком большинства официальных партийных документов по этому вопросу. Возражения были лишь против дискредитации русского вопроса верхоглядами, претендовавшими на монополию в его трактовке и решении. Притчей во языцех стало высказывание бывшего председателя Центральной контрольно-ревизионной комиссии, а ныне члена Президиума ЦК КПРФ В.С. Никитина: «Народ наш всегда был устремлен к солнцу, к его восходу. Не случайно и культура русской цивилизации называется КУЛЬТуРА – культ Солнца». Честно признаюсь: таких «открытий» я действительно не понимаю и резко возражаю против их включения в официальные партийные документы. Потому что с подобным «идейно-теоретическим» багажом весьма самонадеянно и проблематично браться за выработку национальной политики.
НО ВЕРНЕМСЯ к нашим трудовым мигрантам и насаждаемой ненависти к ним. Возьмем, к примеру, самого богатого человека России и одновременно Великобритании Алишера Усманова. Кто он в сетке нынешних этнополитических координат. Натуральный мигрант, родившийся и выросший в Узбекистане, окончивший МГИМО в Москве и окончательно перебравшийся в Россию в конце 80-х годов. За что его ненавидеть – за то, что он мигрант, или за то, что он олигарх? Если за то, что мигрант, тогда надо ненавидеть не только его, но и узбекского гастарбайтера.
Атмосфера ненависти – объективна. При капитализме и не может быть иначе, ибо капитализм (вообще классовое общество) разделяет и противопоставляет друг другу «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства» (ленинское определение классов). И ликвидировать объективно существующую, ежедневно и ежечасно питаемую капитализмом ненависть ни у кого и никаким способом не получится ни с помощью проповедей о мире, любви и согласии, ни с помощью 282-й статьи. Ее можно только использовать либо во зло, либо во благо. Отсюда отчетливая стратегия власти – трансформировать классовую ненависть в ненависть национальную. И она вполне успешно реализуется. Стратегия оппозиции должна быть ровно противоположной – превратить национальную ненависть в классовую. Такое превращение на несколько порядков снизит численность объектов ненависти. И речь не о «соединении» национальной ненависти с классовой, а о превращении первой во вторую.
Как писал Ленин в статье о трудовой миграции, «буржуазия натравливает рабочих одной нации на рабочих другой, стараясь разъединить их. Сознательные рабочие, понимая неизбежность и прогрессивность ломки всех национальных перегородок капитализмом, стараются помочь просвещению и организации своих товарищей из отсталых стран». Это общий принцип, которого надо держаться, чтобы двигаться дальше в поисках конкретных путей его реализации. Тогда не придется краснеть за плакаты, подобные вышеприведенному.
Александр ФРОЛОВ
Подробности трагедии в Мархе, в результате которой погибло трое детей
- Информация о материале
- Автор: Пресс-служба Якутского рескома КПРФ
- Категория: В Якутии
Подробности трагедии в Мархе,
в результате которой погибло трое детей
Мы — против капитализма!
- Информация о материале
- Автор: Пресс-служба Якутского рескома КПРФ
- Категория: Комсомол
Мы — против капитализма!
При сегодняшнем социально-экономическом положении страны можно с уверенностью сказать: если так будет продолжаться и дальше, то у молодежи России нет будущего! Почему? Большинство молодых людей, закончивших вузы, не могут найти работу. Устраиваются только те, чьи родители имеют высокие должности.
Многие юноши и девушки вынужденно пошли получать, особо невостребованные специальности: юристы, экономисты, менеджеры и т.д. С самого детства через СМИ в наше молодое несформировавшееся сознание вдалбливалось, что рабочие специальности — это отстой, это все для гастарбайтеров. Юристы, менеджеры, бизнесмены — лишь такой род деятельности сейчас уважаем в обществе. Но никто ни разу не заикнулся, что эти специальности не востребованы. В результате молодые люди несколько лет зря тратят на бесполезную учебу, а самое обидное — пускают на ветер большие деньги.
Кто-то скажет: “Пусть идут в чернорабочие”. Да, рабочие места есть. Но кто пойдет выполнять грязную, тяжелую работу с утра до вечера за копейки? Тем более, наличие рабочих специальностей проблему безработицы все равно не решит, так как заводы, фабрики, совхозы почти полностью уничтожены.
И приходится теперь нам, молодым, быть продавцами в магазинах, торговых центрах, охранниками, грузчиками, промоутерами (распространители рекламы на улицах). Эти работы временны и не дают молодым в полной мере встать на ноги, создать семью, обеспечив ей уверенность в завтрашнем дне.
Демографическая дыра 90-х ставит под вопрос дальнейшее существование страны. Малый мобилизационный резерв в возможных грядущих военных конфликтах. Малый трудовой резерв, хотя олигархия и не собирается использовать его в полной мере, больше предпочитая рабский труд эмигрантов.
К сожалению, нас родилось очень мало. И несмотря на это, через СМИ идет оболванивание прежде всего молодежи, уничтожение нравственных ценностей. Вот почему наши сверстники склонны к пьянству и наркомании. Следовательно, новое поколение существенно сокращается, и будущее страны становится туманнее.
И все это было устроено олигархией, которая выжимает последнее из остатков советской мощи. Но когда-нибудь она закончится. Из страны будут выжаты последние соки, и новому поколению ничего не останется. Поэтому ЛКСМ выступает против капитализма! Вступай в наши ряды!
Иван ПОНОМАРЕВ
Слово о солнечных людях — Жараевых
- Информация о материале
- Автор: Пресс-служба Якутского рескома КПРФ
- Категория: Главные новости
Слово о солнечных людях — Жараевых
Не могу написать о замечательных людях — Татьяне и Иване Жараевых, не вспомнив о своих близких. С раннего детства две сестры, братик и я привыкли дома слышать звучное имя — Иван Жараев. Помню, как папа за обедом или ужином, рассказывая маме и бабушке о своей работе, а трудился он киномехаником, всегда очень тепло отзывался о нем как о глубоко порядочном человеке, обладающим природным умом и высокими профессиональными качествами.
Только повзрослев, мы поняли, что Иван Спиридонович Жараев — это бессменный руководитель Якутской республиканской киносети. А папа наш, Георгий Дмитриевич Мохначевский, оказывается, работал под его началом с юных лет до преклонного возраста, причем на одном месте — в Жиганской районной киносети.
В 1999 году по приезде в Якутск в качестве сотрудника редакции газеты “Коммунист”, впервые увидев Ивана Спиридоновича Жараева, образ которого в нашем доме почти что обожествляли, прониклась к нему еще большим уважением. Он, легендарная личность, вся долгая трудовая деятельность которого без остатка посвящена развитию кино в Якутии, в жизни оказался на редкость скромным и добрым человеком. В нем, более 30 лет занимавшем высокую должность начальника Управления кинофикации при Совете Министров Якутской АССР и 17,5 лет находившемся в составе правительства республики, не было и тени зазнайства и высокомерия.
А еще большее впечатление произвела его жена — Татьяна Андреевна Жараева, необыкновенной прелести человек. Такая же скромная и большая умница.
Я их видела всегда вдвоем. Познакомившись поближе с работниками Якутского рескома КПРФ, узнала, что Татьяна и Иван Жараевы — одни из тех первых коммунистов, которые в лихие 90-е не поступились принципами и, проявив недюжинные мужество и стойкость, сделали все возможное и невозможное для восстановления Коммунистической партии в Якутии. Следуя примеру Татьяны и Ивана Жараевых многие работники культуры в эти суровые годины, не испугавшись преследования, остались в рядах Коммунистической партии.
Татьяна Андреевна практически до последних лет своей жизни возглавляла первичку, где на учете состояли творческие работники. Помимо этого, она, внесшая весомый вклад в развитие библиотечного дела в Якутии, в том числе в компьютеризацию библиотечной системы, организовывала выставки книг для различных рескомовских мероприятий, оказывала неоценимую помощь в создании библиотеки Якутского рескома КПРФ.
А сколько сил и энергии Татьяна и Иван Жараевы потратили для сохранения в Госкинофонде республики документов о современных своих соратниках по Компартии — ярких и сильных личностях, внесших огромный вклад в социально-экономическое развитие республики и страны! Именно они организовали съемки документальных фильмов о Пламенном Артуре — Артуре Николаевиче Алексееве, Викторе Николаевиче Губареве, Римме Алексеевне Шелковниковой, Александре Ивановиче Гаврильеве, Галине Владимировне Кокшарской, Анне Ивановне Кондратьевой, Семене Ивановиче Алексееве, Петре Ивановиче Докторове, Николае Николаевиче Назарове и многих-многих других. Если бы не Жараевы, чего греха таить, многие из них, первыми вставшие на защиту Советской власти и народа, смело выступившие против разрушения любимой Родины и запрета Коммунистической партии, остались бы в забвении, как этого желают власти предержащие — “герои капиталистического труда”. И все это они делали безвозмездно, на общественных началах.
Жараевы с первых дней восприняли меня как родного человека. Иван Спиридонович много теплого и светлого рассказал о моем папе. Я искренне удивилась тому, что Татьяна Андреевна тоже очень хорошо знала его, простого рабочего человека из северной глубинки. А чуть позже поняла, что она всегда жила жизнью своего мужа, которого безмерно любила и уважала.
Она была для него источником поддержки и помощи во всем — опорой, на которую можно положиться и доверять. И потому, видимо, находилась в курсе всех его дел, знала о каждом киномеханике, работавшем в любом уголке республики, более того: как он трудился, в чем он и его семья нуждаются, а еще — где нужно построить новый кинотеатр, заменить киноаппаратуру, какому сельскому клубу требуется капитальный ремонт и т. д. и т.п.
И не зря Иван Спиридонович как-то признался: “Если я состоялся как человек, если как руководитель что-то внес в развитие киносети и кинопроката республики, в создание национальной кинематографии и телевидения, то все это при огромной поддержке моих учителей, преподавателей, моих коллег, руководителей, друзей и товарищей. Большая заслуга в этом принадлежит, конечно, моей семье, родственникам”. Говоря о своей семье, он, думаю, имеет в виду в первую очередь Татьяну Андреевну.
Не могу не вспомнить высказывание Виссариона Андреевича Томского, много лет добросовестно проработавшего бок о бок с Иваном Спиридоновичем в одном трудовом коллективе: “Ни разу не слышал, чтобы Иван Жараев когда-нибудь на кого-то поднимал голос. Талантливый руководитель, несмотря на огромную занятость, всегда ровно и доброжелательно относился к подчиненным. И это во многом благодаря своему надежному тылу — Татьяне Андреевне”.
Раньше почему-то думала, что Иван Жараев по национальности бурят, видимо, из-за фамилии. А он оказался чуть ли не моим земляком — родом из Оленька — нашим соседом по Жиганскому эвенкийскому району. Это еще больше сблизило меня с Жараевыми.
Перед совещаниями секретарей первичек, а они проводятся в Якутском горкоме КПРФ довольно-таки часто, Татьяна Андреевна обязательно заходила в кабинет редакции газеты, и мы с ней с большим упоением разговаривали, делясь новостями. С ней, необычайно светлым человеком, удивительно легко и приятно было общаться, потому что имела разносторонние увлечения и знания. Круг её интересов был чрезвычайно широк.
Ни разу за много лет не слышала, чтобы она о ком-то плохо отзывалась, что-то критиковала на собраниях, кого-то в чем-то обвиняла или ругала. От Татьяны Андреевны всегда исходили только свет и добро. И не ошибусь, если скажу: она была необыкновенно солнечным человеком.
А как она умела слушать и сопереживать! Когда моего единственного брата Василия, директора школы, сковал сахарный диабет, Татьяна Андреевна, человек с редчайшим добрым сердцем, стала для нашей семьи мудрым советчиком и помощником в борьбе за его жизнь. Я только тогда узнала, что Иван Спиридонович долгие годы страдает тяжелой формой диабета. И лишь из-за того, что жена исключительно внимательно и чутко ухаживала за ним и заботилась, многие из нас и не догадывались, что он серьезно болен.
Мне иногда казалось, что Татьяна Андреевна больше беспокоилась за недуг мужа, чем он сам, и в этой части всегда бежала впереди него. Пройдя через все мытарства и испытания в непростой схватке с болезнью, она по своему бесценному опыту подсказывала нам: когда и какие меры следует предпринять, к кому обращаться за помощью. Во многом благодаря ее советам и моральной поддержке Василий, от лечения которого отказались практически все врачи, прожил еще пять драгоценных лет.
Это у Татьяны Андреевны мы узнали, что в Новосибирске в Экспериментально-клинической больнице по лимфологии есть прекрасный доктор Михаил Колпаков, творящий чудеса с больными с диабетической стопой. После одной операции по ампутации стопы Васе сумели остановить запущенную гангрену. Но тогда диабет ударил по самым уязвимым местам — почкам и глазам. Окулисты, как это бывает в таких случаях, отказались делать операцию.
Но Вася, ослепший на оба глаза, до последней минуты жил с надеждой вновь увидеть свет, так как по рассказу Татьяны Андреевны знал, что спасительную операцию все же можно сделать, надо только долго и нудно выждать то редкое время, когда сахар в крови выравнится.
Мы, по примеру этой мужественной женщины, в свое время добившейся проведения операции на глазах Ивана Спиридоновича, пытались собирать анализы, свидетельствующие о стабильном низком уровне сахара, и обивать пороги медицинского начальства.
И сколько нужно было для этого иметь упорства и настойчивости, умения держать себя в руках и не отчаиваться при виде очередных плачевных результатов! И одно только это показывает, как Татьяна Андреевна любила и трогательно нежно относилась к мужу и детям. А на примере отношения к моему брату можно понять, какая она была человеколюбивая, милосердная и мудрая.
Мы с ней любили говорить на тему кино — “важнейшего из искусств”, потому что как никто другой знали, какое оно получило развитие в советское время. Я ей рассказывала про то, как мой папа ездил в северные глубинки на оленьих упряжках, показывая оленеводам, рыбакам и охотникам первые фильмы (помните, они были немыми) и как бедные северяне с испугу выскакивали из палаток, видя, как всадник с шашкой на голо с экрана скачет прямо на них; про то, как дети просили его без конца крутить фильм о бесстрашной Зое Космодемьянской, в том числе и я, в надежде, что на следующем сеансе ее вдруг спасут партизаны и она выживет; про то, как мы с папой вручную заводили мотор в аккуратнейшей маленькой кинобудке, и про непередаваемую радость людей, когда впервые в нашем заполярном Жиганске появился широкоформатный экран…
Татьяна Андреевна с удовольствием слушала обо всем этом еще, наверное, потому, что весь сложный процесс развития советского кино в Якутии проходил на ее глазах, через ее семью и близкого человека…
Беседуя со мной, она, видимо, мысленно видела, как Иван Спиридонович в те или иные годы трудился: что строил, вводил нового, за что и за кого переживал и чему радовался, ведь все достижения в области кино — это результат кропотливого труда большой махины, которой он руководил.
Мы с Татьяной Андреевной много смеялись, вспоминая различные курьезные случаи, связанные с кино. И иногда отдельные картины буквально точь-в-точь у нас совпадали. Например, я с братиком Васильком, будучи учащимися начальной школы, каждое воскресенье с утра пораньше бежали в клуб занимать очередь за билетами в кино. Мы всегда приходили первыми и от нечего делать ходили по завалинке длинного клуба, сгребая валенками снег и пытаясь всмотреться в заледеневшие окна: есть ли там кто.
К 12-и к клубу набегала вся жиганская детвора, и когда открывали двери, веселая, ревущая и качающаяся толпа волной выталкивала нас, малышей, в самый хвост очереди. И мы, каждый раз оставшись без билета, почему-то воспринимали это как должное и медленно плелись обратно домой.
Никому из нас и в голову не приходило, что можно незаметно оторвать или выпросить листочек из больших светло-голубых пачек кинобилетов, которые постоянно хранились у нас дома на нижней полке книжного шкафа: и пятикопеечные, двадцатикопеечные и тридцати пяти. Папа время от времени брал их и отдавал кассиру для продажи.
Дома нас встречали мама с бабушкой. Наши шарфики и рукавички от долгого нахождения на морозе до того покрывались мелкими кристалликами льда, что, когда мы их бросали на пол, раздавался стук, и они в буквальном смысле слова стояли…
А потом мы играли в “немцев”. Мама с бабушкой скорей накрывали нам стол, и, как правило по воскресеньям, подавали пельмени ручной лепки или чубереки с пылу с жару, и мы начинали капризничать: киношным немцам на тарелки подают что-то совсем другое — манюсенькое и тонко нарезанное, и они его так долго едят, используя кучу ножей, вилок, ложек… И бабушка, бедная, исполняла все наши причудливые капризы, ставя на стол маленькие тарелки на большие, используя вместо нагрудных салфеток простенькие вафельные полотенца, наливая морс в фужеры на высокой ножке…
То же самое, оказывается, случалось и с сыновьями Жараевых — Иваном и Валерой. У них также никогда не было возможности попасть в кинотеатр в любое время. А в школе, где они учились, многие вообще не знали, что их отец большой начальник. Татьяна Андреевна, как и моя мама, чтобы попасть в кино, выстаивала длинные очереди. Муж никогда не доставал ей билетов. Она смеялась, что перестала нервничать из-за проблемы кинобилетов только тогда, когда на работе стали делать коллективные заявки на новые фильмы.
Эти эпизоды лишний раз доказывают, какие они, Татьяна и Иван Жараевы, да и большинство представителей старшего поколения, кристально честные и чистые люди. И общество тогда было здоровое, не то что сейчас…
“В советское время кинообслуживание считалось идеологической работой, кино было средством воспитания умов людей. Мы обслуживали до 40 млн зрителей. В республике было 420 киноустановок. По посещаемости взрослыми наша республика занимала третье место после Камчатки и Магадана, а по детским зрителям — первое. Помню, посещаемость одного взрослого доходила до 42 раз, а детского зрителя — до 50 раз в год”, — пишет Иван Спиридонович в одной из своих книг.
А книг у Ивана Спиридоновича десятки. Он написал их, находясь на заслуженном отдыхе. В своих прекрасных изданиях об истории развития кино в Якутии он сумел запечатлеть практически всех своих коллег, независимо от того, рабочие они или начальники. Честно говоря, такого руководителя, с большим уважением относящегося к своим подчиненным, я еще не видела.
Кроме того, Иван Жараев создал прекрасный Музей кинематографии республики. Он работает при Государственном национальном хранилище кинодокументов о Якутии. Этот уникальный центр аудиовизуального хранилища кинолетописи Якутии также создан и действует по инициативе Ивана Жараева. Фондовый материал состоит из 11 тысяч музейных единиц.
Мы, большая семья Мохначевских, гордимся тем, что нелегкий добросовестный труд нашего папы, дедушки и прадедушки Георгия Дмитриевича запечатлен в одной из книг Ивана Спиридоновича. А сколько в республике рабочих семей подобных нам, отцам и матерям которых Иван Жараев через свои книги и кинофильмы воздвиг величественные памятники?! Очень много. И я от их имени приношу Ивану Спиридоновичу огромную благодарность за память, доброе отношение к нашим близким людям, за высокую оценку их труда.
Мы все глубоко чтим Татьяну Андреевну, ибо во всей этой огромной работе Жараева есть и частичка ее труда, потому что она всегда помогала ему двигаться вперед, вдохновляла на большие свершения и делала все, чтобы он находил душевный уют и тепло в доме после нелегкой, переполненной проблемами работе. И сегодня с уверенностью можно сказать, что Татьяна Андреевна Жараева была одной из тех прекрасных женщин, которая, помимо большой результативной работы по своей специальности, видела смысл жизни в служении делу, которому посвятил себя муж.
Я, как и многие мои соратники по партии, всегда буду помнить о ней. Скучать по ее ласковому голосу и умным лучезарным глазам. Мне всегда не будет хватать ее дружеской поддержки, доброго и мудрого слова.
Никак не могу свыкнуться с мыслью, что ее больше нет. Мне все время кажется, что она вот-вот зайдет и, как всегда, тепло обнимет и по-якутски поцелует, от чего чувствуешь и удивительно нежную материнскую любовь и ласку, и безграничное доверие, и надежду…
Сегодня Иван Спиридонович, несмотря на большое горе — утрату любимых жену и сына, продолжает мужественно трудиться: пишет книги, создает вместе с коллегами кинофильмы о своих соратниках по партии, активно участвует в агитационно-пропагандистской работе партии… Так держать, Иван Спиридонович! Бороться и искать, найти и не сдаваться!
Галина МОХНАЧЕВСКАЯ