Чтобы вы понимали, это небезобидные государственные организации, о которых сказал Вячеслав Викторович. Стоит отметить, что к организациям, осуществляющим такую деятельность, относятся коммерческие, индивидуальные предприятия, осуществляющие образовательную деятельность, а также школы и техникумы. Поэтому, говорили мы, употребление этого термина приведёт к расширению перечня организаций, проводящих комплексный экзамен. Кроме того, подобные организации сложно контролировать, что может привести к усложнению контроля и привести к существенному росту коррупционной составляющей.
Я рад, что сейчас мы преодолели эту поправку, хотя даже сейчас правительство не постеснялось поставить на ней преграды. Я только что говорил с Кропачевым Николаем Михайловичем, ректором Санкт-Петербургского госуниверситета. Он подтвердил, в том числе, и другие опасения, которые у нас есть по самой методике принятия этого экзамена. Конечно, всех проблем эти законы, которые мы сегодня будем рассматривать, не решат. Прежде всего, мы находимся на пути к принятию, так называемого организационного набора (оргнабора) на предприятия, которые испытывают такую необходимость.
Это сложный закон. В прошлый раз я говорил о том, что, например, "АвтоВАЗ" привез тысячу человек из Таджикистана. Из них 400 человек через несколько месяцев ушли и купили патенты. "АвтоВАЗ" понес издержки, он заплатил за них, провел медицинское освидетельствование, помог им сдать экзамены по русскому языку. Но при этом они ушли и стали тоже легальными мигрантами, просто взяв патент за 6 тысяч рублей. И, конечно, нам надо либо патенты запрещать, либо надо как-то мирить эти две составляющие, а мирить их очень сложно.
Но мы обязательно должны будем к этому вернуться, это и позиция нашей фракции, мы давно её проводим, эту позицию, потому что проведение всех этих миграционных процедур по оргнаборам мы тогда вынесем в государство исхода. И нам будет легко это сделать, у нас уже есть опыт межгосударственных соглашений с Таджикистаном и Узбекистаном. Они не смогли быть задействованы в полной мере только из-за определенных таких издержек, связанных с нашими бизнесменами, которым легче брать патентников, чем оргнабор. Но сами эти законы сейчас продвигают. По крайней мере, и контроль и ответственность правительства в этой сфере. Спасибо.
Председательствующий В.В. Володин:
- Уважаемые коллеги, Леонид Иванович обратил внимание на тему восприятия принятых решений нашими коллегами и партнерами из стран СНГ. Что касается принимаемого сегодня пакета законопроектов, и до этого мы принимали аналогичные решения в сфере миграционной политики, они однозначно должны поддерживаться и органами власти республик, откуда приезжают люди сюда в качестве мигрантов. Потому что мы боремся с незаконной миграцией, мы боремся с преступностью. Мы делаем всё, для того чтобы сделать эту сферу прозрачной и правила установить, которые будут исполняться, начиная со сдачи экзамена по русскому языку. Знаешь язык – сдашь экзамен. Не знаешь – учи. К нам должны приезжать те, кто будет соблюдать закон, знать русский язык и чтить наши традиции. Об этом речь идёт.
Тот, кто занимается нелегальной миграцией, будет наказан. Если максимальный срок был ранее (до принятия этого закона) семь лет, сейчас минимальный - восемь лет. И если сейчас кто-то из тех, кто незаконно находится на территории нашей страны, совершит правонарушение, это будет отягчающим фактором.
А раньше уходили из-под наказания. Вот в чём смысл законодательства, которое сегодня мы принимаем в виде четырёх законопроектов. Здесь и вопросы запрета посреднических организаций. Поэтому хочется, чтобы правительство как можно быстрее реализовало принятые нами нормы законов. Это очень важно.
Надо разделить вообще тему трудовой миграции и тему незаконной миграции. Вот мы с вами решаем вопрос о незаконной миграции. Это то, что люди постоянно на встречах говорят, обращают наше внимание и требуют защитить их от тех, кто бродит по подворотням, встречая в тёмное время суток, да и не только, кто несёт в себе потенциальную опасность. Потому что это нарушители закона. Мы с вами с ними боремся.
А что касается трудовой миграции, мы, коллеги, как только завершим формирование всего блока законопроектов в сфере борьбы с незаконной миграцией, у нас на завтра законопроект о конфискации имущества. Затем мы сразу после региональной недели рассмотрим изменения в Кодекс об административных правонарушениях и сформулируем предложения правительству в части трудовой миграции, потому что, безусловно, это вопрос очень важный, и нам надо делать всё для того, чтобы развивалась экономика.
Но правительство должно внести предложения, как это будет осуществляться. Здесь уже мы ждём предложений от профильных министерств – Министерства труда, Министерства экономической политики, но не так, как сегодня, когда предлагают отложить нормы введения в действие закона, понимая, что проблем огромное количество при сдаче экзамена по русскому языку. И вместо того, чтобы как можно быстрее организовать работу, говорят: это через четыре месяца сделаем. Разве так можно? Поэтому нам надо здесь сообща бороться с проблемами, со сложностями.
И, Леонид Иванович, вы всё правильно говорите, и комитет многое делает для решения этих вопросов, но нам надо сейчас понимать свою ответственность и по-другому где-то уже относиться к исполнению обязанностей.