Недавно я беседовал с Валентином Урусовым, которому дали пять лет колонии за то, что в Якутии, в городе Удачном, в компании «Алроса» он организовал свободный профсоюз. Митинги в защиту Урусова прошли во многих странах. Даже собирали деньги для его матери, оказавшейся без средств существования. Наконец, в этом году Валентина после многочисленных ходатайств досрочно выпустили из колонии. Он отсидел четыре года и два месяца, а до декабря ещё будет числиться на исправительных работах. Урусову присвоили в этом году международную премию Артура Свенссона — это, можно сказать, аналог Нобелевской премии для профсоюзных активистов. Поскольку сам именинник сейчас невыездной, то не смог получить премию лично. Я поддерживаю контакты с Валентином, он мне рассказал много подробностей о нынешнем протесте водителей из ОАО «Якутуголь» якутского городка Нерюнгри. Водители там пытаются добиться прибавки к зарплате «мирным путём», без всяких забастовок.
В УДАЧНОМ ПЯТЬ ЛЕТ НАЗАД начиналось так же. Там водители при установленной средней норме в 170 часов в месяц фактически работали по 300—350 часов. А оплачивали им только за 200 часов. При всех переработках и северных коэффициентах они получали всего 30 тысяч рублей. Если простоял на ремонте, то и вовсе — 25 тысяч. И это на Крайнем Севере, где жизнь в разы дороже! Работники автобазы № 2, устав от произвола, стали требовать, чтобы им возвратили долг за сверхурочные. Официальный профсоюз не присоединился к протестным голосам. Тогда водители и ремонтники написали руководству автобазы обращение с просьбой пересмотреть тарифные ставки.
Получив устный отказ, отправили жалобу президенту РФ и ещё в 20 инстанций. Реакции от инстанций не дождались, зато директор автобазы пригрозил, что уволит всех жалобщиков. После этого самые отчаянные объявили голодовку. Руководство вынуждено было создать согласительную комиссию. Для выработки требований на городскую площадь вышли около 500 работников Удачнинского ГОКа. Здесь же и создали новый профсоюз «Профсвобода».
Председатель традиционного профсоюза П. Третьяков, почувствовав, что кресло под ним зашаталось, обратился за помощью к самому президенту республики, как Ванька Жуков к дедушке. Вот несколько строчек из этого жалобного письма: «Практически уже более года наблюдаются тенденции, когда силы извне пытаются различными путями расшатать производственно-хозяйственную деятельность АК «Алроса»… Исполком профсоюза «Профалмаз» обращается к Вам, как главе Республики Саха (Якутия), высшему должностному лицу, возглавляющему исполнительную власть республики, с просьбой рассмотреть складывающуюся ситуацию и оказать практическую помощь».
И власть помогла. Когда только что избранный председателем свободного профсоюза электрик Валентин Урусов вышел по утру из дома, его уже поджидали: из стоявшей рядом машины выскочили трое молодчиков. Валентина скрутили, надели наручники, завалили в машине лицом вниз. Несколько раз его принимались бить, кроме наручников на руках, связали ноги. В один из моментов он почувствовал, что в карман его куртки что-то протолкнули. Машина остановилась. Из припаркованного рядом автомобиля вышли два человека. Командующий захватом не забыл представиться: сотрудник ФСБ Рудов. Он и указал Урусову на вышедших из машины — это понятые. Урусова стали обыскивать, нашли пакет. Взвесили, понюхали, сказали, что это наркотики. Вот так председатель нового профсоюза и попал на пять лет.
В СИЗО отнеслись к нему с пониманием. Неожиданно сообщили, что в соседней камере находится тот, кто его посадил, сам Рудов, который, оказалось, каким-то хитрым способом получил от «Алросы» квартиру (может, царский подарок за устранение Урусова?). В итоге Рудову дали условный срок, а честному следователю, который раскопал это дело, указали на дверь.
ПОСЛЕ ЭТОГО ПРОШЛО около пяти лет, а война против рабочего класса в Якутии продолжается. Одной из «горячих точек» стал город Нерюнгри. Как и в Удачном, здесь водители отправили письмо со своими требованиями руководству предприятия. Под ним подписались 220 человек. Кроме повышения зарплаты, в письме говорилось о технике безопасности. Обращалось внимание и на дороги, по которым опасно ездить: на грязь оседает пыль, по такому искусственному гололёду и скользят махины с углём весом до 400 тонн. Неудивительно, что много аварий.
До 2007 года «Якутуголь» был государственным предприятием, потом его продали челябинской металлургической компании «Мечел». На государственной службе водители зарабатывали около 50 тысяч рублей в месяц. Прошло около шести лет, теперь в кошелёк работникам, несмотря на ежедневно дорожающую жизнь, капает всё меньше и меньше: из частных рук они сейчас получают примерно по 35—40 тысяч рублей.
Прошлой осенью требования о повышении зарплаты водителями были отправлены через официальный профсоюз. Зарплата после этого не только не увеличилась, а уменьшилась. И дороги не улучшились. Даже при таком конфузе председатель профкома С. Рябко убеждал всех, что с руководством нужно не конфликтовать, а мирно договариваться.
Водители решили, что надежд на традиционный профсоюз нет, и стали создавать независимый «Горпроф». Для начала сформировалась инициативная группа. Она подготовила новое письмо с требованиями к администрации, которое подписали 220 человек. Дирекция решила окоротить протестующих: после выдвижения ими требований, вместо того чтобы начать переговоры с обсуждением выдвинутых требований, у официально утверждённого представителя группы Константина Новикова отобрали два технических талона. Иначе говоря, поставили человека на грань увольнения, так как при изъятии третьего талона водитель отстраняется от работы. Но работники не сдавались, обратились в прокуратуру, в Государственную инспекцию по труду, в Госдуму. Откликнулись же только депутаты от фракции КПРФ. Валерий Рашкин и Сергей Обухов направили обращение к Генеральному прокурору РФ Ю. Чайке. Они требовали остановить произвол и давление на работников «Якутугля», которые осмелились сказать правду.
СПАСАЯ ПОЛОЖЕНИЕ, в Нерюнгри прибыла руководитель правового отдела рескома ФНПР Наталья Барковская. Нет, она не стала разбираться в самой сути вопроса, обсуждать низкую зарплату водителей, состояние техники безопасности… Её возмутило поведение рабочих: надо же, до таких вольностей докатиться — подали свои требования не через профком, а оформили обращением за подписью 220 человек от какой-то инициативной группы! Барковская стала утверждать, что такие действия незаконны и являются чуть ли не проявлением экстремизма.
Членам инициативной группы в своём ответе на нападки со стороны администрации, а теперь ещё и руководителя правового отдела рескома профсоюза пришлось заниматься просветительной работой, поочерёдно приводя статьи из Трудового кодекса.
Статья 29. Рассмотрение трудовых споров работников с работодателем представляет первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Барковская вытащила главный козырь нашего трудового законодательства, который законодатели сочинили для поддержки ФНПР: решения работников считаются законными только тогда, когда за них проголосовали больше половины трудового коллектива. Действительно, на автобазе «Якутугля» работает чуть больше тысячи человек, а под заявлением всего 220 подписей. Но на этот раз в нашем убогом Трудовом кодексе нашёлся поплавок: статья 399 из 61-й главы. В ней говорится, что принимаются во внимание также требования, выдвинутые работниками или представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения). Автоколонны 1, 2, 4 — обособленные структурные подразделения, 220 человек — это больше половины численности этих коллективов.
Новые претензии заключались в том, что на собрании инициативной группы присутствовали около 50 человек, а подписей набрано 220. И опять лыко в строку от Трудового кодекса: при невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган имеет право утвердить своё решение, собрав подписи более половины работников в поддержку выдвинутых им требований.
Под занавес Барковская бросила на кон последний козырь, она заявила, что конфликт водителей с администрацией — вовсе не трудовой спор. Но если так, то какие претензии у неё к письму, которое написали работники? Или теперь, по воле правого профсоюзного инспектора, запрещено отправлять в различные инстанции свои мнения и предложения?
На каждом шагу — нестыковка. Кого же защищают нынешние профсоюзы, входящие в ФНПР? За какие заслуги люди платят этой организации взносы? Один председатель пишет письмо местному президенту, чтобы тот обуздал недовольных рабочих, вторая представительница ради спасения работодателей извращённо толкует законодательство…
ПО ПОВОДУ КОНФЛИКТА редакция газеты «Якутия» взяла интервью у управляющего директора «Якутугля» Игоря Хафизова. Он огорчённо сказал: «На данный момент у меня нет каких-либо прямых контактов с лидерами так называемой инициативной группы».
Водителям оставалось только удивляться: «Почему он не может найти с нами контакта? Мы — на рабочих местах».
В своём интервью директор нашёл причины недовольства в коллективе: здесь всё направляется и контролируется со стороны, явно с политическим подтекстом.
В нашей стране в последнее время идут постоянные поиски агентов, теперь «засланными казачками» пытаются сделать коммунистов. Они, мол, таким образом готовятся к выборам. Даже Урусова в этих административных кругах заочно приняли в Компартию, в которой он не состоит.
13 августа работники автобазы ХК «Якутуголь», чтобы предать гласности свои требования, решили провести митинг у здания администрации. Переписка с городской властью началась 2 августа. «Наша» власть наловчилась простые вещи превращать в сложные; и неудивительно, что для решения таких задач нужно всё больше кабинетов и служебных кресел. В Нерюнгри чиновники раз за разом отказывали рабочим в проведении митинга, приводя разные аргументы. Первый раз сказали, что тротуар у офиса не соответствует специальной норме: один человек на один квадратный метр площади. Значит, 350—500 участников митинга там просто не поместятся.
Инициаторы акции не поленились и провели замеры. При ширине тротуара 8,2 метра и его длине вдоль забора здания, составившей 100 метров, общая площадь равна 820 квадратным метрам, то есть на ней могут поместиться более 800 человек. Чиновники получили эту бухгалтерию и заявили: теперь митинги можно проводить в Нерюнгри только в парке культуры. Инициаторы 9 августа отправили главе города очередное письмо, сообщив, что если единственным местом в городе для митингов является городской парк, то они согласны собраться именно там.
12 августа из администрации города пришёл очередной отказ: администрация города обязана-де не позднее, чем за пять дней до публичного мероприятия, назначить своего уполномоченного представителя для содействия его проведению, но в срок с 9 по 13 августа она не может-де выполнить эту обязанность, поэтому работники имеют право подать повторное уведомление на проведение митинга. Только он пройдёт в другое время.
Глава города Нерюнгри Леонид Олейник, идя на выборы, подготовил программу, одним из главных пунктов которой было обещание защитить горожан от бродячих собак. Лучше бы, если бы он обязался защитить людей от таких чиновников.
НА 17 АВГУСТА местное отделение КПРФ назначило митинг, на котором работники нерюнгринского филиала автобазы решили объявить свои требования. Ради этого депутат Госдумы, член Президиума, секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов специально приехал в Нерюнгри. Но администрация города снова не разрешила митинг, и тогда Обухов попросил обеспечить ему встречу с автотранспортниками на площади Ленина.
Встречу Обухов начал со слов: «Меня удручает правовой уровень вашей городской администрации. Они даже не могут придумать зацепки, чтобы законно запретить проведение акции работниками «Якутугля». Видно, прокуроры ещё не пугали вашего главу города и не ставили его на место. Думаю, что мы вернём власть города Нерюнгри в правовое поле». В диалоге с депутатом труженики предприятия подтвердили, что их требования не выполняются, и просили помочь создать на предприятии примирительную комиссию, чтобы обсудить на ней принципы формирования заработной платы, так как работодатель отказывается, не воспринимая рабочего человека как партнёра в трудовом споре. Владельцы и обслуживающая их интересы администрация уверяют, будто заработная плата у работников составляет 71 тысячу рублей, а люди предъявляют расчётные листки, где значится всего 30 тысяч.
Директор Хафизов говорит, что при оформлении на работу всех знакомят с коллективным договором и другими документами. В ответ водитель «Белаза» В. Цуркан передал в прокуратуру лист согласования, который предлагали ему подписать. В листе — перечень документов, с которыми он якобы ознакомлен: положение об оплате труда, колдоговор, положение об обеспечении спецодеждой, некоторые нормативные акты, необходимые при приёме на работу. Но самих документов ему не показали. Такое согласование он не стал подписывать.
Работники пришли к мнению, что политический подтекст в трудовых отношениях присутствует, но только он идёт не от КПРФ, а от правящей «Единой России». Директор автобазы Виктор Станиловский является руководителем местного отделения этой партии, которая позволяет вести себя с работниками, как с рабами.
НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ администрация «Якутугля» никаких переговоров с наёмными работниками не ведёт. Она занята административным и психологическим давлением на них. Начала, в частности, увольнять активистов. 29 августа уволили заместителя председателя профсоюзной организации «Горпроф», водителя «Белаза» Виктора Цуркана. На следующий день был отправлен за ворота председатель территориального комитета профсоюза «Горпроф» механик Сергей Бурков.
В Якутии настоящая беда. Работники оказались совсем беззащитными. Кто им протянет руку помощи? Надеяться на традиционный профсоюз ФНПР нет смысла: в нём числятся вместе с рядовыми те, кто подписывает приказы на увольнения, представляя интересы работодателя. Такие профкомы выполняют роль прислуги толстосумов-хозяев. Замечательно, что КПРФ начала помогать новым, независимым от работодателей профсоюзам. Благодаря её помощи в последнее время появились профсоюз горняков «Горпроф» в Якутии и «Рабочий профессиональный союз авиастроителей» в Комсомольске-на-Амуре. Это и есть реальная защита интересов работников наёмного труда.
|