Все новости
Зачем россиянам такие «новогодние подарки»
- Информация о материале
- Автор: Пресс-служба Якутского рескома КПРФ
- Категория: В Якутии
Зачем россиянам такие «новогодние подарки»
ПРЕДВЫБОРНАЯ ПРОГРАММА избирательного объединения “Якутское республиканское региональное отделение политической партии “Коммунистическая партия Российской Федерации” на выборах народных депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якути
- Информация о материале
- Автор: Пресс-служба Якутского рескома КПРФ
- Категория: В Якутии
ПРЕДВЫБОРНАЯ ПРОГРАММА
избирательного объединения “Якутское республиканское региональное отделение политической партии “Коммунистическая партия
Российской Федерации” на выборах народных депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) V созыва и на муниципальных выборах Республики Саха (Якутия)
Разрушение системы социализма, перевод экономики страны против воли народа на путь диких рыночных отношений, либерально-рыночный курс, предательство Горбачева и Ельцина, что привело к распаду СССР. Все это отбросило наше государство по всем экономическим и социальным показателям далеко назад по сравнению с советским периодом и другими странами. Власть не решает ни социально-экономические, ни национальные проблемы, а лишь декларирует намерения и имитирует деятельность.
Уровень жизни населения РС(Я) по всем параметрам остается очень низким. Расслоение жителей республики по такому ключевому показателю как заработная плата различается в десятки раз. Демонстрация мнимого финансового благополучия в республике создается за счет мизерного увеличения бюджетных расходов на образование и медицину, науку и культуру. Дутые прогнозы и “победные” отчеты президента и правительства республики заглушают реальные проблемы, связанные с экономической деградацией и коррупцией. Именно российская модель ускоренной распродажи государственного имущества и природных ресурсов породила всеохватывающую коррупцию.
КПРФ давно сформулировала выверенную, реалистичную программу по выводу страны из кризиса. У нашей программы становится все больше сторонников. Все больше становится тех, кто осознает, что положить конец беззаконию, вернуть России экономическую самостоятельность, а гражданам — право быть хозяевами в собственной стране можно, лишь восстановив социальное государство, взяв на вооружение лучшее из советского опыта.
КПРФ заботится о ветеранах, молодежи, инвалидах, всех социальных слоях общества.
Своими основными политическими лозунгами на предстоящих выборах избирательное объединение “Якутское республиканское региональное отделение политической партии “КПРФ” провозглашает:
Власть и собственность — народу!
Возродим село — спасем народ!
Мы — за сильную социальную политику!
Наше особое внимание —
семейной и молодежной политике!
За республику без воров и коррупционеров!
За народный контроль!
За сильный и самостоятельный
парламент республики!
За КПРФ! Выбор есть — КПРФ!
Мы намерены осуществить следующие конкретные меры, чтобы наши предвыборные лозунги превратились в живое дело:
1. Власть и собственность — народу!
Совместно с фракцией КПРФ в Государственной Думе ФС РФ добиваться возврата в общенародную собственность крупных предприятий нефтегазовой, алмазной, угольной промышленности, электроэнергетики, автомобильного, железнодорожного и речного транспорта.
Приостановить продажу 7 % акций АК “АЛРОСА” (ОАО).
Добиться зачисления финансовых средств, получаемых от продажи государственной и муниципальной собственности, в соответствующий уровень бюджетной системы.
Мы потребуем полной уплаты налогов на добычу нефти всеми недропользователями включая ОАО “Сургутнефтегаз”, ОАО “Газпром”, избегающих этого путем дробления крупных массивов месторождений на небольшие участки.
Через территорию республики проходит нефтепровод “Восточная Сибирь — Тихий океан” (ВСТО). Строится газопровод. Мы добьемся с учетом экологических требований и безопасности создания производства миниНПЗ (нефтеперерабатывающих заводов), что даст возможность перерабатывать нефть в ГСМ и заправлять собственным природным газом автотракторную технику для нужд населения по приемлемым ценам.
Совместно с трудовыми коллективами мы остановим преднамеренные банкротства предприятий и добьемся на законных основаниях привлечения к ответственности руководителей, виновных в этом.
Мы возьмем под народный контроль деятельность управляющих компаний в ЖКХ. Власть должна отвечать за ремонт коммуникаций, кровли, подвалов и подъездов многоквартирных домов, за исключением особо дорогого элитного жилья.
Мы добьемся прозрачности выделения бюджетных средств и целевого их использования на строительство муниципальных и республиканских дорог.
Примем меры по развитию рынка труда, поддержке малого и среднего бизнеса путем ослабления налоговых платежей и противодействия коррупции.
Мы будем добиваться государственного регулирования тарифов для населения на авиационные, железнодорожные, автобусные и водные перевозки, добиваться дотаций государства на внутренних и центральных авиалиниях.
Установим системный государственный контроль за обеспечением северного завоза социально значимой продукции.
Добьемся принятия федерального закона “О северном завозе”.
Мы — за налоги на сверхдоходы. Мы — за возвращение государству монополии на выпуск и реализацию алкогольной и табачной продукции.
2. Возродим село — спасем народ!
Особое внимание уделим проблемам развития села и будем добиваться направления на поддержку села не менее 10 % от республиканского бюджета (в настоящее время —менее 7 %).
Мы считаем, что ядром, на котором развивается сельская местность, является сельскохозяйственное, в первую очередь кормопроизводство. Государство обязано, во-первых, совершенствуя заготовительную систему, закупать часть произведенной продукции для своих нужд по цене не ниже рыночной, во-вторых помогать сельхозпроизводителям разворачивать продуманную сеть оптовых и розничных рыночных центров, создавая их материально-техническую базу за счет средств инвестиционной программы, промышленных предприятий и сдавая построенные объекты в аренду кооперативным объединениям на долгосрочной основе.
Второе главное условие развития сельского хозяйства — это повышение уровня производительности труда и качества продукции. Эта задача реальна лишь при укрупнении производства. И потому мы выработаем систему мер по поддержке крупных крестьянских хозяйств, а также производственных сельскохозяйственных кооперативов, в которых объединят свои усилия мелкие фермеры.
С учетом того, что Постановление Правительства РС(Я) от 30 апреля 2013 года, № 126 “Об утверждении комплексной программы Республики Саха (Якутия) “Устойчивое развитие сельских территорий Республики Саха (Якутия) на 2013 — 2016 годы и на период до 2020 года” не отвечает поставленным целям “…расширения производства и улучшения качества жизни на селе”, коммунисты-депутаты внесут дополнения и изменения в данный нормативный акт правительства.
По Арктике и Северу:
Мы добьемся принятия Государственной программы социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера.
Мы будем добиваться начала газификации, строительства сети АЗС и комфортного жилья для северян в арктических и северных районах.
Продолжим принятие мер поддержки коренных малочисленных народов Севера, в том числе увеличивая дотации на развитие оленеводства, рыболовства, охотпромысла и других традиционных отраслей Севера.
Мы вернем в арктические и северные авиатрассы малую полярную авиацию.
3. Мы — за сильную социальную политику!
В социальной сфере усилия депутатского корпуса КПРФ будут направлены на принятие республиканских законопроектов и внесение законодательных инициатив в Государственную Думу ФС РФ, гарантирующих:
— достаточный прожиточный минимум для всех категорий граждан;
— установление среднего размера пенсий до 15 000 рублей, возврат пенсионерам Якутии районного коэффициента;
— поддержку “детей войны” и тружеников тыла путем принятия федерального закона “Дети войны”;
— обеспечение занятости трудоспособного населения и трудоустройства молодёжи, включая гарантии предоставления первого рабочего места;
— расширение государственного строительства жилья, в том числе льготного социального жилья для малоимущих. Мы обеспечим контроль за переселением граждан из ветхого и аварийного жилья (в течение пяти лет эти проблемы должны быть решены);
— исключение из федерального законодательства правовой нормы о выселении семей с детьми, инвалидов, пенсионеров и граждан с доходом ниже прожиточного минимума из своего жилья и ограничение коммунальных платежей 10%-ми совокупного дохода семьи.
Совместно с фракцией КПРФ в Государственной Думе ФС РФ будем отстаивать сохранение права выхода на пенсию для женщин при достижении возраста 50 лет, для мужчин — 55 лет, отстаивать социальные льготы и гарантии ветеранов труда на всех граждан старшего поколения при трудовом стаже женщин — 30 лет, мужчин — 35 лет.
Мы приложим все усилия для начала строительства жизненно важных объектов здравоохранения, а именно в г. Якутске — строительство онкологического и офтальмологического диспансеров, включения в федеральную программу строительство кардиологического центра.
4. Наше особое внимание —
семейной и молодежной политике!
У КПРФ конкретная молодежная и семейная политика. Она направлена на свободное развитие личности. Мы четко видим, что действуют силы, системно размывающие морально-нравственные устои подрастающего поколения. Понимая, что это общероссийская проблема, мы по мере своих возможностей будем непримиримо бороться за нашу молодежь, против пропаганды подлости и цинизма, безудержной коммерциализации культуры и учреждений образования.
Совместно с фракцией КПРФ в Государственной Думе ФС РФ принять федеральный закон, гарантирующий устройство в детские дошкольные учреждения всех нуждающихся в этом детей и выплату компенсации семьям, которые лишены такой возможности.
В сфере молодежной и семейной политики нашими задачами являются:
— поддержка детей и молодёжи, многодетных семей и сирот;
— бесплатное, качественное и доступное образование для всех. Принятие закона “О народном образовании”. Отказ от практики единых государственных экзаменов (ЕГЭ) в качестве обязательных и государственных именных финансовых обязательств (ГИФО) как не оправдавших себя экспериментов;
— восстановление гарантий для молодых специалистов (оплата проезда до места будущей работы и подъемных, обязательная постановка на учет для получения жилья);
— укрепление здоровья нации.
Мы добьемся государственной монополии на производство и продажу качественных лекарств. Совместно с фракцией КПРФ в Государственной Думе ФС РФ установим контроль за выпуском качественного медицинского оборудования и расходных материалов.
Мы установим жесткий контроль за качеством лекарств, поставляемых в республику. Добьемся полного обеспечения лекарствами льготников. Восстановим систему противотуберкулезной профилактики. Уделим большое внимание участковым больницам и фельдшерско-акушерским пунктам.
Мы усилим контроль над сохранностью клубов, домов культуры, памятников истории и культуры, будем противостоять их приватизации и использованию не по назначению.
Мы — за эффективные программы по науке.
Мы — за массовый спорт. Будет введена система поощрения тех, кто открывает дешевые спортивные и тренажерные залы “шаговой доступности”.
5. За республику без воров и
коррупционеров! За народный контроль!
КПРФ считает, что Россия не может быть спасена, если не будет преодолена коррупция.
В конце работы Ил Тумэна IV созыва парламентское большинство в лице партии “Единой России” отказалось даже от рассмотрения инициативы фракции КПРФ по поддержке проекта федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции”, предусматривающего ответственность за незаконное обогащение чиновников.
Мы возьмем под свою защиту всех граждан, пострадавших от чиновничьего произвола, бюрократов и коррупционеров.
Добьемся пересмотра формирования Общественной палаты Республики Саха (Якутия) путем внесения соответствующих поправок.
Совместно с фракцией КПРФ в Государственной Думе ФС РФ продолжим введение жестких антикоррупционных мер, добьемся дополнения уголовного законодательства понятием “незаконное обогащение” и конфискации имущества лиц, осужденных за коррупцию.
6. За сильный и самостоятельный
парламент республики!
Работа уходящего созыва парламента наглядно показала, что Ил Тумэн фактически превратился в “законодательный департамент” исполнительной власти.
Избравшись в Ил Тумэн, депутаты-коммунисты будут добиваться восстановления контрольных функций парламента за деятельностью исполнительных органов власти и организаций независимо от форм собственности, контроля исполнения бюджета республики и законов, требующих конкретного финансирования. Восстановим полномочия Контрольного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) республики. Вернем контроль за исполнением 37-и республиканских целевых программ.
Продолжим работу по совершенствованию деятельности Госсобрания (Ил Тумэн); внесем законопроект “О наказах избирателей и обращениях граждан”.
Для оздоровления общественно-политической ситуации мы продолжим борьбу за реализацию ключевых инициатив КПРФ:
— по усилению контроля над всеми структурами исполнительной власти, введению действенного института депутатских и парламентских расследований;
— по изменению избирательной системы, которая гарантирует честные выборы и свободное народное волеизъявление;
— по ужесточению наказания за фальсификацию результатов голосования.
Мы будем голосовать ПРОТИВ:
— приватизации государственной собственности;
— роста тарифов на электроэнергию и услуги ЖКХ;
— законопроектов, имеющих коррупционную составляющую, способствующих полицейскому произволу и бесконтрольности чиновничества.
Мы направим усилия на разработку и принятие законов:
— о народной законодательной инициативе;
— о парламентском расследовании;
— по финансовому укреплению муниципальных образований для полноценной реализации их полномочий.
Депутаты-коммунисты и главы муниципальных образований от КПРФ совместно со сторонниками КПРФ будут добиваться исполнения главами местного самоуправления принятых обязательств перед населением по вопросам социально-экономического развития села, города, района.
За КПРФ! Выбор есть — КПРФ!
В наших списках кандидатов — достойные, честные и думающие люди республики, коммунисты и сторонники КПРФ. Мы не запятнали свою честь и совесть. Мы — вместе с трудовым народом! Мы действуем по велению совести и сердца. Наш курс — созидание и правда.
У нас есть всё необходимое для реализации нашей предвыборной программы:
— авторитетная партия — Якутское республиканское региональное отделение КПРФ;
— Антикризисная программа КПРФ;
— высокопрофессиональная команда единомышленников, способная реализовать эту программу.
Мы уверены в верности избранного пути. Мы уверены в правоте своего дела.
Для власти выборы — фарс, возможность удержаться у власти и “рулить” в своих интересах. Для нас — напряженнейший этап борьбы и служение своему народу. Жизнь показала: за нами — правда! Значит, за нами — будущее!
КПРФ — правильный выбор! Будьте с нами!
За КПРФ — № 2!
Лидеры республиканского списка КПРФ на выборах в Ил Тумэн
- Информация о материале
- Автор: Пресс-служба Якутского рескома КПРФ
- Категория: В Якутии
Вместе мы — сила!
Лидеры республиканского списка КПРФ на выборах в Ил Тумэн
Виктор ГУБАРЕВ —
член ЦК КПРФ,
первый секретарь
Якутского рескома КПРФ,
руководитель фракции
КПРФ в Ил Тумэне
Артур АЛЕКСЕЕВ —
член ЦКРК КПРФ,
член бюро Якутского
рескома КПРФ,
заместитель генерального директора корпорации
“Трансстрой-Восток”
Вера БРЫЗГАЛОВА —
ассистент кафедры
гражданского права и
процесса юридического факультета СВФУ,
аспирантка, секретарь
Якутского рескомола
Наши кандидатуры предложили жители многих районов. Решение о выдвижении приняла конференция Якутского республиканского регионального отделения КПРФ. Мы не призываем вернуться назад.
Мы предлагаем идти вперед, к обновленному социализму XXI века!
Это — единственно верный путь спасения народа от нищеты и “рыночного” грабежа.
Выход есть — КПРФ! Поддержи нас на выборах в Ил Тумэн и органы местного самоуправления!
Голосуя за наших кандидатов, вы голосуете —
За социальное равенство!
За уверенность в завтрашнем дне!
За власть трудового народа!
За достойную жизнь каждого человека!
КПРФ — надежный защитник народа!
Усть-Мая взывает о помощи! Район страдает от природной стихии и бездействия чиновников
- Информация о материале
- Автор: Пресс-служба Якутского рескома КПРФ
- Категория: В Якутии
Усть-Мая взывает о помощи! Район страдает
от природной стихии и бездействия чиновников
ОПОЛЧИЛИСЬ МАРОДЕРЫ
- Информация о материале
- Автор: Пресс-служба Якутского рескома КПРФ
- Категория: В России
ОПОЛЧИЛИСЬ МАРОДЕРЫ
РАН — реформа как ликвидация
На вопросы журналиста отвечает Б.М. Кершенгольц, главный научный сотрудник Института биологических проблем криолитозоны СО РАН, профессор, академик Академии наук РС (Я).
Наша беседа началась с выяснения причин, побудивших правительство к сокрушительной реформе академии.
– Я вижу несколько причин, – сказал ученый. – Первая группа причин связана с очень тяжелым положением экономики страны с точки зрения перехода на инновационный путь развития, с теми надеждами, которые возлагало высшее руководство страны на науку в деле научно-технического прогресса, создавая при этом свои явно неконструктивные, можно сказать воровские, структуры типа Роснано, «Сколково» и т.п. Когда весь мир – в первую очередь наши ближайшие соседи Китай и Япония, а также, безусловно, Соединенные Штаты Америки, страны Евросоюза – переходит на принципиально новый уровень развития экономики (а это экономика знаний, высоких технологий и пр.), наша страна чем дальше, тем больше безнадежно отстает от них.
И в этой ситуации представители высшего руководства страны предпринимают, мягко говоря, недальновидные шаги, выискивая «крайнего»: кто же виноват во всё большем отставании страны в научно-техническом прогрессе, кого обличить перед народом – наука подходящий объект.
Вторая группа причин лежит в сфере самой явной коррупции.
Фактор №1 – сверхдорогая, элитная земля, занимаемая институтами Академии наук СССР вдоль Ленинского проспекта и улицы Косыгина в Москве, которую еще в 30-е годы выделил Академии наук СССР Иосиф Сталин. Тогда это была окраина Москвы. Огромные территории, где, например, размещены такие известные учреждения, как Физический институт Академии наук, директором которого был Нобелевский лауреат академик Петр Капица, Институт химической физики – им руководил в свое время Нобелевский лауреат академик Николай Семёнов, – внесшие решающий вклад в реализацию ядерного проекта и других – сегодня оказались в центре Москвы. Ранее предлагалось выселить все институты из Москвы в Подмосковье и там, на бросовых землях, построить новые корпуса. А эта земля в центре должна была отойти бизнесменам.
Можно привести другой пример. Когда Санкт-Петербургом управляла Валентина Матвиенко, был совершен мощный наезд на знаменитый Всероссийский институт растениеводства (ВИР), созданный еще в 20-е годы легендарным Николаем Вавиловым. С чем это было связано? Приглянулись два корпуса этого института, расположенные в самом центре Санкт-Петербурга, на площади Исаакиевского собора. Затем были предприняты попытки захвата земель под Санкт-Петербургом, где ВИР многие десятки лет размещал свои питомники. Это вообще означало бы гибель сельскохозяйственной генетики, растениеводства, семеноводства и т.п. Только благодаря бурной реакции российских генетиков, поднявших всё мировое генетическое сообщество, удалось предотвратить этот наезд (но злоба-то осталась), то есть попытки давления на Российскую академию наук возникали неоднократно.
– Впечатление такое, что законопроект о реформе застал врасплох руководство академии.
– Не только президент РАН Фортов, но и Президиум, и всё научное сообщество прекрасно понимали и знали о том, что реформы нужны. Я не хочу представить академию как белую и пушистую, а российское правительство как исчадие ада. Нет. В том, что происходит, есть и вина академии. Она, конечно, сама виновата в появлении такого законопроекта: вместо самореформирования – 10 лет бездействия.
Фортов до и после избрания его президентом РАН много говорил о необходимости реформы науки. Но когда он встречался с Путиным, попросил дать ему хотя бы полгода, год… «Мы будем проводить реформы и, если я не справлюсь, вы меня уволите» – буквально это его фраза. То есть необходимость реформ, конечно, не являлась неожиданностью ни для Фортова, ни для научного сообщества. Но то, что будет вброшен ТАКОЙ законопроект, думаю, он тоже не ожидал.
– Кстати, никто не признался, кто автор данного законопроекта. Ливанов открещивается…
– Да и вице-премьер Голодец, судя по публикациям в интернете, открещивалась: «Это не я. Вы, извините, меня заставили». А Ливанов сидел как немой…
Законопроект по заявлению правительства направлен на повышение эффективности науки и разработан в интересах развития научного сообщества и страны в целом. Но в нем говорится лишь о членах РАН, РАМН, РАСХН, коих порядка 2000, а о научном сообществе, об АРМИИ работников науки (будем употреблять военную лексику вслед за президентом, организовавшим Народный ФРОНТ) в количестве нескольких СОТЕН ТЫСЯЧ человек не говорится НИЧЕГО. То есть «демократически избранная» Дума и утвержденное ею правительство объявляют ВОЙНУ интеллектуальной АРМИИ народа.
– Что подразумевают наши чиновники под эффективностью науки?
– Рейтинг публикаций. Сколько опубликовано работ. Даже не в российской печати, а в зарубежной! Вспомним важное обстоятельство. Наиболее успешные проекты, благодаря которым Академия наук СССР внесла решающий вклад в безопасность, обороноспособность и жизнеобеспечение страны: ядерный, ракетный и космический, – не публиковались вообще!
С чего начинался ядерный проект? В 30-е годы молодой физик Георгий Флёров заметил резкое исчезновение ранее очень широко публикующихся в международной печати статей по ядерной физике. Он обратил на это внимание директора Ленинградского физико-технического института академика Иоффе. Абрам Фёдорович собрал целую группу специалистов в области ядерной физики, и ученые поняли, что эти фундаментальные научные исследования подошли к уровню, когда они могут дать прикладной результат. Абрам Фёдорович как раз в конце 30-х годов написал знаменитое письмо Сталину. Руководитель страны принял решение, и тогда были заложены основы советского ядерного проекта, который в результате дал и ядерную бомбу, и мирный атом, и прочее. Самое главное – обезопасил страну и весь мир от ядерной катастрофы.
Я повторяю: первопричиной организации этих проектов в СССР было не повышение публикационной активности, а наоборот – исчезновение публикаций. Страна свои наиболее значимые в практическом отношении научные результаты не должна публиковать – их надо реализовать в собственной экономике, оборонной отрасли, социальной сфере.
На чем поднялась экономика Японии? Ресурсов природных не было, научный потенциал тоже был очень слабый. Что сделали японцы? Они создали группу ученых и экономистов, которые пристально начали отслеживать научные публикации в мировой печати. Сложилась политика промышленного шпионажа. Либо закупали патенты, либо перехватывали открытия, новинки и оформляли под себя. Все эти факты говорят о том, что активность в отношении публикаций должна быть очень разумной. Ни в коем случае нельзя этот показатель делать приоритетным или единственным для оценки эффективности науки.
— Ко второму чтению содержание закона якобы кардинально изменилось…
– Это ложь. У нас есть текст законопроекта в таком виде, в котором он был вброшен в Думу. Я не употребляю глагол «внесен», потому что он именно нехорошим образом вброшен. И есть текст закона после принятия его во втором чтении. Основные положения остаются неизменными – это отчуждение институтов РАН от собственного имущества, земли и финансовых потоков, а членов академии – от институтов. Аргумент о «неэффективности управления академией своим имуществом» не выдерживает никакой критики. Если сравнить эффективность использования имущества, земли, финансовых потоков Академией наук, с одной стороны, и таких правительственных проектов в области инноваций, как Роснано или «Сколково», с другой стороны, – сравнение явно в пользу академии.
Более того, у последних эффективность не то что нулевая – она отрицательная. Целая череда уголовных дел возбуждена в отношении них по результатам работы Счетной палаты. Но почему-то вопрос об отчуждении имущества и финансов от Роснано и «Сколково» не возникает… Наоборот, Чубайсу, кажется, уже разрешают приватизировать структуры Роснано.
Сейчас при РАН фактически пытаются создать некий аналог «Рособоронсервиса» – «Академсервис». Как иногда в наших кругах шутят: «Для г-жи Васильевой, которая находится под фиктивным домашним арестом, видимо, надо создать новое поле деятельности». Не удивлюсь, если через три года она окажется в числе ведущих сотрудников как раз этого самого предполагаемого агентства – управления имуществом РАН. Надо же ей очертить новый фронт работ!
– Академическая реформа коснется нашей республики?
– Если законопроект в таком виде будет принят, то, конечно, коснется. В нем предусматривается ликвидация не только научных центров как юридических лиц, но и региональных отделений РАН. Сибирское отделение РАН, созданное усилиями всей страны под руководством легендарного академика М.А. Лаврентьева, обречено на ликвидацию. Это значит, всё финансирование институтов пойдет уже напрямую из Москвы. Мы прекрасно понимаем, что такая система финансирования не позволит работать той системе институтов, которые сегодня существуют в рамках Якутского научного центра СО РАН, а это восемь академических институтов не только результативно работающих в фундаментальной и прикладной науке, но и очень востребованных инновационно развивающимися отраслями хозяйства.
— Как вы относитесь к навязыванию идеи переноса научных центров под крыло университетов? В чем здесь принципиальная разница?
– Разница здесь огромная. Я представляю уровень и структуру наших ведущих вузов и могу сказать: в стране лишь 10–15 университетов, в которых укрепление научной структуры действительно может дать инновационный эффект. Это МГУ им. Ломоносова, Санкт-Петербургский, Новосибирский университеты, МИФИ, МФТИЮ, Бауманский институт, Приволжский и Дальневосточный университеты. Во всех остальных университетах, включая и наш Северо-Восточный федеральный университет, до сих пор не сложился научный потенциал. Самая главная причина кризиса в научном мире (не только в России, но и во всем мире) даже не проблемы с финансированием или новейшим научным оборудованием – а КРИЗИС ИДЕЙ.
Генератором идей до сегодняшнего дня остается РАН. И если часть институтов будет передана в вузовскую структуру, это приведет только к одному – не усилит интеллектуальный, кадровый потенциал вузовской науки, а резко ослабит потенциал академической науки. Благодаря Петру Первому (исполнилось 389 лет со дня основания РАН) Россия, Советский Союз на международном уровне оказались в весьма выгодном положении – у нас в стране, помимо вузовской науки, есть наука академическая – как основной локомотив действительно реального научно-технического прогресса. Во многих странах, включая США, академический сектор науки слабо развит, в основном она сосредоточена в вузах. США выручает то, что там есть мощные корпорации типа «Генералэлектрик» и подобные ему, которые тратят средства на науку, создавая в своих недрах мощные научные структуры.
Самое оптимальное распределение функций в области науки было в Советском Союзе. Существовала вузовская наука, тесно связанная с академической, причем на всех уровнях, и не только в Москве, Ленинграде и Новосибирске, но и у нас, в Якутске. Якутский госуниверситет работал в тесном контакте с нашими институтами Якутского филиала СО РАН, то есть существовали вузовская наука, академическая наука и отраслевая наука.
Многие беды (в том числе и одна из причин наезда высшего руководства страны на РАН) связаны с тем, что за прошедшие четверть века развалили отраслевую науку. Функции, которые раньше выполнялись отраслевой наукой, возложили на Академию наук. В СССР действовал Госкомитет по науке и технике не при министерстве или не при каком-то там агентстве, а при Совете Министров СССР. И этот государственный орган осуществлял главное – координацию между академической и отраслевой наукой, с одной стороны, и непосредственно предприятиями, являющимися потребителями научной продукции, с другой стороны.
Получить гранты Госкомитета по науке и технике при СМ СССР было очень ответственно. Это означало пристальное внимание и заинтересованность государства в твоей научной работе, в использовании ее результатов на практике. Потому что мы знали: наши результаты напрямую пойдут в производство. В нынешней России этот орган ликвидирован. Вместо него создали (это просто пародия) министерство по образованию и науке, которое решает проблемы начиная от детского сада и кончая академической наукой. Причем это министерство не имеет выхода и контактов с реальными отраслями экономики.
В отсутствие государственного органа, обеспечивающего взаимодействие академической науки с отраслями промышленности, даже имея огромное количество очень эффективных научных разработок, нужных соответствующим отраслям промышленности, РАН, РАСХН, РАМН в принципе не могут обеспечить их внедрение в народное хозяйство, тем более в те отрасли, которые структурно оказались раздробленными, – например в сельское хозяйство или медицину, которые в значительной степени стали в стране частными. Поэтому и затормозились полностью процессы инновационного развития.
– Почему институты должны остаться академическими, а не передаваться в сферу отраслевой науки?
– Да потому, что академические институты отличаются от отраслевых тем, что выдают разработки, эффективно применяемые в разных отраслях. Например, если взять институты ЯНЦ СО РАН: Институт горного дела Севера работает в интересах не только горнодобывающих предприятий, но и в интересах МЧС и других отраслей; в ведении Института мерзлотоведения – все сферы, обеспечивающие жизнедеятельность в условиях вечной мерзлоты; Институт биологических проблем криолитозоны дает свои разработки в экологию, биотехнологическое производство, сельское хозяйство, медицину; ИКФИА работает на экологию, МЧС и т.д.; ИФТПС – на все сферы работы техники в экстремальных климатических условиях, включая ЖКХ и т.п.
– А не выручит ли «Сколково»?
– В Уставе «Сколкова» записано, что эта структура не может работать с бюджетными научными учреждениями. Она может работать только с частными предпринимателями на ниве науки.
В прошлом году в Якутск на семинар приезжало руководство фонда «Сколково». Мы общались, задавали вопросы. Нам четко ответили: «Мы не можем работать с институтами. Только если они создадут малые инновационные предприятия, причем там доля бюджетного финансирования и доля участия института будут минимальной. Более того, ученые – генераторы идей, разработчики – должны уйти из науки. Только тогда мы с ними будем работать».
Учитывая всё это, «Сколково» надо воспринимать не как инструмент инновационного развития, а – наоборот – как орудие окончательного разрушения науки, как орудие оттока наиболее талантливых мозгов из науки. Это инструмент разрушения российской науки. Цель «Сколкова» – развалить атрибут, последний фактор России как великой державы.
Я оцениваю это только так. А законопроект о реформе академии – это своего рода последняя точка. Но, тем не менее, я оптимист, и это благодаря очень четкой реакции фракции КПРФ в Госдуме. Когда начались нападки на РАН, в газете «Наука в Сибири» был размещен плакат «Родина-мать зовет!». Считаю, что Родина находится в критическом положении. И это действительно так. Если страна позволит реализовать законопроект о реформе РАН. Но очень надеюсь, что этого не произойдет.
Законопроект в данном виде надо полностью отвергать, так как он ни в одном своем положении не соответствует интересам науки и страны, а направлен на разграбление НАРОДНОГО достояния. Видимо, авторам совершенно наплевать на науку, как, впрочем, и на безопасность и жизнедеятельность страны.
Вместо него должен быть разработан совершенно другой законопроект, где во главу угла будет поставлена оценка эффективности науки не по публикационной активности, а по успешной реализации инновационных проектов в экономике и социальной сфере. Наука должна выработать такие проекты, которые по значимости стояли бы в одном ряду с ядерным, ракетным, космическим проектами. И наука – РАН, РА медицинских наук, Российская академия сельхознаук – на самом деле имеет подобные наработки.
Что сдерживает? Проблема в их внедрении в отрасли экономики. Акционерные, частные производства зачастую не заинтересованы в научно-техническом перевооружении (им и так хорошо, особенно монополистам), а управления этим процессом, стимулов для его интенсификации со стороны государства и законодателей НЕТ.
Следует задуматься об организации структуры, связывающей науку с отраслями промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы, которая способствовала бы ускоренному и наиболее эффективному внедрению практических результатов научной деятельности в жизнь страны. И это должно составить смысловое ядро законопроекта, а не отчуждение науки от имущества, земли и финансов. Считаю, если процесс обсуждения законопроекта о реформе РАН пойдет в этом русле, тогда будет польза и толк. Это мое глубокое убеждение.
Еще раз подчеркну, что видоизменять законопроект совершенно бессмысленно. Он порочен в самой своей основе. Там порочная идея заложена как фундамент этого законопроекта. Его надо только снимать и вместо него формулировать принципиально новый законопроект, направленный именно на развитие науки в интересах страны.
Беседу вела
Галина МОХНАЧЕВСКАЯ
г. Якутск