Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Главные

события

классовой

борьбы

Красный Первомай в Якутии: «Хватит терпеть!»
Будем достойными наследниками Победы!

Вячеслав Штыров: три закона по развитию Дальнего Востока

 

30 ноября, 10:08
ИА SakhaLife
  На состоявшемся заседании президиума Государственного совета, которое состоялось 29 ноября  под председательством Президента РФ Владимира ПУТИНА, были рассмотрены ключевые вопросы социально-экономического развития Забайкалья и Дальнего Востока.
  С докладом выступил заместитель Председателя Совета Федерации ФС РФ Вячеслав ШТЫРОВ: – Совет Федерации как палата регионов плотно занимается проблемами Дальнего Востока. И мы, конечно же, участвовали в работе рабочей группы, которую КОЖЕМЯКО возглавлял.   Мы в принципе согласны с теми выводами и с содержанием его доклада, документов, которые они представили. Но, что касается практических решений, мы считаем, что этих мер, о которых здесь говорилось, в том числе тех, о которых говорили Вы, недостаточно для того, чтобы сдвинуть ситуацию на Дальнем Востоке. Там инерция, негативный процесс настолько велик, что нужны такие решительные, комплексные, революционные, если хотите, меры. В этой связи Совет Федерации предлагает принять три новых закона, касающихся Дальнего Востока.   Первое – программа развития Дальнего Востока. Я сомневаюсь, чтобы она в таком качественном виде была сделана к концу первого квартала следующего года, потому что фактически сейчас программа не существует и не потому что она формально не утверждена, а потому что в ней никакого содержания нет. И то, о чем говорил Олег Николаевич, что многие нормативные документы не содержат идеологии комплексных решений, это как раз, в первую очередь, касается проекта программы.   Я не буду останавливаться на всех недостатках программы, просто скажу о двух таких вопросах. Ведь существуют ключевые проблемы для развития Дальнего Востока. Например, проблема электроэнергетики. Мы должны наконец-то поставить перед собой задачу, что необходимо создать объединенную энергосистему Дальнего Востока и соединить ее с объединенной энергосистемой страны. Но такая задача даже не ставится в этой программе и не рассматривается, а все, что касается энергетики, там только так: там, сям, здесь, понемножку и туда.   Или другой пример. Дальний Восток – это зона деятельности крупных государственных корпораций и крупных акционерных обществ с участием государственного капитала. Многие из них планируют свою деятельность на Дальнем Востоке и собираются реализовать масштабные инвестиционные проекты. Далеко ходить не надо – Восточная газовая программа. По своему масштабу эта программа значительно превосходит Федеральную целевую программу «Дальний Восток и Забайкалье» за весь период ее действия с 1996 года.   Значит, она должна быть в центре, наша программа, государственная программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, потому что для нее надо создавать инфраструктуру, для нее надо готовить кадры, для нее надо решать социальные вопросы. Но ведь в проекте программы, которую до сих пор Минрегион делал, она находится за кадром, только в упоминании. Возможно, это недостатки методики, недостатки порядка формирования государственных программ. Как делать федеральные целевые, мы знаем. Вот государственные – это новое дело.   Может быть, не все надо изменять? Надо поработать над этой программой, причем поработать радикально. Тогда, когда под руководством Виктора Ивановича теперь уже она будет доработана, мы предлагаем ее принять федеральным законом. Почему федеральным законом принять программу? Потому что она должна стать директивой для органов государственного управления – раз, и для государственных монополий – два.   Пункт второй. Она должна быть защищена статьей бюджета. Ведь мы выполнили предыдущую программу только на 40 процентов с точки зрения финансирования. Мы что – дальше так будем при любом случае, как флюгер болтаться?   Пункт третий. Она должна быть сигналом, маяком, путем для бизнеса. Бизнес должен знать: вот такие-то события будут проходить на Дальнем Востоке в ближайшие 15 лет, надо идти туда. Она должна иметь огромное психологическое воздействие на людей – на дальневосточников и на тех, кто хотел бы работать на Дальнем Востоке. Эта программа должна быть символом.   Этой программы мало. Это директива для государства, ну а как завлечь бизнес на Дальний Восток? Поэтому предлагаем принять второй закон, который условное имеет название «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока». Этот закон, мы предлагаем, чтобы состоял из шести блоков.   Первый блок – это налоговые льготы и преференции. Мы предлагаем не ждать, когда будет создано предприятие, а уже сегодня все предприятия Дальнего Востока освободить от налога на прибыль и федерального участия – это два процента. Силуанов даже не заметит эту потерю у себя в бюджете.   Мы предлагаем заняться немедленно дифференциацией НДПИ. Не собирать НДПИ нельзя, это абсолютная рента, она должна принадлежать собственнику. Это значит, мы бесплатно раздали свои ресурсы, но дифференцировать по видам, качеству, географии месторождения необходимо. Предприятия обрабатывающего сектора должны получить еще большие налоговые льготы и преференции. Ведь Виктор Иванович говорил, что они все поголовно убыточные, с них и брать-то нечего, они не могут даже сформировать для себя капитал. На самом деле у нас есть десяток таких предложений по налогам, которые могут лечь в первый раздел этого закона.   Второй раздел – свободные экономические зоны. Необходимо упростить процедуру их создания на Дальнем Востоке. Надо, чтобы они создавались на основании трех решений: предложение субъекта Федерации, одобрение Минвостока, решение Правительства – без всяких аукционов, конкурсов, которые мы, дальневосточники, бесконечно проигрываем. Расширить диапазон разрешенных видов деятельности внутри свободной экономической зоны, потому что многие работы, которые можно было там делать, сегодня запрещены законом. Упростить управление уже существующими зонами, передать все эти функции Минвостоку, а не каким-то московским структурам, которые никогда там не бывают.   Третий раздел этого закона – государственно-частное партнерство. Надо описать в законе модель этого партнерства. Здесь Вы справедливо говорили, Виктор Иванович ИШАЕВ, о модели социального государственно-частного партнерства. Надо обязательно описать модели государственно-частного партнерства на принципах компенсации создания частниками инфраструктуры за счет налоговых отложенных платежей. И даже действующая модель ГЧП, модель так называемого комплексного развития, – Южная Якутия, Урал Полярный, Промышленный и так далее – и то на самом деле нуждается в законодательном описании, потому что там размыта ответственность за выполнение этих форм. Это третий раздел.   Четвертый раздел – это, конечно же, упрощение всех организационных процедур и так далее. Надо создать такую систему для строительства, какая она была во Владивостоке, распространить ее на весь Дальний Восток. Есть еще другие предложения по упрощению процедур, которые связаны с освоением природных ресурсов. Они известны, у нас есть их перечень. Мы можем включить это в раздел закона.   Пятый раздел – это, конечно, тарифная политика. Но можно принимать несколько решений сразу. Например, усреднить сетевой тариф на всю Российскую Федерацию. Вообще-то говоря, надо присматриваться к тому, что происходит и с точки зрения приватизации естественных монополий на Дальнем Востоке. Есть ли там, вообще, место и почва для того, чтобы проходила приватизация железнодорожного транспорта. Смотрите: приватизировали, а тарифы на вагоны повысились в пять раз.   И, наконец, шестой раздел – это то, что касается социальных вопросов. Необходимо вернуться к анализу закона о гарантиях и компенсации для дальневосточников и северян; вынуть оттуда то, что можно сейчас сделать. Например, такая вещь, как бесплатный проезд один раз в два года с Дальнего Востока и Крайнего Севера в Центральный район России надо сделать для всех, потому что это сохранение культурного пространства, человеческого пространства в стране.   Некоторые вопросы, конечно, в этом законе настолько устарели, что невозможно… Но Закон надо реанимировать. Закрепление кадров и все остальное, о чем здесь говорилось, это должно быть в шестой главе этого закона.   В дополнение к этому мы предлагаем принять еще третий закон – это закон, который связан именно с организационными решениями: создание государственной корпорации. Мы считаем, что все-таки необходимо ее создавать. Конечно, не в том виде, как Сергей Кужугетович ШОЙГУ предлагал. Он фактически повторил «Дальстрой» НКВД в 30-е годы. А на самом деле сегодня есть для нее работа: освоение зоны БАМа и так далее.   И почему нужна корпорация в дополнение к Министерству и под контролем Министерства? Потому что Министерство как орган государственной власти и управления не может вступать в непосредственные юридически обязывающие отношения со многими своими партнерами. Это должна сделать корпорация, например, государственно-частное партнерство в зоне БАМа и так далее.   А где взять источники финансирования для этой корпорации? Вот мы предлагаем попробовать так сделать: на какую-то дату, на 1 января 2014 года, зафиксировать все налоговые поступления в федеральный бюджет, которые платят юридические лица и физические лица – дальневосточники. Зафиксировать весь прирост, начиная со следующего года, на 10 или на 15 лет и направлять в фонд, который может быть потом использован через эту корпорацию. Ну и другие источники мобилизовать.   Мы предлагаем принять эти три закона как старт, а дальше посмотрим, как будут события развиваться.   В завершении выступления Владимир Путин дал указание обобщить предложения комитетов Совета Федерации по этому вопросу и предоставить ему на рассмотрение.
Источник: 
Иван СЕРГИН. По материалам kremlin.ru

 СУДЬЯ ЕЛЕНА СНЕГИРЕВА: МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ ВЕРНУТЬСЯ В ЯКУТИЮ

 
УДАЧУ НОВОГО ПЕРВОГО ЗАМПРЕДА ВЕРХОВНОГО СУДА БУДЕТ ОХРАНЯТЬ ШАМАН
Пятница, Июль 31, 2009
 

«Нетипичная», — пожалуй, самое верное определение для нового 1-го заместителя председателя Верховного суда республики. Всего неделю как приехавшая в Якутск из Москвы Елена Снегирева показала себя открытым (а значит, уверенным) человеком. Она не стала прятаться за обычными для крупных должностных лиц отговорками вроде «встретимся после полугодового отчета» и легко согласилась на встречу. «Я уважаю СМИ. Если СМИ при этом уважает закон».

Сама же первой вышла на разговор о личном («Чтобы не было никаких интерпретаций, лучше я расскажу обо всем сама»). И вообще, является чуть ли не единственным в республике «варягом» женского пола.

  • Елена Владимировна Снегирева, 50 лет. Юрист. Окончила юридический факультет МГУ. Является соискателем ученой степени на кафедре уголовного права (диссертация посвящена суду присяжных заседателей). Стаж работы судьей — 18 лет. С 1995 года до  ноября 2007, являясь судьей Московского областного суда, разбирала дела с участием присяжных заседателей. Последние полтора года работала судьей кассационной инстанции Московского областного суда. Замужем, двое детей, двое внуков.

— Елена Владимировна, Вы в Якутии первый раз? — Второй. В 2002 году, когда по всей России проводился мониторинг нового Уголовно-процессуального кодекса, я уже приезжала в вашу республику в составе небольшой группы. Тогда мы посетили достаточно большое количество регионов. В Якутск мы приезжали вместе с представителями Верховного суда РФ, выступали на конференции судей.   Так что, можно сказать, что это были первые смотрины. — У вас была возможность выбирать назначения в разные регионы. Почему остановили свой выбор именно на Якутии? — На этот вопрос я отвечу также, как ответила на высшей квалификационной коллегии судей: это — осмысленное решение. Ваша республика — это то место, куда мне захотелось вернуться. — Зачастую те, кого к нам назначали из центральных регионов России, долго в республике не задерживаются. Вас не пугает акклиматизация? И вообще, вы часто меняли место работы? — Я достаточно часто меняла место жительства. И считаю себя мобильным человеком. Работая судьей, как минимум четыре раза в год выезжала в командировки по регионам России, за границу: в Люксембург, дважды была в Узбекистане и в США. Жила и работала в Германии. — Но на Севере вы не жили? — Нет, на Севере я не жила. Хотя нет — я 5 лет жила на севере Германии. — Германия для нас — это теплые страны... — Сложностей я не боюсь. Акклиматизации тоже. И потом, мне сказали, что у вас в республике самая большая продолжительность жизни. — Да, по статистике у нас больше всего долгожителей. Кстати, одна из них — ей 107 лет — судится сейчас в городском суде с администрацией города. — Вот видите как. Ей даже на это сил хватает. — Что входит в компетенцию 1-го заместителя председателя Верховного суда? — Председатель суда поручил мне руководить первой инстанцией по уголовным делам, плюс в мою компетенцию входят все вопросы, связанные с кассацией. Также на мне лежат полномочия председателя во время его отсутствия. Естественно, при условии, что на меня будут возложены соответствующие обязанности. — Вас уже познакомили с руководством республики? — Да, в среду состоялась встреча с президентом республики. Длилась она около часа. Вячеслав Анатольевич рассказал мне о республике, о сложностях работы здесь. В общем, встреча прошла в конструктивном ключе. — Вы уже ознакомились с деятельностью Верховного суда? — Чтобы ответить на этот вопрос, я должна поработать, по крайней мере, месяц. Я не отношусь к той категории людей, которые делают скоропалительные выводы. Поэтому вы не услышите от меня, в чем плюсы и минусы работы Верховного суда республики. Сейчас идут итоговые совещания по окончании полугодия. Пока я вижу небольшие проблемы. Это, во-первых, сложность приезда адвокатов на судебные заседания. Во-вторых, отдаленность районов и сложности, связанные с выездом судей в командировки. В-третьих, существуют большие проблемы с переводом. Соответственно, увеличиваются сроки рассмотрения дел. — Когда ваша кандидатура была утверждена, какие задачи перед вами ставили? — Как для всех — соблюдение сроков дела, повышение качества. — Но ведь не случайно были выбраны именно вы... — Существует процедура назначения. Кандидатура обсуждается. Это очень длительная процедура: сначала обсуждается на высшей квалификационной коллегии судей, затем представление председателя Верховного суда РФ, кадровая комиссия, у которой тоже могут быть вопросы. И только потом готовится указ Президента РФ. У меня есть надежда, что здесь мои знания и опыт пригодятся. Тем более что я знаю: коллектив судей стремится к тому, чтобы узнать как можно больше, а это большой плюс. — Когда председатель Верховного суда республики Людмила Горева впервые назвала имя своего 1-го зама, предполагалось, что одной из ваших задач будет развитие суда присяжных... — Все зависит от тех ходатайств, которые будут заявляться подсудимыми. Мы не можем влиять на их выбор, таким образом, мы не можем и повлиять на количество дел, рассматриваемых судом присяжных. Что касается сложностей, которые испытывает республика, то они есть в любом регионе. Например, у вас проблемы связаны с небольшим числом населения. В Московской области, где проживает гораздо больше человек, проблемы тоже есть, особенно с явкой присяжных. Поэтому если с вашей помощью мы будем давать разъяснения, касающиеся суда присяжных, то люди будут более подготовлены в юридическом плане. Думаю, вы со мной согласитесь, что суд присяжных — это правовое обучение населения. При участии в суде присяжных у человека повышается правовая культура. Если минимум 14 человек будут участвовать в судебном заседании в качестве присяжных, то они будут знать, чем занимается суд, будут рассказывать об этом своим родным и близким, знакомым.

  • Судом присяжных Елена Снегирева рассмотрела около 200 дел. В том числе были рассмотрены и ряд громких, которые освещались центральной прессой. Например, о банде Сохина: особо опасной банде, которую возглавлял 25-летний москвич Андрей Сохин. Он и четверо его сообщников нападали на водителей легковых и грузовых автомобилей и убивали их, а добытое продавали Московскому христианскому благотворительному фонду. Было доказано, что банда Сохина совершила 12 убийств. Все — с особой жестокостью.

— Как вы относитесь к присутствию СМИ на судебных процессах? У нас были случаи, когда журналистов выводили из зала суда, отказывали в выдаче приговоров. — Я поддерживаю, если журналисты интересуются деятельностью суда и правильно ее освещают. Но «правильно» не в том плане, что вам будут давать указания, что и как писать. А в соблюдении определенных правил. Например, подавать минимум информации тогда, когда дело только слушается, без оценок и комментариев. Особенно это касается деятельности суда присяжных, чтобы ни у кого не было сомнений в их беспристрастности. — К сожалению, у нас сохранить что-то в тайне практически невозможно — город очень маленький, любая информация о правонарушении расходится быстро. Плюс очень часто свою версию событий со страниц СМИ рассказывают милиционеры, задержавшие подозреваемых, прокуратура, передавшая дело в суд. То есть сторона обвинения… — Вы наверняка заметили, что в Москве если судебные процессы и освещаются, то очень скупо. Раньше центральные СМИ тоже писали большие статьи, все стороны процесса через прессу делали заявления. Однако со временем все свелось к небольшим заметкам на основе заявлений пресс-служб милиции, прокуратуры, следственного комитета перед слушанием дела и большими обзорными статьями после вынесения приговора. Многие центральные издания пришли к тому, что лучше потом написать хорошую статью, чем поторопиться и тем самым поставить под сомнение объективность вердикта. — Очень часто в редакцию как в последнюю инстанцию обращаются горожане, уставшие от лжи чиновников, бездействия милиции и прокуратуры. Редакция проводит свое независимое расследование и публикует его результаты. Почему мы должны ждать вынесения вердикта судьи? — Если бы горожанин пошел не в редакцию, а на консультацию к юристу, а потом бы доказал свою правоту в суде, таких ситуаций бы не возникало. — А если у человека нет средств? — Согласна, такая проблема существует. В Америке она, к примеру, решается так: там есть государственные адвокаты, к которым за бесплатной юридической консультацией может обратиться любой гражданин. Это юристы, получившие образование за счет государства и в течение 10-ти лет отрабатывающие свое обучение. Но отрабатывающие его хорошо, так как за это время они нарабатывают себе опыт, практику и имя. А после того, как закончится действие их соглашения, они смогут без проблем открыть свой адвокатский кабинет. Если бы подобная система внедрялась у нас, то мы смогли бы решить сразу несколько серьезных проблем, например, проблему с получением образования, с трудоустройством молодых специалистов и, в конечном итоге, с получением юридической помощи населением. Давайте будем поднимать эту проблему на страницах ваших изданий. — Вы куда-нибудь уже выезжали? — Я была в городском суде на подведении итогов. Конечно, у меня в планах выезды в районы республики, но для этого мне нужно ознакомиться с результатами полугодовой работы, чтобы понять, куда ехать в первую очередь. — Какие у вас впечатления от города? — По сравнению с тем, что я видела шесть лет назад, город значительно преобразился. И это радует. Надеюсь, что и в ближайшие шесть лет он будет продолжать расти, несмотря на кризис. — Не жалко было уезжать из Москвы? — Но я же не навсегда уехала. И вообще — я очень легка на подъем. — Ваш муж остается в Москве? — Нет. В октябре он приедет ко мне в Якутск. Сейчас ему необходимо закончить дела. Но в Москве остаются мои дети — сын и дочь. Они оба уже взрослые, у них свои семьи. Надеюсь, они будут приезжать к нам в гости. — У вас на столе стоит интересная фигурка. Неужели это якутский шаман? — Да, это мой новый талисман. Его мне подарила Людмила Тимофеевна Горева, председатель Верховного суда, как она выразилась: на мою удачу на якутской земле. Беседовала Елена МИРОНЕНКО Фото Александра ЛИ

 

elena

МОСКВИЧКА ЕЛЕНА СНЕГИРЕВА

ПРЕТЕНДУЕТ НА ПОСТ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВЕРХОВНОГО СУДА ЯКУТИИ

 

ИГ "В Якутии.ру"

"В Якутии.ру" продолжает отслеживать ситуацию вокруг предстоящего назначения председателя Верховного суда Республики Саха (Якутия).

По информации наших конфиденциальных источников, по всей видимости, основным оппонентом действующей председателя Верховного суда Якутии Людмилы ГОРЕВОЙ, в связи с изменениями в федеральном законодательстве, получившей возможность остаться на своем посту на третий срок, станет ее 1-я заместитель Елена СНЕГИРЕВА, подавшая документы для участия в конкурсном отборе кандидатов.

Напомним, Елена СНЕГИРЕВА прибыла в Якутию летом 2009 года из Москвы, где работала в Мособлсуде.

***

Из справки "Якутска вечернего" (от 31 июля 2009 года):

Елена Владимировна Снегирева, 50 лет.

Юрист. Окончила юридический факультет МГУ.

Является соискателем ученой степени на кафедре уголовного права (диссертация посвящена суду присяжных заседателей).

Стаж работы судьей — 18 лет.

С 1995 года до ноября 2007, являясь судьей Московского областного суда, разбирала дела с участием присяжных заседателей.

Последние полтора года работала судьей кассационной инстанции Московского областного суда.

Замужем, двое детей, двое внуков.

***

Вкратце из публикации в "ЯВ"(см. по ссылке):

- Является чуть ли не единственным в республике «варягом» женского пола.

- 5 лет жила и работала в Германии.

— Ранее приезжала в Якутию в 2002 году, когда по всей России проводился мониторинг нового Уголовно-процессуального кодекса.

— Руководит первой инстанцией по уголовным делам, плюс в ее компетенцию входят все вопросы, связанные с кассацией.

- Судом присяжных Елена Снегирева рассмотрела около 200 дел. В том числе был рассмотрен и ряд громких дел, которые освещались центральной прессой.

***

СМ. ПО ТЕМЕ:

СУДЬЯ ЕЛЕНА СНЕГИРЕВА: МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ ВЕРНУТЬСЯ В ЯКУТИЮ. Удачу нового первого зампреда Верховного суда будет охранять шаман

Тыа сирэ – Саха биһигэ

(СӨ Ил Түмэнин дьокутаата Афанасий Максимов

Тыа сирин сылынан санаатын үллэстэр)

 

29.11.2012 14:57 | Автор: Кыым | Көрдүлэр: 221   
E-mail Печать
image13530673   Биллэрин курдук, быйыл сэтинньи 16 күнүгэр РФ Үрдүкү суута А.Максимов, И.Чикачев, И.Пахомов, В.Рожин надзорнай үҥсүүлэрин көрөн баран, дьыаланы СӨ Үрдүкү суутугар хаттаан көрүүгэ ыытта. Ол эбэтэр, А.Максимовтааҕы буруйдаабыт Дьокуускай куорат суутун 2011 с. ахсынньы 12 күнүнээҕи бириигэбэрэ сокуон хараҕар дьүөрэтэ суоҕунан ааҕыллыбыт. Бу туһунан Афанасий Николаевичтан бэйэтиттэн албакааттарын нөҥүө ыйыттарбыппытыгар маннык хоруйдуур: “Атыны күүппэтэҕим. Бу бириигэбэр сокуоннайа суоҕун юриһа да суох киһи өйдүөн сөп. Тоҕо итинник ньүдьү-балай барбыттара эмиэ өйдөнөр: миигин киһи да, бэлиитик да быһыытынан “сууттанна, хаайылынна” диэн бар дьон хараҕар түһэрэ сатаабыттара. Ол соруктарын сиппэтилэр. Түгэнинэн туһанан, бар дьоммор махтаныам этэ: эһиги өйөбүлгүт күүһү, өйү-санааны, дьулууру эбэр!” Сэбиэскэй былаас эстибитэ номнуо 20 сыл буолла. Төһө да билигин сэбиэскэй былааһы үөхтэрбит, дьыл-күн ааһан истэҕин аайы ол кэми атыннык көрөрбүт, аныгы олоҕу кытта тэҥниирбит, сыана быһарбыт уларыйан иһэр. Былырыын бииргэ үөрэммит доҕорбун кытта бултуу сылдьан оскуоланы бүтэрбиппит 30 сылынан сибээстээн, уруккуну-хойуккуну анааран, ырытан, түүнү быһа сэһэргэстибит. Ол гынан, иккиэн биир түмүккэ тиийэн кэллибит. Бөһүөлэкпит төһө да таһыттан көрдөххө сайдыбыт курдугун иһин, үлэтэ суох ускул-тэскил сылдьар, арыгыга убаммыт, оһолго уонна быстах өлүүгэ былдьаппыт дьоно урукку кэмҥэ ханан да холооно суох элбээбит эбит. Онуоха эбии, кэнники кэмҥэ тыа дьонун “сүрэҕэлдьээн үлэлээбэккит”, «үлэни сатаан тэрийбэккит», «бородууксуйа биэрбэккит», «кэпэрээссийэҕэ киирбэккит», “айах адаҕалараҕыт” уо.д.а. диэн сирэй-харах анньаллара күн-түүн хойдон иһэр курдук. Мин саныахпар, бу барыта дьон сайдыыга дьулуурун, баҕатын төрдүттэн ханыннарар, самнарар. Олох турбат, сайдар. Тоҕо биһиги эрэ ала-чуо аан дойду сайдыытыттан арыыланан хаалыах тустаахпытый? Тоҕо биһиги ийэ сирбитин туора хампаанньалар кэлэн талбыттарынан айбардаан, биһигини матаран, хармааннарын хаҥатыахтаахтарый? Сэбиэскэй былаас саҕана, судаарыстыба былаанын быһыытынан, тыа сирэ үбүнэн-харчынан, тиэхиньикэнэн сөбүгэр хааччыллан, кимтэн да итэҕэһэ суох сайдан кэлбитэ. Оччолорго төһө да ыал аайы тыраахтар, массыына суох буоллар, үлэтэ суох муна-тэнэ сылдьар дьон суохтара. Арыгылааһын, онтон сиэттэрэн оһолго түбэһии, бэйэҕэ тиийинии, өлөрсүү, хаайыыга түбэһии адьас аҕыйах этэ. Оттон билигин? Кистэл буолбатах, олус элбэх эдэр киһи арыгыга убанна. Кинилэр арыгыттан бэйэлэрин санааларын күүһүнэн аккаастанар кыахтара суох, онон эмтэтэргэ эрэ күһэллэллэр. Бу бачча элбэх киһи иһээччигэ кубулуйбутун “кинилэр бэйэлэрин буруйдара” диэн сапсыйан кэбиһэр, арааһа, сыыһа буолуо.  Ити төрдө судаарыстыба ыытар социальнай-экэнэмиичэскэй бэлиитикэтигэр сытар буолуохтаах. Кырдьык, билигин тыа сирин олоҕун таһымын үрдэтэргэ өрөспүүбүлүкэбит салалтата кыһаллыбат диир кыах суох. Билэрбит курдук, бэрэсидьиэн тыа сирин сайыннарар бырагыраамата ылыллыбыта быйыл уон сылын туолла. Бэрэсидьиэн Е.А. Борисов ыйааҕынан, 2013 с. Тыа сирин сылынан биллэрилиннэ. Бу ааспыт уон сыл иһигэр, дьиҥэр, т/х-гар бүддьүөттэн үтүмэн үп көрүлүннэ. Бары тустаах бырагыраамалары, уунан, гааһынан хааччыйыыны, энергетиканы холбуу ыллахха, уопсайа 50-ча млрд солк. көрүллүннэ. Сатаан туһаммыт буоллар, бу 2 миллиард дуолларга чугаһыыр үпкэ тыабыт сирин букатын сөҕүмэрдик өрө тардар кыахтаах этибит! Оттон, дьиҥинэн, бүгүҥҥү турукпут, уопсай көрдөрүүлэрбит хайдахтарый? Кистэл суох, быстар мөлтөх. Ыанар ынах ахсаана бу уон сыл устата тиһиктээхтик уонна халбаҥнаабакка түһэ турар. 400-чэкэ тыһ. ахсааннаах сүөһүбүт-сылгыбыт оҥойор айаҕар от булбакка, үлүгэр үбү ороскуоттаан, Амур уобалаһыттан атыылаһабыт. Сүүс сыл анараа өттүгэр 220 тыһ. ахсааннаах өбүгэлэрбит 700 тыһ. сылгыны-сүөһүнү туох да субсидията, дотацията, тыраахтара, от охсор массыыната, Амур уобалаһа суох көрөн-харайан олорбуттара эбээт! Оччолорго тастан ас киирбэтин тэҥэ  этэ. Төттөрүтүн, тыа бородууксуйата, этэ-үүтэ Бодойбо, Алдан бириискэлэригэр атыыга барара. Билигин, биллэрин курдук, үүппүт-эппит 75 %-нын тастан киллэрэбит. Белоруссия үүтүн иһэбит, Австралия этин сиибит. “Олохтоох оҥорон таһаарааччы” дэнэр дьоммут халбаһыларын сыаҕар сырьену барытын тастан киллэрэллэр. Тоҕо маннык буолла? Мин саныахпар, тыа сиригэр көрүллүбүт үтүмэн үп-харчы көдьүүһү биэрбэтэ хас да төрүөттээх. Бастатан туран, аһара “үллүбүт” Т/х-тын министиэристибэтэ. ТХМ иһинэн тэриллибит эҥин эриэхэбэй ааттаах, араас соруктаах агро-бырамыысыланнас тэрилтэлэрэ иитиллэллэригэр баһаам элбэх харчы барар. Бу дьон көмөтүнэн бүрүкүрээтийэ үөскүүр, тыа сиригэр көрүллүбүт үп аадырыһыгар тиийбэккэ ыһыллар-тоҕуллар. Иккиһинэн, харчы тыырыллыыта. Уон сыл тухары нэһилиэнньэттэн үүт атыыластыбыт. Ол туох да куһаҕана суох, бу харчы тыа дьонун абыраабыта саарбахтаммат. Ол гынан баран, тоҕо угуллубут харчы көдьүүһэ көстүбэтэ? Тоҕо ыанар ынах ахсаана түстэ? Тыаҕа сүөһүнү иитэр киһи тохтообокко кэлэр “стабильнай” хамнаһа суох, манна ханнык да социальнай өйөбүл, үлэ ыстааһа, биэнсийэ диэн көрүллүбэт. Ол сарсыҥҥы күҥҥэ эрэммэт быһыыны-майгыны үөскэтэр. Маны тэҥэ, тыа сиригэр бүддьүөттэн хамнастанар дьон эмиэ ынах туталлар этэ. Кэлин хамнас үрдээн, ол дьон сүөһү тутар кыһалҕалара суох буолбута. Ол сүөһү ахсааныгар дьайбыта өйдөнөр. Онуоха эбии, туттарыллар үүт сыаната үрдээбэтэ, квота улаханнык оҕустулар. Биир да өрөбүлэ суох сүөһүнү көрүү-харайыы, уһун сайыны ходуһаҕа атаарыы ыараханын бары өйдүүбүт. Үсүһүнэн, сир боппуруоһа. Сир өр сыллаах арендаҕа, бас билиигэ барыытын билигин да нэһилиэнньэҕэ киэҥник сырдаппакка олоробут. Төрдүһүнэн, Сахабыт сирин иэнэ киэҥэ, суола-ииһэ суоҕа бэрт буолан, ырыынак “харчы-табаар-харчы” диэн бириинсибэ кыайан үлэлээбэтэ. Оҥоһуллубут бородууксуйа батарыытын кыайбатыбыт. Итини этэн туран, тыаҕа үөскээбит, үс болдьоххо дьокутаатынан талыллыбыт, Ил Түмэн бүддьүөтүн кэмитиэтигэр үлэлээбит киһи быһыытынан, “Тугу оҥоруохха?” диэн тиэмэҕэ санаабын үллэстэбин. 1. ТХМ аппараатын уонна кини үлэлэтэр баһаам элбэх тэрилтэлэрин  сааһылыахха, реструктуризация ыытыахха. Кумааҕыга буолбакка, дьиҥнээхтик! Үп-харчы тыырыллыыта тыа сирин үлэһит дьонугар, тэрилтэлэригэр чопчутук уонна судургутук тиийэрин ситиһиэххэ. Оччоҕуна эрэ бу эйгэҕэ олоҕурбут хоруупсуйа, бүрүкүрээтийэ аҕыйыа. 2. Үүтү нэһилиэнньэттэн быһаччы атыылаһыыны тохтотон, ынаҕы ыыр киһиэхэ хамнас төлүөххэ. Холобур, быһаччы төбө ахсааныгар көрүллэр үбү таһынан, хас ынахтааҕынан көрөн, ыанньыксыкка хамнас ааҕыахха. Тэриллиилээх хаһаайыстыбаларга эрэ буолбакка, кэтэх ыалы урбаанньыт оҥорон ый аайы хамнас төлөнөр оҥоруохха. Оччоҕо бу киһиэхэ үлэ ыстааһа, биэнсийэ, соцпакет көрүллэр кыахтаныа. Таарыйа, олохтоох муниципалитекка нолуок киириэ, үлэ миэстэтэ тахсыа. Билигин “өрөспүүбүлүкэҕэ 80-ча тыһ. ыанар ынах баар” диэн отчуоттууллар, онтон 70-ча тыһыынчата кэтэх хаһаайыстыбаҕа баарын мин саарбахтаабаппын. Эһиилгиттэн сыл түмүгүнэн биир ыанар ынах төбөтүгэр 10 тыһ. солк. быһа төлүүр былаан баар. Хаһаайыстыба көрүҥүттэн тутулуга суох. Ити үчүгэй. Манна үүт соҕотуопкатын таһынан көрүллэр үп былааннанар. Бүддьүөт кээмэйиттэн тахсыбакка, төбөҕө эрэ буолбакка, ынах ыыр үлэһиккэ эмиэ төлүөҕүҥ ээ. Харчыны хантан ылабытый? Билигин сыллааҕы үүт соҕотуопкатыгар бүддьүөккэ 1,6-1,8 млрд. солк. көрүллэ сылдьар. Бу харчыны тыаҕа барарын быспакка, атыннык туһаныахха. Ыйга биир ынах ыаһыныгар 2140 солк. төлөнөрүн курдук быстахпытына, биэс ынаҕы ыыр кэтэх ыал ийэтэ дуу, аҕата дуу бу үлэтин иһин 10,7 тыһ. солк. (1,8 млрд. солк. : 70 тыһ. : 12 х 5 =10,7), ол эбэтэр сылга 128,4 тыһ. солк. хамнас аахсар кыахтанар. Ону таһынан, кэтэх хаһаайыстыба ыанар ынаҕын төбөтүгэр сылга 10 тыһ. солк. ылыа, үүтүн ырыынак  сыанатынан атыылыа турдаҕа. Оччотугар үүтүн, төбөҕө төлөнөр харчытын, ыйдааҕы хамнаһын ааҕан туран, кэтэх хаһаайыстыба сылга биир ыанар ынахтан  35-50 тыһ. солк. тиийэ дохуот киллэринэр кыаҕа үөскүөн сөп. 3. Нэһилиэк аайы үүтү тутар, ону атыыга барар гына астыыр, төгүрүк сыл үлэлиир, аныгылыы технологиялаах дьоҕус сыахтары бүддьүөт суотугар тутуохха. Үүт тутуллар сыанатын, кээмэйин туох да хааччаҕа суох ырыынак бэйэтэ быһаардын. Ынаҕы ыыр, көрөр дьон ый аайы хамнастаах буоллахтарына, үүттэрин бэйэлэрэ туһаналларын таһынан, миэстэтигэр үүт астааччы ылар сыанатыгар туттарыахтара дии саныыбын. Сыана араас буолуоҕа. Үүтү астааччылар күрэстэһэннэр, олохтоох үүт тутуллар сыанатыгар тахсыахтара. Барыс киириэ, нолуок олохтоох бүддьүөтү хаҥатыа. Эмиэ маннык ньыманан халбаһы оҥорор, эт астыыр сыахтары тутуохха. 4. Судаарыстыба Сахабыт сирин киэҥин, айылҕата тыйыһын учуоттаан, тыа сиригэр оҥоһуллар бородууксуйа кэлии бородууксуйа ыгыытын тулуйарын, күрэстэһэр кыахтанарын курдук, тырааныспар субсидиятын көрүөн наада. 5. Нэһилиэнньэҕэ сир боппуруоһун, кадастр учуотун, т/х-гар аналлаах сир өр сыллаах арендаҕа барарын, 10 гаа сир бэйэ бас билиитигэр сокуон быһыытынан атыыга барыан сөптөөҕүн киэҥник өйдөтөр, биллэрэр үлэ ыытыллыан наада. Сири бас билии, Библияҕа сурулларын курдук, киһини үлэлэтэр, өрө көтөҕөр дириҥ ис хоһоонноох төрүөт буоларын умнубат наада. 6. Тыа сиригэр сыана уонна себестоимость барыта уматык сыанатыттан тутулуктаах. Бүгүҥҥү туругунан, аахсыйата чааһынай бас билиигэ барбыт “Туймаада-Нефть” ААУо бүддьүөттэн толук  мэктиэлэтэн, тыа сирин уматыгынан хааччыйар. Ол эбэтэр, эмиэ тыа сиригэр көрүллэр үптэн үллэстэр. Ону ааһан, тилийэн биэрэр “посредник” тахсар. Ити да гыннар, бу тэрилтэ сыаната ырыынак сыанатыттан туох да атына суох, сороҕор үрдүк да буолар. Сахабыт сириттэн ИСТА турбатыгар 7 мөл. т ньиэп хачайданан барар. Бу сыыппара 2020 с. икки төгүл элбиэхтээх. Тыа сиригэр сылга 0,035 мөл. т уматык туттуллар. Итини учуоттаан, бүддьүөт суотугар тыа сиригэр барар уматык сыанатын 50 % чэпчэтэр мэхэньиисими толкуйдуохха. 7. Уот сиэн, кэрдиллэн билигин бөһүөлэк тастарыгар оттук да, тутуу да маһа биллэ аҕыйаата. Мас бырамыысыланнаһа дьыалабыай тахсыыта аҕыйах, таһыыта ыарахан буолан күрэстэһиини тулуйар, сайдар кэскилэ суох курдук. Ол эрээри, биһигиттэн чугас сытар АТР ырыынага мас чоҕун (древесный уголь) туттара сылтан сыл элбээн иһэр. Дьиҥинэн, мас чоҕун бэлэмниир технология олус судургу, элэктэриичэстибэ, уматык наадата суох. Сырьетугар ханнык баҕарар мас (умайбыт, мас сыыһа) барар. Тимир суол кэллэ, төттөрү тугу тиэйэн илдьэрбит билигин да биллибэт. Урбаан министиэристибэтин көмөтүнэн бу идиэйэни үөрэтэн, нэһилиэк аайы мас чоҕун оҥорор мобильнай тэриллэри үлэлэтиэххэ сөп. Индустриальнай таһымҥа тахсыар диэри көмө оҥоруохха, тыа сиригэр эбии үлэ миэстэтэ, нолуок төлөбүрэ элбиирин ситиһиэххэ. 8. Бэйэбит сирбитигэр оҥоһуллар, доруобуйаҕа туһалаах аспытын дэлэтэр туһугар, СМИ нөҥүө киэҥ далааһыннаах өйдөтүү, сырдатыы үлэтин ыытыахха. Тыа сирин үлэһиттэрин, тыаҕа олохсуйуу туһунан үчүгэй өйдөбүлү уопсастыбаҕа киэҥник тарҕатыахха, сыһыаны уларытыахха. *** Билигин тыа дьонун үксэ Дьокуускай куоракка тоҕуоруста. Балык уу дириҥин былдьаһар, киһи үчүгэй усулуобуйаҕа, үтүө олоххо дьулуһар. Ити барыта тыабыт сиригэр киһи кута-сүрэ тохтооботун, олох ыараабытын туоһулуур. *** Онон, тыа дьонун кытта сирэй-харах анньыспакка, барытын ырыҥалаан, өйдөөн, муударайдык сыһыаннаһарбыт эрэйиллэр. Тыа сирэ “тобох бириинсибинэн” үбүлэнэрэ тохтоон, бука бары үөскээбит силиспитигэр, тирэхпитигэр болҕомтобутун уурар кэммит кэллэ дии саныыбын. Тыа сиригэр оҥоһуллар бородууксуйа – судаарыстыбаҕа ас-үөл өттүнэн куттал суоһаабатын стратегията! Аччык киһи космоска да көппөт, алмааһы да хостообот, доруобай да буолбат. Ол иһин баай, сайдыылаах судаарыстыбалар бэйэлэрин фермердэрин судаарыстыбаны тутан олорор акылаат (государствообразующай) диэн ааҕаннар, хайдах курдук өйүүллэрин көрөбүт буолбат дуо?   Афанасий Максимов, СӨ Ил Түмэнин 2-с, 3-с, 4-с ыҥырыыларын

                                                                                                                 дьокутаата. 

Жизнь в Якутии подорожала

 

29 ноября, 17:35
ИА SakhaLife
  В третьем квартале текущего года индекс потребительских цен на товары и платные услуги составил 101,5%. Стоимость минимального набора продуктов питания увеличилась на 1,2 % и составила 4352 рубля.
Повысились цены на овощи: лук репчатый -111%, капуста -110%, картофель 108%, морковь – 105%. Подешевели огурцы, пшено, масло растительное, сыр, молоко, рыба. Минимальный непродовольственный набор составил 2070 рублей и вырос по сравнению со вторым кварталом 2012 года на 0,5%. Стоимость платных услуг в целом по республике составила 3507 рублей и увеличилась на 7,1%. Увеличение стоимости произошло в основном за счет жилищно-коммунальных услуг, повышение которых составило 109,6%. Таким образом, величина прожиточного минимума за третий квартал увеличилась на 3,1% и сложилась в размере 10 672 рубля. Также рассчитана величина прожиточного минимума по двум зонам республики. В первой зоне (Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Нижнеколымский, Оймяконский, Оленекский, Среднеколымский, Эвено-Бытантайский, Усть-Янский улусы, п. Айхал и г. Удачный Мирнинского района с населенными пунктами) прожиточный минимум для трудоспособного населения составил 12318 рублей, пенсионеров - 9251 рубля, детей - 10737 рублей, в среднем – 11 368 рублей. Во второй зоне (Алданский, Амгинский, Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Кобяйский, Ленский, Мегино-Кангаласский, Мирнинский (кроме п. Айхал и г Удачный ч населенными пунктами), Намский, Нюрбинский, Олекминский, Сунтарский, Таттинский, Томпонский, Усть-Алданский, Усть-Майский, Хангаласский, Чурапчинский улусы, а также город Нерюнгри и Якутск с населенными пунктами) прожиточный минимум для трудоспособного населения рассчитан в размере 11 454 рублей, пенсионеров – 8 592 рублей, детей - 9730 рублей, в среднем – 10 565 рубля. Эти цифры станут основой для расчета пособий, субсидий и других социальных выплат.  
Источник: 
ЯСИА.