Эрнст Березкин на выборы не пойдет, но вне политики не останется
ИА SakhaNews. 2013-й для республики - год особенный, в том числе и потому, что в сентябре пройдут выборы в якутский парламент.Впервые они будут проводиться в сентябре, то есть практически сразу, как только многие люди выйдут из отпусков. Это предопределяет и особенность борьбы за голоса избирателей политических партий, отдельных политиков, которые пойдут на выборы самостоятельно: она должна вестись в течение всего года. В данном случае под словом «борьба» имеем в виду, прежде всего, постоянный диалог с людьми, открытые дискуссии, публикации в СМИ и т.д. Люди должны знать, кого им выбирать, когда придет осень.
Темы для дискуссий заданы в послании, с которым 23 января глава республики
Егор Борисов выступил перед народными депутатами, членами правительства республики, главами муниципальных образований, представителями общественности.
Первым на информационный марафон портала SakhaNews вышел народный депутат республики
Эрнст Березкин – человек принципиальный, имеющий свою точку зрения на все, что происходит в республике. Это хорошо поняли наши читатели и по его предыдущему марафону, который состоялся на портале в прошлом году.
- Эрнст Борисович, Вы собираетесь вновь баллотироваться кандидатом в депутаты Госсобрания Якутии? Если да, то, какие планы: пойдете по одномандатному округу или по партийному списку?
- Нет, я не собираюсь участвовать в выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия). Считаю, что в Ил Тумэн должны прийти новые политики. Для всех нас, жителей республики, будет полезно, если парламент обновится процентов на 80%. Придут новые люди не знакомые с устоявшимися «правилами игры», которые смогут и захотят изменить «правила игры».
Есть и вторая причина – разочарование в работе нынешнего состава Ил Тумэна. Нынешний созыв постепенно отказался от всех своих полномочий: в начале «доверил» правительству самостоятельно рассматривать инвестиционный бюджет республики, потом отказался рассматривать государственные программы, что фактически означает отказ от права вносить поправки во внесенный Президентом бюджет, а потом отказались и от контрольных функций.
- Не могли бы Вы дать свой прогноз относительно итогов выборов в республике?
- Прогноз плохой. Ничего не изменится, будет еще хуже. Знаю, что многие самостоятельные, думающие люди не собираются идти на выборы, считая это потерей своего времени.
- А как же Ваши слова об обновлении парламента?
- Это мои надежды и мой личный мотив. Можете считать это попыткой еще раз достучаться до избирателей, что надо делать свой выбор в пользу людей способных привнести что-то новое в нашу политику. Со своей стороны, я планирую активно поддерживать кандидатов, чьи личностные качества и программы будут мне близки. Более того, ищу таких людей и хочу предложить им в помощь свой опыт и знания. И для меня не важно, от какой партии, по какому округу собирается выдвигаться этот человек.
- Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект, благодаря которому регионы могут отказаться от проведения прямых губернаторских выборов, но все зависит от региональных парламентов. Как Вы думаете, если такое право было бы предоставлено нынешнему составу Ил Тумэн, какое бы решение принял по этому вопросу якутский парламент?
- Нынешний парламент примет любое решение, которое будет навязано руководству республики из Москвы или будет личной инициативой Президента республики. Но я не думаю, что этот вопрос будет навязан нашей республике или будет вынесен Борисовым Е.А. Слава богу, в нашей республике нет и не будет тех межнациональных конфликтов, которые в кавказских республиках вынуждают местные элиты искать арбитра в лице Москвы.
- Президент Якутии выступил с ежегодным посланием. Какую его точку зрения Вы поддерживаете, а с чем принципиально не согласны? Послание оправдало Ваши ожидания?
- Основная идея – конкурентоспособность республики, может, и хороша, но содержание расплывчатое. Какими ресурсами, в каких направлениях, в какие сроки республика должна достичь конкурентоспособности, из послания я не услышал. Возьмем отдельные моменты послания:
- передача полномочий по поддержке животноводства непосредственно сельским поселениям – это неправильно;
- перепрофилирование детских домов в центры временного пребывания детей перед передачей в семьи – дань общероссийской моде, которая забудется со временем по всей России;
- существующая Концепция повышения заработной платы не решает вопросов устранения перекосов в оплате труда низко- и высокооплачиваемого персонала, между АУП и основным персоналом, между отраслями и отельными категориями работников, а призыв к созданию премиальных фондов и навешивание на руководителей бюджетных учреждений обязанностей по поиску части средств на повышение заработной платы за счет оптимизации расходов по неосновным видам деятельности приведет еще и к полной неразберихе в этом вопросе в каждом отдельном учреждении.
В целом из послания видно, что республику ожидает серьезное повышение количества бюджетных работников и учреждений. А это уж никак не связано с конкурентоспособностью республики.
- Как Вы относитесь к решению главы Якутии о создании самостоятельного министерства в области молодежной политики?
- Нормально, оно было и неплохо, на мой взгляд, работало.
- Насколько, на Ваш взгляд, реально что-то изменить в агропромышленном комплексе республики в рамках Года села?
- Все зависит не только от количества денежных средств, вливаемых в отрасль (хотя это самый важный фактор), но и от того, кто этим процессом управляет. Похоже, у нас с этим в республике плохо. Я уже раза два довольно резко выступал о необоснованных передвижках средств по программе развития села, например, с «растениеводства» на «птицеводство». Что творится внутри Минсельхоза, мне судить сложно, ни разу не слышал объективного и понятного отчета о ходе реализации государственной программы развития села. Чем закончилась инициатива предыдущего президента о создании МТС? Какие итоги работы менеджеров, направленных с хорошей заработной платой в села?
Президент в послании отметил, что в силу огромной территории даже главам районных муниципальных образований сложно обмениваться опытом. Я скажу, более того, в силу территориальной разбросанности населенных пунктов нельзя одни и те же посылы использовать в финансировании и развитии сельского хозяйства. В отдельных селах мечтать о развитии товарного производства в ближайшие 20-30 лет бессмысленно. Там необходимо жесткое централизованное регулирование. В целом это очень большой вопрос, который заслуживает большой дискуссии в СМИ. Предлагаю «Саханьюсу» провести в рамках аналогичного форума обсуждение вопросов села с разными людьми, в т.ч. из числа фермеров, предпринимателей, руководителей промышленных предприятий.
- В комментариях на нашем портале развернулась целая дискуссия о том, почему люди покидают Север. Как Вы думаете, есть ли возможность затормозить этот процесс, и почему Ваша семья, насколько нам известно, не планирует уезжать из Якутии?
- Этот процесс шел и в советское время. Специалисты приезжали на Крайний Север за работой, деньгами и карьерой. Приходило время, уезжали в более теплые края. Из числа коренного населения отток был всегда невелик. Другой вопрос, что в последнее время из республики, из России уезжают люди, которые в своей профессиональной сфере состоялись, накопили капитал, в т.ч. денежный.
На этот вопрос можно дать два ответа: во-первых, потребности этих людей уже не ограничиваются только «куском хлеба», и они надеются, что другое общество даст им ощущение большей свободы и защищенности; во-вторых, они в большей степени думают о своих детях и внуках, не питая радужных мыслей об их будущем в этой республике и стране.
Остановить таких людей невозможно. Да и пусть едут, хорошо, когда якутяне «разлетаются» по всему миру. Мы же должны быть обеспокоены, прежде всего, качественной, а не количественной сменой уехавших людей. С этим у нас откровенно плохо, этому способствует и плохая кадровая политика в республике, и отсутствие работы пресловутых «социальных лифтов». Простые примеры – это повсеместное назначение «варягов» на руководящие должности. Ни один специалист, выросший из самых низов, честно отдавший всю сознательную жизнь своей работе, не имеет шансов вырасти до руководителя своего ведомства. А посмотрите на кадровые назначения в предприятиях республики, профессионализм давно заменен на преданность и близость.
Я не планирую уезжать из Якутии, но о своих детях не могу этого сказать. Буду стараться готовить их к тому, чтобы они смогли найти свое место жизни там, где они этого захотят.
- Как Вы отнеслись к идее «сухого закона» в республике, о чем практически сообщили все федеральные СМИ? Кстати, не кажется ли Вам, что этот поток информации о поголовном пьянстве несколько подмочил репутацию Якутии?
- Понятно, что «сухой закон» в отдельном регионе, да и во всей стране - идея абсурдная. Раздувать скандальные темы – это один из способов выживания СМИ. Об этом должны были бы думать отдельные государственные служащие, раздавая свои интервью. Наверное, многие помнят, как несладко пришлось многим якутянам, прежде всего, студентам, обучающимся за пределами республики, когда на центральном телевидении объявили, что у якутов пиво «Балтика №9» является национальным напитком.
Что касается общественных инициатив, например отдельных наслегов, то я полностью их поддерживаю – эти люди заслуживают уважения в своем, несомненно, праведном выборе. Указы Президента республики, ограничивающие оборот алкоголя, нормальные, понятные. Дело за контролем их исполнения, одних усилий правоохранительных органов не хватит, действительно все общество должно подключиться к этой борьбе. Люди должны осознать, что «не зазорно» сообщать (если хотите «доносить») о фактах незаконной реализации алкоголя.
- Информационное поле то и дело взрывается от сообщений об очередных коррупционных скандалах, но в Якутии в этом плане стоит какая-то благостная тишина. Наши коррупционеры притихли, или коты мышей не ловят?
- Разве? Кажется, у нас с этим и так лишку. В то же время, я не совсем согласен с высказываниями о том, что до решения суда СМИ начинают обвинять или подозревать отдельных должностных лиц в коррупции. Это работа журналистов - вытаскивать на свет любые намеки на «грязные» дела. А вот задача президента и правительства республики - требовать от любых чиновников официальных объяснений в СМИ по поводу озвученных подозрений или обвинений. Обязанность оправдываться чиновников, руководителей государственных и муниципальных предприятий, учреждений должна быть безусловной. В этом деле не должно быть место принципу – собака лает, караван идет. Так, глядишь, и работать следователям станет полегче; слово за слово и правда всплывет.
- Как Вы расцениваете неожиданный поворот в «деле Максимова»?
- Рад за парней. Всем было очевидно, насколько было «политизировано» дело против Максимова, Чикачева и Пахомова. Надеюсь, что с уходом Штырова этот вопрос полностью перешел в правовое поле, и будет оправдательный приговор.
- Как Вы оцениваете затеянное президентом Якутии переустройство госсми в республике, в частности, поставленную цель объединить их под крышей одного медиа-холдинга?
- Чтобы оценить правильно, надо знать конкретику этих планов. Телевизионное и радиовещание в улусах республики без централизованной поддержки и управления не обойдется. Но и в этом должна быть своя мера, пытаться выйти на круглосуточное вещание с заполнением эфирного времени советскими фильмами и старыми передачами – нерациональное расходование средств бюджета.
Что касается печатных СМИ и интернет-изданий, то здесь однозначно место для конкуренции. Государство, муниципалитеты должны размещать, в рамках предусмотренных в бюджете средств, государственные заказы на конкурсной основе по освещению деятельности государственных и муниципальных органов.
Критериями выбора победителей должны быть читаемость (посещаемость) изданий, цена вопроса и охват территорий. В целом, расходы на поддержку СМИ в республике несоизмеримо велики с бюджетами других регионов, надо их сокращать.
- В Москве муниципальные районы начинают отказываться от части своих полномочий. Высказываются мнения, что и в Якутии есть смысл идти по этому пути, поскольку и так все решается централизованно, а денег на местах, особенно на Крайнем Севере, все равно нет. Какова Ваша точка зрения?
- Я еще в 2005 году выступил против решения руководства республики о формировании сразу двухступенчатой системы устройства органов местного самоуправления. Процесс должен был быть обратным – со временем из муниципальных районов могли бы выделиться объективно состоявшиеся поселенческие муниципальные образования, которые смогли бы хоть в какой-то части иметь перспективу увеличения собственных доходов. Есть нормальный пример - п.Жатай. В 95% случаев существование поселенческих муниципальных образований – формальность. В целом на данную проблему в Якутии надо смотреть глубже. Просто этот вопрос многие боятся поднимать – это пересмотр административно-территориального устройства республики, осознанное регулирование и планирование внутримиграционных потоков в Якутии.
- Во время приезда делегации Газпрома, во главе с Миллером, был поднят вопрос о предоставлении налоговых льгот республикой. Как Вы думаете, правительство и Ил Тумэн на это пойдут?
- Да, помню. Один из докладчиков заявил, что чистый дисконтированный доход от реализации якутского проекта для Газпрома отрицательный. Газпром просит снизить ставку по налогу на прибыль до 13,5%, а ставку налога на имущество - до нуля. При этом докладчик заявил, что в доход региона за 25 лет поступит около 222-ух миллиардов рублей по налогу на прибыль и 28,3 миллиарда рублей подоходного налога. Всего по 10 миллиардов рублей в год, да и то не с первого же года реализации проекта. Этих денег нам не хватит даже на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы.
Только в бюджете 2013 года минфину потребуется около 7-8 миллиардов рублей на повышение заработной платы бюджетникам. А если учитывать все новые и новые задачи, которые ставит президент страны, то цена выхода оплаты труда отдельных категорий бюджетников на средний уровень по экономике региона выльется в десятки миллиардов рублей ежегодно. Да и Газпром со своими астрономическими зарплатами вытянет «среднюю температуру по палате».
Цена налоговой льготы для Газпрома обойдется республиканскому бюджету, исходя из цифр газпромовцев, только по налогу на прибыль в 80 миллиардов рублей за 25 лет. А потери по налогу на имущество могут составить еще большую сумму.
По поводу «бус», получаемых взамен республикой, я уже на сессиях парламента республики выступал. Хочу коснуться другого аспекта данного вопроса. Представители Газпрома легко обращаются с цифрами - там триллион, тут сотни две миллиардов, а итог для них отрицательный. Сплошная благотворительность.
В нормальном мире налогоплательщик, требующий льготы от бюджетов любых уровней, обязан предоставить все данные о структуре своих расходов, о себестоимости затрат. Приведу простой пример (надеюсь, найдутся читатели, которые подтвердят правдивость моих слов). Когда шла стройка ВСТО, бригады местных лесорубов поучали от 60 до 70 тысяч рублей за вырубку гектара леса на просеке. Субподрядчик, который их нанимал, получал от вышестоящего субподрядчика уже 110-120 тысяч рублей за работу, сделанную чужими руками. Вышестоящий субподрядчик закрывал уже формы по 170-180 тысяч рублей. А уж по сколько отчитывался заказчик в своих расходах, только остается догадываться. И так на всех переделах строительно-монтажных работ.
- Ваше отношение к "закону Димы Яковлева"?
- Конечно, резко отрицательное. И дело даже не в том, по какому поводу и почему только сегодня его изобрели. Вон, посмотрите, в Финляндии у российских живых матерей отбирают детей, наплевав на мнение Российской Федерации. Где же наша гордость и наш ответ? Можно было в этом случае военные учения у берегов и границы Финляндии давно провести. Самое главное - это дети, дети инвалиды. Неужели сложно понять, что этот закон вынес смертельные приговоры конкретным, а не абстрактным, незащищенным детям?! Страна в угоду Европе мораторий на смертную казнь насильникам и убийцам уже 20 лет держит, а фактически приговаривает детей.
То, что происходят ужасные преступления против детей, усыновленных из России в Америке, показывает слабость наших институтов власти, неспособных сопровождать судьбу усыновленных детей до их совершеннолетия за границей, а не доказывает кровожадность всех американцев и неспособность их любить детей из России. Не будет в России повального стахановского движения по усыновлению детей. А о детях инвалидах и говорить не приходится. Деньгами этот вопрос не решишь, я бы тем более не отдавал детей в руки тех, чей порыв обусловлен появлением материального стимулирования. Посмотрите на Кавказ: в Чечне, Дагестане, Осетии и других республиках никогда не было, и, надеюсь, не будет, детских домов и домов престарелых. Вот с кого надо брать пример, а не «покупать» милосердие.
Слабость российской медицины, низкая материальная обеспеченность даже так называемого среднего класса в России не дают нормальным людям решиться на такой ответственный шаг, как усыновление ребенка инвалида. Да и на Западе к такому шагу приходят семьи, имеющие уже материальную основу, хорошие пенсионные накопления, уверенные, что смогут поднять детей на ноги.
Cправка:
Березкин Эрнст Борисович родился 2 декабря 1970 года в селе 2-й Хомустах Намского улуса Республики Саха (Якутия).
В 1993 году после окончания Санкт-Петербургского университета экономики и финансов был назначен начальником отдела реализации программы разгосударствления и приватизации Фонда управления Государственным имуществом при Правительстве Республики Саха (Якутия).
С августа 1996 г. - заместитель генерального директора по экономике ОАО «Якутгазпром».
С 1998 года - заместитель министра финансов Республики Саха (Якутия).
С марта 2000 г. - заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия).
В феврале 2002 года был назначен министром финансов Республики Саха (Якутия).
С января 2005 г. по июнь 2007 г. - первый вице-президент по финансам и экономике АК "АЛРОСА".
В настоящее время - заместитель начальника ФКУ Управления дороги «Вилюй».
Депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) III-IV созывов.