Бу ыстатыйаны ким эмэ Исиидэр Бараахап оҕолоругар, сиэннэригэр, хос сиэннэригэр тиксэрдэгинэ ааҕыахтара диэн биhиги чулуу уолбут Ылдьаа Винокуров эппитинии: “Иккис төрөөбүт тылбытынан — нууччалыы” суруйдум.
Исидор Никифорович Барахов (Иванов) — один из организаторов Советской власти в Якутии. Родился 13 февраля 1898 года в Верхневилюйском улусе Вилюйского округа в семье зажиточного скотовода. Получил образование в Вилюйском начальном училище повышенного типа и учительской семинарии города Якутска. Впоследствии стал членом нелегального кружка «Юный социал-демократ».
Исидор Барахов в 1926 году в своей автобиографии написал: “Февральская революция, как и многих других, захлестнула и меня. Лето 1917 года пролежал в больнице, поэтому в политической жизни не участвовал. Осенью вступил в кружок юных социал-демократов. С сентября считаю себя членом фракции большевиков. До установления Советской власти в Якутске, в июне 1918 года был уже вполне определившимся большевиком…”
Когда в Якутск вступил красногвардейский отряд Апполинария Рыдзинского, Исидор Барахов участвовал в операции по освобождению из тюрьмы политзаключенных. С установлением Советской власти его назначили управляющим канцелярией Губисполкома, а затем направили инструктором по организации Советской власти в Вилюйский уезд.
Здесь Исидор Барахов, Степан Аржаков, Александр Попов активно проводили политическую работу среди масс. Много времени занимали чисто организационные мероприятия — это и разоружение местных казаков, и конфискация ценностей у богатеев, и обложение контрибуцией тойонов и купцов. А главное — организация местных органов Советской власти в наслегах. За этой работой Исидора и застал антисоветский переворот в Якутске.
Осенью 1918 года Исидора Барахова со многими другими арестованными советскими работниками выслали за пределы Якутской губернии. В ноябре он прибыл в Иркутск, работал учителем в деревне до весны 1920 года. По прибытии в Иркутск Максима Аммосова, назначенного уполномоченным по организации Советской власти в Якутии, Исидора Барахова вместе с Дорой Жирковой направили в Иркутский губком партии для изучения опыта партийной работы.
В июне 1920 года большая группа руководящих работников во главе с Аммосовым приехали в Якутск. С ними был и Исидор Барахов. С июня 1920 года по май 1921 года Барахов работал секретарем Райгуббюро по РКП (б). Будучи секретарем Губбюро, с декабря 1920 по июнь 1921 года он находился в командировке в центре.
По приезде в Якутию в июне 1921 года его командировали в Вилюйск. Там его избрали секретарем Вилюйского уездного бюро партии. В ноябре 1921 года утвердили заведующим организационно-инструкторским отделом Губбюро РКП (б).
Ранней весной 1922 года Исидор Барахов и Степан Аржаков при активной поддержке великого сына русского народа, начальника политотдела комисара Красной Армии Сергея Широких-Полянского сумели отстранить от руководства тогдашнего первого секретаря Якутского губкома партии Лебедева.
Последний проводил политику красного террора. Незаконные аресты лиц, не имеющих никакого отношения к белому движению, гонение сельских коммунистов, представителей национальной интеллигенции и крестьянства привели к возмущению местного населения. Г.И. Лебедева, председателя ЧК А.В. Агеева, председателя Ревтрибунала А.Г. Козлова арестовали и отправили в распоряжение Сибревкома. Таким образом они спасли свой народ от уничтожения.
С марта по июль 1922 года Исидор Барахов вновь работал секретарем Облбюро партии. Летом он, передав обязанности секретаря Облбюро партии Максиму Аммосову, выехал в Вилюйский округ в качестве уполномоченного Якутского правительства и военного комиссара экспедиционного отряда по окончательной ликвидации бандитизма и восстановлению Советской власти. Вилюйск, осаждаемый несколько месяцев бандитами, освободили отрядом Ивана Строда. В этом отряде Исидор был военкомом.
По возвращении в Якутск Исидора Никифоровича назначили председателем Совета народных комиссаров и временно — председателем ревкома.
С 1924 по 1926 год Барахов учился в Москве на курсах при ЦК ВКП (б). В 1926 — 1928 годах возглавлял Якутскую областную партийную организацию. Часто выступал со статьями в газетах и журналах, изучал и ставил перспективные вопросы развития народного хозяйства и культуры республики. Им опубликованы такие работы, как “К вопросу об автономии якутов”, “Промышленность, пути сообщения и будущее Якутской республики”, “Состояние дела народного образования в Якутии”, “Бюджет якута” (по данным обследования бюджета среднего якутского хозяйства Борогонского улуса), “К вопросу о якутском алфавите” и другие.
В феврале 1926 года Исидор Никифорович участвовал вместе с писателями Анемподистом Сафроновым и Кюндэ на I Всесоюзном тюркологическом съезде, проходившем в 1926 году в Баку. На съезде обсуждались состояние и задачи по изучению истории языка тюркских народов, вопросы терминологии, алфавита, орфографии. Вопрос по итогам работы якутской делегации рассмотрели на бюро обкома ВКП (б) и приняли специальное постановление.
Исидор Барахов к работе с различными слоями населения подходил дифференцированно и того же требовал и от коммунистической ячейки. Например, в работе среди якуток и крестьянок рекомендовал “учесть ту робость и патриархальность, которая привита в них вековым бесправным их положением”, просил “проявить особую осторожность и гибкость в своих методах подхода к ним”.
Известно его высказывание: “…На первое время ячейки должны даже отказаться от привлечения женщин якуток и крестьянок в чисто партийные организации, ограничиваясь известными обходными методами работы. Например, организация массовых женских объединений, привлечение женщин ко всякой общественной работе, поддержка их инициативы и самодеятельности в области раскрепощения от своего былого бесправия и неравенства с мужчинами и, таким образом, постепенно втягивать их в курс советской работы, а через него и к партии”.
Исидор Барахов предлагал среди молодежи направить пропагандистскую работу на то, чтобы воспитать в подрастающем поколении самую жгучую ненависть ко всему старому, отжившему и веру в грядущее будущее. В агитации и пропаганде предлагал отбросить всякую косность, рутинность и однородность приемов и форм работы. “Нельзя одни и те же речи произносить на рабочем собрании, на собрании крестьян, на якутском митинге, на собрании молодежи, женщин”, — отмечал Исидор Барахов, основываясь на известном указании В.И. Ленина.
В 1928 году Исидор Никифорович поступил в Экономический институт красной профессуры. По окончании вуза — с 1933 до момента незаконного ареста 3 февраля 1938 года — работал в сельхозотделе ЦК ВКП (б): сначала помощником заведующего сектором, затем заместителем заведующего сектором Восточной Сибири и Дальнего Востока. Он участвовал в подготовке и утверждении Примерного устава сельхозартели, а также в работе I и II съездов колхозников-ударников.
Убежден, что Устав сельхозартели был очень демократичным. Я, будучи освобожденным секретарем партийной организации колхоза “Коммунизм” Намского района, понял, что руководители колхоза и сами колхозники строго придерживались этого документа. Общие собрания проводились регулярно, правление колхоза и ревизионной комиссии избирались на общем собрании. Там же утверждался минимум трудодней.
Колхозники, не выполнившие минимум, давали объяснения. Если не было уважительной причины, увольнялись. В колхоз принимали с 14 лет. Председатель правления колхоза М.Е. Пестерев специально отправлял в Хатырыкскую среднюю школу, находившуюся за рекой Леной, единственную грузовую машину колхоза, чтобы привезти учащихся на собрание. Об участии учащихся — членов колхоза — на собраниях проявляли заботу и бригадиры комплексных бригад И.Н. Иванов (Аччыгый уол), И.Н. Колесов и К.И. Ядрихинский. В самом колхозе тогда была только начальная школа.
Я бы советовал молодежи изучить деятельность И.Н. Барахова по экономическим вопросам, в том числе его участие в разработке устава сельхозартелей. По воспоминаниям боевых соратников по партии, старейших коммунистов Николая Захаренко, Марфы Потаповой-Габышевой и других, Исидор Барахов был очень скромным, вдумчивым и доброжелательным человеком. На бюро, которым он руководил как первый секретарь обкома, царила деловая обстановка, без нервозности. Он отличался демократичностью, чрезвычайной объективностью, выдержкой и внутренней собранностью, высокой культурой.
Исидор Никифирович умер 28 октября 1939 года. Его честное имя восстановили 31 октября 1956 года. Решением Московского горкома КПСС от 8 декабря 1956 года он полностью реабилитирован и в партии.
Непоколебимый большевик, неутомимый труженик Исидор Барахов живет в делах трудящихся Якутии. Его имя присвоили укрупненному колхозу и средней школе в Верхневилюйском районе. Работает историко-краеведческий музей, носящий его имя. В Якутске ему открыт памятник.