О старшем товарище, видном государственном и политическом деятеле республики Ю.Н.Прокопьеве, которому 14 июля 2017 года исполнилось бы 85 лет, вспоминает член ЦК КПРФ, член бюро Якутского рескома КПРФ Артур Николаевич Алексеев.
- Юрий Николаевич Прокопьев вошел в историю Якутии как видный государственный и политический деятель. Член Политбюро Компартии РСФСР, он стоял у руля областной партийной организации в самый трагический период истории страны, когда под видом перестройки шел демонтаж всего социалистического, уничтожение Союза Советских Социалистических Республик - державы, которая обеспечивала военно-стратегический паритет с Соединенными Штатами Америки, существование биполярного мира, мировое равновесие и безопасность всего населения планеты.
Юрий Николаевич Прокопьев всей своей деятельностью и вниманием к вопросам экономики республики, ответственностью в принятии конкретных решений вселял партийному и хозяйственному активу уверенность, что есть еще время и возможность исправить положение дел и государство может вернуться на путь позитивного развития.
Республика в тот период действительно развивалась самыми высокими темпами. Так, рост валового регионального продукта составлял 18%. Строилась железная дорога Беркакит-Томмот-Якутск, бурно развивался Южно-Якутский территориально-производственный комплекс. Активно рассматривались перспективные вопросы, связанные с увеличением оборота природных ресурсов. Шла активная подготовительная работа по развитию нефтегазового комплекса. Одним словом, республика под руководством Юрия Николаевича Прокопьева не существовала тяжелыми ожиданиями, не была в какой-то растерянности, а продолжала жить и работать.
В 1990 году встал вопрос о смене руководства Верховного Совета ЯАССР. Часть партийного актива – известные люди республики, встречаясь с Юрием Николаевичем, предлагали ему должен возглавить Верховный Совет республики, чтобы сохранить стабильность при всех последующих событиях. Юрий Николаевич не согласился. Впоследствии он объяснил все чисто этическими соображениями: ему казалось, что в те трудные времена перейти с партийной работы на советскую - это предательство партии, коммунистической идеи. Поэтому он не допускал и мысли, что сможет покинуть пост руководителя обкома партии.
Именно тогда областной комитет партии рекомендовал на пост председателем Верховного Совета Михаила Ефимовича Николаева. Позже Юрий Николаевич признавался, что это была одна из самых крупных его ошибок. Все это в скором времени подтвердилось. Председатель быстренько переизбрался в президенты республики, хотя за полгода до этого на пленуме областного комитета партии заявлял, что выступает против института президентства. И в первую очередь М.Николаев оставил без работы того, кто его выдвинул на столь высокий пост – Юрия Николаевича Прокопьева.
Если бы Юрий Прокопьев отказался от своих коммунистических убеждений, как это сделали многие, проблем, связанных с его трудоустройством, не возникло бы. Он, человек чести и долга, был и оставался до конца верным, твердым, убежденнейшим коммунистом. Даже после того, как указом Ельцина Коммунистическая партия была распущена, Юрий Николаевич Прокопьев и второй секретарь обкома партии Вячеслав Анатольевич Филатов оставались на своих постах до трудоустройства последнего партийного работника республики.
Несмотря на жесткие действия в отношении Коммунистической партии и верных ее членов, Юрий Николаевич принимал активное участие в восстановлении местной партийной организации. В этот период он оказался между двух огней – те, кто оставался в партии, задавали ему трудный вопрос: «Как случилось, что Коммунистическая партия не смогла противостоять, не разглядела опасности и допустила уничтожение Советского Союза и роспуск КПСС?» И, конечно же, гнев рядовых коммунистов в отношении предательства высшего руководства партии распространился на руководителей партии на местах. У нас в республике на многих собраниях свое возмущение случившимся выплескивали и на Юрия Николаевича.
Мужество, мудрость и понимание происходящих процессов ярко характеризируют Юрия Николаевича. Я знаю много замечательных коммунистов, которые после развала Коммунистической партии, не выдержав такого напора со стороны рядовых коммунистов, замкнулись, ушли в себя, прекратили активную деятельность. А Юрий Николаевич, несмотря на то, что он, став «чужим среди своих и не своим среди чужих», не затаил обиду, с пониманием относился к тем резким, порой очень жестким высказываниям рядовых коммунистов, продолжавшим борьбу за дело партии, за те идеалы, которым они отдали всю свою сознательную жизнь. Он терпеливо объяснял им свои взгляды, позицию, подходы к решению тех или иных вопросов. И заслужил действительно непререкаемый авторитет среди соратников и вновь был избран членом рескома партии. Юрий Николаевич, как представитель компартии, принимал участие в выборных кампаниях от КПРФ. В качестве представителя Компартии республики он избирался депутатом Верховного Совета и Ил Тумэна. Будучи депутатом, он настойчиво и упорно сопротивлялся антинародным законам и решениям, принятым на всех уровнях власти в тяжелые 90-е годы.
Когда Верховный Совет Российской Федерации был расстрелян, а наш Верховный Совет незаконно распущен, Юрий Николаевич вновь остался без работы. В этих условиях он нашел свое место в строю, став заместителем генерального директора Программы «РОССАХА». Он, директор по научному сопровождению Программы, благодаря своим широчайшим познаниям, интуиции и интеллекту, а также контактам с научной общественностью республики и страны, создал очень мобильную и мощную временную научную творческую группу. Буквально за 6 месяцев нам удалось разработать Программу социально-экономического развития республики в условиях происходящего демонтажа социалистического народного хозяйства и реставрации так называемых рыночных отношений.
Мы создали систему, позволившую Якутии сохранить свой экономический потенциал, и наметили пути для ее перспективного развития. Научным руководителем, главным вдохновителем и организатором работы с ученым сообществом был Юрий Николаевич Прокопьев. И сегодня мы видим, что жизнь подтверждает, насколько точно были взяты ориентиры, насколько точно выверены и спрогнозированы события как в экономике, гак и в политической жизни.
Конечно, много можно было сказать о Юрии Николаевиче не только как о государственном и политическом деятеле, но и просто симпатичном, обаятельном человеке, который, занимая высшие должности в республике, оставался всегда доброжелательным, доступным, приятным собеседником. Юрий Прокопьев был очень внимательным, я бы сказал, дотошным руководителем, вникавшим во все мельчайшие детали социально-экономической и духовной жизни республики Огромное значение и внимание он уделял работе с людьми. При нем все руководящие работники республики проводили дни приема граждан. Все это жестко контролировалось и позволяло иметь тесную связь с населением, быть ближе к реальной жизни.
Я думаю, что придет время, когда ученые-историки будут внимательнейшим образом изучать трагические события начала 90-х годов, и абсолютно убежден, что в этих трудах найдет достойное отражение деятельность такого яркого человека, как Юрий Николаевич Прокопьев.
Я горд, что состою в партии, которой посвятили свою жизнь такие лучшие представители народа саха, как Платон Ойунский, Максим Аммосов, Александра Овчинникова, Гавриил Чиряев и Юрий Прокопьев.