Adult Search

Якутский республиканский комитет

Коммунистической партии Российской Федерации

Адрес: Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Октябрьская, дом 3
Телефон: +7 (411) 23-66-151
Электропочта: mgm_2004@mail.ru

Грех матери (из следственной практики)

Леонид Диодоров

«Господи! Помоги мне встать на ноги —
упасть я могу и сам».
Пословица

По преданиям, женщина была создана Богом не только для услады Адама в райском саду, но и для того, чтобы она продолжила род человеческий. Потому предназначение женщины — выносить и родить дитя. И еще, чтобы воспитать его достойным представителем рода Homo sapiens. А мужчина обязан позаботиться о том, чтобы мать и дитя ни в чем не нуждались.

Все религии мира утверждают, что жизнь дает Создатель, и только Он может отнять её. Не зря ведь лишение жизни признается ими самым тяжким грехом, нарушающим заповедь “Не убий!” Потому убийц нельзя простить, а самоубийц — оправдать.

В уголовном праве любое насильственное лишение чужой жизни называется убийством. А убийство матерью своего ребенка определяется как детоубийство и образует самостоятельный состав преступления. Им может быть и насильственное лишение жизни еще не родившегося, но жизнеспособного ребенка. И это самый тяжкий грех матери, по природе своей жизнеутверждающего существа.

В следственной практике, к сожалению, имеется немало случаев совершения детоубийств. Причины их разные, но истоки некоторых можно понять. И есть выражение: понять, значит простить!

Но я хочу рассказать о том грехе, который нельзя понять, значит простить. И о том, как этот грех был наказан. Притом, если верить в существование Бога, именно им. Говорят, что Бог видит всё, но так занят, что не всегда “руки доходят” реагировать на все несправедливости! Если это так, то здесь его “руки” дошли. Читайте и судите сами.

*  *  *

Это было много лет назад в сельской местности, где такие происшествия априори не могли случиться.

Районный центр, какой — неважно. Зима в разгаре, потому самые холода. Но, несмотря на холод, люди по своей нужде ходят в строения, называемые туалетами, расположенные во дворе. А что делать, ведь все деревенские жители издревле — “дворяне”?

Однажды утром, чуть посветлело, одна зоркая “дворянка” узрела на днище туалета, расположенного неподалёку от местной гостиницы и автовокзала, стоящих по соседству, что-то похожее на голенькую куклу. Убедившись не без помощи знакомых, что всё же это трупик ребенка, она сообщила о страшной своей находке в милицию.

Ребенок был извлечён из выгребной ямы, благо, ввиду  замерзшего состояния фекалий находился сверху. Была назначена и тогда же проведена судебно-медицинская экспертиза, которая установила, что ребенок женского пола был рожден (если можно назвать так процесс выпадения в туалет) доношенным и жизнеспособным. Эксперт определил, что он появился на свет не более суток назад именно там, где был найден. То есть присутствовал прямой умысел роженицы на лишение его жизни.

Потому было возбуждено уголовное дело по составу “детоубийство”. Была выдвинута версия, что мать ребенка могла проживать в рядом расположенной гостинице. Была вызвана женщина, дежурившая в прошедшие сутки. Она показала, что накануне днем поселила беременную женщину славянской наружности. При осмотре помещения на использованном белье были найдены следы кровянистых выделений. По журналу было установлено, что некая Оксана Головченко (назовем её так) переночевала в гостинице и утром выписалась. Дежурная пояснила, что клиентка намеревалась с утра улететь в Якутск. Другой информацией женщина не обладала.

В ходе расследования были предприняты меры по установлению детоубийцы. Направлены запросы по местам, где она вероятнее всего могла оставить следы пребывания. Проверены медучреждения (фельдшерско-акушерские пункты, женские консультации, местные больницы и т.д.). Были оповещены все органы местной власти — сельские и поселковые Советы, в том числе соседних районов, с целью установить объект розыска.

Но результатов не было достигнуто. Потому по истечении двух месяцев, отведенных уголовно-процессуальным кодексом России на предварительное расследование, оно производством было приостановлено…

Наступила долгожданная весна, принесшая тепло и таяние снегов. Где-то в середине апреля в милицию поступило сообщение о том, что в лесу обнаружен труп, как показалось обнаружившему, который побоялся подойти, женщины.

Так и оказалось. Тело женщины, видимо погибшей от переохлаждения, то есть попросту замерзшей, лежало на боку среди кустов и деревьев на склоне впадины рядом с пешей тропинкой, ведущей наверх.

По результатам осмотра было выявлено, что женщина на вид лет 30 от роду, славянской наружности, одетая довольно легко, упала там же, где попыталась разжечь костер из сломанных и сложенных в кучку веточек. Причем для растопки она использовала деньги — банкноты достоинством в 10 и 25 рублей, которые в большей своей части сгорели, однако костер не зажгли ввиду сырого состояния топлива.

На снегу, в месте, где сидела погибшая, имелись следы красно-бурого цвета, по-видимому, кровянистых выделений. В карманах одежды женщины находились деньги и паспорт на имя Головченко.

Тем самым, сомнений в том, что это была та самая женщина, выкинувшая ребенка, обнаруженного зимой на дне туалета гостиницы, не возникало.

Как было установлено следствием, погибшая направлялась по тропинке в сторону деляны, расположенной примерно в двух километрах от места обнаружения трупа, ослабела от потери крови и преодоленного пешим путем пути (от населенного пункта, который она покинула, было свыше 15 километров). Понимая, что погибает, она попыталась разжечь костер, не будучи таежницей, из сырых мерзлых веточек, которые трудно поддаются горению. Тут же она прилегла от слабости и замерзла.

Как подтвердил обитатель балка, расположенного на деляне, лесоруб совхоза Володя, погибшая женщина приходилась ему гражданской женой. Оксана и он были из Украины, познакомились в Якутске. Тогда он уговорил её поехать вместе с ним и жить в лесу, где он заготавливал дрова по договору с одним совхозом.

Жили они вместе в балке. Она готовила, обстирывала его, смотрела за хозяйством. С прошлого лета Оксана находилась в состоянии беременности, но долго тянула с отъездом для поступления в родильный дом. Ложиться в местную больницу она отказывалась, как он её не уговаривал. В конце концов, они договорились, что Оксана поедет на родину, где родит. Он снабдил её деньгами и проводил в райцентр. Оттуда она должна была вылететь в Якутск, затем домой.

Услышав, что она “выкинула” ребенка и замерзла по пути к его жилищу, Володя  горестно вздохнул и сказал:

— А я думал, почему она никаких вестей о себе не подает? — Затем, чуточку помолчав, добавил. — Как она не хотела уезжать!.. Не надо было её отправлять одну, но я ведь не мог оставить работу…

Еще добавил:

— По той тропе только она и ходила. Чтобы напрямик попасть на дорогу. Иногда она ходила в деревню за продуктами... — Голос Володи задрожал и он отвернулся.

Уголовное дело было прекращено за смертью лица, совершившего преступление.