Санкт-Петербург отмечает 73-ю годовщину снятия 900-дневной нацистской блокады города, который тогда еще назывался Ленинградом. В подвале превращенного в музей корабля ведут оживленную беседу два подростка в толстых зеленых свитерах. Через час Алексей и Андрей отправятся на бывшую линию фронта, чтобы разыграть освобождение города от нацистов. Но пока они спорят по поводу пожелтевшей фотографии российских моряков, которые гордо позируют на «Авроре» в феврале 1917 года. «Я считаю, что идти за Лениным и большевиками было не нужно, – утверждает Алексей. – Это обернулось катастрофой для всей России. Миллионы погибли. Они творили не пойми что. Россия потеряла стабильность. Зачем было убивать царя? Наши дедушки и бабушки пострадали от этой революции. А потом и наши родители».
«Ты ничего не понимаешь, – возражает Андрей, глядя на манекен в морской форме. – У них была причина идти за Лениным. Благодаря революции российский народ получил здравоохранение, общедоступное образование, гарантированное трудоустройство. По-твоему, это ничего не значит? Люди на фотографии – герои. Они изменили мир!» Речь идет о матросах и офицерах «Авроры», которые после повлекших за собой конец династии Романовых забастовок на Путиловском заводе в марте 1917 года (в феврале по юлианскому календарю) сформировали поддержавший большевиков революционный комитет и позволили находившемуся тогда еще в Цюрихе Ленину заручиться поддержкой военных. Позднее, 7 ноября 1917 года (25 октября по юлианскому календарю), «Аврора» сделала первый залп, ознаменовавший начало штурма Зимнего дворца, где тогда находилось Временное правительство…
Такие разногласия двух школьников – обычное дело в стране, где атмосферу в годовщину революции не назвать спокойной, а образ Ленина регулярно вызывает споры. Владимир Путин тоже не остается в стороне и даже пользуется ситуацией, чтобы добиться на этих противоречиях своей идеологической цели, которая, кстати, отражена в названии его партии: «Единая Россия». Так, на заседании Общероссийского народного фронта он упрекнул лидера большевиков в том, что тот с самого начала саботировал Советский Союз, установив равенство его членов и дав всем право на выход. «Я говорил, что нужно по-другому взглянуть на те идеи, которые сформулировал тогдашний руководитель Советского государства Владимир Ильич Ленин. Я говорил о том, что была заложена мина под здание нашей государственности», – заявил Путин. Самому ему явно ближе автономистская позиция Сталина. Как бы то ни было, даже президент России сегодня не может с легкостью совладать со столь чувствительной и иррациональной темой. На той же встрече ему задали вопрос по поводу захоронения Ленина, чье забальзамированное тело до сих пор хранится в Мавзолее на Красной площади. «Что касается перезахоронений и других вопросов подобного рода, вы знаете, мне кажется, к этому нужно подходить аккуратно, чтоб не предпринимать никаких шагов, которые разделяли бы наше общество», – сдержанно ответил он.
Но давайте вернемся в его родной Санкт-Петербург, во времена, когда тот еще назывался Петроградом. К востоку от стоянки «Авроры», там, где река меняет направление и устремляется на юг, находится район Смольный. Рядом с прекрасным Смольным собором располагается одноименный институт, который Ленин выбрал штабом большевиков и откуда началось восстание 7 ноября. В нескольких шагах от нынешнего Музея революции доктор философии и эксперт по марксизму-ленинизму Михаил Попов проводит конференцию в «красном университете». Выйдя из потрепанного лифта, мы подходим к неприметной двери организации, которую он сам основал десять лет тому назад. На стене висит позолоченная табличка «Российская коммунистическая рабочая партия».
Складывается впечатление, что этот человек лет 60 только вернулся с собрания большевиков. Строгий черный костюм, зачесанные назад редкие волосы, небольшие усы и неяркий галстук. Историк со смеющимся взглядом ведет нас по длинному и темному коридору, в конце которого словно светится огромный белоснежный бюст Владимира Ильича Ленина. Через несколько шагов мы заходим в лекционный зал. У левой стены стоит распахнутый книжный шкаф с работами Ленина. Сверху висят четыре портрета: Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин. Справа все закрывает огромное полотно, на котором Ленин призывает товарищей-большевиков продолжить революцию. В тот вечер уже собралось порядка 30 человек. Михаил Попов садится за стол: «Дамы и господа, приветствую всех. Сегодня мы с вами поговорим об истоках русской революции. Со времен Парижской коммуны ни одно событие не давало народу по-настоящему взять в руки власть, однако формирование Лениным Советов позволит этому опыту сохраниться…»
Два-три раза в месяц в зале собираются люди. Убежденные интеллектуалы, а также студенты и рабочие. «Я учусь по специальности «видео и связи с общественностью», но у меня возникает много вопросов о революции и политике в целом, – объясняет пришедшая снять семинар Наталья Иванова. – Нужно еще раз рассмотреть историю и разобраться, что не получилось. В школе эту тему поднимают все меньше и меньше. Возможно, революция и советский опыт были всего лишь черновиком. Созданные марксистской мыслью инструменты сегодня все еще эффективны».
Сидящий рядом инженер-химик Николай Александрович видит здесь способ продолжить начатую работу: «Коммунизм не умер. Чем больше проходит времени, тем больше я убеждаюсь, что коммунисты были правы. Ленин был великим человеком». Для Михаила Попова, чьи видео на YouTube набирают все больше просмотров, передача по истории играет жизненно важную роль: «Разумеется, самое важное для меня – противодействие нынешнему течению в стране, которое сводится к тому, чтобы переписывать историю революции параноидальным образом, винить Ленина во всех бедах России ХХ века. Ленинский интернационализм, который, кстати, отстаивал и основатель вашей газеты Жан Жорес, по-прежнему остается единственным средством предотвращения войны и подъема губительного национализма по всему миру. В этом его наследие. Так давайте и дальше защищать его».
Только вот в 750 километрах к югу, в современной столице России придерживаются иного мнения. Одна из организаторов Московского кинофестиваля Евгения Тирдатова не скрывает произошедших перемен: «Революция больше не находится в центре интересов современного российского кино. Поднимаемые вопросы теснее связаны с нынешней Россией. Эта история не была переосмыслена, причем не в последнюю очередь из-за присутствия целой прослойки пропагандистского кино, которая оставила след в памяти. Это касается шедевров Эйзенштейна. Революция 1917 года и Ленин – сложные темы для нашего народа. Я сама родилась в СССР и должна сказать, что страна предоставила мне доступ к очень качественному образованию». Ее дочь Софья Тирдатова, наоборот, критикует те времена: «Я работаю над сценарием фильма по «Воскресению» Толстого.
В любом случае сегодня пришло время задуматься о настоящей роли Ленина в этой революции. О его отношениях с немецкими врагами и падении Российской империи». С этим согласен и режиссер Кирилл Мозгалевский, который сейчас снимает телесериал по истории российской революции. Этот человек с длинными волосами, в кожаной куртке и с православным крестом на груди встречает нас в отеле Marriott на Тверской: «Никто никогда не говорил правды об этой революции. Все организовывалось с начала XIX века крупными европейскими и английскими банками, которые финансировали революцию, чтобы утвердить англосаксонские промышленные порядки. Ленин, Троцкий, Зиновьев, Каменев… За исключением Сталина, все лидеры были евреями или имели еврейские корни. Они были всего лишь агентами в проекте разрушения России. Мне кажется, что лучшей системой для России был царизм. Были белые цари и красные цари. Если Путин захочет стать царем, вся страна поддержит его». От таких ревизионистских и антисемитских заявлений Ленин наверняка переворачивается в гробу в своем Мавзолее на Красной площади и в нескольких шагах от роскошного отеля Marriott.
(Зарубежное досье)
Стефан Обуар, L’Humanité, Франция