Сама Мария до войны училась военному делу - стрелять из пулемёта, бросать гранаты, водить автомобиль; вступив в члены Осоавиахима, окончила курсы медицинской помощи. После известия о гибели мужа Мария решила пойти воевать, чтобы отомстить за любимого. Она обратилась в военкомат. Но шло время, её никто не вызывал. В то время по стране шёл добровольный сбор средств в фонд обороны. Это навело Марию на мысль продать все свои вещи, на вырученные деньги построить танк и идти на нём в бой. Собрав 50 000 рублей, Мария Васильевна отправила в Москву отчаянную телеграмму:
«Москва, Кремль.
ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ
Дорогой Иосиф Виссарионович!
В боях за Родину погиб мой муж – полковой комиссар Октябрьский Илья Федотович. За его смерть, за смерть всех советских людей, замученных фашистскими варварами, хочу отомстить фашистским собакам, для чего внесла в Госбанк на построение танка все свои личные сбережения – 50 000 рублей. Танк прошу назвать «Боевая подруга» и направить меня на фронт в качестве водителя этого танка. Имею специальность шофёра, отлично владею пулемётом, являюсь ворошиловским стрелком.
Шлю Вам горячий привет и желаю здравствовать долгие, долгие годы на страх врагам и на славу нашей Родины.
Октябрьская Мария Васильевна»
Самое удивительное в этой авантюрной истории то, что Сталин ответил Марии:
«Томск, Белинского, 31.
Тов. Октябрьской Марии Васильевне
Благодарю Вас, Мария Васильевна, за Вашу заботу о бронетанковых силах Красной Армии.
Ваше желание будет исполнено.
Примите мой привет.
И. Сталин».
Положительный ответ Сталина решил всё. История имела продолжение.
3 мая 1943 года Октябрьская убыла в Омск в 4-й учебный танковый полк. Пройдя пятимесячное обучение и сдав все экзамены, Мария стала механиком-водителем танка Т-34 «Боевая подруга». Команду к своему танку она подбирала сама.
Командиром был назначен младший лейтенант Пётр Иванович Чеботько, башенным стрелком – наш земляк из Пеледуя, сержант Геннадий Иосифович Ясько, стрелком-радистом – сержант Михаил Константинович Галкин. На заводе весь экипаж принимал участие в сборке своей машины.
Экипаж танка «Боевая подруга» (слева направо): младший лейтенант Пётр Чеботько, стрелок-радист Михаил Галкин, водитель гвардии сержант Мария Октябрьская и башенный стрелок гвардии сержант Геннадий Ясько. 1944 год.
Когда танк был собран и обкатан, на его башне с двух сторон – правой и левой - большими белыми буквами сделали надписи: «Боевая подруга». Это был обычный, серийный средний танк «Т-34». Поздним октябрьским вечером экипаж «Боевой подруги» в составе эшелонов покинул Омск.
8 октября 1943 года экипаж Октябрьской прибыл на станцию Вышегор Сафоновского района Смоленской области во 2-й батальон 26-й гвардейской Ельненской танковой бригады 2-го гвардейского Тацинского корпуса Западного фронта.
Свой первый бой «Боевая подруга» приняла в октябре 1943 года. В битве у деревни Редьки (Белоруссия) огнём и гусеницами «Боевая подруга» первой вклинилась в оборону противника и уничтожила несколько противотанковых орудий, пулемётных гнёзд и около 30 немецких солдат и офицеров.
Мария Октябрьская на танке «Боевая подруга». 1944 год.
29 октября 1943 года Мария сообщила в письме родным: «Получила боевое крещение, открыла счёт, бью гадов, иногда от злости не вижу света. Это не по радио и не на картине, вижу, как гады пьяные, во весь рост идут в контратаку, не один боекомплект осколочных выпустила по гадам. Пока жива, здорова. Пишите. Мой экипаж всеми уважаемый. Пишите всему экипажу: Пете, Гене, Мише».
Сержант Мария Васильевна Октябрьская зарекомендовала себя отважным воином, умелым механиком-водителем и отличным товарищем.
В боях за деревню Новое Село в Витебской области танк «Боевая подруга» уничтожил пушку и 50 немецких солдат, но был подбит и скатился в овраг, откуда его не могли вытащить на ремонт. В течение двух суток экипаж оборонял «Боевую подругу» с личным и танковым оружием, пока не были освобождены пути отхода.

В январе 1944 года в битве у совхоза Крынка Витебской области танк подбили, и под огнём противника Октябрьская пыталась его починить. Разорвавшаяся неподалеку мина тяжело ранила женщину в голову. Марию доставили в Смоленск, но врачи уже не смогли ничего сделать: осколок снаряда задел мозг. Высшее руководство намерено было везти её в Москву к лучшим хирургам, но врачи исключили перевозку. Из полка ей прислали письмо: «Мы глубоко верим, что наша «Боевая подруга» дойдет до Берлина. За ваше ранение мы будем беспощадно мстить врагу». Свою «хозяйку» успели навестить в госпитале «Петя, Гена и Миша», пообещали отомстить за неё врагу.
За её гробом шли военнослужащие гарнизона, коллектив госпиталя, трудящиеся города, её боевые друзья Петя, Гена и Миша...
Марию Октябрьскую похоронили на берегу Днепра.
2 августа 1944 года Марии Октябрьской было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно.
На снимке бюст Марии Октябрьской в Томске.
Вот с такой легендарной личностью довелось воевать рядом, в одном танке, пеледуйцу Геннадию Ясько.
Геннадий Иосифович Ясько родился в 1919 году в селе Качуг Качугского района Иркутской области. Был учителем Пеледуйской школы, Ушёл на фронт в 1942 году. Участвовал в сражениях с октября 1943 года на Западном и на 3-м Белорусском фронтах. Писал домой, в Пеледуй, письма.
Вот одно из его писем, написанное родителям в Пеледуй:
«Здравствуйте, мои дорогие родители и братья!
Закончился жестокий бой с немцами. Наша машина вышла из боя несколько повреждённой. Из строя была выведена и пушка. Но бой мы продолжали пулемётами. Досталось и нашей хозяйке танка Марии Васильевне Октябрьской. Она была тяжело ранена в этой смертельной схватке с фашистами. Но немцам этот бой обошёлся во много раз дороже. В самый последний момент схватки с немцами к нам подоспела помощь. Мы тогда выскочили из танка и живьём взяли 16 фрицев. Когда смотрели на них, гневу нашему не было предела. Теперь я уже не тот мирный советский учитель. Я беспощадный мститель за всё горе народное. Беда тому немцу, который попадает мне в руки. Вы, быть может, скажете, что я жесток. Нет! Этого ещё мало. Ведь сердце сжимается, когда видишь город или деревню, разрушенные немцами. Кроме развалин да какой-нибудь дряхлой старушки ничего нет. Освобождаем пустыню. Ненависти у меня накопилось много. И я даю клятву: пока бьётся моё сердце, пока послушен мне танк, буду фашистов бить, бить и бить. Меня никто не увидит в мирной обстановке до тех пор, пока немцы находятся на советской земле
Ваш Геннадий.
Полевая почта 31610 – Н».
После гибели «боевой подруги» Марии Октябрьской Геннадий Ясько продолжил воевать и успешно уничтожать врагов.
3 февраля 1944 года батальон поддерживал наступление стрелковых подразделений в направлении села Старинцы. Противник вёл сильный артиллерийский миномётный огонь по наступающей пехоте и не давал ей возможности продвигаться вперёд. Танк командира взвода, где стрелком башни гвардии был сержант Ясько, выдвинулся вперёд, преодолевая сопротивление противника, ворвался в село Старинцы и уничтожил два орудия, около взвода пехоты и четыре блиндажа с огневыми точками, чем обеспечил дальнейшее продвижение стрелков.
7 февраля 1944 года под Витебском рота танков поддерживала наступление на село Поповка. Танк Геннадия Ясько на большой скорости ворвался в село и подавил миномётную батарею противника, уничтожив около взвода солдат и офицеров.
В этих боях Геннадий Ясько своими быстрыми и смелыми действиями способствовал экипажу выполнить поставленную задачу. За проявленное мужество Геннадий Иосифович был награждён медалью «За отвагу».
26 июня 1944 года в районе железной дороги Орша – Могилёв танковому взводу, в составе которого был механиком-водителем танка Т-34 Геннадий Ясько, поставили задачу раздавить огнём и гусеницами колонну транспорта и лёгких танков противника, выстроившуюся для совершения марша.
Водитель танка Геннадий Ясько шёл направляющим. Взрывом тяжёлого снаряда были выведены из строя танковое оружие и экипаж, сам Ясько получил лёгкое ранение. Мужественный механик на большой скорости ворвался в колонну противника и раздавил гусеницами танка 15 вражеских автомашин, 18 солдат и офицеров и одного генерала. От взрыва второго снаряда танк Ясько загорелся и взорвался. Раненый механик вылез из танка, подошёл к полураздавленной генеральской машине, снял с убитого генерала снаряжение и принёс в расположение батальона.
За проявленное мужество и отвагу приказом от 9 июля 1944 года по второму Гвардейскому танковому корпусу механик-водитель второго танкового батальона 26-й Гвардейской танковой Ельненской бригады, старший сержант Геннадий Иосифович Ясько был награждён орденом Славы III степени.
В конце июля на адрес Пеледуйской школы пришло письмо с фронта от учителя Геннадия Ясько:
"Здравствуйте, дорогие ученики!
Много месяцев прошло с тех пор, как я оставил порог школы, расставаясь с вами. Но представьте, что вас я не забыл. Ваш нежный голос, ваш кропотливый, до пота пробирающий труд в классе, ваши лица с всегда играющим румянцем, дружный коллектив учителей, старающихся передать вам свои знания – всё это преследует меня сейчас.
Достаточно мне вспомнить Пеледуй, как предо мной встаёт родная школа, близкий коллектив учеников, учителей.
Кто эти злодеи, которые разлучили нас? Они, это они стреляют – немецкие фашисты! Они пожгли города и сёла, они осиротили тысячи детей, они убивают детей, они разлучили людей с любимой их профессией. Сколько силы мне дала ненависть к злодеям! И вовремя началась наша атака. Ну, держись враг! С именем любимых учеников я буду громить сегодня! Я развернул свой танк, посмотрел на пушку и пулемёты и невольно промолвил вслух: «Ну и достанется тебе сегодня, несчастная немчура!»
Мы ринулись на врага. Стальные кони неслись как птицы.
Пушки и пулемёты стучали не умолкая. Я давил гусеницами, бил из пулемёта, уничтожал как мог фашистов. И в такие страшные минуты я всё же вас не забывал. Разве мог враг выдержать такого напора, когда в одном человеке были сотни людей: он сам и весь коллектив учеников? Враг бежал, бросив всё. Только так бьём мы врага сейчас. Мы знаем, что враг ещё силён. В своих предсмертных судорогах, своими погаными руками ещё хватается за каждый выгодный рубеж. Но всё напрасно. Враг катится назад, недалёк тот час, когда враг будет разбит. И тогда мы встретимся.
Не так давно я был ранен в ногу. Пролежав в госпитале месяц и пять дней, я вновь в рядах своей части. За храбрость и уменье бить врага я получил звание отличного танкиста с вручением грамоты мастера вождения танков. Кроме того, получил правительственную награду – медаль «За отвагу».
Я надеюсь, что коллектив учеников сделает всё зависящее от него, чтобы приблизить час нашей встречи.
Я надеюсь, что учащиеся приложат все силы, все знания на успешное завершение учебного года. Ваш ответ на это письмо я буду ждать, как надежду на будущее.
Пишите, пишите, дорогие!
Этого ждёт любящий вас Геннадий Иосифович.
Передайте привет всему коллективу учителей.
С коммунистическим приветом, гвардии сержант Г. И. Ясько»
В ноябре коллектив Пеледуйской школы получил очередное письмо с фронта:
«В своём письме мы намерены рассказать вам о том, как сражается ваш земляк – гвардеец, отличный танкист, мастер вождения танков Геннадий Иосифович Ясько, родные которого проживают в посёлке Пеледуй: отец Иосиф Иванович Ясько и мать Любовь Соломоновна Ясько.
В нашей гвардейской семье Геннадий Иосифович пользуется заслуженной славой и авторитетом как мастер своего дела, бесстрашный воин. Он умеет презирать смерть и любить жизнь. В этом его всегдашний залог побед. На своём счету Геннадий Иосифович имеет 11 вражеских танков, большое количество автомашин и другой техники врага. На его счету более 200 уничтоженных лично им вражеских солдат и офицеров. Танк гвардейца Г. И. Ясько грозен и беспощаден. Он всей своей силой обрушивается на врага. На грозной боевой машине Г. И. Ясько прошёл славный путь, на своём танке он несёт свободу нашему народу, смерть немецко-фашистским захватчикам.
Через леса и болота, по степным неведомым дорогам провёл свою грозную машину гвардеец Ясько до границ Восточной Пруссии.
Орденом Славы III степени и медалью «За отвагу» отметило наше правительство, наш народ боевые заслуги Геннадия Иосифовича.
Товарищи, вместе с вами, вместе с родными героя отцом Иосифом Ивановичем, матерью Любовью Соломоновной и его братьями мы законно гордимся сыном-патриотом.
От всего сердца мы выносим наше фронтовое гвардейское спасибо Иосифу Ивановичу и Любови Соломоновне, воспитавшем Родине бесстрашного воина.
Не далёк тот день, когда пробьёт час окончательной победы над врагом. Добивайтесь этого самоотверженным трудом на предприятиях, колхозных полях.
Будем общими усилиями бить врага.
С гвардейским приветом, по поручению личного состава части:
Командир части Лоленко,
зам. ком. по политчасти Шинкоренко.
1 сентября 1944 года.
Пишите нам на адрес Геннадия Иосифовича – полевая почта N 06641 – С».
В боях в составе 3-го Белорусского фронта по прорыву обороны противника в районе Айменишкена батальон вёл ожесточённый бой с танками и артиллерией противника. В результате боя огнём артиллерии противника было подбито четыре наших танка, механик-регулировщик 2-го танкового батальона 26 Гвардейской танковой Ельненской Краснознамённой ордена Суворова бригады, гвардии старшина Геннадий Ясько, будучи старшим мотористом-регулировщиком роты, с честью отнёсся к своему служебному долгу, проявив собственную инициативу, в течение ночи лично сам с помощью эвакуационных средств вытащил под сильным оружейно-пулемётным огнём противника все подбитые танки и доставил их на СПАМ (сборный пункт аварийных машин) бригады. В течение двух дней танки были восстановлены силами батальона и снова поставлены в строй.
За проявленное мужество, отвагу, личную инициативу в деле эвакуации подбитых танков с поля боя Геннадий Ясько приказом от 27 февраля 1945 года был награждён орденом Славы II степени.
В день Победы, 9 мая 1945 года Геннадий Иосифович был награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
К сожалению, мне не известно, как сложилась судьба Геннадия Иосифовича после войны. Знаю лишь, что он умер в мирное время в 1975 году, встретив 30-летие Победы.
Сергей МОСКВИТИН.

