Сегодня такой участок люди приобретают, как правило, с двумя целями: либо под индивидуальное жилищное строительство, либо для открытия производства, туристического объекта и других коммерческих целей. Процент примерно одинаковый – 50 на 50, но ситуации принципиально разные. И работа по ним должна выстраиваться совершенно по-разному. Люди, которые приобретают землю именно для ИЖС, нуждаются не только в транспортной инфраструктуре, но и социальной. Поэтому их запрос больше направлен на территорию, которая располагается ближе к населенным пунктам. Во втором случае - более сложный порядок получения разрешений, проектов строительства, обеспечения участка инфраструктурой.
Для большинства людей один гектар для ИЖС – слишком много. Поэтому тем, кто берут участок для личного строительства вблизи от крупных населенных пунктов, нужно дать возможность приобретать его меньшего размера и сделать эту процедуру более понятной. Что касается коммуникаций, то стоит учесть опыт Мурманской области, где люди объединяются в сообщества собственников. Проведение в такие конгломерации дорог, света и газа происходит намного быстрее.
Уверена, что проект «Дальневосточный гектар» имеет хорошие перспективы, и будет дорабатываться с каждым годом, что сделает его еще более привлекательным. Этот опыт необходимо распространять и на другие малонаселенные территории, которых в стране достаточно.